ВАРИАНТЫ СТАТЬИ «О БЕЗУМИИ».

№ 1.

«Дали бабе холст, а она говорит: — толст; дали потоне, а она говорит: — дай боле».

Человек спал и ничего не знал, не понимал, был чурбан. Добрые люди разбудили его и говорят: вот тебе мир божий, солнце, небо, деревья, цветы, животные, люди, такие же, как те, которые430 могут любить тебя. любят и которых ты можешь любить, и твоя божественная душа, которую ты можешь довести до высшего совершенства. Все это тебе, хоть ты ничем не заслужил этого. — Нет, все это нехорошо,431 Зач.: лучше заснуть опять, не мешайте мне, и чурбан как был до жизни, так и во время жизни и после жизни остается чурбаном. все даже очень дурно. Я хочу совсем другого гораздо лучшего. А это все гадко и я не хочу этого, а хочу совсем другого лучшего.

Человеку дано благо жизни, то благо, выше, больше которого разумный человек ничего не может себе представить, а он говорит: жизнь нехороша.

Да если нехороша, так скажи, болван, или хоть милый человек, какой же бы ты хотел жизни. Эта не хороша, так какая же хорошая? и вот тут то в ответ на этот вопрос начинаются те истерические возгласы отчаяния, осуждения мира и всех людей мира, разумеется, кроме себя, и естественно подразумеваемый из всех этих возгласов вывод тот, что или моя душа слишком возвышена для такого порочного мира или что такой порочный мир слишком дурен для моей такой великой души.

Такими возгласами полно ваше письмо и ежедневно получаемые мною два или три письма, точно такого же содержания. Как не неразумны такие письма, нельзя от души не сожалеть о мучительном душевном состоянии. Нельзя не сожалеть уже по одному тому, что это уродливое душевное настроение часто приводит этих несчастных людей к самоубийству.

Причина самоубийства, как и не может быть иначе, всегда одна и та же: отсутствие религиозного сознания, признания своей зависимости от высшей благой воли. И это отсутствие особенно заметно в наше время в России и этим вполне объясняется та эпидемия самоубииства, которая проявляется в последнее время. Причина всех самоубийств одна и та же, но есть два рода самоубийств: одни люди убивают себя, потому что не веря в Бога, не признавая своей зависимости от высшей силы, находят менее мучительной смерть, чем те страдания, которые испытывают и которые угрожают им. Так убивают себя часто приговоренные к казни, бедные, не видящие выхода из своего положения, люди совершившие преступления, мучащие их, и т. п.

Этих самоубийц малая часть, больщая часть это те самоубийства, которые происходят также, как и первый род от отсутствия религиозного сознания и главной причиной своей имеют не тяжелые условия личной жизни, a извращение чувств и безумную гордость, внушенную и постоянно внушаемую молодежи политическими учениями, которые для этих людей заменяют религиозное учение.

«Жизнь дурна, все люди дурны, исключая, разумеется, меня и небольшого кружка близких мне людей. И так как все люди дурны, и живут дурно, а мы хороши и знаем как должны жить люди, чтобы всем было хорошо, то мы хотим своей добродетелью служить людям, исправить мир и людей. Но удивительное дело эти все дурные люди не нуждаются в нашей службе и не поддаются нашему исправлению. «Что ж нам делать, когда мы в этом одном полагали нашу жизнь! Одно — уйти из этой дурной жизни, которая не ценит и не понимает нас».

Поразительно до какой степени в наше время развита среди нашей молодежи эта удивительная гордая самоуверенность и превратная мысль о служении людей народу. Мальчик, девочка, существо исполненное всяких слабостей, все живущее трудами рабочего народа сейчас же хочет служить ему и, разумеется, воспитывать, образовывать, лечить, учить его, этот народ. И если человек искренно и точно, как я думаю это делали вы, начнет это делать, то если он не глуп, то он скоро увидит, что он совсем не нужен, и что никто его не просит служить народу. Поняв же это, человек, который не имеет никакой другой хорошей, стоящей посвящения своих сил, цели, не может не притти в отчаяние, может и покончить с собой. Объяснить же человеку его ошибку, ему никак нельзя, потому что ошибка в том, что человек нерелигиозен, a религии такой человек не только не понимает, но давно решил, что все одна глупость, которую давно уже переросло человечество и он вместе с человечеством.

А ответ на его отчаяние и недоумение ведь только один: ответ в том, что никто не призывал тебя служить народу, исправлять, учить его. Призван ты только к одному: к тому, чтобы прожить свою жизнь так, как хочет того Тот или То, что произвело твою жизнь. А хочет Он или Оно не того, чтобы ты служил народу, исправлял, учил других, а только того, чтобы ты служил Ему и учил, исправлял себя, так как только этим исправлением и учением себя ты только и можешь служить другим. Служить же Ему ты можешь только тем, чтобы делать то, чему учили и учат все величайшие мудрецы от браминов, Будды, Христа, до Паскаля, Канта, Эмерсона, Чаннинга и др., а именно тому, чтобы исправлять себя, увеличивать в себе любовь ко всем людям и уничтожать в себе все то, что препятствует этой любви, и дело работы над самим собой для каждого из нас слишком достаточно, чтобы браться за другое. Доказательство же того, что это так, что в этом, а не в служении народу: лечении, учении, исправлении его дело нашей жизни, доказательство этого в том, что тогда как все другое вне, это одно вполне в нашей власти, a кроме того, еще и в том, что только этой деятельностью в самом себе можно точно служить людям. (Выписать из письма Пестову.)

20-го марта 10 г.

№ 2.

Как же может улучшиться432 положе положение жизнь, а потому и положение людей при теперешнем строе жизни, когда наиболее уважаемые люди, считаемые передовыми, не говорю уже о всех военных, как Императоры, Короли, высказывают с ostentation433 Перед началом следующей реплики свою принадлежность к убийцам, не говоря о судьях, Сенатах, о Парламентах, устанавливающих закон убийств и всяких насилий, когда всякий профессор, ученый живет трудом народа....434 Дальше пометка: не вышло

№ 3.

И тут-то435 Зач.: на удовлетворение всегда присущей людям необходимости среди людей, уже лишенных всякого объяснения смысла своей жизни,436 на помощь им пришло то ложное явилось учение,437 которое в нашем мире так называемая наука, которое еще усилило неверие, произведенное обманом церкви. Учение это, совершенно отрицая все духовное в жизни человеческой, не берется объяснить смысл и назначение человеческой жизни, стремится доказать то, что человеку нужно изучать только условия телесной жизни своей и мира.

№ 4.

Указаний таких много: и рост нищеты, и ненависть рабочих и излишество, безумное скопление богатств и страх богатых, и земельное рабство и затраты трудов народа на приготовление к убийству этим народом друг друга. Все это поразительные указания безвыходности того пути, по которому идет теперешнее христианское человечество. Но указание, даваемое самоубийством, самое яркое для тех, кто может и хочет понимать истину, несмотря на то, что истина обличает его.

№ 5.

Да, как ни жалко этих людей, которые вследствие такого душевного извращения лишают себя жизни, еще жалче тех несчастных, которые продолжают жить в таком же извращенном душевном состоянии. А таких людей — легион, милионы не только в России, но во всем мире и особенно в христианском. По статистическим далеко отстающим от действительности данным в Европе около 100,000 самоубийств ежегодно.

№ 6.

Но, скажут, это очень неопределенно. Что делать? Как жить? как устроить жизнь, если признать даже справедливым, что причина бедственного положения нашего общества в отсутствии религиозного понимания жизни. Если нужна религия, то какая именно и в чем она. И что делать для исполнения требований этой религии?

Так скажут, но скажут так опять таки люди не понимающие значения религии и не желающие изменить своей жизни.

«Как устроить? Что делать?» Одно, главное ничего не делать. Ничего не делать противного той простой ясной истине, золотого правила о любви. — Хотелось бы сказать: внушать людям рабочим простым женщинам, детям вечную единую истину любви. Но не скажу и этого. Скажу только одно: не внушать ничего, особенно как это делается теперь, не внушать всего того и в виде религии (ложной) и в виде науки (тоже ложной) и патриотизма и справедливости и государственности и семейности и искусства (архиложного) и приличий и добродетелей, всего того противного истинной, единой, врожденной во всех религиозной истине любви, которое внушается теперь. Главное же не внушать той лжи, что мы можем и нам нужно предвидеть события нашей жизни и готовиться к ним и противодействовать им. Главное Одно не готовиться ни к чему, а жить сейчас сию минуту настоящую в готовности к неизбежной смерти, жить в любви со всеми, не делая им того, чего себе не хочешь. Если не хорошо то, что мы делаем, то что же хорошо? спрашивают люди. И ответ один: только одно. Ничего не делать. Ничего не делать противного той простой ясной, высказанной во всех религиях мира и ясно записанной в сердцах всех людей истине, чтобы не делать другому того, чего не хочешь, чтобы тебе делали. В этом все.

№ 7.

Как раз нынче встречаю в газете лучше всего подтверждающую это направление и влиние наукой статью438 Первоначально было: Ничто лучше напечатанного на днях мнения ученого. профессора Розенбаха о причинах самоубийств.439 не иллюстрирует этого полного арелигиозного состояния нашего общества. Ученый профессор, перечисляя все.... столько-то много причин по его мнению самоубийств, но ни одним словом не упоминает об одной единственной причине их, полного отсутствии религии в нашем мире.

Да, удивительно временное затемнение сознания одурение людей нашего мира (и времени).

№ 8.

Жизнь наша дурна, не только дурна, но ужасна, если мы хоть немного серьезно подумаем о ней. Надо исправить ее. И вот мы придумываем средства, но средства исправить нашу жизнь. Но жизнь нашу нельзя исправить. Жизнь наша так ужасна, что не исправлять ее нужно, а нужно понять весь ужас её, покаяться в ней и бросить ее всю и начать совсем новую, другую. Если вор или проститутка, находя свою жизнь дурною, захотят исправить ее, а не изменить ее: т. -е. воровать так, чтоб больше доставать, чтоб не попадаться, и проститутке так продавать себя, чтобы больше зарабатывать, не уставать, не заболевать, то ведь это будет не исправление, не улучшение, а только ухудшение жизни. Разве не тоже самое с жизнью нашего мира, с нашим прогрессом, Дреднаутами, аэропланами, 50 этажными домами и пр. и пр. — Все это чтобы продолжалось, и все шло бы вперед по тому же пути, по к которому идет, но чтобы жизнь была лучше. Чтобы исправиться, надо понять свою гадость. А как же исправиться тому, кто не нарадуется сам на себя, кто доволен как медный грош своей жизнью как мы довольны своей. А трудно встретить где-нибудь в ком-нибудь такое непоколебимое самодовольство, как самодовольство наших руководителей жизни.

<Какое же возможно исправление? улучшение?

Не радоваться надо тому, что скоро полетим на воздух,440 а бояться надо того что что у нас такие армия и фабрики, а в корне признать все безумие нашей жизни и отречься от всего, всего того, что выросло на наших пороках, наших преступлениях, на нашем развращении и одурении.

Жизнь наша дурна от того, что у нас нет того, мы потеряли то, чем всегда жили и <живут> чем только могут жить люди — потеряли понимание жизни.>

№ 9.

Знаю, что трудно людям нашего времени особенно тому классу людей, который стоит во главе так называемого просвещения, т. -е. одурения людей, ошалевшим от вытекающего из безрелигиозности безумия, эгоизма и гордости, и главное суеты, понять,441 Зач: все свое ничтожество, всю свою мерзость в чем причина их все большего и большего недовольства своей жизнью. Но хочешь не хочешь придется, как говорить пословица, если не мозгами, то боками понять ее.

И одно из таких грубых, но очевидных указаний на то заблуждение, в котором коснеет так называемый Христианский мир с своей так называемой цивилизацией, это та мания самоубийств, которые все больше и больше учащаются везде, а особенно у нас в России.

№ 10.

На днях мне случилось посетить два огромные учреждения душевно больных и заняться почитать те книги, которые трактуют об одной из самых комических наук, о психиатрии. В воображаемой науке этой есть бесконечные и разнообразные деления того матерьяла, над которым они работают — т. -е. деления тех болезненных состояний, которые подлежат их исследованию.

№ 11.

И всегда презрительное мимоходом указание на все религиозные учения и внушительное изложение эволюционизма, выказывание своей необыкновенной учености и с беспредельной самоуверенностью и самодовольством решительный вывод

№ 12.

‹Правда еще другой отдел самоубийц или покушающихся на самоубийство. Самоубийцы этого отдела не пишут писем не разговаривают, большей частью не оставляют после себя и какие бы то ни было записки, а или нашатырный спирт, или уксусная кислота, или на рельсы под поезд или петля или ружье или револьвер. <И эти самые жалкие.> Мне приводилось видеть и таких перед их самоубийством. Душевное состояние этих самоубийц такое же как и первых за исключением тщеславия <смутного полусумашедшего> желания что то доказать кому то. Сущность дела таже: безумный эгоизм, т. -е. ложное представление о том, что в его жизни нет никакого общего смысла и потому определенного назначения, а что назначение его жизни есть только его личное счастье. Счастье это такие люди полагают в самых разнообразных целях, но всегда это442 цель только личная желание исполнения того, чего себе хочется. А как только ясно, что нельзя получить того, чего хочется, то естественный вывод тот, что смысла жизни нет и надо уйти из неё.>

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.