ВАРИАНТЫ СТАТЬИ «О НАУКЕ».

* № 1.

То, о чем вы пишете в вашем письме, так важно, что мне хочется как съумею подробно ответить на ваши вопросы или скорее на один ваш вопрос. Вопросы ваши сводятся все к трем вопросам: 1) О том, в чем должна быть настоящая нужная для людей наука или образование? 2) Что такое то, что у нас называется наукой и образованием? и 3) Полезна ли эта наука или образование? а если не полезна, то не вредна ли она, а если вредна, то в чем её вред?

На первый вопрос отвечаю так:

Наука или образование настоящая (буду употреблять одно слово наука, так как наука и образование значит одно и тоже), наука настоящая, т. -е. то, что человеку нужно знать, есть только одна: как человеку как можно лучше прожить в этом мире тот короткий срок жизни, который определен ему Богом, судьбой, законами природы — как хотите. Чтобы знать это, надо человеку прежде всего знать, что точно хорошо, всегда хорошо, что точно дурно, всегда дурно, т. -е. знать, что должно и чего не делать для того, чтобы жизнь была хорошая. Знать это не всякий может, потому что часто бывает, что то, что кажется хорошим, окажется дурным: ребенок не знает, что огонь жжется и лезет к огню и обжигается, человек неопытный малый не знает, что от пьянства люди теряют рассудок, напивается и делает то, чего не хотел бы, взрослый в полном разуме человек не знает, что от зла бывает зло, сердится на обидчика и отплачивает ему тем же и портит свою жизнь, и так многое другое. Так что вся настоящая наука нужная людям только в том, чтобы знать, что хорошо, что дурно и что надо и чего не надо делать для того, чтобы прожить хорошо. Все, что помогает этому знанию, все это наука, а все, что не помогает этому, то не наука, а одни пустяки.

Так что поэтому всякий человек, будь он умен или не очень умен, учен и вовсе безграмотен, всякий может разобрать, какие знания идут к науке и какие одни пустяки, хотя люди и занимаются ими и восхваляют тех, которые132 научились этим знают много таких пустяков. Настоящая наука одна и не очень большая и не трудная, она вся только в том, чтобы знать, как о том самом, в чем дело науки, о том, как людям надо жить на свете, как об этом думали прежде нас за тысячи лет самые лучшие и мудрые люди. A такие люди были везде, и в Индии Кришна и в Китае Конфуций, и Лаотци и Будда и в Греции и Риме Сократ и Эпиктет и Марк Аврелий и Христос, и Іоанн Апостол, и многие и мн. мн. др. И вот знать это и знать, к чему, одному и тому же пришли они все, в этом истинная наука. И наука эта не длинная и не мудреная. И вкратце наука эта понятна всякому самому простому ребенку или безграмотной старушке,133 У нас христиан вся наука эта вкратце в том, чтобы любить Бога и ближнего. Вся она вкратце в том как и не может быть иначе. Неужели Бог или судьба или закон природы может быть так несправедлив, что откроет истину только тому, кто учился 12 лет в учебном заведении. А настоящая наука в том, чтобы делать другому то, чего себе хочешь. Это всякому понятно и больше ничего не нужно. Так что настоящая наука одна и короткая, пустяковой же науке конца нет.

* № 2.

Вот эти то люди и выдумывают разные игры, потехи, забавы, в том числе и то, что они называют наукой. Беды от этого особенной не было бы, если бы эти дармоеды занимались букашками и звездами, рядом с картами, скачками, нарядами, чем бы дитя не тешилось только бы не плакало, но беда в том, что знает кошка чье мясо съела, эти люди хотят оправдать свою праздную и незаконную жизнь на шее других людей тем, что они заняты самым важным делом, наукой, и для этого называют наукой те пустяки, которыми они занимаются, уверяя, что все это они делают на пользу людей. Настоящей же наукой им никак нельзя заниматься, потому что настоящая наука обличает их грех, тот, что живут на шее рабочего народа. Для того же, чтобы придать важность тем пустякам, которые они называют наукой, они придумывают самые хитромудрые искусные рассуждения, по которым разбирают всякие никому не нужные тонкости,:о том, какие прежде, какие после родились звери, какие будут козявки размножаться, какие убавляться, как лучше134 править жить нашему рабочему народу, так чтобы был один135 царь хозяин или много хозяев и давая этим рассуждениям разные странные новые названия, гносеология, патология, физиомеханика и т. п. и т. п.

И люди эти так давно уж заняты этим обманом, что они сами под конец уверились, что те пустяки, которые они называют наукой, очень важное дело, и не только они уверились в этом, но уверили в этом и несчастную молодежь, о которой вы пишете, которая бросает честный законный труд и посредством этой пустяковой науки лезет туда же в дармоеды науки, часто не замечая всю подлость того, что она делает, как вы пишете, бросает выкормивших их и трудящихся родителей для того, чтобы надеть сюртук, лаковые сапоги и болтать пустяки про науку и [1 не разобр.] обучать детей все той же пустяковой науке.

В этом великий вред того, что у нас называется наукой.

* № 3.

вытти из своего круга трудящихся людей в круг дармоедов.

* № 4.

Люди говорят, особенно теперь после нашей революции, что все зло в том, что власти обижают, капиталисты, землевладельцы давят народ, что все во властях, в войске. Все это неправда. Все в ученье. И те, которые властвуют, знают это и зорко смотрят за ученьем, чтобы не выпустить его из рук. Они знают, что в нем все дело, и всеми силами поощряют то ученье, которое им на руку, и поддерживают то устройство жизни, при котором они властвуют, одобряют и поощряют всякие гносеологии, орөографии, физиократии и т. п., но не дают хода никакой настоящей науке — т. -е. учению как жить доброй жизнью. А на место этого учения предлагают и предписывают разные религиозные веры, по которым все дело в том, чтобы верить в церковь и во все те глупости и гадости, которые она постановила, или в священное писание или в какое-то искупление грехов какою-то смертью. Это делают все правительства и все правящие классы.

У нас больше правительство, а в других христианских странах, Англии, Германии, Франции, Америке, делают это же сами властвующие классы, поощряют изучение пустяков, или запрещают или заминают и не дают хода настоящей науке о том, как жить.

* № 4-а.

Люди эти хорошо знают, что все дело в том усвоится народом ложная или истинная наука и всеми силами поощряют ту, которая, занимаясь пустяками, вытесняет истинную и потому поддерживает то устройство жизни, при котором одном они могут властвовать и обирать рабочий народ.

* № 5.

И вот есть одно средство перехода из касты униженных в касту возвышенных. Средство это образование, как же униженным и порабощенным не желать воспользоваться этим средством?

То, что это так есть и что людям низшей касты нельзя не желать перейти в высшую, совершенно очевидно. Вопрос только в том, хорошо ли то средство, которым пользуются люди для перехода из низшей касты в высшую?

Что средство это нехорошо, видно уже из того, что если бы все или хотя большое большинство стали все «образованными», т. -е.136 сели бы на то бревно, которое несут, то все перестали бы работать то, что прежде всего нужно для жизни людей, т. -е. пищу, жилище, одежду и др., a все бы стали заниматься науками, то было бы всем жить очень плохо и даже невозможно жить. Но всетаки кроме этого надо рассмотреть, само по себе хорошо ли это средство, т. -е. хорошо ли то, что называется наукой или образованием? Вы спрашиваете именно про это: вы спрашиваете, что такое наука? и что должно требовать от науки? и вредна ли наука и в чем её вред? И вот на эти-то вопросы я и постараюсь ответить вам.

* № 6.

Да, хотите быть рабами или участниками порабощения, изучайте те пустяки и гадости и обманы, которые ваши поработители называют наукой, и будете пользоваться трудами своих братьев, хотите быть свободными людьми изучайте одну настоящую науку, которой вы всегда везде можете научиться и от людей и от книг, и будете иметь то истинное благо, которое дает спокойная совесть, т. -е. согласие с высшими законами мира.

* № 7.

Мало того, так как все «ученые», «образованные» привыкли к тому, что все вопросы о жизни, о добре и зле, т. -е. все вопросы нравственные настоящей науки отнесены ложной «наукой» в область религии, т. -е. в область нелепостей, то самые и вопросы эти уже никогда не разбираются и к обсуждению их с высоты так называемой науки «ученые» «образованные» люди относятся только с сострадательным презрением. Это-то выделение из области науки вопросов нравственных о жизни людей и признание неподвижности религии, которой одной признаются подлежащими эти вопросы, выделение это особенно пагубно действует.

* № 8.

Одна часть этой квазинауки есть оправдание своего положения: ложь богословская, ложь юридическая, другая часть практическия знания, дающия возможность перелетать без труда из места в место, возможность веселиться всячески, объедаться, лечиться, защищаться, мучать, убивать всех мешающих сладкой жизни, третья часть праздное любопытство для препровождения времени, карты, шахматные задачи, науки, споры об разных теориях.

* № 8-а.

третья часть это ряд самых гнусных обманов, одуряющих и развращающих людей под предлогом сообщения им священных богословских истин или освященных наукой несомненных знаний о том, как работающее большинство должно подчиняться праздному меньшинству и по воле этого меньшинства убивать себе подобных.

* № 9.

они сами под конец так уверились в том, что те пустяки, которые они называют настоящей наукой, самое важное дело, а что то, что всегда было и есть одна настоящая наука: учение о том, как человеку надо прожить свою жизнь, что это учение как несходящееся с их Дарвиновскими, Гекелевскими, Марксистскими теориями, что это учение отжило свой век и не нужно больше, что человек может жить не думая и не спрашивая себя и всех прежде его живших людей о том, как ему надо жить для того чтобы хорошо прожить свою жизнь, а жить как попало, для своей забавы изучая те науки, который ему нравятся и изучение которых содействует улучшению его положения.

* № 10.

Но вы может быть скажете: но если это и так, то какая беда в том, что есть люди, которым не надо самим кормиться и которые на гулянках придумывают разные свои науки — о том, какие где звезды и козявки и какие цари что делали и т. п., вреда от этих выдумок не может быть никакого, чем бы дитя не тешилось, только бы не плакало.

* № 11.

И наука эта всегда свободная, всегда одна нужная людям, всегда одинаковая в своих основах с самых древних времен передавалась от поколения к поколению, просветит людей и освободит их от того зла деления людей на господ и рабов и вытекающей из этого деления ненависти вместо любви, от которой теперь страдают люди.

* № 12.

Средство это есть присвоение тем или иным способом трудов других людей. Присвоение это в нашем мире совершается тремя способами: 1) прямым насильственным отнятием произведений труда людей, т. -е. грабежем, этот способ употребляется в нашем мире (преимущественно) правительствами в больших размерах и разбойниками в малых; 2) не прямым, но косвенным способом — владением землею и капиталами и 3) тоже способом не прямым, но косвенным: приобретением образования, при котором возможно участвовать или в грабеже правительства или в отобрании произведений труда от народа посредством землевладения и капитала.

* № 13.

Трудно предположить даже и то, чтобы люди, живущие общей жизнью, занятые вопросами истинной науки о том, как освободиться от препятствий, полагаемых доброй жизни государственностью, патриотизмом, ложными вероучениями, захватом земельной собственности, а также и вопросами об упорядочении половой жизни, о воспитании и других подобных, пришли бы когда-нибудь к признанию необходимости наук, дающих аэропланы, грамофоны, взрывчатые вещества, скоропечатные машины, подводные лодки и т. п.

* № 14.

Для того же, чтобы не поддаваться обману, надо понять, что ученье только тогда настоящее ученье, когда оно не предписывается начальством, чтобы оно было такое, а не такое, и чтобы оно совершалось тогда и там, а главное чтобы за ученье получалась какая либо выгода. Для того чтоб освободиться от обмана, надо понять, что настоящее ученье может быть только тогда, когда оно совершенно свободно.

* № 15.

Средство это, приобретение образования, дурно и безнравственно уже по одному тому, что выход всякого человека из среды трудящихся и приготовляющих то, что прежде всего нужно для жизни людей, т. -е. пищу, жилище, одежду и др., уменьшая количество этих трудящихся, увеличивает их и так часто сверхсильный труд и вместе с тем увеличивает число людей, живущих на шее трудящихся.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.