ВАРИАНТЫ СТАТЬИ «О БЕЗУМИИ».
№ 1.
«Дали бабе холст, а она говорит: — толст; дали потоне, а она говорит: — дай боле».
Человек спал и ничего не знал, не понимал, был чурбан. Добрые люди разбудили его и говорят: вот тебе мир божий, солнце, небо, деревья, цветы, животные, люди, такие же, как те, которые430 могут любить тебя. любят и которых ты можешь любить, и твоя божественная душа, которую ты можешь довести до высшего совершенства. Все это тебе, хоть ты ничем не заслужил этого. — Нет, все это нехорошо,431 Зач.: лучше заснуть опять, не мешайте мне, и чурбан как был до жизни, так и во время жизни и после жизни остается чурбаном. все даже очень дурно. Я хочу совсем другого гораздо лучшего. А это все гадко и я не хочу этого, а хочу совсем другого лучшего.
Человеку дано благо жизни, то благо, выше, больше которого разумный человек ничего не может себе представить, а он говорит: жизнь нехороша.
Да если нехороша, так скажи, болван, или хоть милый человек, какой же бы ты хотел жизни. Эта не хороша, так какая же хорошая? и вот тут то в ответ на этот вопрос начинаются те истерические возгласы отчаяния, осуждения мира и всех людей мира, разумеется, кроме себя, и естественно подразумеваемый из всех этих возгласов вывод тот, что или моя душа слишком возвышена для такого порочного мира или что такой порочный мир слишком дурен для моей такой великой души.
Такими возгласами полно ваше письмо и ежедневно получаемые мною два или три письма, точно такого же содержания. Как не неразумны такие письма, нельзя от души не сожалеть о мучительном душевном состоянии. Нельзя не сожалеть уже по одному тому, что это уродливое душевное настроение часто приводит этих несчастных людей к самоубийству.
Этих самоубийц малая часть, больщая часть это те самоубийства, которые происходят также, как и первый род от отсутствия религиозного сознания и главной причиной своей имеют не тяжелые условия личной жизни, a извращение чувств и безумную гордость, внушенную и постоянно внушаемую молодежи политическими учениями, которые для этих людей заменяют религиозное учение.
«Жизнь дурна, все люди дурны, исключая, разумеется, меня и небольшого кружка близких мне людей. И так как все люди дурны, и живут дурно, а мы хороши и знаем как должны жить люди, чтобы всем было хорошо, то мы хотим своей добродетелью служить людям, исправить мир и людей. Но удивительное дело эти все дурные люди не нуждаются в нашей службе и не поддаются нашему исправлению. «Что ж нам делать, когда мы в этом одном полагали нашу жизнь! Одно — уйти из этой дурной жизни, которая не ценит и не понимает нас».
Поразительно до какой степени в наше время развита среди нашей молодежи эта удивительная гордая самоуверенность и превратная мысль о служении людей народу. Мальчик, девочка, существо исполненное всяких слабостей, все живущее трудами рабочего народа сейчас же хочет служить ему и, разумеется, воспитывать, образовывать, лечить, учить его, этот народ. И если человек искренно и точно, как я думаю это делали вы, начнет это делать, то если он не глуп, то он скоро увидит, что он совсем не нужен, и что никто его не просит служить народу. Поняв же это, человек, который не имеет никакой другой хорошей, стоящей посвящения своих сил, цели, не может не притти в отчаяние, может и покончить с собой. Объяснить же человеку его ошибку, ему никак нельзя, потому что ошибка в том, что человек нерелигиозен, a религии такой человек не только не понимает, но давно решил, что все одна глупость, которую давно уже переросло человечество и он вместе с человечеством.
20-го марта 10 г.
№ 2.
Как же может улучшиться432
№ 3.
И тут-то435 Зач.: на удовлетворение всегда присущей людям необходимости среди людей, уже лишенных всякого объяснения смысла своей жизни,436 на помощь им пришло то ложное явилось учение,437 которое в нашем мире так называемая наука, которое еще усилило неверие, произведенное обманом церкви. Учение это, совершенно отрицая все духовное в жизни человеческой, не берется объяснить смысл и назначение человеческой жизни, стремится доказать то, что человеку нужно изучать только условия телесной жизни своей и мира.
№ 4.
Указаний таких много: и рост нищеты, и ненависть рабочих и излишество, безумное скопление богатств и страх богатых, и земельное рабство и затраты трудов народа на приготовление к убийству этим народом друг друга. Все это поразительные указания безвыходности того пути, по которому идет теперешнее христианское человечество. Но указание, даваемое самоубийством, самое яркое для тех, кто может и хочет понимать истину, несмотря на то, что истина обличает его.
№ 5.
Да, как ни жалко этих людей, которые вследствие такого душевного извращения лишают себя жизни, еще жалче тех несчастных, которые продолжают жить в таком же извращенном душевном состоянии. А таких людей — легион, милионы не только в России, но во всем мире и особенно в христианском. По статистическим далеко отстающим от действительности данным в Европе около 100,000 самоубийств ежегодно.
№ 6.
Но, скажут, это очень неопределенно. Что делать? Как жить? как устроить жизнь, если признать даже справедливым, что причина бедственного положения нашего общества в отсутствии религиозного понимания жизни. Если нужна религия, то какая именно и в чем она. И что делать для исполнения требований этой религии?
Так скажут, но скажут так опять таки люди не понимающие значения религии и не желающие изменить своей жизни.
«Как устроить? Что делать?» Одно, главное ничего не делать. Ничего не делать противного той простой ясной истине, золотого правила о любви. — Хотелось бы сказать: внушать людям рабочим простым женщинам, детям вечную единую истину любви. Но не скажу и этого. Скажу только одно: не внушать ничего, особенно как это делается теперь, не внушать всего того и в виде религии (ложной) и в виде науки (тоже ложной) и патриотизма и справедливости и государственности и семейности и искусства (архиложного) и приличий и добродетелей, всего того противного истинной, единой, врожденной во всех религиозной истине любви, которое внушается теперь. Главное же не внушать той лжи, что мы можем и нам нужно предвидеть события нашей жизни и готовиться к ним и противодействовать им. Главное Одно не готовиться ни к чему, а жить сейчас сию минуту настоящую
№ 7.
Как раз нынче встречаю в газете лучше всего подтверждающую это направление и влиние наукой статью438
Первоначально было: Ничто лучше напечатанного на днях мнения ученого.
профессора
Да, удивительно временное затемнение сознания одурение людей нашего мира (и времени).
№ 8.
Жизнь наша дурна, не только дурна, но ужасна, если мы хоть немного серьезно подумаем о ней. Надо исправить ее. И вот мы придумываем средства, но средства исправить нашу жизнь. Но жизнь нашу нельзя исправить. Жизнь наша так ужасна, что не исправлять ее нужно, а нужно понять весь ужас её, покаяться в ней и бросить ее всю и начать совсем новую, другую. Если вор или проститутка, находя свою жизнь дурною, захотят исправить ее, а не изменить ее: т. -е. воровать так, чтоб больше доставать, чтоб не попадаться, и проститутке так продавать себя, чтобы больше зарабатывать, не уставать, не заболевать, то ведь это будет не исправление, не улучшение, а только ухудшение жизни. Разве не тоже самое с жизнью нашего мира, с нашим прогрессом, Дреднаутами, аэропланами, 50 этажными домами и пр. и пр. — Все это чтобы продолжалось, и все шло бы вперед по тому же пути, по
Не радоваться надо тому, что скоро полетим на воздух,440 а бояться надо того что что у нас такие армия и фабрики, а в корне признать все безумие нашей жизни и отречься от всего, всего того, что выросло на наших пороках, наших преступлениях, на нашем развращении и одурении.
Жизнь наша дурна от того, что у нас нет того, мы потеряли то, чем всегда жили и <живут> чем только могут жить люди — потеряли понимание жизни.>
№ 9.
Знаю, что трудно людям нашего времени особенно тому классу людей, который стоит во главе так называемого просвещения, т. -е. одурения людей, ошалевшим от вытекающего из безрелигиозности безумия, эгоизма и гордости, и главное суеты, понять,441 Зач: все свое ничтожество, всю свою мерзость в чем причина их все большего и большего недовольства своей жизнью. Но хочешь не хочешь придется, как говорить пословица, если не мозгами, то боками понять ее.
И одно из таких грубых, но очевидных указаний на то заблуждение, в котором коснеет так называемый Христианский мир с своей так называемой цивилизацией, это та мания самоубийств, которые все больше и больше учащаются везде, а особенно у нас в России.
№ 10.
На днях мне случилось посетить два огромные учреждения душевно больных и заняться почитать те книги, которые трактуют об одной из самых комических наук, о психиатрии. В воображаемой науке этой есть бесконечные и разнообразные деления того матерьяла, над которым они работают — т. -е. деления тех болезненных состояний, которые подлежат их исследованию.
№ 11.
И всегда презрительное мимоходом указание на все религиозные учения и внушительное изложение эволюционизма, выказывание своей необыкновенной учености и с беспредельной самоуверенностью и самодовольством решительный вывод
№ 12.
‹Правда еще другой отдел самоубийц или покушающихся на самоубийство. Самоубийцы этого отдела не пишут писем