«КАК И ЗАЧЕМ ЖИТЬ?»

Время написания этой статьи определяется датой 6 октября 1905 г., проставленной Толстым в автографе.

Две рукописи, к ней относящиеся, хранятся в ГТМ (АЧ, папка 91).

1. Автограф, написанный последовательно: на полулисте почтовой бумаги обыкновенного формата, на четвертушке листа писчей бумаги, на полулисте и листе обыкновенной почтовой бумаги — всего 10 страниц, из которых исписаны первые 9, последняя чистая. На лицевых страницах нумерация карандашом рукой Толстого от 1 до 5. Тексту предшествует заглавие: «Как и зачем жить?» В конце текста проставлена дата: «6 октября 1905 г.».

В самом тексте — поправки и приписки, сравнительно немногочисленные, рукой Толстого. В трех местах поперечной чертой, карандашом, зачеркнуты более или менее значительные по объему куски текста. Из них смысловой интерес представляет собой лишь последний кусок:

И потому, как это всегда было, как это и должно быть, старцы должны дать ответы на вопросы жизни.

И вот эти то религиозные ответы старцев на вопросы о смысле и направлении жизни и должны быть известны, распространены в человеческом обществе и внушены тому огромному большинству, которое всегда подчиняется готовому решению, признанному общественным мнением. Но в чем же должны состоять эти решения старцев? Не могут они быть предоставлены произволу или голосованию. Ответы старцев должны и могут состоять только в уяснении, очищении, объяснении смысла жизни и направлении её, данного мудростью всего человечества.

2. Копия автографа, написанная рукой Ю. И. Игумновой с поправками, дополнениями и сокращениями, сделанными рукой Толстого. Состоит из семи четвертушек с полями обыкновенной писчей бумаги, исписанных с одной стороны. Четвертушки пронумерованы рукой Толстого цифрами от 1 до 7. Исправления, внесенные сюда Толстым, носят большей частью стилистический характер пли сделаны для уточнения мысли. Отметим лишь исправления, сделанные в предпоследнем абзаце. Первоначально, в автографе читалось: «она в учениях Руссо, Канта, Чанинга, Эмерсона, Паркера».

В копии два последних имени вычеркнуты и заменены словами: «в учениях необуддистов, необраминов, бабистов».

По содержанию статья «Как и зачем жить?» близка к «Зеленой палочке» и могла бы рассматриваться как один из ее вариантов, если бы не самостоятельное заглавие, на ней проставленное Толстым, и им же написанная дата в конце статьи. Внутренней близостью обеих статей объясняется то, что черновые рукописи их были вложены в одну обложку, на которой рукой М. Л. Оболенской написано: «Черновые “Зеленая палочка”, или “Как и зачем жить”».

Статью печатаем по этой исправленной Толстым копии, сверив ее с автографом.

Примечание.

Стр. 398, строка 34. Бабисты — последователи религиозного учения, возникшего в Персии, известного под именем бабизма и связанного о именем Али-Мохаммеда (1820—1850), называвшего себя вратами («баб») божественного откровения людям. Возникнув из идеи о периодическом воплощении божества и грядущем мессии, который обновит религию, извращенную духовенством, бабизм стремился сочетать религиозную веру с практикой жизни, проникнутой социальным гуманизмом. Он проповедывал братство и равенство народов и всех классов общества, равноправие мужчин и женщин. В Персии бабисты подверглись со стороны власти и духовенства ожесточенному гонению. Очень многие из них были казнены, в том числе и сам Али-Мохаммед. Дальнейшее свое развитие бабизм получил в религиозном учении бехаизма — от имени его основателя Беха-Уллы (1817—1892).

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.