Все произведения

Война и мир

В конце 1850-х гг. Толстой начинает писать повесть, героем которой должен стать декабрист, возвращающийся после амнистии 1856 г. в Москву. Героя зовут Петр Лабазов, написаны три главы, которые автор р...

азрешит напечатать в 1884 году под заглавием «Декабристы». Первая глава написана резко сатирически — Толстой не щадит ни современную журналистику, ни общественный подъем после воцарения Александра II, ни самого себя как участника Севастопольской обороны. В наброске предисловия, которое так и не было напечатано, автор говорит, что он сначала обратился к 1825 году — «эпохе заблуждений и несчастий» его героя (никаких следов 1825 г. в черновиках «Войны и мира» нет). Потом — к времени молодости героя, и время это совпало с эпохой 1812 года; здесь уже рядом с центральным героем появились «с равным интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины, и женщины того времени». Здесь произошло серьезное изменение замысла — от романа о двух-трех героях автор перешел к эпосу — к повествованию о событии, затронувшем глубинные основы народного бытия. Это неслучайно происходит в пореформенное время — ведь освобождение крестьян тоже стало важнейшим событием народной жизни («Порвалась цепь великая, порвалась —расскочилася одним концом по барину, другим — по мужику»). Обращение к 1805 году — времени «наших неудач и нашего срама» — тоже обосновано: если характер нашего народа проявился в 1812 году, то он должен был проявиться и в 1805-м. В книге можно заметить три основных композиционных принципа: 1) антитеза: война/мир, Наполеон/Кутузов, Петербург/Москва и деревня, Курагины/Ростовы и т.д. 2) движение: исторические события, причины которых до конца не могут быть нам известны; духовные искания героев книги; смена поколений (книга начинается с появления сироты Пьера, заканчивается сном сироты Николеньки Болконского; 3) сцепление (сопряжение, если пользоваться словом Толстого), т.е. всё связано со всем, но не примитивно, а в контексте мощного исторического потока. Ключевые моменты в судьбах героев, в их жизни и событиях связаны с бесспорными ценностями для Толстого: музыка, семья, природа, танец, то есть всё, что объединяет людей. В «Войне и мире» настолько явно торжествует жизнь, что кажется, что для автора смерти нет: когда умирает князь Андрей, Наташа и кн. Марья спрашивают себя: «Куда он ушел?». Неслучайно он является во сне Николеньке. В описании исторических лиц Толстой довольно свободно обращается с источниками: он считает себя вправе так обращаться с историческими сочинениями, потому что категорически не признает их истинности. Это вызвало шквал критических замечаний, но для Толстого его историософия была важнейшим результатом работы над книгой. Впоследствии и отношение к «Войне и миру», и понимание роли исторического лица менялось, но, как свидетельствует М. Горький, и в начале 1900-х гг. Толстой говорил о своей книге: «Без ложной скромности, это как “Илиада”».
Свернуть описание Развернуть описание

Основной текст

Черновики и варианты

Война и мир. Планы и заметки Война и мир. Вступления, предисловия и варианты начал Война и мир. Варианты к тому первому Война и мир. Варианты к тому второму Война и мир. Варианты из черновых автографов и копий Война и мир. Варианты из наборных рукописей Война и мир. Варианты из корректур Война и мир. Варианты из черновых автографов и копий к четвертому тому, чч. 1—4 Война и мир. Варианты из наборных рукописей к четвертому тому, чч. 1—5 Война и мир. Варианты из корректур к четвертому тому, чч. 1—6 Война и мир. Варианты из черновых автографов и копий к эпилогу, чч. 1 и 2 Война и мир. Варианты из наборных рукописей к эпилогу, чч. 1 и 2 Война и мир. Варианты из корректур к эпилогу Война и мир. Добавления Война и мир. Том первый. Печатные варианты Война и мир. Том второй. Печатные варианты Война и мир. Том третий. Печатные варианты Война и мир. Том четвертый. Печатные варианты

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.