[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1909 г. № 3]

У Саши: Кому отвечать?

Не судить ни на словах, ни в мыслях и потому тем менее заботиться о суждении людей. А то самое обыкновенно обыкновенное — тот, кто весь живет заботой о мнении людей, осуждает почти всех людей, каких знает.

Помоги мне, Господи, ни на словах, ни в мыслях не судить людей, зато и не заботиться об их осуждении обо мне. Саше.

1) Послать письмо польке.

2) Отдать письмо пол польке для Поссе.

Составить книжечку из всего Н На К Каждый Д День о государстве из 16.

Желание блага есть жизнь. Понял, что личность и все ее интересы — сон, и желание блага направляется на всё — любовь499 Ср. Дневник, 29 октября, 3..

Сон с своими периодами полной бессознательности и полупробуждениями сознания, дающими матерьял для запоминаемых сновидений, и наконец полным пробуждением — совершенное подобие жизни с бессознательными периодами, проявлениями сознания запоминаемыми, всё более и более ясными, и наконец смертью, полным пробуждением. Хотелось бы сказать, что жизнь до рождения, мож может быть, была такая же, что тот характер, к который я вношу в жизнь, есть плод прежних пробуждений, и что такая же будет будущая жизнь, хотелось бы сказать это, но не имею права, п потому ч что я вне времени не могу мыслить. Для истинной же жизни времени нет; она только представляется мне во времени. Одно могу сказать: то, что она есть, и смерть не только не уничтожает, но только больше раскрывает ее. Сказать же, что было до жизни и будет после смерти, значило бы прием мысли, свойственный только в этой жизни, употреблять для объяснения других, неизвестных мне форм жизни.500 Ср. Дневник, 29 октября, 4.

Главная причина непонимания жизни после смерти это невозможность представить себе жизнь вне пространства, вещества, времени и движения. Мы можем только сознавать ее, но не можем представить.

К Зап Запискам Лакея.Говорят о земле. Старик всё время молчит и начинает говорить только, когда его вызвали.501 Ср. Дневник, 31 октября.

Вальс, считающийся мои моим , не мой. Я давно солгал, выдав Зыбинский вальс за свой, и потом уже без стыда не мог признаться.

Необыкновенно странное, тоскливое состояние. Не мог заснуть 2 часа.

502 Следующие два абзаца перенесены в Дневник 11 ноября (см. стр. 170). Нет такого Б Бога , к который мог бы исполнять наши требов требования , есть только такой, требования к которого мы должны исполнять.

Не то, чего я хочу, а то, чего Ты хоч хочешь . Перед Богом хочу жить с Тоб Тобою , не для себя, а для Тебя.

Хочу жить не для себя, не для людей, а для Б Бога .

503 Дальнейшее, кончая словами: доступное человеку сознание перенесено в Дневник 11 ноября (см. стр. 170). Вся тайна в том, ч что есть нечто не переходящ переходящее , соединенное с времен временем и пространст пространством — нечто это — сознание.

Сравнен Сравнение с человеком. Книга буддиста.

Нечто неподвижное, соединенное с подвижным — сознание.

Сознан Сознание созна сознания есть любовь.

Мне кажется, что сознание началось при рождении, но это неверно: началось соединение неподвижного сознания с известным подвижным, отделенным пространст пространством предметов, но сознание вне времени и пото потому не могло начаться, так же, как не началась река, когда на ней поставили мельницу. Началась мельница. И потому дело жизни уйти в сознание, самое глубокое, доступное человеку сознание.

Л. Об чем же ревешь? ведь няня простила.

Об том и реву, что няня добрая, а я дрянной.

Оштрафовали такую газету, запретили такую книгу, выслали такого человека за то, что газета, книга, человек говорили не то, что нам приятно, указывали на наши ошибки. Существует сложная, большая, дорого стоющая организация, занятая только тем, чтобы ни нам, ни наши нашим сотрудник сотрудникам *** не знать того, как отражается на людях наша деятельность. Ведь это ужасно. Il n’y a pas de pires sourds que ceux qui ne veulent pas entendre.504 [Нет более безнадежных глухих, чем те, которые не хотят слышать.] И нет более безнадежных, погибших в своей безнравственности людей, как те, кые которые не хотят знать своих ошибок, пороков, преступлений.

Как ни грубы, жестоки, бесчеловечны, именно бесчеловечны, звереобразны те ужасные дела, к которые годами совершаются теми несчастными людьми, к которые считают себя теперь правителями рус русского народа, все эти изгнания, те заточения, те побоища в переполнен переполненных , убивающи убивающих людей тюрьм тюрьмах , всё это можно еще объяснить желание желанием удержаться на тех положениях цар царя , министров, разных архие архиереев , губернатов губернаторов , всяких генералов и др., тех несчастных, порочных людей, к которые занимают эти места и в своем заблуждении считают это положение для себя хорошим. Всё это можно еще объяснить. Но как объяснить то, что люди, делающие дела, касающиеся жизни десятков милионов людей, не хотят знать того, как отражается на эти милионы их деятельность, и старательно задержива задерживают , прекращают, уничтожают всё то, что може может открыть им глаза в их заблуждениях. Такие люди безнадежны и сами готовят себе неизбежную погибель.

У нас в России совершается теперь нечто ужасное и совершенно исключительное, я думаю, нигде никогда не происходившее в истории.

Опять бы было , как наилучши наилучшим обра образом страдать.505 Ср. Дневник, 25 ноября, 2.

Опять нынче, 26 Н Ноября , 12506 смерт смертных приговор приговоров приготовлений к убийствам людей и 5 совершенных таких убийств людьми, называющими себя правительством, не говоря о всех ужасах всякого рода насилий, истязаний по тюрьмам, о ссылках, о неперестающих вопиющих, ничем не оправдываемых, не вызванных насилий над милионами народа. Не говоря, главное, об умышленн умышленном всеми самыми разнообразными средства средствами развращений народа.

Герцен говорил...507 Многоточие Толстого. Ср. «Пора понять» (т. 38, стр. 162—163).

И это жалкое подражание Европе в законах наших о земле, не понимая того, что вся Европа стоит на пороге неизбежного освобождения народа от земельного рабства, к которое — освобождение — не может быть иначе совершено, как через признание земли достоянием всех, т. е. к тому самому, что в общинном устройстве признавалось и признается всем русским народом. И тут-то насилием и хитростью разрушать то земельное устройст устройство р русского н народа , кое которое отвечает самым передовым требованиям справедливости и долж должно быть установлено повсюду, разрушать и заменять это устройство установлени установлением вопиющей, сознаваемой уже всеми несправедливости, существующей в Европе. Нечто подобное тому, что бы делал человек, укладывая камнями снежный путь для того, чтобы подражать тем людям, у к которых нет зимы и к которые мостят дороги.508 Ср. четвертую редакцию очерка «Сон» (т. 38, стр. 393).

4 Д. Целый день тоска, стыд, гадок сам себе.509 Ср. Дневник, 4 декабря.

Знания только тогда могут быть истинны и полезны и только тогда могут быть названы наукой, когда они составляют равномерно распределенный и равномер равномерно обработный обработанный свод важнейших, нужнейших знаний не для одного класса людей, а для всех. В противном же случае, как это произошло среди нашего общества, живущего самой нравственно и разумно неправильной жизнью людей, разделенных на два: одного небольшого класса властвующ властвующих , роскошествующи роскошествующих и другого, огромного большинства, лишенного возможности пользоваться своим трудом и510 угнете угнетенного задавленного, когда одни никому ненужные знания доведены до высшей степени обработки, другие прямо вымышлены для оправдания ложного устройства общества, третьи же самые важные и нужные или чуть намечены или вовсе не затронуты, то, что у нас называется наукой, не суть истинные и полезные знания, но большей частью и пустые и вредные упражнения праздной мысли.

Я несколько раз высказывал где-то сравнение того, что, по моему мнению, и можно и должно считать истинной наукой, с сферой, в к которой все радиусы равномерной длины и равномерно распределены по своим расстояниям один от другого. И как только при тако таком расположении и длине радиусов могут определять сферу, так только при равномерном распределении, одинаковой степени обработки знаний может определяться истинная наука. И как удлинение511 Написано: при удлинении радиусов одной малой части сферы и игнорирование512 Написано: игнорировании других радиусов не только не определяет сферы, но совершенно разрушает понятие сферы, точно так же доведение513 Написано: доведенные до большой степени обработки одних знаний и игнорирование других лишает людей даже понятия о том, чем может и должна быть наука.

И это самое случилось с нашей наукой, и случилось от того, что — продолжаю сравнение знаний с радиусами сферы — для того, чтобы правильно распредел распределить радиусы, нужно составить три взаимно перпендикулярные равномерные диаметра и потом уже из образовавшихся прямых углов проводить равномерно отдаленные друг от друга диаметры. Только тогда возмож возможно определение сферы. Точно то же и с знанием. Три взаимно перпендикулярные и равные диаметры это должно бы быть: учение о себе, о своем я, составляющем часть всего, второе — учение о том, что есть это Всё, чего человек чувствует себя частью, и третье — учение о том, какие обязанности человека вытекают из отношения его отделенности ко Всему. Короче сказать, три учения эти суть учение о душе, учение о духов духовном Начале всего и учение о вытекающем из отношения Я к духовному Началу законе.

Когда определены эти три основные знания, тогда только возможно, руководясь требованиями, проявляющимися в этих знаниях, определять важность, необходимость и дальнейших разнообразных знаний. Только на основании этих учений можно определять большую или меньшую важность, т. е. какое из всех знаний должно быть избрано прежде и какое после, и до какой степени должно быть доведено каждое из них.

Без этих учений о душе, о Всем и нравстве нравственности не может быть ни разумной, ни нравственной жизни людей, не может быть разумного знания.

А эти-то учения вполне отсутствуют в нашем мире. При отсутствии же их не может быть ни разумной жиз жизни , ни разумного знания. От этого и наша безумная жизнь и наши праздные упражнения мысли, называемые нау наукой , истинной наукой.514 Ср. Дневник, 9 декабря, 3. Но, может быть, вы скажете, что мое определение того, в чем должна быть основа всех знаний, произвольно, и что человеку нужнее знать о весе Марса и солнца, и о микробах, и происхождении животны животных и т. п., чем знать то, что он такое, что так такое 515 мир Всё, окружающ окружающее его, и как ему надо жить. Знаю, что мне скажут это точно так же, как говорят церковники, что утвержд утверждение о том, что вся вера в том, чтобы любить ближнего, произвольно.516 Ср. письмо к А. Шкарвану от 9 декабря 1909 г. Во всех религия религиях есть ложь и есть истина. Лжи во всех разные; истина во всех одна.

Уже по этому одному можно узнать, что в каждой религии истинно и что ложно.517 Ср. Дневник, 9 декабря, 1.

Что такое то я, ке которое я сознаю в себе отделенным от Всего, что так такое то Всё, от чего я сознаю себя отделен отделенным , и каково отношение моего я ко Всему? т. е. то, что разумеется под словом: учения о душе, учения о Боге и учения о нравственности.

А когда посмотри посмотришь на ту и другую жизнь, так и видишь, кто у кого украл и крадет.518 Ср. очерк «Сон» (т. 38, стр. 23—24).

Понимай жизнь как свою собственность — и вся жизнь неперестающая тревога, разочарования, горести, бедствия. Понимай ее как условие служения хозяину, и вся она спокойствие, удовлетворение, радость и благо.

В каком бы месте, придя в сознание, я ни застал себя, это то самое место, куда меня назначил хозяин. И какие бы ни были те силы, большие или малые, и духовные и телесные, ке которые я чувствую в себе, эти силы суть те самые орудия, кые которые мне дал хозяин для исполнения порученного дела, будь это локомотив, или топор, или метла. Дело же, приказанн приказанное хозяином, мы всегда узнаем, как только перестанем заботиться о своих выдуманн выдуманных нами личных делах — дело одно: проявление любви, слияние со всем. А это можно делать всегда, везде, при каких бы то ни было силах.519 Ср. Дневник, 9 декабря, 2.

Помоги мне, Г Господи , жить только Твоим работником. Знаю, что для того, чтобы быть им — работником — надо всего себя отдавать на Твое дело. В чем твое дело — Ты указываешь разумом и совестью. Для того же, чтобы я мог делать Твое дело, мне нужно держать в порядке то орудие, кым которым делается это Твое дело: разум и совесть. Держать в порядке орудие значит любить.

Как для того, чтобы топор, пила, заступ делали то дело, на которое они предназначены, надо, чтобы они были остры, так и для того, чтобы твои человеческие силы делали то, что они предназначены делать, надо, чтобы они были любовны. Работник с тупым топором, пилой, заступом не может делать хозяйское дело, и человек, делающий дело Божье без любви, не может делать Его дело.

Любовь есть орудие, данное человеку Богом для служения Ему. Но как орудие: топор, пила, заступ, должно быть исправлено, отточено для того, чтобы оно могло резать то, что оно должно резать, так и любовь должна быть отточена так, чтобы она могла брать, действовать не только на близких, добрых, но чуждых, недобрых, всех людей, всё живое.520 Ср. Дневник, 11 декабря, 1.

Мы — работники дела общего, всемирного, Божия. Пути, кыми которыми совершится это дело, не могут быть доступны нам, как не может быть доступно работнику всё дело хозяина (пример, разумеется, далеко не полный, сравнивая всемирное, вечное движение жизни с делом частным, временным). Всякое угадывание работника о том, в чем состоит дело хозяина, и направление своих сил, как и не может быть иначе, на это различно предполагаемое дело только отвлекает силы работников от дела и замедляет совершение его, лишает работников лучшего блага: сознания несомненности знания того, что он делает то, чего хочет от него хозяин. Такое же сознание дается человеку только одним: тем, что, отступая от воли хозяина, работник лишается блага, исполняя ее — получает благо.

Как работнику хозяин сказал: «Если будешь делать то, что я велю, буду держать, кормить, обеспечивать тебя, давать тебе то, чего тебе хочется, так и человеку, всему существу его сказано: дам тебе благо, если будешь делать то, ч что я велю; не будешь делать, не будет тебе блага. Благо же твое в увеличении в себе любви. То же, что я велю, ты знаешь из того, что это одно дело, к которое ты всегда можешь делать. Поняв же это, человек получает и самое несомненное знание521 Далее в оригинале следуют слова: о том и чем которые по смыслу нужно считать зачеркнутыми. не о всем общем всемирном божьем деле (это всегда скрыто от человека) и приемов достижения его, как думают знать это люди, предписывающие определенную деятельность, а получает несомненное знание об одном из подготовительных состояний к тому, неизвестному человеку, общему всемирному Божьему делу, кое которое делается жизнью мира. Получается несомненное знание о том, что это подготовительное состояние, включающее в себе всё, что только могут придумать люди, делающие предположения о задачах жизни, состоит в увеличении всеобщей любви, увеличении,522 Запись от слов: Мы — работники кончая: увеличении отчеркнута с обеих сторон красным и синим карандашами. Ср. Дневник, 11 декабря, 2.

(К Сну.) «Приучить мужиков так же, как и вы, грабить».523 Ср. вариант четвертой редакции очерка «Сон» (т. 38, стр. 393—394).

К Сну. Смешени Смешение врем времени и последовательности. Лакей. Пробужден Пробуждение от того, что на старичка княги княгиня .524 Ср. варианты третьей редакции очерка «Сон» (т. 38, стр. 451)

окружающему его всему. А так как такое определение и неизбежно вытекающее из этого определения руководство в поступках есть необходимое условие, по моему мнению, разумной жизни, то я и не могу считать религию делом вредным. И потому совершенно не разделяю вашего взгляда на религию и притом, имея мало сил и времени и много дела, и не нашел нужным отвечать вам, за что еще раз прошу вас извинить меня.

К предисло предисловию . Смирение: мешает проявление любви к тебе.

Ведь это жизнь человеческая эти ваши бланманже и цветочки и тенисы. Девка идет чистить тенис, у ней рожь не довязана.

И тут случилось, что то, что теперь мне кажется необычайной новостью, показалось мне вполне естественным.525 Ср. варианты четвертой редакции очерка «Сон» (т. 38, стр. 453—454).

Помни, что состояние твоего тела: желудок, похоть или успокоение ее, усталость, боль, все это изменяет — не изменяет, а повышает до высшей степени или понижает до низшей степени твое духовное состояние, твое отношение к жизни. То восторг радости, умиления от блага жизни, то тоска, уныние; то всех любишь, то всех не любишь или хотя удерживаешься, чтобы не любить. Помни это и не приписывай тому состоянию подъема или упадка значения настоящего твоего состояния. А состояние настоящее твоего духовного я есть центральное, среднее, то, по к которому ты радуешься состоянию подъема и стараешься удержать его и не веришь состоянию упадка и стараешься победить его. Дорого то, чтобы эта центральная точка не переставая двигалась к подъему, а не к упадку. Слава Б Богу , это есть.526 Ср. Дневник, 12 декабря.

Заблудших людей всегда больше, чем незаблуждающ незаблуждающихся или мало заблужд заблуждающихся , и потому сила самая основная и могуществен могущественная всегда на стороне первых. При внешних успехах цивилиза цивилизации : путях сообще сообщения , печати, особенно ежедневной печати сила эта удесятеряется.

Только одни мужи мужики земледельцы знают это: знают не потому только, что чуют это своими боками, не потому, ч что вследствие своей естеств естественной жизни мировозрение их527 яснее, разумнее, христианнее не развращено, как мировозрение рабовладельцев, а п потому , ч что они одни живут разумной христиан христианской жизнью, признавая всех людей братья братьями и потому признавая за всеми одинако одинаковое право жизни. И на этих-то людей, кроме того, что мы высасываем их, мы смотрим с высоты нашего величия, обучаем, образовываем, благодетельствуем их, стараемся до себя — до своей мерзости — поднять их.

И что же мы делаем вместо того одного, что мы бы должны сделать: понять свой грех и освободиться от него?

Мы вместо этого придумываем ввести всё то, что введено в Европе...528 Многоточие Толстого. Ср. очерк «Сон» (т. 38, стр. 29).

Всё то, что я записал, я точно видел, слышал во сне. Правда, я часто и много думаю наяву о земельном вопросе, но то, ч что я слышал во сне, я не думал сам наяву, а услышал только во сне.

Записывая сон, я невольно изменил, прибавил, мож может быть, что-нибудь в изложение в подробностях. Во сне всё б было проще, яснее, убедительнее, но сущность слышанного во сне записана мно мною верно.529 Ср. варианты четвертой редакции очерка «Сон» (т. 38, стр. 453—455). В оригинале последний абзац отчеркнут с левой стороны.

И что же мы делаем? Мы все, и прямые и посредств посредственные рабовладельцы, вместо того, чтобы, отменив зем земельную собствен собственность , понять свою вину и слезть с шеи того народа, к который мы держим в рабстве, мы или благодетельствуем ему, или еще брани браним , осуждаем его, как несмысленный или злой ребенок кусает ту грудь матери, к которая нас кормит. Не осуждать, не учить надо нам, а покаяться и та так или иначе освободить не его, — как ни беден, ему лучше нашего, а себя освободить от того греха, в к котором погряз погрязла вся жизнь наша. 530 Ср. очерк «Сон» (четвертая редакция — т. 38, стр. 394; окончательный текст там же, стр. 26).

————————————————————————————————————

Передай мою любовь и привет всем твоим добрым товаркам, монахиням и старцам и скажи им, что я прошу их простить меня.

Лев Рыжий б был прав, а я не прав. Он только не умеет высказать.531 Ср. Дневник, 20 декабря.

Дун Дунаев верит только в науку, в цивилиз цивилизацию . Меня признает только п потому , ч что меня признает цивилиз цивилизацией .532 Ср. Дневник, 20 декабря.

Что ни вспомню, всё дурно, всё стыдно. Слава Богу, ч что хотя всё в себе гадко и стыдно.

Буду стараться быть Его работником — хоть плохим, слабым, но все-таки работником.533 Ср. Дневник, 24 декабря.

Возражение в представлении о весьма возможном завоеван завоевании японцами и китайцами и требовании участия в их насил насилии , поддерживаемом534 Написано: поддерживаемое не только угрозой смерти, но пытками.

Ответ тот, что борьба должна быть, но борьба духовная. А смерть, страдания — только общий удел всего живого. —

А также и возражения Льва, ч что все делают, ч что им свойственно: делай свое, а их не суди.535 Ср. Дневник, 24 декабря.

Видел во сне отрицание Бога и еще возражение на свое представление об общем лучшем устройстве жизни вследствие отказа от борьбы.536 Ср. Дневник, 24 декабря.

Я чувствовал смутно, что признание жизни в безвремен безвременном моменте настоящего имеет важное значение; <и действительно, такое признание уничтожает все грехи и соблазны и суеверия. Для настоящ настоящего нет> 537 Ср. Дневник, 26 декабря.

————————————————————————————————————

Одно, но зато великое, истинное благо дано человеку: сознание себя проявлением Бога (духовного начала). Человек, сознающий себя Богом, прямо непосредственно служит Богу, живет Им и с Ним. Человек же, не сознающий себя Богом, а личностью, человеком, только посредственно служит Богу. Как — мы не можем знать, служит тем самым злом, к которое он совершает, злом, кое которое есть матерьял работы Бога.538 Ср. Дневник, 30 декабря, 1.

Движение жизни, сознаваемое человеком, различно, смотря по тому, сознает ли он себя духовным началом или телесной личностью. В первом случае он человек, его духовное я неподвижно, и всё, так же как и его тело, быстро и медленно движется помимо его. Он стоит на берегу, и река со всем, что есть на ней, движется мимо него. Во второ втором случае человек движется вместе со всем и сознает свое движение потому только, что есть предметы, движущиеся медленнее его и совершенно неподвижные. Он плывет по реке и знает про движение только п потому , ч что есть предметы, плывущие медленнее его и есть неподвижные берега.539 Ср. там же, 2.

Тут говорившие замолчали и уж только Ник Николай Андр Андреевич . Замолчал и я, всё ждал, что кто-нибудь что-нибудь скаже скажет , но все тоже молчали,540 Тогда говоривший, сделавшись вдруг уже одним Ник Николаем Андр Андреевичем и слышно было только, как Ник Николай Андр Андреевич 541 вдруг захохотал тем веселым, немного пья пьяным смехом, к которым хохотал обычно. заохал, заахал совершенно так, как охал и ахал Н Николай Анд Андреевич .542 и потом отпыхавшись от смеха Я ждал, что кто-нибудь что-нибудь скаж скажет , но все молчал молчали тоже. Н Николай А Андреевич опять заговорил совсем другим и строгим и убедительным голосом.

Ведь вы играете в жи жизнь , а они только Ведь живут толь только они. Вы не живете, вы только портите жизнь себе и другим. Вы не жизнь, а наросты на жизни народа.

Они растение, а вы вредные, ядовитые наросты543 грибы на нем. Они знают, что придет время,544 Дальнейший текст до конца абзаца написан на предыдущей странице листка Записной книжки. п потому ч что рано или поздно он дождется или добьется своего. А добьется своего п потому , ч что он решает вопрос... добьется сво своего п потому , ч что он545 сила единственная и телесная и, главное, духовная. нравственная духовная сила, великая сила, живущая не как вы, для своих детских, глупых, ничтожных целей, а для исполнения высше высшего религиозного назначения. И им торопиться некуда, они зна знают , что их время придет, и что совершится то, что должно.546 Ср. очерк «Сон» (четвертая редакция — т. 38, стр. 394; окончательный текст там же, стр. 23—25)

Одно из высших свойств Бога есть высший разум. Как же странно, когда для того, чтобы убедить нас в существовании Бога, нам говорят, что он поступает противно разуму, т. е. делает чудеса.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.