ВАРИАНТЫ «ОТВЕТА ПОЛЬСКОЙ ЖЕНЩИНЕ».

* № 1.

Разделение и угнетение Польши всегда возбуждало во мне величайшее негодование. Спасение от него, думаю, есть одно: то, чтобы Поляки перестали себя считать Поляками, а считали бы себя братьями всего человечества. И я думаю, что такая мысль и деятельность особенно свойственны славянским народам и такому народу как Поляки, которые перенесли такие тяжелые испытания.

Мысль моя состоит в том, что избавить польский народ от его порабощения и дать ему свойственное всем людям благо может никак не борьба насилием с насильниками, не покровительство насильнических держав как Россия и другие, но вступление на тот путь истинно христианской жизни, при которой все люди признают себя братьями и потому свободными. Свободу дает только любовь, религиозная любовь. Любовь же только тогда любовь, когда непременным условием её есть неупотребление насилия, т. -е. непротивление.

* № 2.

Расчленение Польши и все то, что совершается в порабощенных частях её и в особенности русскими властями, всегда возбуждало во мне величайшее негодование. Но должен сказать, что и все, что делалось и делается теперь теми самыми Костюшками, Словацкими и др., которых вы упоминаете, и их последователями для освобождения Польши, возбуждает во мне удивление перед явной нецелесообразностью этой деятельности, основанной на патриотическом пафосе и возбуждении.

* № 3.

Спасет же поляков да и всех угнетенных людей и все угнетенные народы признание137 или себя только людьми и братьями всех людей всего человечества закона любви, включающего непротивление тем, что такое признание не допустит Поляков делать то, что они теперь делают, давать Русскому, Австриискому, Прусскому правительству произведения своего труда, отбираемые от них в виде податей прямых и косвенных и даже участвовать в этом отбирании и еще менее участвовать в совершаемых против них насилиях, поступая в русское, австрийское, прусское войско.

* № 4.

Только такая не деятельность, a воздержание от всякой противной любви деятельности, т. -е. именно непротивление злу насилием, только одно такое непротивление, освобождая каждого человека отдельно, может освободить и порабощенные народы, в том числе и польский. Свободу дает людям не какое либо то или другое государственное устройство, а только истинное соответствующее времени религиозное понимание жизни. А такое религиозное понимание жизни, соответствующее степени развития и духовным требованиям людей нашего времени, есть только одно: христианское учение любви. Любовь же только тогда любовь, и только тогда производить свойственные ей благие последствия, когда непременным условием её есть одинаковое любовное отношение ко всем людям и не употребление насилия ни при каких условиях, т. -е. непротивление, то самое непротивление, которое кажется вам, да и очень многим, источником всех теперешних и еще худших будущих бедствий.

* № 5.

И удивительное дело, тот самый страх перед непротивлением, который выражаете вы — член жестоко порабощенного Польского народа, да я думаю и все земляки ваши выражают и члены другого без сравнения более древнего и чуть не в 10 раз более многочисленная, чем Поляки, и высоко развитого народа, терпящего еще худшее порабощение. Я говорю об Индусах.

* № 6.

Ведь порабощены бывают миллионы сотнями только потому, что сами эти миллионы, не признающие закона любви, не допускающего насилия, посредством обмана вовлекаются в порабощение самих себя. Отдельные люди, не признающие закона любви ради личной выгоды, соглашаются совершать, содействовать или хотя быть готовыми к совершенно насилия над своими братьями. Таких людей набирается все больше и больше и наконец слагается то сложное устройство, в котором живут народы и при котором все люди участвуют в порабощении друг друга.

С древнейших времен существовало и существует среди людей, не знавших закона любви, живущих по закону борьбы и насилия и основанное на завоевании устройство человеческих обществ, государств, народов. Для порабощения этих обществ, государств, народов поработителям нашего времени не нужно уже завоеваний, как это делали Атиллы и Чингис ханы, им нужно только, не разрушая существующего насильнического устройства, а напротив поддерживая его, занять место прежних поработителей. Это делалось и делается в Польше.

* № 7.

в таких условиях порабощенные хотят бороться с поработителями. Хотят непременно именно этой бессмысленной борьбы ничем кроме поражения не могущей кончиться борьбы, только в такой борьбе козявки с слоном видят возможность спасения и как что то странное нелепое ненужное откидывают то единственное средство, которое также верно, как отворенная дверь освобождает заключенных, несомненно освобождает всех людей от всякого в каком бы они не находились порабощения если только они живут религиозной жизнью, не допускающей ни прямого насилия, ни какого бы то ни было участия в нем. — Таким людям говорят: дайте нам очень очень небольшую часть произведений вашего труда или поступите к нам на службу или в наше войска и за это мы обезпечим вам безопасность вашу и вашей семьи. Не можем сделать ни того, ни другого, ответят люди, исповедующие свойственный нашему времени и номинально исповедуемый людьми нашего времени и христианского мира закон любви, не можем, п потому ч что исповедуя закон любви мы не можем ни сами употреблять насилия против ближних, ни участвовать и тем менее содействовать в совершении насилий над ближними. А мы знаем, что и требуете вы от нас денег и нас самих для служения вашему делу. Дело же ваше все основано на насилии, допускающем все самые ужасные преступления включая убийство.

Как кажутся великими, значительными, торжественными заседания палат, свидания монархов, парады войск, маневры флота, полеты аэропланов и т. п. и как малы, незначущи кажутся простые слова людей, выражающия обязательность для всякого человека закона добра и истины, и как в самом деле ничтожны первые и как неотразимо могущественны вторые.

* № 8.

Средство это так просто, так естественно, что люди, освободившиеся от заблуждения борьбы насилием с насилием, не могут и употребить его.

Спасение в наше время никак не в том, чтобы под звуки марсельезы или еще Польска не сгинела и т. п. собрав толпу итти силою уничтожать поработителей и их учреждения или восстановлять ту или иную прежнюю Индию, Польшу и т. п., а только в том, чтобы всякий человек, исповедуя свойственный душе человека и ставший неизбежно обязательным для нашего времени закон любви ко всем людям, на всякое правительственное требование, основанное на насилии и призывающее к участию в нем, отвечал как не может иначе человек, исповедующий закон любви, простым отказом, и не могу и не буду добровольно платить податей, п. ч. знаю, что вы употребляете их на зло, на насилия убийства, не могу и никакой службой участвовать в том деле зла, которое вы делаете, не могу быть ни тюремщиком, ни полицейским, ли палачем, ни солдатом

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.