Помни, что состояние твоего тела: желудок, похоть или успокоение ее, усталость, боль, все это изменяет — не изменяет, а повышает до высшей степени или понижает до низшей степени твое духовное состояние, твое отношение к жизни. То восторг радости, умиления от блага жизни, то тоска, уныние; то всех любишь, то всех не любишь или хотя удерживаешься, чтобы не любить. Помни это и не приписывай тому состоянию подъема или упадка значения настоящего твоего состояния. А состояние настоящее твоего духовного я есть центральное, среднее, то, по к которому ты радуешься состоянию подъема и стараешься удержать его и не веришь состоянию упадка и стараешься победить его. Дорого то, чтобы эта центральная точка не переставая двигалась к подъему, а не к упадку. Слава Б Богу , это есть.526 Ср. Дневник, 12 декабря.

Заблудших людей всегда больше, чем незаблуждающ незаблуждающихся или мало заблужд заблуждающихся , и потому сила самая основная и могуществен могущественная всегда на стороне первых. При внешних успехах цивилиза цивилизации : путях сообще сообщения , печати, особенно ежедневной печати сила эта удесятеряется.

Только одни мужи мужики земледельцы знают это: знают не потому только, что чуют это своими боками, не потому, ч что вследствие своей естеств естественной жизни мировозрение их527 яснее, разумнее, христианнее не развращено, как мировозрение рабовладельцев, а п потому , ч что они одни живут разумной христиан христианской жизнью, признавая всех людей братья братьями и потому признавая за всеми одинако одинаковое право жизни. И на этих-то людей, кроме того, что мы высасываем их, мы смотрим с высоты нашего величия, обучаем, образовываем, благодетельствуем их, стараемся до себя — до своей мерзости — поднять их.

И что же мы делаем вместо того одного, что мы бы должны сделать: понять свой грех и освободиться от него?

Мы вместо этого придумываем ввести всё то, что введено в Европе...528 Многоточие Толстого. Ср. очерк «Сон» (т. 38, стр. 29).

Всё то, что я записал, я точно видел, слышал во сне. Правда, я часто и много думаю наяву о земельном вопросе, но то, ч что я слышал во сне, я не думал сам наяву, а услышал только во сне.

Записывая сон, я невольно изменил, прибавил, мож может быть, что-нибудь в изложение в подробностях. Во сне всё б было проще, яснее, убедительнее, но сущность слышанного во сне записана мно мною верно.529 Ср. варианты четвертой редакции очерка «Сон» (т. 38, стр. 453—455). В оригинале последний абзац отчеркнут с левой стороны.

И что же мы делаем? Мы все, и прямые и посредств посредственные рабовладельцы, вместо того, чтобы, отменив зем земельную собствен собственность , понять свою вину и слезть с шеи того народа, к который мы держим в рабстве, мы или благодетельствуем ему, или еще брани браним , осуждаем его, как несмысленный или злой ребенок кусает ту грудь матери, к которая нас кормит. Не осуждать, не учить надо нам, а покаяться и та так или иначе освободить не его, — как ни беден, ему лучше нашего, а себя освободить от того греха, в к котором погряз погрязла вся жизнь наша. 530 Ср. очерк «Сон» (четвертая редакция — т. 38, стр. 394; окончательный текст там же, стр. 26).

————————————————————————————————————

Передай мою любовь и привет всем твоим добрым товаркам, монахиням и старцам и скажи им, что я прошу их простить меня.

Лев Рыжий б был прав, а я не прав. Он только не умеет высказать.531 Ср. Дневник, 20 декабря.

Дун Дунаев верит только в науку, в цивилиз цивилизацию . Меня признает только п потому , ч что меня признает цивилиз цивилизацией .532 Ср. Дневник, 20 декабря.

Что ни вспомню, всё дурно, всё стыдно. Слава Богу, ч что хотя всё в себе гадко и стыдно.

Буду стараться быть Его работником — хоть плохим, слабым, но все-таки работником.533 Ср. Дневник, 24 декабря.

Возражение в представлении о весьма возможном завоеван завоевании японцами и китайцами и требовании участия в их насил насилии , поддерживаемом534 Написано: поддерживаемое не только угрозой смерти, но пытками.

1 2 3 4 5 6 7

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.