[ВАРИАНТЫ К «ТАК ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ?»]
** № 1.
О помощи при переписи.
Соблазны должны войти в мир, но горе миру от
соблазнов. И если око твое соблазняет...........
чем
Из предложения моего по случаю переписи ничего не вышло.
Мало того, я убедился, что ничего и не могло выйти. Я ошибся, не в том я ошибся, что нет в мире ни одного дела, ни научного, ни государственного, ни общественного, ни семейного более важного, чем то, чтобы накормить голодного, одеть голого, посетить заключенного, не в том даже, что это можно сделать сейчас и что мы все понимаем и хотим это сделать, — не в этом я ошибся, но в том я ошибся, что я забыл то, что хорошо знаю: нельзя начинать никакого дела из середины, что есть законная и естественная последовательность дела, что нельзя печь хлеб, не смешав муку, ни сделать добро, не приготовившись к нему. Я забыл, что для того, чтобы наложить на себя благое иго и легкое бремя, надо сложить прежде те бремена, которыми мы задавлены.
Чтобы делать добро, надо побороть соблазны. На дороге к добру стоят соблазны. И не поборов соблазны, нельзя и приступиться к добру. Я слишком дерзко предлагал делать добро, забывая о том, что прежде счастия добра надо побороть соблазны, сложить с себя неудобоносимое иго и бремя. Я не отчаиваюсь и не отрекаюсь, как не отчаится и не отречется от своего дела человек, который призывает других перейти через пропасть по узенькой кладке и убедился, что обутые и отягченные ношами не перейдут по кладке; он только предлагает прежде скинуть все лишнее, разуться, но зовет туда же. То же самое случилось и со мной.
Мы поднимем давящую нас тяжесть, это не может быть иначе, потому что мы хотим этого, потому что мы знаем,
Я опытом был приведен к этому сознанию. И хочу рассказать этот опыт и то сознание, которое он во мне вызвал, даже не вызвал, a освежил, потому что это сознание всегда было во мне и есть во всех нас.
Прежде чѣмъ сказать о томъ, что вышло изъ моего предложенія, я скажу вкратцѣ, чѣмъ оно было вызвано. Я 19 лѣтъ жилъ безвыѣздно въ деревнѣ. И зналъ деревенскихъ бѣдныхъ, не такъ, чтобы видѣть бѣдныхъ деревенскихъ на улицахъ и у своего крыльца, а зналъ всю бѣдность, какая есть въ извѣстномъ околоткѣ, зналъ и у себя дома. И какъ ни ужасна эта бѣдность, всегда и особенно была ужасна въ прошломъ году при дорогомъ хлѣбѣ, видъ этой бѣдности не приводить въ отчаяніе. Нашему брату, богатому, всегда можно помочь этой бѣдности, большей частью помочь тѣмъ, чтобы не производить ее. Бѣдность деревенская есть результатъ какой-то заразы, и ее можно лѣчить. Въ деревнѣ нѣтъ источника бѣдности. Въ деревнѣ источникъ всего богатства. Если зарождается бѣдность, то отъ недостатка земли, отъ того, что хлѣбъ, воздѣланный тутъ, идетъ къ людямъ, которые не работаютъ, отъ солдатчины, отъ акциза, отъ податей, отъ судей и судовъ; и какъ ни жестоки всѣ эти язвы, они всѣ излѣчимы. Сколько ни сажаютъ судьи рабочихъ-мужей по острогамъ, жены и дѣти ихъ все таки кормятся добрыми людьми. Деревенская бѣдность есть результатъ жестокости и глупости людей, но она сама никогда почти не зарождается, и потому лѣчить ее легко и видъ ея не приводитъ въ отчаяніе. Отберутъ мужа въ солдаты, и свекоръ поблюдетъ сноху и дождется сына, и семья не погибнетъ. Отнимутъ зачѣмъ-то мужа работника отъ семьи и посадятъ въ острогѣ на годъ, а мы міромъ прокормимъ дѣтей и жену, и бѣдность покрыта. Бѣдность деревенская есть послѣдствіе заразы. Бѣдность же городская есть причина всей и всякой бѣдности, есть сама зараза. 19 лѣтъ я жилъ въ деревнѣ, видѣлъ эту бѣдность, послѣдствіе ошибокъ людскихъ, и иногда помогалъ ей. Нынѣшній годъ я въ первый разъ, живя въ городѣ, увидалъ городскую бѣдность и долго не могъ понять особенность ея. Съ первыхъ же дней я встрѣтился съ бѣдностью въ лицѣ нищихъ: оборванныхъ, полуголыхъ, блѣдныхъ людей, стоящихъ у богатыхъ магазиновъ, оглядывающихся на городового и робко кланяющихся женщинъ съ грудными дѣтьми, просящихъ на погорѣлое, стариковъ, солдатъ, старухъ, дворянъ, слѣпыхъ, здоровыхъ мужиковъ въ рабочей одеждѣ, ходящихъ съ топоромъ или безъ топора и говорящихъ, что работы не нашли и не ѣли. Видѣлъ я нѣсколько разъ, какъ городовые водили этихъ нищихъ въ участокъ и потомъ въ Юсуповъ рабочій домъ. Разъ я встрѣтилъ —
По принятому мною обычаю я всегда подавал просящим и часто вступал с ними в разговор. Из разговоров мне казалось, что большинство людей этих говорили неправду, но я не позволял себе верить своему чувству. Но несколько раз мне случилось уличать этих нищих в обмане. Человек говорит, что ему нужно только столько то, чтобы поступить на место. Он получил что нужно и не поступал на место. Мужик говорит, что ему нужно на колун, и он готов работать. Он получал на колун и не поступал на работу. Особенно больно мне было видеть обман рабочих мужиков. Семь человек так обманули меня. Здоровый мужик в лаптях, в сермяге просит. Отчего не работаешь? Проел все; ни пилы, ни колуна не на что купить. Даю ему деньги, говорю придти завтра работать на Сетунь, на Воробьевы горы, к Петру и Семену. Берет адрес, обещается придти. «Ведь разве охота побираться? Я работать могу». Дворник принимает участие в нашем разговоре, убеждает мужика. Мужик клянется. На утро прихожу к Петру и Семену. Пришел мужик? Не бывал. И так не один, а 7 человек обманули меня. И это обидно тем больше, что Петр и Семен на Сетуни и по всей Москве тысячи таких Семенов и Петров, многие старые за 60 лет выходят из Хамовников до свету, чуть забрезжится — берутся за работу — пилить, колоть, наваливать и работают до поздней ночи, да как работают! Тому, кто не испытывает этой работы, тот не может себе представить, что эти работают так, что спины не разогнут, что рук не слышат, заснуть не могут от того, что руки и спина ноют (особенно старые люди), и обгоняют так в день 40 копеек.
Обидно, что попрошайка наберет эти 40 копеек по улицам у таких дураков, как я. Обидно особенно потому, что удивляешься, как Петры и Семены не сделают того же. И делают многие, и я видел таких. И поработает и попросит. И все меньше работает и больше просит. Это было мое первое знакомство с городской бедностью. Тут уже я видел другое,
Впечатлѣніе это отравило мнѣ и такъ отравленную жизнь въ Москвѣ, я не могъ, не могу ѣсть и пить, не думая, что я ѣмъ и пью кровь и плоть живыхъ людей, но я не понималъ всего. Я чувствовалъ, что кто-то виноватъ въ этомъ, и первый я, но не зналъ хорошенько степень своей вины и способъ искупленія ея. И я все больше и больше вникалъ въ жизнь этой городской бѣдности.
Случилась перепись. Я попросил позволения принять в ней участие, для того чтобы еще ближе и во всем объеме узнать свою вину. Мне дали участок Ржановского дома на Смоленском рынке. Дом этот славится своей нищетой и развратом, так что ругаются: «тебе бы в Ржановской крепости жить». Условия, в которых сложилась жизнь этого дома, родились сами собой. Тут не видно и следов ни филантропической, ни правительственной деятельности. Только городовых побольше, чем в других местах. В доме больше
Много квартир, в которых живут по 10 и больше лет. Один столяр с рабочими, портной старичок с старушкой, по 60 лет. Оба торгуют яблоками, на полу постланы соломенные щиты. Образов много, лампадка, завешанные простыней шубы крытые. Старушка вяжет чулки. Вдова одна в светелке, тоже образа, лампадка, пуховик, стеганное одеяло, самовар, чашки. Самовары, чашки, чайники, жестяночки из-под конфет для сахара и чаю, папироски везде. Больных из 2000 жителей мы нашли только 3-х. Их обирают, как и мертвых, как и нечистоты, как и убийц (когда мы ходили, шло следствие о сапожнике, убившем ножем солдата).
Так что жалости не возбуждает эта жизнь, a скорее игривое настроение.
Я принял участие в переписи потому, что мне хотелось получить ответы на мучавшие меня вопросы. — Именно: сколько в Москве таких несчастных голых, голодных, как те, которые стояли у Ляпинского дома? Сколько таких несчастных, с жиру бесящихся, как я? Нельзя ли нам поделиться? Будет ли нам от этого лишение? Я был на заседаниях распорядителей по переписи и говорил с членами Комитета: нельзя ли предложить вопросы, которые бы выяснили это. Но было уже поздно, вопросы уже были утверждены в Петербурге, новых нельзя было ставить. Один только вопрос о фортепьяно частным образом ввели. Мне хотелось узнать, сколько голодных и сколько играющих на клавикордах.
Получив участок Ржановского дома, я однако испугался. Вспоминая ужасы Ляпинского дома, я не решался идти туда, не запасшись прежде средствами помочь этим несчастным, которых я увижу там. Я приблизительно сделал такой рассчет: если я найду там 1000 человек несчастных, для того чтобы одеть, накормить, выправить билет, отправить
Я все-таки начал писать свою статью.
Я прочел статью юному Прокурору (Он зашел ко мне, когда я писал статью). Прокурор обыкновенный тип умного, неверующего ни во что, не злого и насмешливого человека.
Тоже впечатление произвело мое сообщение и на счетчиков, с которыми я познакомился: «что-то тут очень хорошо и несомненно справедливо, но что-то тут очень глупо, так глупо, что даже совестно. Совестно как то смотреть в глаза друг другу, говоря про это».
Такое же впечатление произвела эта статья на Редактора газеты, на моего сына, на мою жену, на купца — домовладельца, на самых разнообразных лиц. «Правда то правда, да ничего из этого не выйдет». Кроме того, при разговорах об этом все начинали тотчас же осуждать других. Говорили: «да у нас возьмутся и сейчас бросят. У нас не думают. о ближнем, у нас только бы самому добыть себе блага жизни. У нас спячка, у нас буржуазия тупая» и т. д. И так говоря про предполагаемые причины неудачи, все бранили друг друга отчаявшись друг в друге и, следовательно, бранили себя и отчаявались в самих себе.
Нельзя не водить в участок нищих, потому что так начальство велит, и нельзя не ходить в церковь, потому что так православие велит. Только в последнее время, а именно в нынешнем году, я встретил одного человека, который уже прямо выразил мне то, что закон Евангелия по отношению к нищим, — да и вообще, — устарел и не имеет силы, и существует другой закон, заменивший его. Это был единственный случай ясного и логического разрешения вопроса, и потому я не могу не отметить его. До тех пор при беседах с самыми разнообразными людьми, с городовыми, священниками, кучерами, профессорами, кухарками, министрами
Мне грустно было за этого доброго красивого малого в красном околыше и казенном тулупе. Но рассудочная моя потребность была вполне удовлетворена не по отношению к одному этому малому, но по отношению ко всему тому хаосу слов и отрывков мыслей, которые я слыхал и читал годами от богословов, философов, ученых, администраторов по этому предмету. Это была искра, которая осветила все предшествующее. Все эти рассуждения о законе развития человечества, о божественной сущности и святости единой церкви, о конфликтах воли и разума, о судьбах народностей, все, все, что я слыхал и что мне казалось иногда сонным бредом, — все это получило для меня ясный смысл. Все это перифразами говорило только то, что сказал мне этот милый малый в тулупе и красном околыше. На место евангелия — воинский устав: для разговора — евангелие, для исполнения — воинский устав. Это я понял нынешний год.
Ты добрый человек. То, что жизнь детей, женщин и сотен тысяч людей губится на фабриках механической, нездоровой 15-ти часовой работой, мучает тебя, ты страдаешь этим, так чтож? Не покупай конфет, рогож, бархату; не предъявляй ко взысканию твои рубли на этих самых гибнущих людей, и совесть твоя будет спокойна. Или, если ты все таки покупаешь игрушки, бронзы, бархаты, ты лжешь, что страдаешь за них. Если ты понял, что конфеты, которые ты ешь, — кровь и слезы людей, ты не будешь их есть. Может быть, ты съешь в море и человечьего мяса, когда придет голод, ты съешь то, что тебе необходимо нужно, чтобы жить, но ты не будешь есть людей для забавы. Дикие угостили путешественника обедом. И обед показался ему вкусным. Но он узнал, что для обеда убили пленного и что он ел человечье мясо. Путешественник не станет больше есть у диких.
Ты говоришь: «без меня купят бархат и бронзы». Это неправда. Без тебя, да без меня, да без третьего будет меньше нужно бронзы. Но даже еслиб это была и правда, если ты понял, что вся твоя роскошь есть слезы и кровь людей, ты не можешь уж делать ее».
Ты говоришь, что и без твоих денег фабрики пойдут. Хорошо. Ну, а твои 10 человек прислуги — кто привел сюда из деревни, чтобы половина из них спилась и развратилась и попала в ночлежные дома и в дома терпимости?
Ты страдаешь о нищете и разврате, так не обращай их своими деньгами в рабство и не развращай, заставляя одного стоять всю жизнь в шутовском наряде в швейцарской, другого во фраке подавать на подносе письмо, третьего чистить за тобой и выносить твои нечистоты. Как только ты сказал, что страдание и разврат людей мучает тебя, тебе нет другого выхода, как перестать делать то, что развращает их, — ни покупать не нужно, ни заставлять работать на себя, ни держать прислуги, а самому работать на себя, и самому, и жене, и дочери, и сыну.
Но это тяжело, это мучительно, это будет ад, а не жизнь! Если я буду сама или сам чистить и варить, я буду несчастен, я буду зол, я буду хуже.
Это все может быть, и жить по человечески не неизбежно необходимо для людей, как мы и видим это.
Но лгать нельзя, лгать не надобно, и нельзя хорошим называть то, что дурно.
Тяжело так жить, ничего не покупать для потехи и роскоши, не держать прислуги и все делать самому, можно жить и по старому, и многие живут так и долго будут жить.
Но пускай такие люди не говорят, что они христиане — Христос не знает таких. Пускай они не говорят, что они образованные люди — образованный человек не может состоять в разврате, пускай не говорят, что они гуманные люди — гуманность [не] в том, чтобы пить кровь и слезы людей. Пускай не говорят, что они либеральные люди — либеральность — свобода, а они живут только насилием. Жить так можно, не понимая того, как мы живем, но понимая и живя так, человек перестает быть человеком, а становится животным, да еще хищным.
Только тот хитрый обман, который под видом денег установил новую и самую жестокую форму рабства, мог привести нас к такому странному положению.
Ведь то, что происходило в ту ночь, в которую я встретил
Я помню, мой отец, добрый помещик, поехав в город, увидал раз убогого мужика из Ясной поляны Еремку, просящего милостыню. Он пришел в ужас, посадил с собой убогого, вернулся домой, разбранил прикащика и велел взять его в дворню, одеть и давать месячину, чтобы не было нищих из его крепостных. Он делал это потому, что он чувствовал, что в этом его обязанность, а чувствовал он, что это его обязанность потому, что знал, что если каждый помещик и каждый государственный чиновник будет так заботиться о своих крестьянах, то не будет голодных, и можно спокойно ехать в коляске в город, если же нет этого, то нельзя ехать в коляске в город, а надо прежде устроить Еремку, так чтобы он не холодал и не голодал. Теперь же все те вешающиеся с голода и умирающие, нам кажется, до нас не касаются, и их нищета, нам кажется, не может тревожить нашу совесть, и мы спокойно едем мимо них не только в город по делу, но на гулянье, в театры, на балы, как будто между их и нашей жизнью нет никакой связи.
В ту ночь, в которую я пишу это, мои домашние ехали на бал. Бал, не говоря уже о той безумной трате людских сил на несколько часов мнимого удовольствия, бал сам по себе, по своему смыслу, есть одно из самых безнравственных явлений нашей жизни. Я считаю его хуже увеселений непотребных домов, и потому, не будучи в состоянии внушить своим домашним мои взгляды на бал, я ухожу из дома, чтобы не видеть их в их развратных одеждах.
В заблуждение о том, что я могу помогать другим, меня ввело то, что у меня были лишния деньги и что во владении деньгами я не видел ничего несправедливого.
Существовало прежде мнение о том, что деньги представляют
В последнее время стало так очевидно, что деньги никак не могут представлять труда того, кто ими владеет, что нельзя было более утверждать этого, что люди, называющие свои обманы наукой, стали уже утверждать, что деньги не всегда представляют труд того, кто ими владеет, но все-таки представляют всегда труд и сами в себе не только не имеют ничего несправедливого, но представляют законное, необходимое и естественное условие общественной жизни. Наука, то есть то подобие знания, которое имеет целью оправдание существующих несправедливостей, потрудилась так поставить вопрос о деньгах, что самый существенный вопрос относительно денег, именно тот, каким образом деньги служат средством порабощения одних людей другими, совершенно устранен. Деньги, по науке этой, представляют всегда труд и необходимы в обществе 1) для удобства размена, 2) для установления мер ценности, 3) для сбережения, 4) для платежей. Вот и все. То же значение денег, состоящее в том, для чего мы все и все вокруг нас употребляют их, — именно в том, чтобы посредством их заставить одних людей работать на других, об этом значении денег эта наука не говорит. Когда говорится об этом, то говорится в таких формах, что надо долго ломать голову, чтобы только понять то, о чем говорится. Чтобы сказать то простое и понятное каждому человеку дело, что те, у кого есть деньги, могут заставлять других не только на себя работать, но выматывать жилы из тех, у кого нет денег, чтобы сказать это, говорится о железном законе, по которому рабочая плата всегда стремится к понижению до степени удовлетворения только самых потребностей, а процент капитала и рента с земли стремятся увеличиваться. Этими словами по науке выражается то, что тот, у кого есть деньги сверх тех, которые ему нужны на удовлетворение своих потребностей, может швырять рыбки в помойную яму и предлагать тем, у кого нет денег для удовлетворения своих потребностей, зубами доставать их, и что всегда найдутся голодные, которые будут доставать их. Вместо того чтобы сказать то, что есть и понятно и главное — важно всякому, — то, что тот, у кого есть больше денег, чем потребностей, имеет неограниченную власть над тем, у кого меньше денег, чем потребностей, говорится о проценте, рабочей плате, ренте, о словах, в которых не только простые смертные, но и ученые по этой части перепутались так, что сами ничего не понимают, и, наконец, говорится о железном законе (этому глупому слову
Итак, прежде чем определять деньги по их отношению к Труду и Богатству (я пишу эти слова большими буквами, так как по науке эти слова возводятся в какие то независимые существа), надо определить их по отношению к людям и тем явлениям между людьми, которые, очевидно, постоянно повторяются и заставляют страдать миллионы и развращаться тысячи.
В этом смысле определение денег будет такое: деньги есть условные знаки, дающие возможность одним людям, собравшим много таких знаков, пользоваться трудом других людей и принуждать других отдавать свой труд чужим людям [...]
Один великий князь имел такую мерзкую болезнь, что все пер.. л и никак не мог удержаться. Доктор сказал, что болезнь тимпанит, и все смело повторяли это, и великий князь пер.. л везде сколько хотел. Право, рента с земли, процент с капитала, заработная плата за труд — тоже тимпанит.
По русски выходит, что богатые люди грабят бедных, забрав в свои руки все, что есть у бедных, и даже землю, и стригут их, не давая им обростать. И вот политическая экономия придумала для этого учтивое название в роде
Стоить только восстановить в своей памяти все известные нам формы экономических насилий одних людей над другими, чтобы совершенно очевидно стало, как насилие денежных взысканий неизбежно и естественно вытекало из первобытных насилий. Живут Древляне, пашут, водят скотину, торгуют даже, т. е. меняются своими произведениями. Наезжают князья с дружинами, отбирают скотину, хлеб, ткани и, естественно, пуще всего металлы — золото, серебро, то, что можно увезти и сохранить. Древляне оправляются года через три, князья опять приезжают грабить, но поживы уж меньше, и князья решают лучше не грабить, а наложить дань — чем же? Очевидно, такими вещами, которые не портятся и не громоздки — бывали шкуры, но чаще золото; но золото уж почти все отобрано от Древлян и все у князей, и потому Древляне должны продавать князьям же за золото все, что они захотят взять. Вот самое простое первобытное насилие, производимое посредством денег. Разве не тоже самое происходить и при более сложных условиях жизни? Мужики у помещика на барщине. Ему трудно и неудобно их заставить дружно для себя работать. Он оторвет мужика от земли в музыканты, охотники, повара, а повар окажется плохой, — не лучше ли прямо назначить оброк — деньги? За деньги помещик наймет повара, так что для того, чтобы добыть деньги, нужные для уплаты помещику — все у помещика, — надо потрафлять помещику и делать все те работы, какие он хочет. И опять то же рабство, переведенное только на денежную цену. Разве не то же самое совершилось при нашем освобождении крестьян (не говорю уже о крестьянах,
Разве не то же самое в гораздо большей степени в нашем фабричном быту и во всей Европе? Деньги у богачей, у малого числа. Деньги нужны теперь не только на уплату, но для большинства обезземеленных у нас и всех почти в Европе; деньги нужны прямо на то, чтобы купить хлеба, заткнуть дыру во рту своих и свою; как же не работать все то, что хотят богатые? И это самое простое, очевидное насилие называется рентой и процентами с капитала.
Требуют у тех — чего у них нет — денег (деньги же все у правительства и богатых) и потому, чтобы получить деньги, бедные лишаются все больше и больше того, что у них было, и закабаляются во всякие работы, нужные богатым, и постоянно содержатся, как проститутка бандыршей, всегда в долгу. И вместо того, чтобы понять отчего это сделалось и как уничтожить это, политическая экономия целый век уж все хочет разъяснить это положение так, чтобы это казалось вполне справедливым.
А между прочим что может быть яснее причины этого? Посмотрите на вновь завоеванные страны: на Индию, Америку, посмотрите на старые государства, откуда берется это новое рабство. Князья разорили и побили Древлян, сожгли и увели пленных. Это очень тяжело, но князья ушли, и Древляне опять живут свободно и оправляются. Но вот князья пришли и наложили дань. Тут уже хуже. Никогда нет свободы. Но потом князья завладели землей и разделили своим. Это еще хуже. Налоги всегда тревожат Древлян. Но вот освободили Древлян и дали или не дали земли — это все равно, но наложили на них подати, отбирающия у них последнее. Это уже хуже всего. Хуже всего то, что когда их грабили и гнали и закабаляли на земле, они знали, что над ними совершают зло, а зло не вечно, теперь же они рабы хуже прежнего, но не видят, где зло. Все что отбирают у них, отбирают по справедливости для их же пользы. В самом деле, что может быть ужаснее того, чтобы у человека насильно отбирали его пропитание, повергая его в полное рабство, объясняя это тем, что это для его блага? Зимний дворец, Храм Спасителя, железная дорога, ничего не возящая, война с турками, урядники, миллионы на жандармов — все это собирается насильно с того человека, которому не нужен ни дворец,
Мы привыкли и не видим нелепости мотива податей всяких, и прямых и косвенных, собираемых насилием, a ведь стоит только опомниться, чтобы ужаснуться перед этой нелепостью. Положим, у нас самое прекрасное правительство, представляющее наилучшим образом волю народа, но я никогда не хожу в храмы и не люблю их, никогда не боялся и не боюсь немцев. Как же меня заставить платить за храмы и за войну с немцами? А если можно заставить платить за то, чего я не хочу, то очевидно, что я раб и всегда буду рабом, если только не буду хозяином. Налоги государственные, взысканные насильно, — вот источник рабства. Если бы были мытари-откупщики, народ бы был в рабстве у Кесаря и мытарей; если не будет установленных мытарей, то будут вольные, те, которые будут отбирать для казны и для себя и еще более усилят рабство.
Петровками мы затеяли участвовать в самой легкой и приятной работе — в покосе. Работа была — покос артельный, снятый у землевладельца. Было три косы, мы — несколько нас было — четвертая коса. И так как дело было артельное, мы должны были принять участие во всей работе. Работа была около дома, и мы приходили в обед и вечером домой и потому участвовали в той и в другой жизни [...]
Косцы были: первый 48-ми летний сильный худой мужик, лучший косец в деревне, с большой семьей, но еще не женаты были сыновья. Для него покос решал вопрос — продать жеребенка на зиму или нет. Другой — молодой мужик, живущий в живейных извощиках, отделившийся от большой семьи. Для него вопрос был в том: на своем ли сене работать зиму или на покупном? Третий — сапожник дворовый, маленький, энергичный человек 40 лет. Сам уже лет 30-ти от рода научился косить и не отстает
На второй или на третій день нашей работы пришло воскресенье. Я спросилъ — будемъ ли мы работать? «Какъ же не работать? Одно время въ году пропустишь — не вернешь. Съ утра, какъ ободняетъ, бабы выйдутъ гресть, а мы копнить». Это воскресенье мы вышли копнить, но Григорья не было, онъ прибѣжалъ въ обѣдъ. Онъ съ утра съѣздилъ въ Тулу къ сыну за деньгами и купилъ нужное. Работа была не только напряженная, но неустанная. Очевидно, мужики работали изъ послѣднихъ силъ. Они не только выдавали въ эту работу весь запасъ своей скудной пищи, но и прежніе запасы: они худѣли. Съ этого воскресенья началась работа мужицкая и бабья. Утромъ мы косили, а въ обѣдъ присоединялись къ бабамъ грести въ валы и копнить. Въ серединѣ покоса, послѣ дождя, когда оказалось много подкошеннаго и промоченнаго сѣна, надо было раскидывать копны, сушить и поскорѣе ухватывать, скопнить разстроенное. Рѣшили выдти на косу по двѣ бабы. На мою косу я попробовалъ было пригласить домашнихъ женщинъ и дѣвушекъ, но оказалось, что онѣ такъ были слабы, лѣнивы и неловки, что онѣ только насмѣшили мужиковъ и бабъ, и я долженъ былъ на свою косу нанимать двухъ поденныхъ. Съ моей доли выходили поденныя, но съ доли косцовъ выходили ихъ домашнія.
Как всякий человек, немножко одаренный способностью обдумывать и обобщать окружающия его явления, я с молоду еще много раз задумывался над условиями экономической жизни нашего общества и, чтобы уяснить себе представлявшиеся мне вопросы, обращался к науке. Это повторялось в моей жизни раза 3, и всякий раз я, почитав
Мало того, я встретил в этой науке положения прямо ложные, софизмы, очень неискусно составленные прямо для того, чтобы лишить исследователей науки возможности какого-нибудь объяснения; кроме того, вся эта наука складывалась из положений, вытекающих не столько из наблюдений или обобщений, сколько из полемики. Являлось положение странное, дикое и объяснение его тогда только делалось возможно, когда узнавали, что были или есть положения совершенно противные.
Стоит открыть какой-нибудь курс политической экономии и посмотреть оглавление.
Наука в своих уклонениях от исполнения своего дела не только закидывается в сторону, но прямо пятится назад. И этот прием политическая экономия употребляет всегда без исключения.
О счастливы, тысячу раз блаженны люди, не прошедшие через развращающую, вывихивающую мозги школу нашего Европейского Талмуда, так называемой науки, и счастливы, тысячу раз блаженны писатели, которые могут обращаться
И потому, хочешь — не хочешь, говоря той публике, к которой я обращаюсь, надо говорить словами науки, надо предвидеть те не возражения, но виляния, которые делает наука, и — волей-неволей — анализировать эти положения науки, то, что я и пытался делать.
Труд этот облегчало для меня подобное же исследование одной из наук, к которой я несколько лет тому назад был также неизбежно приведен, как теперь к исследованию политической экономии. Я говорю о богословии. Исследование богословия не только помогло, но сделало мне чрезвычайно легким исследование политической экономии. Как ни странно это кажется, как ни далеки кажутся эти науки одна от другой, и та и другая наука построены на тех же основаниях, имеют ту же цель и употребляют те же самые приемы, с тою только разницею, что богословие старее, благороднее и все таки умнее, политическая же экономия моложе, подлее и гораздо глупее, так что распутать софизмы политической экономии после практики, которую я приобрел при исследовании политической экономии, мне было гораздо легче.
Основами политической экономии, так же как и богословия, служит не что-нибудь действительно существующее и потому понятное каждому простому человеку, a известные отвлечения, не имеющия прямого, простого значения, а получающияся ею только вследствии искусственного определения. Отвлечения эти приводятся в связь, составляют догмат веры, и вся наука состоит только в том, чтобы всякого рода софизмами убедить людей в действительности этих фикций, отвлечь их внимание от сущности дела. Основные фикции, на которых строится политическая экономия, следующия:
1) производство — не то, что человек работает (такого понятия политическая экономия терпеть не может), а то, что как-то само собою что-то производится посредством участия не людей, а факторов производства; 2) капитал — не то, что деньги, как разумеют все, и не то, что человеку есть надо, — капитал, как употребляют это слово мужики, а такой капитал, который нельзя иначе понять, как только
Все дело в науке этой поставлено так, что основанием науки признаются фантазии, a действительные основы признаются за что-то внешнее и не подлежащее науке. Несущественные и не касающияся дела положения, точь в точь, как богословие, политическая экономия принимает за основы, и точь в точь, так же как богословие, самые существенные понятия она оставляет в стороне. Происходит это от того, что цель той и другой совершенно тожественны. И та и другая существует только затем, чтобы отстоять ложный порядок вещей и скрыть то, что обличает его. Богословию нужно скрыть истинное учение Христа и оправдать себя, свое церковное учение, дающее привеллигированное положение жрецам церкви. Политической экономии нужно скрыть истинное политическое учение свободы и равенства и оправдать свое учение, дающее привеллигированное положение жрецам науки. Те же и приемы той и другой науки.
Какие же это ширмы? Ширмы закрывания от людей их несправедливости пользования чужим трудом, т. е. оправдание этой несправедливости есть только одно. Это одно оправдание
С тех пор как существует мир, существовало и существуеть только одно честное оправдание для коканского хана: я-хан, ханской крови, я и мои родичи — мы особенные люди белой кости, остальные люди — хамово отродье — черной кости. Нам, ханам, надо пользоваться благами жизни, а хамам надо работать на нас, тем более, что если нас не будет, хамы передерутся, и их заберет другой хан, и им же будет хуже.
Оправдание это нам кажется дико, но оно единственно возможное оправдание и, как ни странно сказать, оно одно (только несколько видоизменившись) существует в наше время. Для того чтобы дальнейшее было вполне понятно людям, запутанным своей жизнью, также как оно будет понятно для всех простых бедных людей, я должен напомнить немного то естественное свойство людей, которое мы любим забывать. Хорошо ли, дурно сделал это тот Бог или тот закон природы, по которому существуют люди, но дело в том, что люди все поставлены в необходимость постоянно
Человек поставлен в такие условия, что для жизни он прежде всего должен не переставая бороться с природой, добывать себе средства противодействия жару, холоду, голоду и т. п. И эта обязанность не легкая. С тех пор, как существует мир, мы видим, что люди с страшным напряжением, лишениями и страданиями борятся с теми условиями, которые стремятся погубить их. Как мы видели прежде, так мы видим и теперь, что жизни человеческия гибнут в этой борьбе, и потому мы не имеем права думать, что придет или пришло время, когда люди могут освободить себя от этой обязанности. Как была эта обязанность первою и несомненною, так и осталась она и остается до сих пор. Как было, так и есть до сих пор. Где бы я ни жил: в городе пли в деревне, — стены и крыша моей горницы не выросли сами собой; дрова в моей печи не пришли сами, также не пришла вода и не свалился с неба печеный хлеб, и суп, и чай, и сахар, и сапоги, и все, все, чего не перечислишь в 10 томах. Все это сделали и принесли мне те люди, из которых сотни и тысячи гибнут в борьбе зa существование с природою, те люди, которые мрут и чахнут и оскотиниваются в тщетных усилиях добыть себе кров, пищу и одежду. По какому же праву я освободил себя от этой борьбы, губящей моих братий; по какому праву я дезертировал из этого войска и не только не помогаю моим братьям, гибнущим в их смертной борьбе, и спокойно смотрю на их гибель, но
Как я сказал, есть только один ясный ответ на этот вопрос. Ясный ответ на этот вопрос такой. Я не признаю братства и равенства между людьми. Люди есть благородные — это ханы, граждане Римские, рыцари, дворяне и — чернь. Чернь же так дурна, что если не управлять ею силою, то эти люди — чернь — побьют всех нас и друт друга, и им же будет хуже. Я управляю этими людьми, спасаю их от зол, которым они подлежать, и потому естественно освобождаю себя от общего всем труда борьбы с природой для существования, а пользуюсь трудами других для блага этих же людей по воле Бога, поставившего меня в это положение.
Я отдаю голову на отсечение тому, кто найдет или укажет мне другое, сколько нибудь понятное оправдание увольнения себя человеком от участия в борьбе с природой и пользования чужим трудом, кроме этого. (Я не говорю о женщинах, для которых оправдание ношения, рождения и кормления детей всегда служило и служит законным оправданием для увольнения себя от труда мужского, но никак не может служить оправданием увольнения себя от труда, выпадающего на долю большинства женщин). Если справедливо то, что чернь не может жить и управляться без тех, которые управляют ею, то оправдание это совершенно верно. И оно даже представляется вполне справедливым, когда слышишь от той самой черни, трудом которой пользуются правители, признание справедливости этого оправдания. Русский мужик и английский работник, да и Француз и Американец в большинстве случаев признают необходимость и законность того увольнения от участия в борьбе с природой, в котором живут их правители. А если так, то оправдание это вполне справедливо.
Но в наше время случилось удивительное дело: законность этого оправдания пользования чужим трудом правителей опровергнута и опровергается. Горы книг написаны в доказательство того, что это увольнение себя от труда правителей незаконно, несправедливо, миллионы речей произносятся и пишатся об этом. Незаконность пользования чужим трудом правителей сделалось труизмом, самой обычной темой разговора образованных, либеральных людей. Но не это удивительно; удивительно то, что нападки на правительство, осуждение правителей за их дармоедство исходить от людей, еще больше, чем правители, освободивших себя от участия в труде, еще больше пользующихся чужим трудом и не имеющих на это никакого оправдания или оправдание такое сложное, хитрое и мистическое, что никто, кроме их самих, его понять не может.
Ученый, литератор, художник — один ругает шефа
Тоже и с литератором, тоже и с художником. Я пишу повести или насмешки и ругательства или спорю с кем нибудь, или пишу картинки — какого нибудь Христа, которые никому не нужны, и за это я считаю себя в праве уволиться от борьбы с природой, и те, которые кормят и одевают меня, должны верить, что те вещи, которые я пишу на бумаге, или полотне, или на нотах, те вещи, которые не имеют для них никакого ни интереса, ни смысла, дают мне это право.
Судно заливает водой. Чтобы не потонуть, всем нам надо работать, и все работают. Но вот является человек, который убеждает или хитростью приводит людей к убеждению, что им будет выгоднее, если он не будет выкачивать, а будет распоряжаться ими. Это понятно, пока люди верят, что этот командир им нужен; но вот является другой, который тоже увольняется от работы под предлогом, что он будет колдовать. Никто не верит этому человеку, но он. подделывается к тому, кто стал начальником и не работает, а колдует. Но вот этот колдун начинает завидовать начальнику и показывает людям, что начальник плох и не нужен. Тут комическая сторона дела; если люди поверят колдуну, то прогонят начальника, велят и ему работать. А прогнав начальника, уже само собой прогонят и колдуна, который держался только на начальнике, и велят ему работать. Таково положение в нашем обществе того выросшего под покровительством власти обмана, называемого культурой, наукой и искусством.
Увольнение себя от общего труда человечества властителями во имя пользы управления может быть дурно и вредно, но злоупотребление этой возможностью имеет свой предел. Правители, злоупотребляющие своей властью, доводят народ до сознания ненужности этих правителей, и правители устраняются. Но увольнение себя от труда во имя отвлеченной, непонятной народу пользы — во имя колдовства, совершаемого в пользу этого народа, не имеет пределов и хуже всего развращает людей. Кроме того, вера в законность увольнения себя от труда правителями расшатывается уже давно и быстро уничтожается, вера же в законность увольнения. себя от труда во имя культуры, цивилизации, науки и искусства утверждается, усиливается и распространяется. Все злодеяния, совершаемые людьми в наше время, злодеяния, перед которыми цирки Римлян и казни инквизиции кажутся милыми
Государственный человек прежде и теперь иногда по старой привычке защищает свою праздность и зло тем, что он назначен на это Богом, или Гегельянец тем, что государство есть форма развития личности. Он служить государству, и потому он выкупает все, но эти оправдания уже отжили, и никто не верит им. Чтобы твердо (как ему кажется) защитить себя, он должен найти теперь уже не богословския
Люди живут веками и подчиняются теологическому порядку вещей. Папа помазал, и оттого он король и законный. Отец награбил, и оттого дети законно владеют. Потом люди живут, веками подчиняясь юридическим порядкам. Государство должно быть, должны быть сословия, и потому это все законно. Люди верят, что кто-то там наверху, божественный или мудрый, устроил все это и разъяснил, они не знают всЕх разъяснений, но верят, что все там стройно и ясно. Но стоит самому простому человеку заглянуть в эту теологическую или философскую кухню, чтобы ужаснуться перед той бессмысленностью и неосновательностью, которые царят там. То же и с научной теорией: она ходит в толпе в газетных журнальных статьях, в популярных книжках, разговорах, все верят в нее, и наивным людям кажется, что там где-то у ученых все это так ясно и очевидно, что и сомнений быть не может, но стоит заглянуть туда, чтобы ужаснуться. — Удивительно читать в богословии доказательства того, что Бог один и три, что Бог одним велел царствовать, другим повиноваться и царство назначил тем, которых помажут маслом, удивительно читать определение государственного и международного права, но еще
Теория эта в следующем:
Формулировать научное суеверие, то, что в наше время называется наукой, такъ же трудно, какъ трудно формулировать всякое суевѣріе, которымъ пользуются люди и которое не выдумывается сразу однимъ человѣкомъ, а образуется по мѣрѣ надобности людей, пользующихся суевѣріемъ, медленнымъ наростаніемъ однаго обмана на другой, одной лжи на другую, точно такъ же какъ трудно формулировать теологическое суевѣріе, точно такъ же образовавшееся. При опроверженіи такого рода теорій суевѣрія, какъ это каждый можетъ замѣтить при опроверженіи теологическаго суевѣрія, главная трудность въ томъ, что нѣтъ ясной формулировки ея. Вы стараетесь уловить какое нибудь ясное утвержденіе и доказываете его неосновательность, но противникъ тотчасъ же видоизмѣняетъ свое утвержденіе и ускользаетъ отъ логическихъ доводовъ, вы опровергаете и другое утвержденіе, онъ опять, какъ змѣя, ускользаетъ и говорить новое, и такъ онъ дѣлаетъ до безконечности, потому что у него нѣтъ и не можетъ быть по безсмысленности его утвержденій никакихъ ясныхъ опредѣленій. То же самое и съ царствующей въ наше время теоріей научнаго суевѣрія. Единственное средство уловить эти ускользающія изъ рукъ логики теорій суевѣрій — это изслѣдовать ихъ въ ихъ источникахъ. Источникъ теологической теоріи суевѣрія есть библія, источникъ научной теоріи суевѣрія есть позитивная философія и политика
Очень понятно, что французскій ученый, педантъ и вмѣстѣ съ тѣмъ высоко нравственный человѣкъ, въ минуту поэтическаго вдохновенія могъ придумать прекрасное сравненіе — написать какъ бы притчу о томъ, что желательно бы было, чтобы отдѣльные люди смотрѣли на человѣчество какъ на огромное живое прелестное существо, имѣющее душу, и потому, какъ частицы огромнаго тѣла, живя только потому, что онѣ части тѣла, жили бы только для всего тѣла и для каждой отдѣльной части его. Если бы Контъ написалъ бы это сравненіе въ альбомъ какой-нибудь дамѣ, еще лучше въ стихахъ, то всякій, прочтя это, призналъ бы, что сравненіе очень хорошее и вытекшее изъ самыхъ хорошихъ побужденій и не возражалъ бы на него, но, удивительное дѣло, Контъ выставилъ это положеніе не какъ сравненіе, а какъ дѣйствительный фактъ, и ученые, столь гордящіеся своей точности критическимъ анализомъ234 Так в подлиннике. и не допусканием ничего на веру, приняли эту шутку, как самый реальный факт и на нем построили и теперь строят всю свою позитивную науку, от которой, очевидно, ничего не останется, как только они догадаются о том, что тот факт, на котором они все строят, никогда не существовал и не может быть утверждаем.
Человечество по
И вот на таком то произвольном утверждении строится целая наука, называемая социологией. Берутся некоторые признаки организма и под эти признаки подводятся общества.
Всему делу голова теперь научная наука. Только тот из праздных людей стоит твердо в обществе, на чьей стороне она — эта наука. Что же такое эта научная наука? Она одно из тех нелепых суеверий, которые кажутся чем то величественным и несомненным до тех пор, пока мы верим в них, и которые рассыпаются прахом, как только люди, свободные от этого суеверия, прикинут его на мерку самого простого и недалекого, только не предубежденного рассудка. Она нелепое суеверие, отвечаю я, и берусь доказать, что для каждого непредубежденного человека так же ясно, как то, что вера в домовых и леших есть нелепое суеверие. И говоря это, я не испытываю ни малейшей ни застенчивости в том, что позволяю себе такую смелость, ни малейшей гордости в том, что я сделаю такую важную вещь. Доказать нелепость всякого суеверия очень легко: стоит только не верить на слово, что все так, как это говорят какие-то люди, а разобрать, что именно говорят эти люди. Суеверия держатся потому только, что любят верить тому, что есть где-то там, на недосягаемых нам высотах, божественные и мудрейшие люди, которые все узнали, исследовали и решили, и нам остается только верить тому, что говорят эти люди. Века проходят и поколения за поколениями живут и умирают в противоречии своего разума с тем, что им передают их мудрецы, и им в голову не приходит вопрос: да правда ли то, что нам говорят? Вопрос же этот не приходит в голову потому, что им кажется, что там, на этих недосягаемых высотах,
Так что же делать? Делать? Прежде всего — не лгать, потом смириться, покаяться и третье — понять, что труд не для себя, но для другого, для людей, есть не проклятие, а единственное благо человека.
Не лгать — значить то, чтобы не придумывать изворотов, по которым можно бы было не видать действительности, не закрывать глаза, не говорить: если так, то моя жизнь несчастная, a верить, что несчастна может быть только неразумная жизнь, что как бы ни ново и странно казалось то положение, к которому ведет разум, это положение будет лучше прежнего, потому что разум на то и дан, чтобы показывать нам благо, и без разума не может быть счастия. Не лгать — значить не бояться счастья. Может быть, уже много должен и не расплатишься, но как бы ни много было, все лучше, чем не считаться. Как бы ни далеко зашел по ложной дороге, все лучше, чем продолжать идти по ней. Лгать невыгодно еще и потому, что ложь одна ведет за собой другую. Стоит раз ввести ошибку в вычисление, и ошибка эта будет везде требовать поправки. Стоит раз оробеть перед истиной и, увидав ее, не ввести ее себе в душу, и это отступление от
Одно, что может помешать ему в отыскании исхода, — это ложно высокое о себе мнение — гордость; и потому другой ответ на вопрос, что делать, — будет: смириться, покаяться. Я говорю это потому, что представление наше о нашем значении так сростается с нами, что мы часто не замечаем этого побуждения к обману. Расскажу разговор мой с одним из лучших молодых людей, сближавшихся со мной. Да простит он меня за мою нескромность. Случай очень знаменателен. Молодой человек с именем, большими связями, кончивший курс в университете, чрезвычайно упростивший свою жизнь, отказавшийся от всех преимуществ связей и положения, спрашивает меня мое мнение о том, какую деятельность избрать ему, приобретшему то образование, которое он приобрел. Вопрос его собственно такой: чем могу я быть наиболее полезен людям с теми особенными знаниями, которые я приобрел, и включает в себя соображение о том, что мне, проведшему 11 лет учения, невыгодно — не для себя, но для людей — начать учиться пахать, когда я имею другие знания. Я ответил ему, что вопрос его: как мне, приобретшему столько знаний, употребить их на пользу людям, надо поставить так, как бы он стоял для ученика, прошедшего курс талмуда и выучившего число букв всех священных книг и т. п. Вопрос бы стоял так: как мне, проведшему по несчастию моих условий 11 лучших учебных лет в праздных и развращающих ум занятиях, как мне исправить эти ошибки моего воспитания и постараться быть полезным людям? Если бы вопрос стоял так: что мне делать, такому человеку? то всякий ответил бы: стараться прежде всего честно кормиться, т. е. выучиться не жить на шее других и, учась этому и выучившись, при всяком случае приносить пользу людям и руками, и ногами, и мозгами, и сердцем. Для того человека нашего круга, который не будет лгать перед собой, будет необходимость смириться и покаяться, сознать свою вину. Помещику нельзя было перестать
И это то сознание обязанности и составляет сущность 3-го ответа на вопрос, что делать, состоящего в признании труда не проклятием, но радостью и сущностью жизни человека.
Как только δόξα235 [убеждение, мнение,]. , вера человека — в том, что труд труден, а праздность не трудна, так является потребность меньше трудиться и избирать не тот труд, который наверно нужен, который первый под руками, а тот, за который другие больше отдают труда. Как только труд — сущность жизни, так человек избирает самый верно полезный труд и самый близкий. Жизнь же так устроена, что самый верно полезный труд и самый близкий есть самый радостный, как труд земледельческий, труд для своей семьи и близких.
Менее достоверно полезный, и для целей более отдаленных, есть труд и менее радостный. Так, ремесленный и под конец умственный менее других достоверно полезны, цель их более отдаленна, и они тяжелее других. Как только человек в труде будет видеть не проклятие, a дело всей жизни, так он естественно возьмется за первый предлежащий, ближайший труд — кормиться и променяет его только тогда, когда к нему заявятся требования в другом, менее радостном, ремесленном или умственном труде. Заявляемые же к нему требования и благодарность людей, кроме обезпечения его, будут вознаграждать его за меньшую радостность труда. Кроме того, требования эти будут предъявляемы только тогда, когда человек хорошо делает свой ремесленный или умственный труд. А хорошо делает человек только то, что любит. Я знаю одну общину, где люди жили, кормясь своим трудом, считая все общим. Один из членов был образованнее других, и от него требовали чтения лекций, к которым он должен был готовиться днем, чтобы читать их вечером. Он делал это с радостью, чувствуя, что он полезен другим и делает дело хорошо, но он устал, и здоровье его стало хуже от лишения работы. Члены общины пожалели его и попросили идти работать в поле. Для людей, смотрящих на труд, как на сущность и радость жизни, фон, основа всякой жизни будет всегда борьба с природой, труд для прокормления себя и других. Отступления от этого закона будут только зависеть от требований других. Для человека, который признает труд сущностью и радостью жизни, удовлетворение его потребностей всегда будет, потому
Так вот что делать:
Не лгать, смириться и счастье жизни полагать не в наслаждении, а в труде.
23 Октября
Ясн. Пол.
На моей памяти совершились не такія перемѣны. Я помню, что лакей держалъ горшокъ барину, который ходилъ въ него. За столомъ, за каждымъ стуломъ стоялъ лакей съ тарелкой. Въ гости ѣздили съ двумя лакеями. Казачокъ и дѣвочка стояли въ комнатахъ, подавали трубки и вычищали и т. п. Теперь намъ это страшно и дико. Но развѣ не страшно и не дико то, что молодой мущина, женщина, да даже и старый, чтобы посѣтить знакомаго, велятъ закладывать лошадей, и сытые лошади только для этого и кормятся, и онъ или она ѣдетъ мимо мужика съ возомъ, который не ѣвши самъ везетъ съ своей лошадью, а имъ и въ голову не приходитъ, что это — то же, что держать горшокъ? Развѣ не также странно и дико то, что человѣкъ одинъ живетъ въ 5-ти комнатахъ, что женщина тратитъ тысячи, сотни, хоть десятки рублей на одежду, когда ей нужно только льна и шерсти, чтобы спрясть и соткать себѣ и мужу и дѣтямъ одежды? Развѣ не странно и дико, что люди живутъ, не ударивъ палецъ о палецъ, разъѣзжая, куря, играя, и цѣлая рота людей озабочены тѣмъ, какъ ихъ кормить, согрѣть? Развѣ не странно и дико, что старые люди серьезно толкуютъ, пишутъ въ газетахъ о театрѣ, о музыкѣ и, какъ шальные, ѣздятъ смотрѣть не перестающихъ разъѣзжать музыкантовъ, актеровъ? Развѣ не странно и дико то, что десятки тысячъ юношей и дѣвочекъ воспитываются такъ, чтобы отучить ихъ отъ всякой работы (онѣ идутъ домой, и двѣ книжки несетъ за ней прислуга) подъ предлогомъ выучиванія никому и имъ самимъ не нужныхъ пустяковъ?