ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ

Еще не окончив работу над исправлением сборника «На каждый день», Толстой приступил к составлению нового сборника мыслей по важнейшим, по его мнению, вопросам жизни, получившего впоследствии название «Путь жизни».

30 января 1910 г. Толстой записал в Дневнике: «Начал по письму Ивана Ивановича переделывать «На каждый день». Хорошо работал» (т. 58, стр. 13). Упоминаемое письмо И. И. Горбунова-Посадова неизвестно. Между тем, судя по устным воспоминаниям Горбунова-Посадова и письму П. А. Буланже к нему от 3 февраля 1910 г., цитируемому ниже, Горбунов-Посадов писал Толстому о выпущенных в октябре 1909 г. издательством «Посредник» копеечных книжечках, представлявших собою извлечения по отдельным вопросам из «Круга чтения» и объединенных в серию: «Замечательные мыслители всех времен и народов»; он также сообщал о своем намерении составить такие книжечки и по материалам сборника «На каждый день», где изложение мыслей более упрощено и доступно массовому читателю. Повидимому, это письмо и побудило Толстого приступить к работе над сборником «Путь жизни».

П. А. Буланже 3 февраля сообщал И. И. Горбунову-Посадову: «Вчера был у Л. Н., он получил ваше письмо, очень доволен и напряженно занят народным кругом чтения».26 Архив И. И. Горбунова-Посадова. Повидимому, он подразумевал под «народным кругом чтения» сборник «Путь жизни». А сам Толстой 31 января записал в Дневнике: «Я начал новую работу для книжечек На каждый день и сделал первую: О вере» (т. 58, стр. 14).

Начатая 30 января работа над книжечками «Путь жизни» была закончена 15 октября 1910 г. Дневники Толстого за этот период испещрены записями об этой работе. По этим записям видно, с каким напряжением шла она, то усиливаясь, то ослабевая.

В первый период дело сводилось к отбору материала. Толстой брал книжки «На каждый день», частью в печатном виде, частью в машинописных списках, и, просматривая их, делал на отдельных листах пометы, какие мысли надо переписать или вырезать для данной книжечки «Пути жизни». Иногда на тех же листах он вписывал новые мысли или совершенно по-новому излагал мысль, взятую из «На каждый день».27 Тексты мыслей «На каждый день», которыми пользовался Толстой в работе над сборником «Путь жизни», отличались от окончательного текста, так как в то время работа над «На каждый день» еще не была закончена. Только для книжечки «Правдивость» мысли были взяты из «Круга чтения».

О своей работе по составлению сборника «Путь жизни» Толстой писал 14 февраля H. Н. Гусеву: «Занят я составлением из На каждый день 30, по числу дней28 В дальнейшем число книжечек было доведено до тридцати одной. и отделов, книжечек, в которых будет меньше изречений, но самый клек,29 То есть лучший, отборный товар. и упрощенные по форме» (т. 81).

21 февраля 1910 г. отбор мыслей для «Пути жизни» был в основном закончен. Под этим числом Толстой записал в Дневнике: «Закончил все книжки» (т. 58, стр. 19). Судя по записям в Дневнике, работа над составлением книжечек «Пути жизни» распределялась хронологически следующим образом: 30 января — «Вера», 2 февраля — «О душе», 3 февраля — «Дух божий во всех», 4 февраля — «Бог», 5 февраля — «Любовь», 6—21 февраля — шестая — тридцать первая книжечки30 Заглавия этих книжечек в Дневнике не указаны. (см. записи в Дневнике за 4, 5, 8, 11—16, 18—21 февраля, т. 58, стр. 14—19).

Почти одновременно с выбором мыслей Толстой уже приступает к новому этапу работы — их обработке. Указанные им мысли переписывались или вырезывались и наклеивались каждая на отдельную восьмушку листа; в таком виде автору легко было их редактировать и систематизировать. Уже 4 февраля Толстой записывает в Дневнике, что 2 февраля он «писал и редактировал конец первой книжечки», которая была составлена (судя по записи в Дневнике) 31 января; затем 12 февраля «исправлял кое-как одну книжечку»; и 15 февраля: «Вечером тоже занимался: от грехов — самоотречение, от соблазнов — смирение, от суеверий — вера в разум, от ложных учений — вера в истину», то есть Толстой работал уже над редактированием шестой книжки: «Грехи, соблазны, суеверия», в то время как в тот день (по его же записи) им была составлена семнадцатая книжка.

К работе Толстой привлек своего секретаря В. Ф. Булгакова.31 См. В. Ф. Булгаков. «Лев Толстой в последний год его жизни», стр. 49, 54, 58, 60, 61, 65, 66, 71, 73—75, 81, 83, 85, 87, 92, 93, 97, 99, 103, 104, 106—108, 110, 112, 117, 118, 123—125, 132, 134, 135, 139, 142, 143, 148, 151, 189, 190, 194, 197, 201, 111, 213, 222, 223, 229, 233, 236, 241—243, 259—263, 276, 277, 279, 296, 318.

Толстой просматривал собранный для каждой главы материал, систематизировал его, откидывал часть мыслей или заменял их другими, редактировал, иногда совершенно перерабатывал отдельные мысли, нередко вписывал новые. Затем он передавал свою работу В. Ф. Булгакову для просмотра и дальнейшей систематизации, прося нередко пополнить новыми мыслями из «На каждый день», «Круга чтения», «Свода мыслей»32 «Свод мыслей Л. Н. Толстого» — неизданная энциклопедия мыслей Толстого, составлявшаяся в течение многих лет сотрудниками В. Г. Черткова. и других источников. Булгаков, исполняя поручения Толстого, просматривал источники, выбирал мысли, разбивал книжки на отделы, давал названия этим отделам и т. п. Подготовленный секретарем материал Толстой вновь просматривал, исправлял и сдавал опять секретарю для новых исправлений. Порядок мыслей в книжках менялся много раз, что видно по нумерации на листках.

Законченная, таким образом, работа сдавалась переписчику, который делал с нее несколько копий. Толстой просматривал переписанное и вновь делал исправления. В первых девятнадцати главах этих исправлений было сравнительно немного; они наносились на одну из копий рукописи, и эта копия посылалась в набор. В последующих же главах поправки были настолько значительны, что рукописи приходилось частично вновь переписывать перед сдачей в набор.

Этот этап работы точно проследить по записям Дневника затруднительно, потому что записи эти слишком кратки и не всегда можно понять, о какой именно работе и над какой книжкой идет речь (см. записи за 26 и 27 февраля, 1—5, 7—10, 17 марта, т. 58, стр. 20—27). В. Ф. Булгаков 24 марта записывает: «Отнес Л. Н-чу последнюю, тридцать первую, книжку мыслей — «Жизнь — благо».33 В. Ф. Булгаков, «Лев Толстой в последний год его жизни», стр. 118. Но и позднее в его дневнике идет ряд записей (за 7, 9 и 10 апреля), по которым видно, что Толстой продолжает еще работу по редактированию книжечек.

Главная задача, которую ставил себе Толстой в этой работе, состояла, как писал он 22 февраля В. Г. Черткову, в «упрощении изложения» (т. 89). 25 февраля он писал H. Н. Гусеву: «Я теперь занят 3-ей версией Круга чтения, и, как всегда, пока занят ею, она мне очень нравится» (т. 81).

Уже в самом начале своей работы по выбору мыслей для «Пути жизни» Толстой стал думать об издании своего нового труда. Из письма к нему И. И. Горбунова-Посадова от 10 февраля видно, что Толстой поручал П. И. Бирюкову (бывшему в Ясной Поляне 31 января) сообщить о начатой им работе И. И. Горбунову-Посадову, имея в виду печатать ее в «Посреднике».

О том же писал В. Ф. Булгаков в письме к И. И. Горбунову-Посадову 11 февраля: «Лев Николаевич поручил мне сообщить вам, что первая книжка мыслей из сочинения «На каждый день» — «О вере» — совершенно готова и может быть начата печатанием. Об издании этой и следующих книжек мыслей Лев Николаевич хотел бы поговорить с вами. Может быть, поэтому вы найдете время, чтобы посетить его в Ясной Поляне, за что он будет вам очень признателен».34 Архив И. И. Горбунова-Посадова.

В упомянутом выше письме от 10 февраля Горбунов-Посадов отклонил предложение печатать «Путь жизни» в «Посреднике», так как предполагал, что Чертков, обычно бравший на себя заботу о деле печатания, захочет, для большего распространения произведений Толстого, передать печатание И. Д. Сытину.

22 февраля, в связи с окончанием «составления книжек» Толстой написал Черткову, сообщая о состоянии своей новой работы и спрашивая, «где и как печатать» ее. Чертков ответил письмом от 25 февраля, в котором писал, что если Толстой «вообще предпочитает печатать в «Посреднике», то следует «предложить это Ивану Ивановичу»; но что он «охотно» войдет в сношения по этому поводу» и с И. Д. Сытиным. «Так что решайте уже вы сами», — добавлял он.

Между тем 28 февраля Д. П. Маковицкий написал И. И. Горбунову-Посадову, что Толстой «желал бы», чтобы его новые книжечки печатались в «Посреднике», и что он «намучился нерешенностью этого вопроса». О том же 1 и 3 марта писала Горбунову-Посадову и А. Л. Толстая.35 Архив И. И. Горбунова-Посадова.

8 марта в Ясную Поляну приехал И. И. Горбунов-Посадов с целью выяснения вопроса о печатании новой работы Толстого. В этот день Толстой записал в Дневнике: «С Иваном Ивановичем решили печатать» (т. 58, стр. 23).

И. И. Горбунов-Посадов предложил печатать новый труд Толстого (тогда еще не имевший определенного заглавия) прежде всего доступными по цене народному читателю копеечными книжками и начать печатание с безобидных в цензурном отношении книжек — о вере, о душе, о смерти и пр., а более опасные в этом смысле книжки — о церкви, о богатстве, о насилии и пр., где половина мыслей не будет пропущена цензурой, печатать под конец. Толстой согласился.36 Д. П. Маковицкий, «Яснополянские записки», рукопись. 9 марта в Дневнике записано: «с Иваном Ивановичем очень хорошо поговорил. Отдал для набора 5 книжек» (т. 58, стр. 23).

Корректуры первых пяти книжек нового произведения были получены в Ясной Поляне 19 марта. В Дневнике 21 марта Толстой записывает: «Поправлял книжки». И 22 марта: «Поправил одну-две гранки книжек, и не нравится мне эта работа» (т. 58, стр. 28). Параллельно с чтением корректур шла работа и по пересмотру составленных книжек. Как всегда, отделывая свое новое произведение, Толстой не только переделывал, но и многое сокращал, считая, что «от сокращения изложение всегда выигрывает».

23 марта Толстой пишет в Дневнике: «Очень скучна работа с книжками»; 24 марта: «Всё мало доволен своей работой. Недоволен систематичностью. Постараюсь избавиться» (т. 58, стр. 29). Под этим же числом в дневнике В. Ф. Булгакова записано, что Толстой стал вычеркивать составленные Булгаковым названия отделов в книжках «Пути жизни», боясь, что при чтении их будут смешивать с текстом. Однако, как рассказывается далее, 31 марта Толстой вновь решил восстановить эти названия, и они остались в тексте.37 В. Ф. Булгаков, «Лев Толстой в последний год его жизни», стр. 118 и 123.

Судя по записям в Дневнике Толстого, к 7 апреля он «поправил» и «приготовил к переписке» 24 книжечки (т. 58, стр. 35). 8 апреля он писал В. Г. Черткову: «Почти ничего не делаю, кроме книжечек для Ивана Ивановича, которые назову Мысли о жизни».

В этом письме новый труд Толстого впервые получает определенное название: «Мысли о жизни». По записи Д. П. Маковицкого от 7 апреля, это название было предложено В. Ф. Булгаковым. «Лев Николаевич, — писал в этот день Д. П. Маковицкий, — занят новым «Кругом чтения», которому не может подыскать названия. Сначала назвал его «Учение о жизни», но потом нашел, что это нескромно. Булгаков предложил название «Мысли о жизни», которое ему понравилось».38 Д. П. Маковицкий, «Яснополянские записки», рукопись.

За 8—9 апреля в Дневнике записано: «Поправлял Мысли о жизни». 10 апреля: «Поправлял Мысли о жизни.... Получил корректуры от Ивана Ивановича» (т. 58, стр. 36).

По штампам типографии на сохранившихся корректурах и по письмам И. И. Горбунова-Посадова видно, что в средних числах апреля в Ясную Поляну отправлялись сверстанные корректуры книжек: 1) «О вере», 2) «Душа», 3) «Одна душа во всех», 4) «Бог», 5) «Любовь», а также корректуры в гранках книжек: 6) «Грехи, соблазны, суеверия», 7) «Излишество», 8) «Половая похоть», 9) «Тунеядство», 11) «Гнев», 12) «Гордость», 16) «Тщеславие» и в начале мая: 19) «Ложная наука».39 В процессе работы название большинства книжек неоднократно менялось; здесь называются их окончательные заглавия. Таким образом, в «Посреднике» в апреле — мае 1910 г. было набрано уже тринадцать книжек (не набирались пока нецензурные книжки: «Корыстолюбие», «Наказание», «Неравенство», «Насилие», «Ложная вера»).

Работа Толстого в апреле — мае сводилась к подготовке к набору оставшихся двенадцати (кроме нецензурных) книжек и к просмотру корректур как первых пяти книжек в сверстанном виде, так и следующих восьми — в гранках. Свою работу Толстой отмечает в Дневнике с 14 по 20 апреля почти ежедневно (т. 58, стр. 38—40); а затем следует перерыв до 22 мая. Под этим числом Толстой записывает: «К обеду Иван Иванович с корректурами». Судя по штампам типографии, это были помеченные 11 мая вторые сверстанные корректуры книжек «Одна душа во всех», «Бог» и «Любовь»; с более поздними штампами — от 17 и 18 мая — были присланы вторые сверстанные корректуры книжек «О вере» и «Душа». В тот же день 22 мая Толстой писал дочери Александре Львовне: «Нынче был Иван Иванович. Привез корректуры книжечек. Две последние — не книжки, а последние корректуры — завтра поправлю, и пойдут в свет книжечки, которые очень люблю» (т. 81).

Опять следуют почти ежедневные отметки в Дневнике вплоть до 29 мая. 29 мая Толстой записывает: «Кончил все книжки, сдал Ивану Ивановичу» (т. 58, стр. 59).

Далее записи прерываются более чем на полмесяца. 14 июня И. И. Горбунов-Посадов послал Толстому сверстанные корректуры четырех книжек: «Грехи, соблазны, суеверия», «Половая похоть», «Гнев» и «Гордость» и уведомлял, что на днях все книжки будут набраны. Толстой с какой-то неохотой принимается за исправление корректур, о чем записывает в Дневнике 16 июня: «Немного занимался корректурой книжки Грехи, соблазны, суеверия. Очень хочется освободиться от этой работы».

Очевидно, его привлекали уже какие-то новые замыслы, хотя работа над приготовлением к печати «Пути жизни» продолжала казаться ему значительной, о чем он 3 июня писал В. Г. Черткову: «Занимаюсь я эти последние дни... переработкой предисловия к книжкам из На каждый день, которым à tort или à raison40 *** справедливо или нет приписываю важность» (т. 89).

Во второй половине июня — начале июля Толстой получил гранки следующих книжек (№№ 20—31), а также третью верстку первых пяти книжек. О просмотре этих последних корректур в Дневнике Толстого 9 июля записано: «С удовольствием... писал, занимался корректурами первых 5 книжек».

В записках А. Б. Гольденвейзера за этот день приведены следующие слова Толстого: «Мне Иван Иванович прислал корректуры, и я сегодня пять книжечек совсем кончил к печати. И, признаюсь, мне очень понравилось. Я этой работой иногда очень бываю недоволен, — нет, не очень, но бывает, что кажется, что всё нехорошо».41 А. Б. Гольденвейзер, «Вблизи Толстого», 2, стр. 105.

Такого же характера отзыв Толстого об этих книжках записан и в дневнике В. Ф. Булгакова за то же число: «Я этими пятью книжками очень доволен. Для тех, кто не интересуется религиозными вопросами, они будут неинтересны, а те, кто интересуется ими, найдут их очень хорошими».42 В. Ф. Булгаков, «Лев Толстой в последний год его жизни», стр. 260.

7 июля И. И. Горбунов-Посадов послал Толстому корректурные гранки книжки «Правдивость». В письме, посланном одновременно с корректурами, он писал: «Дорогой Лев Николаевич, посылая вам Правдивость, напоминаю вам ввиду того, что в этой книжечке приходится выключить для первого издания ряд мыслей по нецензурности, напоминаю, чтобы вы все равно исправляли их, как и идущие, так как, я вам писал, все выключенное по нецензурности будет тщательно включено в особые экземпляры и появится, конечно, и у нас в свое время».

11 июля И. И. Горбунов-Посадов послал Толстому корректуру одной из последних набиравшихся тогда в «Посреднике» книжек — «После смерти». В этом же месяце «Посредник» приступил к набору «нецензурных» книжек: «Корыстолюбие», «Неравенство», «Насилие», «Наказание» и «Ложная вера». Горбунов-Посадов надеялся, что, несмотря на неизбежность больших цензурных изъятий в этих книжках, все же удастся сохранить их главные мысли. Только одну книжку — «Суеверие государства» — было решено не давать в набор, так как при тогдашних цензурных условиях ни одна мысль из этой книжки не могла появиться в печати.

С 11 по 16 июля Толстой был занят исправлением корректур книжечек «Правдивость» и «После смерти» (см. записи в Дневнике за 11, 13—16 июля, т. 58, стр. 63—66, а также письмо Толстого к В. Г. Черткову от 16 июля, т. 89). 16 июля Толстой отметил в Дневнике: «Ездил к Ивану Ивановичу, отдал корректуры».

Повидимому, к середине июля нужно отнести и определение окончательного заглавия для готовившегося сборника. В. Ф. Булгаков в своем дневнике 9 июля записал, что Толстой, не удовлетворенный заглавием «Мысли о жизни», подыскивал более подходящее. По словам Булгакова, Толстой накануне говорил, что хочет назвать его «Как жить?» Между тем, по предложению И. И. Горбунова-Посадова, Толстой изменил свое намерение и назвал: «Путь жизни».43 См. Д. П. Маковицкий, «Яснополянские записки», рукопись — запись под 7 апреля 1910 г. (позднейшее добавление к ней); Л. Л. Толстой, «Правда о моем отце», Л. 1924, стр. 99. В рукописях сборника такое заглавие не встречается; однако в письме к М. Г. Болквадзе от 20 июля 1910 г., при посылке предисловия к этому сборнику, Толстой пишет: «Посылаю вам предисловие к книге «Путь жизни» (т. 82). Это единственное письменное свидетельство, в котором он называет свою книгу «Путь жизни». По устным воспоминаниям И. И. Горбунова-Посадова, Толстой очень сочувственно отнесся к предложенному новому заглавию и принял его.

Во второй половине июля были готовы гранки «нецензурных» книжек: «Корыстолюбие», «Неравенство», «Насилие», «Наказание» и «Ложная вера». Кроме того, были сверстаны книжки: «Неделание», «Слово», «Мысль», «Самоотречение», «Смирение», «Правдивость», «Смерть». Конец июля и начало августа были заняты у Толстого исправлением этих корректур (см. записи в Дневнике Толстого 1 и 4 августа, т. 58, стр. 56—57).44 См. также «Дневники С. А. Толстой, 1910», стр. 135.

9 августа, как указывает в своем дневнике С. А. Толстая, Толстой возил И. И. Горбунову-Посадову в Овсянниково исправленные корректуры, но не застал его.45 Там же, стр. 150. После этого в чтении корректур следует перерыв на 10 дней.

19 августа И. И. Горбунов-Посадов посылает Толстому, гостившему в то время у дочери, Т. Л. Сухотиной, в Кочетах, сверстанные корректуры книжек: «Жизнь в настоящем», «Слово», «Смирение», «Смерть». В августе же, кроме того, были сверстаны: «Усилие», «Зло» и «Жизнь — благо». 21 августа Толстой записывает: «Поправил корректуру книжечки: Смирение — хорошо»; 22 августа: «Занят был корректурами книжечек. Поправил все кроме одной: После смерти»; 23 августа: «Докончил «Книжечки» (т. 58, стр. 94—95). 25 августа в Записной книжке № 6 помечено: «Саше — Ивану Ивановичу, что окончил» (т. 58, стр. 219). Исполняя это поручение, А. Л. Толстая 26 августа писала И. И. Горбунову-Посадову: «Папаша просил передать вам, чтобы вы ему не присылали вновь тех корректур, которые были недавно отосланы вашей корректорше. Л. Н. надеется на вашу окончательную редакцию их».46 Архив И. И. Горбунова-Посадова.

28 августа Толстой отметил в Дневнике: «Поправил Правдивость». На другой день, 29 августа, Толстой набросал в Записной книжке № 6, после пометы: «Ивану Ивановичу: Правда», вводную мысль к главе «Правдивость» и далее записал: «В книжке Смирение есть мысль: о том, что человек всегда одинаково удален от совершенства. Мысль эта должна быть выражена так...» (следует запись мысли 1 отдела II главы «Смирение»). Продолжая запись, Толстой помечает: «Ивану Ивановичу: Нельзя ли включить в Смирение 2-е *** изречение из 29 августа *** «Круга чтения» (Вишну Пурана) и в Правду внести 8-е из 29 же августа (Эмерсон)» (т. 58, стр. 220).

Все эти дополнения были своевременно внесены в текст «Пути жизни» (см. «Смирение» — стр. 396 и 416).

23 сентября И. И. Горбунов-Посадов послал Толстому сверстанные корректуры книжек: «Неравенство», «Наказание», «Ложная вера» и «После смерти». Вместе с корректурами книжек Горбунов-Посадов послал и корректуру обложек всех книжек, прося его «утвердить заглавия». 25 сентября Толстой записывает в Дневнике: «С почты корректуры Ивана Ивановича.

Поправлял. Недоволен. Не кончил». На другой день: «Продолжал заниматься книжками Для души. Немного более доволен». 27 сентября: «Послал книжки Горбунову» (т. 58, стр. 106—107).

Во второй половине сентября были сверстаны последние книжки: «Корыстолюбие» и «Насилие» и была изготовлена вторая сверстанная корректура книжки «Ложная наука». Повидимому, о работе по пересмотру этих книжек говорится в дневниковой записи 10 октября: «Поправил корректуры 3-х книжечек «Для души». Они мне нравятся» (т. 58, стр. 116).

Записи 26 сентября и 10 октября указывают как будто на новое название («Для души»), которое хотел дать автор своему труду. Ввиду того, что не имеется никаких указаний на то, что это название было утверждено автором и не появилось просто в результате того, что автор запамятовал об уже принятом и утвержденном им названии «Путь жизни», — которое тогда еще не появлялось на корректурах, — нельзя признать это название окончательным.

Что касается посланных И. И. Горбуновым-Посадовым корректур обложек, то Толстой одни названия утвердил, другие изменил и, кроме того, цифрами определил тот порядок, в котором книжки должны следовать одна за другой. Уже после отсылки корректур обложек Толстой вносит изменения в названия двух глав (двадцать восьмой и двадцать девятой). Первая в корректуре была названа: «Нет зла», а вторая: «Нет смерти». В недатированной записи в Записной книжке № 6, находящейся перед датированной записью 19 октября, помечено: «Ивану Ивановичу: не: нет зла и нет смерти, а: зло и смерть» (т. 58, стр. 223).

Поправка была передана И. И. Горбунову-Посадову, вероятно, при личном свидании 14—15 октября, и соответствующие изменения названий отделов были им сделаны.

15 октября Толстой прочел вторую сверстанную корректуру книжек «Половая похоть» и записал в Дневнике: «Книжечка — половая похоть. Не правится» (т. 58, стр. 118). Этой записью исчерпываются записи в Дневнике о работе по составлению и редактированию «Пути жизни».

28 октября Толстой оставил Ясную Поляну. Но и по уходе, в Астапове, будучи больным, он продолжал интересоваться печатанием «Пути жизни».

2 ноября Толстой сказал В. Г. Черткову, что он ждет от И. И. Горбунова-Посадова «книжечек»;47 В. Г. Чертков, «О последних днях Л. Н. Толстого», М. 1911. стр. 5. но уже по приезде Горбунова, в их последнее свидание, 4 ноября, слушая сообщение о ходе подготовки издания «Пути жизни», на слова Горбунова, что он «на всякий случай привез только что тиснутые третьи корректуры книжечек «Самоотречение» и «Смирение», Толстой ответил: «Я не могу... Сделайте это вы сами».48 Л. Н. Толстой, «Путь жизни», изд. «Посредник», М. 1911, стр. 10, «Предисловие (от издателя)».

«Путь жизни», будучи последним из всех сборников мыслей, составленных Толстым, является в то же время и наиболее оригинальным из всех сборников по своему содержанию. По сравнению с другими сборниками в «Пути жизни» мысли Толстого значительно преобладают над мыслями других авторов. Кроме того, заимствованные им мысли так вновь переработаны Толстым, что иногда лишь в небольшой степени напоминают оригинал.

Для «Пути жизни» Толстым не была прочтена ни одна книга с целью выборки из нее мыслей, как это было при составлении «Мыслей мудрых людей», «Круга чтения» и «На каждый день».

Можно установить лишь немного случаев помещения Толстым в «Пути жизни» вновь заимствованных мыслей. Так, прочитав в журнале «Русская старина» воспоминания В. Храневича о Достоевском, Толстой высказал желание, чтобы в «Путь жизни» были включены мысли Достоевского, и поручил В. Ф. Булгакову их выбрать. В. Ф. Булгаков выбрал шестьдесят четыре мысли Достоевского. Прочитав их, Толстой нашел, что они «не сильны, расплывчаты», и сначала отобрал было из них тридцать четыре,49 В. Ф. Булгаков, «Лев Толстой в последний год его жизни», стр. 65, 125, 135, 213. но в конце концов в «Путь жизни» было включено только две.

3 августа 1910 г. Толстой, читая в подлиннике Паскаля, продиктовал В. Ф. Булгакову для помещения в «Пути жизни» перевод одной из его мыслей.50 Там же, стр. 279. Прочитав рассказ С. Т. Семенова «Дедушка Илья»,51 С. Т. Семенов, «Крестьянские рассказы», т. IV, изд. «Посредник». Толстой вносит из него в главу «Смерть» (отдел V, 4) рассказ о предсмертных словах умирающей старухи.52 Д. П. Маковицкий в своих «Записках» под 18 апреля 1910 г. записал: «За обедом по поводу разговора об умирании Лев Николаевич вспомнил, что у Семенова старушка говорит: «Летом умирать легко, потому летом могилу легко копать».

Мысль Чернышевского об ученых (гл. «Ложная наука», отдел VIII, 4) заимствована из двух писем Н. Г. Чернышевского, опубликованных в статье: Н. С. Русанов, «Чернышевский в Сибири» — «Русское богатство» 1910, № 4, стр. 103 и 107.

Поводом к появлению в «Пути жизни» двух мыслей, в которых фигурирует слепая и глухонемая Элен Келлер (гл. IV «Бог», отдел II, 9, и гл. V «Любовь», отдел V, 4), послужил происходивший в Ясной Поляне 31 января 1910 г. разговор между дочерью Толстого Т. Л. Сухотиной и М. Я. Шанкс, воспроизведенный Д. П. Маковицким в его «Записках»53 Д. П. Маковицкий под 31 января записал: «Льва Николаевича очень заинтересовало, о чем говорила Татьяна Львовна с М. Я. Шанкс — об Элен Келлер, глухой и слепой. Когда ее спросили, что такое любовь, она ответила: «Это очень просто, чтобы всех людей любить» («it is so simply, this what every soul feels for every one»). А когда ей объяснили, что такое бог, она сказала: «Да, я это знала, только не знала, как называется». . По просьбе Толстого, М. Я. Шанкс впоследствии прислала ему книгу об Элен Келлер.

В состав мыслей, включенных в «Путь жизни», вошло (гл. «Усилие», отдел V, 6) переработанное письмо Толстого к П. У. Пестову, написанное 1 марта 1910 г. (т. 81).

Все тридцать книжек «Пути жизни», набиравшиеся в «Посреднике» (книжка «Суеверие государства», как сказано выше, не набиралась), были прочтены Толстым как в гранках, так и в сверстанном виде. Книжки «Половая похоть» и «Ложная наука» были прочитаны им в сверстанном виде дважды, а книжки «О вере», «Душа», «Одна душа во всех», «Бог» и «Любовь» — трижды.

Несмотря на огромную работу, проделанную Толстым для того, чтобы сделать содержание собранных им мыслей доступным читателю из народа, он не был вполне удовлетворен своей работой. 16 сентября 1910 г. он писал В. Г. Черткову: «Книжечки из На каждый день подвигаются у Ивана Ивановича, и это меня радует. Постараюсь из них уж выбрать самое доступное народное. Надо бы это пропустить через пересказ крестьян и детей и взрослых» (т. 89). О том же намерении Толстого еще поработать над «книжечками» «Пути жизни» вспоминает и И. И. Горбунов-Посадов: «В предпоследнее мое свидание с ним в Ясной Поляне 18 октября54 Ошибка памяти И. И. Горбунова-Посадова: в Ясной Поляне, как видно из дневника Толстого, он был не 18-го, а 14 и 15 октября 1910 г. 1910 г. он говорил мне, что непременно хочет, когда книжечки выйдут в свет, вновь работать над ними, чтобы еще упростить их, сделать их еще доступнее всем и каждому».55 Л. Н. Толстой, «Путь жизни», изд. «Посредник», М. 1911, стр. 9.

Смерть помешала исполнить это намерение.

Первое издание «Пути жизни» выпущено было «Посредником» в 1911 г. отдельными выпусками в виде тридцати отдельных копеечных книжек форматом в 32-ю долю листа. Почти одновременно с этим изданием в тридцати же выпусках «Посредником» было выпущено и другое издание в 8-ю долю листа, на плотной бумаге. Текст обоих изданий был тождествен, с тою лишь разницей, что в большом издании было напечатано «Предисловие» автора и «Предисловие» издателя, чего не было в малом.

Как уже было указано, в издании «Посредника» был сделан целый ряд пропусков и изменений текста в цензурных целях. Всего было сделано небольших пропусков или изменений сто сорок четыре и целиком выпущено семьдесят мыслей. Глава «Суеверие государства» в первых изданиях «Посредника» не печаталась вовсе.

Глава эта была напечатана тем же издательством в 1917 г. под названием «О государстве. Суеверие государства» (№ 1173) и переиздана в 1918 г. издательством «Благая весть» (Самара).

Первая глава «О вере» в полном виде, без цензурных сокращений, появилась в приложении к книге: Джейн Хола, «Христианство первых веков», под редакцией В. Г. Черткова (перевод с английского), изд. Общества истинной свободы в память Л. Н. Толстого и «Единение», М. 1919, стр. 19—32.

Четыре мысли из главы «Насилие» (отд, I, 12 и 13; отд. V, 8 и 12) были напечатаны в журнале «Голос Толстого и Единение» 1918, № 3 (9), стр. 7.

Глава «Ложная вера» (под заглавием «Ложные веры») появилась в полном виде в приложении к книге: А. М. Хв Хирьяков , «Православие на Руси». Краткий исторический очерк, изд. Общества истинной свободы в память Л. Н. Толстого и «Единение», М. 1919, стр. 23—40.

Глава «Ложная наука» в полном виде появилась в книжке: Л. Н. Толстой, «О науке», сборник статей, изд. «Единение», № 14, М. 1917, стр. 76—96.

Выпущенные по цензурным соображениям места из отдела «Правдивость» появились в сборнике: «Толстой и о Толстом. Новые материалы», редакция H. Н. Гусева, изд. Толстовского музея, М. 1924, стр. 13—15.

В сборнике «Немеркнущее солнце» (изд. газеты «Наше слово», Хабаровск, 1920, стр. 22—25) напечатаны следующие выпущенные по цензурным соображениям мысли «Пути жизни»: глава I, отдел VI, 2, и отдел VII, 4; глава V, отдел VI, 18; глава X, вступление, отдел V, 4; глава XIII, отдел I, 2 и 4, отдел III, 2 и 4, и отдел VI, 3; глава XIV, отдел 1, 5, 9 и 12; глава XV, отдел 1, 6, отдел II, 8, и отдел III, 7 и глава XXVI, отдел IV, 7.

Остальные выпущенные по цензурным соображениям мысли «Пути жизни» публикуются на русском языке впервые в настоящем издании.

В 1924 г. в Чехословакии издан перевод «Пути жизни» без цензурных искажений под редакцией К. Велеминского («Библиотека Л. Н. Толстого») под названием «Cesta Zivota».

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.