* ВАРИАНТЫ «О СОЦИАЛИЗМЕ».

№ 1.

определяют эту форму субъективно вызывая в каждом члене общества сознание неразумности, преступности существующего порядка и потребность воздержания от какого бы то ни было участия в нем, не предрешая того, что выйдет из этого воздержания. Разница эта кажется не важная, но последствия того и другого отношения к экономическим вопросам огромны. Разница, во 1 -х, в том, что при социалистическом отношении к вопросу это для огромного большинства занятых или для рабочего народа вопрос этот становится личным вопросом выгоды, для руководителей вопросом славы людской, а такое отношение к вопросу не содействует правильному пониманию его, тогда как при религиозно нравственном отношении это вопрос общий, не включающий ничего личного и дело нетолько не в выгоде, а только в самоотречении. Главное же различие — в предрешении вопроса социалистами и в не заботе о последствиях своей дея тельности людей религиозных по самому существу своей веры убежденных в неизбежной плодотворности их деятельности воздержание от участия.

№ 2.

Вот от этого то я, считая между многими пустыми и вредными деятельностями. вытекающими из суеверия устроительства едва ли не самой пустой и вредной и деятельность социалистическую, я никак не могу послать в ваш альманах статью экономическую или социалистическую.

№ 3.

У людей была вода только в пруду. Пруд ушел и высох. И люди предовольны. Гораздо лучше без воды, как это мы давно не догадались. Нет больше религии, tant mieux.446 *** тем лучше.

№ 4.

Только следование религиозно-нравственному закону дает ясно определенные, твердые и благие результаты, социалистическия же учения только препятствуют всякому улучшению экономического положения людей. Происходить это по моему мнению от того, что учения религиозно-нравственные, воспринятые людьми, изменяют самый тот материал, из которого слагается общество, тогда как социалистическия учения могут изменить только внешнюю форму его. Во-вторых, что учения религиозно-нравственные в своих основах одни и те же во всем мире и во все времена: они в признании братства людей и делании другим того, чего себе хочешь, учения же социалистическия и коммуинистическия бесконечно разноречивы и враждебны друг другу, как это и не может быть иначе при определении вперед той формы, которую должно принять экономическое устройство общества. В третьих происходит это еще и от того, что требования религиозно-нравственных учений всегда независимы от выгоды исполняющего их. Хороши ли, выгодны ли будут для него самого или для его семьи, сословия исполнение требований нравственного закона, человек, следующий этому закону, исполняет его. Но не то с требованиями социалистических учений. Социалистическия учения строятся на равных выгодах всех людей. Установление же равных выгод для всех людей представляет бесконечные неразрешимые трудности вследствии различных форм труда и его сложных сплетений, зависимости одного труда от других, трудности же эти везде всегда вызывали и вызывают несогласия и борьбы между собою, различных партий. От этого то и происходит то, что следование людьми одним нравственно-религиозным законам без предрешения последствий своей деятельности всегда давало более ясные определенные твердые и благотворные результаты, чем следование вымышленным законам социалистическим, направленным на осуществление вперед определенной программы.

№ 5.

На этом суеверии основаны величайшия бедствия людей: всякий деспотизм, все жестокости людей против людей, все тюрьмы, казни, извращение религий, развращение детей и молодых поколений, порабощение рабочих капиталом и захватом земельной собственности, податной грабеж, приготовления к войнам и военные побоища.

№ 6.

Бедственные последствия эти производят всевозможные политическия теории, всякого рода государственные переустройства, республиканизма, и парламентаризм и международные отношения и едва ли не более всего всякие комунистическия и социалистическия учения.

№ 7.

Но ведь для того чтобы власть была властью, необходимо чтобы она поддерживала себя теми же самыми средствами, которыми поддерживает себя теперешняя власть — насилием.

№ 8.

Суеверие это есть то суеверие, во имя которого совершались и совершаются войны, государственные насилия, суды, казни, тюрьмы, обязательные поборы, революции и вся праздная парламентская болтовня и социалистические (речи), конгрессы, брошюры, книги, отвлекающия людей от понимания главного свойственная людям и дающего им истинные блага, религиозно нравственного закона жизни. Суеверие это есть суеверие устроительства, т. -е. ложной веры в то, что одни люди могут знать самое лучшее для всех людей общественное устройство и могут ради достижения этого устройства или удержания его отступать не только от закона религиозно-нравственного, допускать насилия и участвовать в них.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.