СПИСОК ИСПРАВЛЕНИЙ, СДЕЛАННЫХ РЕДАКЦИЕЙ «ПОСРЕДНИКА» ИЗ-ЗА ЦЕНЗУРЫ
Отдел и мысль |
Печатается в настоящем издании |
Напечатано в изд. «Посредник» |
Исправлено по рукописи |
I. «О ВЕРЕ» |
|||
III, 4 |
вечности не молитвами.... а только |
вечности только |
№ 10 |
VI, 2 |
Для истинной веры.... вера входит |
Истинная вера входит |
№ 10 |
VI, 3 |
|
|
№ 10 |
VI, 4 |
вера не в том.... а в том |
вера в том |
№ 10 |
VI, 5 |
Важен не храм.... не Гаризим |
важен не Гаризим |
№ 10 |
VI, 6 |
|
|
№ 10 |
VI, 7 |
То же, что этот работник.... В этом весь закон бога. |
Нужны богу только наши добрые дела. В этом весь закон бога. |
№ 10 |
VII, 2 |
Ложные учителя |
Одни учителя |
№ 11 |
» |
Истинные же учителя |
Другие же учителя |
№ 11 |
VIII, 4 |
|
|
№ 10 |
IX, 5 |
|
|
№ 10 |
II. «ДУША» |
|||
VI, 14 |
Я тоже, что и бог.... а я — я. Магомет. |
Я для бога — другой он. Он во мне находит то, что вечно будет подобно ему. Ангелус. |
№ 11 |
III. «ОДНА ДУША ВО ВСЕХ» |
|||
I, 10 |
царем или каторжником |
вельможей или каторжником |
№ 10 |
» |
уважать царя или архиерея больше, чем нищего или каторжника |
уважать вельможу больше, чем нищего |
№ 10 |
Отдел и мысль |
Печатается в настоящем издании |
Напечатано в изд. «Посредник» |
Исправлено по рукописи |
II.8 |
что ложные учителя уверили их |
что их уверили |
№ 11 |
III, 13 |
над иконами, священными книгами, храмами, |
над предметами внешнего почитания людей, |
№ 10 |
» |
человеческого. Все же книги, иконы, храмы |
человеческого, все же предметы внешнего почитания |
№ 11 |
IV. «БОГ» |
|||
I, 5 |
|
|
№ 11 |
I, 12 |
|
|
№ 11 |
V. «ЛЮБОВЬ» |
|||
I, 1 |
«Возлюби господа» |
«Иисус сказал ему (законнику): возлюби господа |
№ 11 |
I, 13 и 14 |
|
|
№ 10 |
V, 8 |
не к богатству, не к власти, |
не к богатству, |
№ 10 |
VI, 18 |
Если можно внушать.... к людям. И придет время, |
Да, придет время |
№ 10 |
VI. «ГРЕХИ, СОБЛАЗНЫ, СУЕВЕРИЯ» |
|||
V |
Значение грехов, соблазнов и суеверий для проявления духовной жизни. |
Значение грехов, соблазнов, суеверий и лжеучений для проявления духовной жизни. |
№ 11 |
VIII. «ПОЛОВАЯ ПОХОТЬ» |
|||
IV |
Преступное отношение к греху блуда со стороны правительств, руководящих жизнью людей. |
Преступное отношение к греху блуда со стороны руководящих жизнью людей |
№ 11 |
IV, 1 |
упорядочивается правительствами |
упорядочивается |
|
IV, 2 |
правительства же, единственный |
учреждения же, единственный |
№ 11 |
» |
граждан, учреждают разврат, то есть |
граждан, |
|
V, 2 |
обрядом брака |
церемонией брака |
№ 11 |
» |
без брачного обряда |
без церемониала |
№ 11 |
Отдел и мысль |
Печатается в настоящем издании |
Напечатано в изд. «Посредник» |
Исправлено по рукописи |
VI, 2 |
целомудрие. Люди же.... и большему целомудрию. |
целомудрие. Всякое же, посредством усилия, большее или меньшее приближение к полному целомудрию есть большее или меньшее исполнение учения. |
№ 11 |
VI, 5 |
обряд бракосочетания |
церемониал брака |
№ 11 |
VI, 7 |
всякие же обряды |
всякие же внешние церемонии |
№ 10 |
VI, 8 |
не веря в церковные определения брака |
|
№ 10 |
» |
закрытого церковным учением |
закрытого господствующим учением |
№ 10 |
IX. «ТУНЕЯДСТВО» |
|||
III, 4 |
получается за самый вредный труд.... в кондитерских, |
получается за пустой, бесполезный труд: за работу в кондитерских |
№ 10 |
IV, 1 |
Озлобление их против богатства и против господ вызвано |
озлобление их вызвано |
№ 11 |
ІV, 3 |
Богатые сословия, пользуясь трудами рабочих и держа народ в непрестанном тяжелом труде, оправдывают |
Праздные сословия оправдывают |
№ 11 |
» |
нужные ему религию, науку |
нужные им науку |
№ 10 |
» |
и ложная религия, и ложная наука, |
и ложная наука, |
№ 10 |
IV, 6 |
Все богатые люди |
Все люди |
№ 10 |
» |
грабеж тем, что они служат или военными, или всякими чиновниками, или учат, пишут, печатают книги, и |
грабеж теми невещественными трудами, которые они считают полезными для народа, и |
№ 10 |
VI, 13 |
служил у царя |
служил у вельможи |
№ 10 |
» |
на служение к царю |
на служение к вельможе |
№ 10 |
X. «КОРЫСТОЛЮБИЕ» |
|||
І, 1 |
признанное за ним законом |
признанное у нас |
№ 11 |
I, 2 |
Если царь |
Если завоеватель |
№ 10 |
Отдел и мысль |
Печатается в настоящем издании |
Напечатано в изд. «Посредник» |
Исправлено по рукописи |
I, 4 |
Богатые — это грабители, бедные — это ограбленные. От этого-то |
|
№ 11 |
» |
По его учению, быть ограбленным лучше, чем быть грабителем. |
|
№ 11 |
I, 9 |
За то, что он богат, |
За то, что он богат |
№ 11 |
I, 10 |
|
|
№ 11 |
II |
Преступность земельной собственности. |
Человек и земля. |
№ 11 |
II, 1—5, 9—10 |
|
|
№ 11 |
V, 4 |
только грабителей не сразу.... произведения его труда. |
|
№ 11 |
V, 6 |
Как человеку.... свой кошелек, так и |
|
№ 11 |
V, 10 |
трудом, если эти богатые люди не звери, невозможно |
трудом, невозможно |
№ 11 |
V, 10 |
Происходит это оттого, что когда люди.... прибыли т. д. |
Происходит это оттого, что явилось новое объяснение в виде науки политической экономии, открывшей законы, по которым выходит, что распределение труда и пользование им зависит от спроса и предложения, от капитала, ренты, заработной платы, ценности, прибыли и т. д. |
№ 11 |
V, 10 |
На тему эту.... было написано не менее книг.... на прежнюю тему |
На тему эту.... было написано множество книг и брошюр и прочитано множество лекций, |
№ 11 |
» |
Вывод из этой науки.... наворованным и награбленным. |
|
№ 11 |
» |
объяснений науки, так же.... их положение, — все |
|
№ 11 |
VII, 4 |
А это самое делают богачи. |
|
№ 11 |
Отдел и мысль |
Печатается в настоящем издании |
Напечатано в изд. «Посредник» |
Исправлено по рукописи |
XI. «ГНЕВ» |
|||
I, 4 |
Страшны не грабежи.... страшна ненависть людей. |
Самое страшное не самые грабежи и убийства, а страшны чувства тех людей, которые ненавидят друг друга, страшна ненависть людей, которые из-за нее грабят, убивают, казнят. |
№ 10 |
XII. «ГОРДОСТЬ» |
|||
III, 2 V, 1 |
ваше сиятельство, ваше величество, Часто думают.... глубокий корень зла. |
ваше сиятельство, Соблазны гордости уничтожатся только тогда, когда мы сами уничтожим в самих себе этот глубокий корень зла. |
№ 10 |
XIII. «НЕРАВЕНСТВО» |
|||
I, 2 |
|
|
№ 10 |
I, 5 |
|
|
№ 10 |
I, 6 |
один называется князем, генералом, а другой мужиком, рабочим, |
Один называется графом, а другой мужиком, |
№ 10 |
II |
|
|
№ 10 |
III, 2 |
|
|
№ 10 |
III, 4 |
пли разрушить |
или изменить |
№ 10 |
III, 5 |
|
|
№ 10 |
IV |
Суеверие патриотизма. |
Все люди — братья. |
№ 10 |
IV, 2 и 3 |
|
|
№ 10 |
IV, 4 |
в конце прошлого столетия.... стало невозможно. |
еще в конце прошлого столетия. Но мы уже не можем верить этому. |
№ 10 |
IV, 5 |
Не раз видел я.... убивать друг друга. |
|
№ 10 |
IV, 6 |
призвание которого.... а только в одном: |
призвание которого только в одном: |
№ 10 |
IV, 8 |
распоряжениями правительств о принадлежности |
распоряжениями о принадлежности |
№ 10 |
IV, 8 |
И понимая это.... с другими народами. |
|
№ 10 |
Отдел и мысль |
Печатается в настоящем издании |
Напечатано в изд. «Посредник» |
Исправлено по рукописи |
V, 5 |
Царям, чтобы управлять |
Правителям, чтобы управлять |
№ 11 |
V, 6 |
есть короли |
есть знатные люди |
№ 10 |
V, 7 |
|
|
№ 10 |
V, 9 |
будь он нищий, будь он духовное лицо.... будь он военный, |
будь он нищий, |
№ 10 |
VII, 3 |
|
|
№ 10 |
V, 6 |
для каждого человека.... никаких законов. |
для каждого человека. |
№ 10 |
VIII, 2 |
на царей, вельмож, |
на вельмож, |
№ 10 |
» |
уважает царя |
уважает самого важного в стране человека |
№ 10 |
VIII, 3 |
люди не могут.... отечеству |
люди, не стерпев оскорбления стране, в которой живут, |
№ 10 |
XIV. «НАСИЛИЕ» |
|||
I, 3 |
Правители думают |
Думают |
№ 10 |
I, 5 |
|
|
№ 10 |
I, 10 |
Те люди.... употребляют насилие. |
|
№ 10 |
I, 12 и 13 |
|
|
№ 10 |
I, 14 |
плодов усилия, точно.... праведной жизни. |
плодов усилия. |
№ 10 |
II, 3 |
|
|
№ 10 |
II, 6 |
в наше время тюрьмы, казни, войны, |
в наше время войны, |
№ 10 |
III, 2 |
Государство прибегает.... свое бессилие |
Прибегают к насилию именно те, которые сознают свое бессилие |
№ 10 |
III, 5 |
Когда преступник наказывается, |
Когда одни люди наказывают других, |
№ 10 |
» |
Когда священник |
Когда патер |
№ 10 |
III, 6 |
насилия: тюрьмы, казни. |
насилия. |
№ 10 |
III, 8 |
|
|
№ 10 |
IV |
государство основано на насилии. |
Заблуждение устройства жизни, основанного на насилии. |
№ 10 |
IV, 2,3 и 5 |
|
|
№ 10 |
IV, 6 |
Правители учат.... будут отменены?!» |
|
№ 10 |
IV, 7 |
и насилие, и судебное возмездие; |
и насилие, и возмездие; |
№ 10 |
Отдел и мысль |
Печатается в настоящем издании |
Напечатано в изд. «Посредник» |
Исправлено по рукописи |
IV, 8 |
Как только правительства или революционеры |
Как только устраивающие нашу жизнь люди |
№ 10 |
» |
самые жестокие дела.... всё это происходит |
самые жестокие дела происходят |
№ 10 |
V, 3 |
грабить, казнить людей, убивать их тысячами |
грабить, убивать тысячами |
№ 10 |
V, 8 |
Если можно.... всё можно. |
|
№ 10 |
V, 11 |
Всякий насильник — убийца. |
|
№ 10 |
V, 12 |
|
|
№ 10 |
VI, 4 |
выгодно властвовать над другими людьми, |
выгодно устраивать жизнь других людей, |
№ 10 |
V, 10 |
|
|
№ 10 |
V, 11 |
Слова эти великие.... а закона божеского. |
Надо помнить, что перед богом мы все — жители одной и той же земли и все под высшей властью закона божьего. Закон божий всегда один и тот же для всех людей. |
№ 10 |
V, 13,15 и 24 |
|
|
№ 10 |
VI, 28 |
от насилия власти. |
от насилия. |
№ 10 |
VII |
Извращение заповеди Христа о непротивлении злу насилием церковным насилием. |
Извращение заповеди Христа о непротивлении злу насилием. |
№ 10 |
VII, 3 |
Церковные учителя молчат об этом. |
|
№ 10 |
VII, 4 |
Церковные учителя прямо |
Люди, называющие себя христианами, прямо |
№ 10 |
VII, 5 |
ложное, церковное учение |
ложное учение |
№ 10 |
» |
разными догмами |
разными своими измышлениями |
№ 10 |
XV. «НАКАЗАНИЕ» |
|||
I, 3,6 и 7 |
|
|
№ 10 |
II |
Законы правительств.... разумности мести. |
Суеверие разумности мести. |
№ 10 |
II, 1 |
пророчеств, обрядовых средств |
предсказаний, внешних средств |
№ 10 |
Отдел и мысль |
Печатается в настоящем издании |
Напечатано в изд. «Посредник» |
Исправлено по рукописи |
II, 1 |
такого государственного устройства |
такого устройства |
№ 10 |
II, 3,4 и 8 |
|
|
№ 10 |
II, 10 |
В нашем обществе |
В человеческом обществе |
№ 10 |
» |
не потому, что есть судьи.... все-таки жалеют |
не потому, что применяются наказания против людей, нарушающих этот порядок, а потому, что, несмотря на вредное влияние, производимое этими наказаниями, люди все-таки жалеют |
№ 10 |
IV, 1 |
Учение о законности наказания |
Учение о разумности наказания |
№10 |
IV, 3 |
грабежи, богатства богатых, |
грабежи, |
№ 11 |
IV, 4 |
|
|
№11 |
IV, V |
на наши суды, тюрьмы, казни так же, |
на наши наказания так же, |
№ 10 |
V, 1 |
Законы человеческие.... другие не нужно. |
|
№ 10 |
» |
Заповеди божии не такие, они всегда |
Заповеди божии всегда |
№ 10 |
V, 17 |
как его толкуют церкви |
как его толкуют |
№ 10 |
VI, 2 |
при исполнении каждым не того закона, который устанавливают люди, а того вечного |
при исполнении того вечного |
№ 11 |
VI, 3 |
|
|
№ 11 |
VI, 6 |
строить корабли.... достоинства и т. п. |
|
№ 11 |
VII, 1 |
|
|
№ 10 |
VII, 3 |
задушить с своей высоты |
задушить |
№ 10 |
» |
Уже дрожат притеснители.... а любовь людей друг к другу. |
Это всё работа зародыша, готового развиться, работа любви, которая снимет грех с мира, откроет народам новый путь жизни, внутренний закон которой будет уже не насилие, а любовь людей друг к другу. |
№ 11 |
Отдел и мысль |
Печатается в настоящем издании |
Напечатано в изд. «Посредник» |
Исправлено по рукописи |
XVI. «ТЩЕСЛАВИЕ» |
|||
III, 4 |
владение землей, суд и другие |
отнятие у людей самого необходимого им, осуждение людей и другие |
№ 10 |
III, 6 |
обычаям, законам, учреждениям. |
обычаям. |
№ 10 |
» |
обычаи, законы, учреждения |
обычаи |
№ 11 |
» |
осудит его.... боится быть первым. |
осудит его, перестанет подчиняться обычаям, в которые давно уже никто не верит. |
№ 11 |
XVIII. «ЛОЖНАЯ ВЕРА» |
|||
Заглавие |
|
Ложные веры |
№ 11 |
I, 2—6 |
|
|
№ 10 |
I, 11 |
(вера в чудеса) |
|
№ 10 |
» |
(вера в таинства) |
|
№ 10 |
» |
(вера в благодать) |
|
№ 10 |
II, 1 |
Только для целей.... истинного служения. |
|
№ 10 |
II, 7—10 |
|
|
№ 10 |
II, 12 |
И такая молитва.... и проповедями, |
|
№ 10 |
III |
Внешняя обрядность, соблюдаемая церквами. |
Внешнее богопочитание. |
№ 10 |
III, 1 |
|
|
№ 10 |
III, 2 |
управляющим церковью — прелатом. |
католическим прелатом. |
№ 10 |
III, 3 |
исполнения обрядов |
исполнения внешних приемов |
№ 10 |
» |
различных церковных обрядов. |
различных внешних приемов. |
№ 10 |
» |
естественным способом, |
сверхъестественным способом, |
№ 10 |
» |
и доступным самому дрянному человеку, |
|
№ 11 |
» |
исповеданиями веры и |
|
№ 11 |
III, IV |
Когда мы по душе.... сказано в Евангелии: |
|
№ 10 |
IV |
Множественность церковных вероучений и единая истинная религия. |
Множественность вероучений и единая истинная религия. |
№ 10 |
Отдел и мысль |
Печатается в настоящем издании |
Напечатано в изд. «Посредник» |
Исправлено по рукописи |
IV, 1,2,4 и 5 |
|
|
№ 10 |
V, 1,2,7 и 8 |
|
|
№ 10 |
V, 3 |
епископства |
англиканского епископства |
№ 11 |
VI, 9 |
Это проявлялось.... непогрешимости церкви и пр. и пр. |
|
№ 10 |
VI, 10 |
Церковь, истинная церковь.... и друг другу |
|
№ 10 |
» |
Понятие церкви, |
Понятие соединения христиан, |
№ 10 |
VII, 1 |
Церковное извращение |
Извращение |
№ 10 |
XIX. «ЛОЖНАЯ НАУКА» |
|||
I, 3 |
занимала церковь 200—300 лет |
занимало жречество несколько сот лет |
№ 10 |
» |
соборы, синоды |
касты жречества |
№ 10 |
» |
откровение, церковь. |
откровение. |
№ 10 |
I, 6 |
попов |
ксендзов |
№ 10 |
II, 2 |
богословие. |
теология. |
№ 10 |
II, 3 |
церковная |
теологическая |
№ 10 |
II, 4 |
государственным устройством |
общественным устройством |
№ 11 |
» |
необходимость государства |
необходимость принудительного общественного устройства |
№ 11 |
II, 4 |
закона бога |
|
№ 11 |
XXII. «НЕДЕЛАНИЕ» |
|||
III, 1 |
Один человек.... трудами других людей |
|
№ 10 |
VI, 3 |
И евреи, казнившие Христа, и теперешние государственники |
И тогдашние насильники, казнившие Христа, и теперешние насильники |
№ 10 |
VI, 11 |
войска, пушки, крепости, храмы, |
вооружение, пушки, крепости, |
№ 10 |
ХХVИ. «СМИРЕНИЕ» |
|||
II, 8 |
гражданскому неравенству |
существующему неравенству |
№ 11 |
Отдел и мысль |
Печатается в настоящем издании |
Напечатано в изд. «Посредник» |
Исправлено по рукописи |
XXVII. «ПРАВДИВОСТЬ» |
|||
I |
Как относиться к установившимся верованиям и обычаям. |
Как относиться к установившимся убеждениям и обычаям. |
№ 10 |
I, 4 |
Учения о всегдашнем... свою божественную природу. |
Человек, признающий божественность своей души, не может не проверить разумом всех тех учений, которые признаются людьми несомненной истиной. |
№ 10 |
III, 4,5 и 6 |
|
|
№ 10 |
III, 7 |
которых их воображение.... роскошную жизнь. |
|
№ 10 |
III, 8 |
Религия и законодательство.... уважение, потому что |
|
№ 10 |
IV, 2,8 и 10 |
|
|
№ 10 |
IV, 6 |
Не допускай.... быть к богу. |
|
№ 10 |