НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ
И НЕОКОНЧЕННОЕ.

5 Марта 1860.

О ЗНАЧЕНІИ НАРОДНАГО ОБРАЗОВАНІЯ.

В прошлом году мне случилось говорить с Г-ном Прудоном о России. Он писал тогда свое сочинение «о праве войны». Я ему рассказывал про Россию, про освобождение крестьян и про то, что в высшем классе заметно такое сильное стремление к образованию народа, что стремление это выражается иногда комично и переходит в моду. — Неужели это в самом деле правда? сказал он мне. Я отвечал, что на сколько можно судить издали в русском обществе проявилось теперь сознание того, что без образования народа никакое государственное устройство не может быть прочно. Прудон вскочил и прошелся по комнате. — Ежели это правда, — сказал он мне, как будто с завистью, — вам русским принадлежит будущность. —

Я привожу этот разговор с Прудоном, потому что это в моем опыте был единственный человек, который понимал значение народного образования и книгопечатания в наше время. Говорить о значении книгопечатания и образования кажется такой пошлостью в наше время, а между тем мне кажется, что значение это нетолько недостаточно, но совсем непонято. Когда просунешь рассученную нитку в иглиные уши, то чем больше тянешь, тем меньше проходит нитка. Чтобы продеть ее, нужно выдернуть нитку и вновь ссучивши продеть ее. Так и со многими убеждениями, которые считаются общепринятыми.

Народное образование в настоящее время для нас русских есть единственная законная сознательная деятельность для достижения наиболышего счастия всего человечества. 162 Книгопечатание и народное образование есть единственная законная деятельность человечества для своего достижения наибольшего счастия всего человечества. Вот положение составляющее мое убеждение, которое я попытаюсь доказать. —

Финансовое. Труд потребности образование.163 Конец рукописи оторван и от него сохранились только отдельные слова, лишенные общей связи: законы, соответственность их.... госу.... нароу народу .... нения — образование

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.