ВАРИАНТЫ «ОТВЕТА ПОЛЬСКОЙ ЖЕНЩИНЕ».
* № 1.
Разделение и угнетение Польши всегда возбуждало во мне величайшее негодование. Спасение от него, думаю, есть одно: то, чтобы Поляки перестали себя считать Поляками, а считали бы себя братьями всего человечества. И я думаю, что такая мысль и деятельность особенно свойственны славянским народам и такому народу как Поляки, которые перенесли такие тяжелые испытания.
Мысль моя состоит в том, что избавить польский народ от его порабощения и дать ему свойственное всем людям благо может никак не борьба насилием с насильниками, не покровительство насильнических держав как Россия и другие, но вступление на тот путь истинно христианской жизни, при которой все люди признают себя братьями и потому свободными. Свободу дает только любовь, религиозная любовь. Любовь же только тогда любовь, когда непременным условием её есть неупотребление насилия, т. -е. непротивление.
* № 2.
Расчленение Польши и все то, что совершается в порабощенных частях её и в особенности русскими властями, всегда возбуждало во мне величайшее негодование. Но должен сказать, что и все, что делалось и делается теперь теми самыми Костюшками, Словацкими и др., которых вы упоминаете, и их последователями для освобождения Польши, возбуждает во мне удивление перед явной нецелесообразностью этой деятельности, основанной на патриотическом пафосе и возбуждении.
* № 3.
Спасет же поляков да и всех угнетенных людей и все угнетенные народы признание137
или себя только людьми и братьями всех людей всего человечества
закона любви, включающего
* № 4.
Только такая не деятельность, a воздержание от всякой противной любви деятельности, т. -е. именно непротивление злу насилием, только одно такое непротивление, освобождая каждого человека отдельно, может освободить и порабощенные народы, в том числе и польский. Свободу дает людям не какое либо то или другое государственное устройство, а только истинное соответствующее времени религиозное понимание жизни. А такое религиозное понимание жизни, соответствующее степени развития и духовным требованиям людей нашего времени, есть только одно: христианское учение любви. Любовь же только тогда любовь, и только тогда производить свойственные ей благие последствия, когда непременным условием её есть одинаковое любовное отношение ко всем людям и не употребление насилия ни при каких условиях, т. -е. непротивление, то самое непротивление, которое кажется вам, да и очень многим, источником всех теперешних и еще худших будущих бедствий.
* № 5.
И удивительное дело, тот самый страх перед непротивлением, который выражаете вы — член жестоко порабощенного Польского народа, да я думаю и все земляки ваши выражают и члены другого без сравнения более древнего и чуть не в 10 раз более многочисленная, чем Поляки, и высоко развитого народа, терпящего еще худшее порабощение. Я говорю об Индусах.
* № 6.
Ведь порабощены бывают миллионы сотнями только потому, что сами эти миллионы, не признающие закона любви, не допускающего насилия, посредством обмана вовлекаются в порабощение самих себя. Отдельные люди, не признающие закона любви ради личной выгоды, соглашаются совершать, содействовать или хотя быть готовыми к совершенно насилия над
С древнейших времен существовало и существует среди людей, не знавших закона любви, живущих по закону борьбы и насилия и основанное на завоевании устройство человеческих обществ, государств, народов. Для порабощения этих обществ, государств, народов поработителям нашего времени не нужно уже завоеваний, как это делали Атиллы и
* № 7.
в таких условиях порабощенные хотят бороться с поработителями. Хотят непременно именно этой бессмысленной борьбы ничем кроме поражения не могущей кончиться борьбы, только в такой борьбе козявки с слоном видят возможность спасения и как что то странное нелепое ненужное откидывают то единственное средство, которое также верно, как отворенная дверь освобождает заключенных, несомненно освобождает всех людей от всякого в каком бы они не находились порабощения если только они живут религиозной жизнью, не допускающей ни прямого насилия, ни какого бы то ни было участия в нем. — Таким людям говорят: дайте нам очень очень небольшую часть произведений вашего труда или поступите к нам на службу или в наше войска и за это мы обезпечим вам безопасность вашу и вашей семьи. Не можем сделать ни того, ни другого, ответят люди, исповедующие свойственный нашему времени и номинально исповедуемый людьми нашего времени и христианского мира закон любви, не можем,
Как кажутся великими, значительными, торжественными заседания палат, свидания монархов, парады войск, маневры флота, полеты аэропланов и т. п. и как малы, незначущи кажутся простые слова людей, выражающия обязательность для всякого человека закона добра и истины, и как в самом деле ничтожны первые и как неотразимо могущественны вторые.
* № 8.
Средство это так просто, так естественно, что люди, освободившиеся от заблуждения борьбы насилием с насилием, не могут и употребить его.
Спасение в наше время никак не в том, чтобы под звуки марсельезы или еще Польска не сгинела и т. п. собрав толпу итти силою уничтожать поработителей и их учреждения или восстановлять ту или иную прежнюю Индию, Польшу и т. п., а только в том, чтобы всякий человек, исповедуя свойственный душе человека и ставший неизбежно обязательным для нашего времени закон любви ко всем людям, на всякое правительственное требование, основанное на насилии и призывающее к участию в нем, отвечал как не может иначе человек, исповедующий закон любви, простым отказом, и не могу и не буду добровольно платить податей, п. ч. знаю, что вы употребляете их на зло, на насилия убийства, не могу и никакой службой участвовать в том деле зла, которое вы делаете, не могу быть ни тюремщиком, ни полицейским, ли палачем, ни солдатом