ПЕЧАТНЫЕ ВАРИАНТЫ ТЕКСТА «КОНЦА ВЕКА».

Варианты текста первого издания «Свободного слова» по сравнению с текстом второго издания. 42 Страницы и строки обозначаются по настоящему изданию.

В VI главе вместо: греховности повиновения правительству — в 1-м издании — греховности правительства (в настоящем издании, стр. 249, строки 22—23 — незаконности требований правительства); вместо: в сознательных отказах запасных от вступления в войска, в таких же сознательных отказах стрелять и драться, стр. 249, строки 25— 27, — в отказах запасных от поступления в войска, в побегах из армии, в отказах стрелять и драться. Начало предпоследнего абзаца от слов: Таковы сознательные проявления, кончая: Престиж власти разрушен и, стр. 249, строки 31—37, — в 1-м издании отсутствует. В том же абзаце вместо: следует ли повиноваться правительству, стр. 249, строки 39—40, — следует ли перед Богом, перед своей совестью повиноваться правительству, требующему дел противных христианскому закону?

В 1-м издании « Свободного слова» глава XII озаглавлена: Заключение. Она начинается словами:

Жизнь человечества есть всё большее и большее уяснение сознания, оставление прежних ложных основ жизни и установление новых и следование им.

Дальнейший текст соответствует тексту « Заключения» во 2-м издании « Свободного слова» от слов: Жизнь человечества, так же, как отдельного человека, стр. 275, строка 21, кончая: и подпавших обману мнимого самоуправления, стр. 276, строка 18, со следующим разночтением: вместо: особенно среди народов, стр. 276, строка 16, — что особенно заметно среди народов.

Дальше в 1-м издании идет текст, начинающийся словами: Вследствие своей земледельческой жизни... Он соответствует тексту «Заключения» 2-го издания от слов: Вследствие своей земледельческой жизни, стр. 276, строка 27, кончая: естественного права на землю, стр. 277, строка 8, со следующим разночтением: вместо: степени напряжения вооружения больших государств, стр. 277, строка 5, — степени напряжения вооружения.

Следующий абзац: Большинство русских людей... — соответствует 1-му, 8-му и части 9-го абзаца « Заключенияво 2-м издании, кончая: а жизнь и истинная свобода есть реальность, со следующими разночтениями: вместо: или перестать быть, стр. 277, строка 11, — или отказаться быть; вместо: Участие в насилии правительств больших государств, стр. 277, строки 16—17, — Участие в насилии правительств; вместо: чтобы люди поняли, что государство, отечество есть фикция, а жизнь и истинная свобода есть реальность, стр. 277, строки 25—26, — чтобы люди поняли, что они свободны, имеют право и должны быть свободны.

Дальше идет текст, начинающийся словами: Ведь стоит только на минуту... Он соответствует тексту напечатанной во 2-м издании XII главы «Свободы и свобода», начиная со слов Ведь стоит только, стр. 268, строка 6, кончая: так не поступает, стр. 269, строка 40, со следующими разночтениями: вместо: установленных привычек и суеверий, стр. 268, строки 6—7, — установленных обычаев, привычек, суеверий; вместо: всякого человека, живущего в государстве, стр. 268, строки 7—8, — всякого человека христианского мира; вместо: Британии, Франции, Германии, России, стр. 269, строка 26, — Британии, Франции, Германии; вместо: Я хочу наилучшим образом прожить свою жизнь, хочу работать, кормить семью, стр. 269, строки 32—33, — Я хочу прожить наилучшим образом свою жизнь, хочу сам решать, что мне приятно, полезно и должно делать; вместо: но никто не говорит этого и никто так не поступает, стр. 269, строки 39—40, — но никто так не поступает.

Следующий абзац: Одни городские люди... соответствует 11-му абзацу XII главы «Свободы и свобода» во 2-м издании, начиная со слов: Еще понятно, что городские люди, стр. 270, строка 14, кончая: порабощение их полезно им, стр. 270, строка 24, со следующими разночтениями: вместо: Еще понятно, что городские люди — Одни, городские люди; вместо: Рокфеллер, стр. 270, строка 17, — Г. Рокфеллер; вместо: Это прежние дворовые по отношению крестьян, стр. 270, строка 23, — Это прежние дворовые, в выгодных должностях при своих господах, по отношению крестьян.

Следующий абзац: Но заблуждение это особенно странно в людях... соответствует 10-му абзацу XII главы во 2-м издании, со следующими разночтениями: вместо: Заблуждение это, стр. 270, строка 9, — Но заблуждение это; вместо: Индии, Канады, стр. 270, строка 10, — Индии, Китая.

Следующий абзац: Люди эти, поддерживая свое рабство... соответствует 9-му абзацу той же главы во 2-м издании, со следующим разночтением: вместо: Люди, поддерживая свое рабство ради веры в государство, совершенно подобны, стр. 270, строки 5—6, — Люди эти, поддерживая свое рабство, совершенно подобны.

Далее следует текст, не находящий себе соответствия во 2-м издании:

В таком положении находится в особенности русский народ, огромное большинство русского народа. Для того чтобы избавиться от всех тех увеличивающихся и увеличивающихся бедствий и войн и голода, от которых он страдает и которым не видно конца, русским людям, огромному большинству их, всем крестьянам, не надо ничего особенного предпринимать, а просто выйти в отворенную дверь клетки, то есть перестать думать о какой-то существующей только в воображении людей России и ее величии и единстве, а жить, добывая из земли свое пропитание, своей естественной, от Бога установленной, доброй, разумной жизнью, не повинуясь никому, кроме своей совести. И русские люди начинают понимать это. Поняв же это, они это и сделают, и то же самое должны сделать и те народы, большинство которых оставило земледельческую жизнь. Людям этим трудно будет перестать повиноваться правительствам, но как ни трудно это будет, они неизбежно будут приведены к этому бедствиями, которые неизбежно будут всё усиливаться и усиливаться до тех пор, пока будут эти люди повиноваться правительствам. Пока будут люди повиноваться правительствам, будут искусственные соединения единых Франций, Британий, Соединенных Штатов. А будут эти соединения, будет милитаризм, будут войны, подати, будут монополии, тресты, и, несмотря на всевозможные изменения в правлении (социалистическая программа в том числе), будет всё больше и больше усиливаться рабство рабочего народа.

Ведь есть только одно основное, внешнее зло, от которого страдают люди. Зло это — разъединение их: то, что есть господа и рабы. В Индии это называется шатрии и парии, в христианском мире, хотя оно никак не называется, есть то же самое. Есть люди обеспеченные, роскошествующие, праздные, правительственными или денежными средствами управляющие другими, и есть люди, большинство, не обеспеченные, над которыми всегда висит нужда, голод, забитые, вечно тяжело трудящиеся и подчиняющиеся или власти или богатству. Зло это чувствуют все. И потому ясно, что если люди хотят улучшить положение людей, то исправить нужно это зло, уничтожив это внешнее разделение людей. Прежние революции думали развязать этот узел насилием, но тщета этого средства уже давно обличалась: никакие изменения политического, экономического строя не могут уничтожить неравенства.

Исправить зло может только свобода, но не мнимая свобода, состоящая в мнимом участии в правлении, а истинная, простая свобода, состоящая в том, что человек не повинуется другому человеку или собранию людей.

Правда, что не всякий человек может не повиноваться людям.

Вслед за этим до конца статьи идет текст, начинающийся словами: Нельзя сказать себе... Он соответствует четырем последним абзацам главы XII во 2-м издании, со следующими разночтениями: вместо: Не повиноваться людям можно только тогда, стр. 274, строки 34—35, — Не повиноваться людям только можно тогда; вместо: подчиняющихся только своим, доступным всем, основанным не на насилии, а на взаимном согласии установлениям, стр. 275, строки 8—10, — подчиняющихся не законам, основанным на насилии и угрозах, а на высшем, признаваемом всеми, религиозном христианском законе взаимного служения, основанном на любви к Богу и ближнему и исключающем всякое насилие.

Варианты текста второго издания «Свободного слова» по сравнению с текстом настоящего издания (и текстом исправленной Толстым корректуры издательства «Посредник»).43 Слева текст 2-го издания «Свободного слова», справа — настоящего издания. Страницы и строки обозначаются по настоящему изданию.

Стр. 232, строки 27—28.

в отсутствии в руководящих сферах какой бы то ни было религии,

в отсутствии в имеющих наибольшее влияние на других какой бы то ни было религии,

Стр. 233, строки 9—10.

русского государственного устройства

русского правительства

Стр. 233, строки 10—11.

русского государства,

русского правительства,

Стр. 233, строка 16.

началось давно.

началось уже давно.

Стр. 233, строка 19.

Государство,

Такое учреждение, как государство,

(поправка И. И. Горбунова).

Стр. 233, строки 22, 23, 24, 25.

государство,

учреждение,

Стр. 233, строки 28—29.

законов, религию,

законов, принимает религию,

Стр. 233, строки 30—31.

предписывающую любовь к врагам, возвеличивающую

предписывающую любовь к врагам, религию, возвеличивающую

Стр. 233, строка 33.

принимает эту христианскую религию, но не в ее истинном смысле, а в том извращенном виде, при котором продолжает быть возможным языческое устройство жизни.

принимает эту христианскую религию.

Стр. 234, строки 17—18.

удерживало живую воду,

удерживало его живую воду,

Стр. 234, строка 35.

на воде

на море

Стр. 235, строка 8.

вводился

вводился и поддерживался

Стр. 235, строки 13—14.

рабское подчинение.

рабское подчинение деспотизму.

Стр. 236, строки 6—8.

превосходство в военном деле нехристианских народов над христианскими, при равных средствах военной техники, с полной очевидностью проявилось

превосходство в военном деле нехристианских народов над христианскими с полной очевидностью проявилось

Стр. 236, строки 21—22.

когда ему это понадобилось

когда ему понадобилось

Стр. 236, строки 24—25.

сумел применить

сумел практически применить

Стр. 236, строки 38—39.

усвоил всё то, что давало военное преимущество христианским народам, и, став сильнее их, поняв ту простую истину,

усвоил ту простую истину

Стр. 237, строка 2.

эту технику

ту технику

Стр. 237, строка 18.

придавленные

подавленные

Стр. 237, строки 26—28.

христианские народы делали не только дурное, безнравственное дело, но дело противное тому христианскому духу, который живет в них, такое дело,

христианские народы делали дело не только противное тому христианскому духу, который живет в них, но и безнравственное и глупое дело, такое,

Стр. 238, строки 11—12.

жизней

жизней миллионов людей

Стр. 238, строки 14—15.

в которой они постоянно находятся,

в которой постоянно находятся эти народы,

Стр. 238, строки 22—23.

потеряны произведения трудов народа,

потеряны миллиарды денег, произведения трудов народа,

Стр. 238, строка 24.

И хуже всего то, что виновники

И виновники

Стр. 239, строки 8—9.

Ближайшим же средством осуществления равенства

Средством же осуществления равенства

Стр. 239, строки 9—10.

представлялось отнятие

представлялось тогда отнятие

Стр. 239, строки 10—11.

деятели той революции осуществляли

деятели той революции старались осуществить

Стр. 239, строки 17—18.

бессмысленных и жестоких смертоубийствах,

бессмысленных и смертоубийственных войнах,

Стр. 239, строки 21—22.

противоречие особенно

противоречие теперь особенно

Стр. 239, строки 23—24.

народ вовлечен

народ был вовлечен

Стр. 239, строка 40.

составляющая главную цель

составляющая цель

Стр. 240, строки 1—2.

не может быть достигнута насилием

не может быть достигнута насилием. Казалось бы, что это должно бы быть очевидно.

Стр. 240, строки 3—7.

А между тем теперь люди, производящие революцию в

А между тем люди, производящие теперь революцию в

России, думают, что, проделав всё то, что происходило в европейских революциях, с торжественными похоронными шествиями, разрушениями тюрьм, блестящими речами «allez dire à votre maître»,44 *** «идите и скажите своему господину», учредительным собранием и т. п., они, свергнув существующее правительство и учредив новую конституционную монархию или даже социалистическую республику, они достигнут той цели, совершающейся революцией.

России, думают, что, насилием свергнув существующее правительство и насилием же учредив новое — конституционную монархию или даже социалистическую республику, они достигнут цели совершающейся революции — свободы.

Стр. 240, строка 21.

не замены

не учредительное собрание и замена

Стр. 240, строки 26—27.

или приобретении государством

или присвоении государством

(поправка И. И. Горбунова).

Стр. 240, строки 31—33.

Не мнимая, а действительная свобода достигается не баррикадами, не убийствами, не каким бы то ни было новым, вводимым насилием учреждением, а только прекращением повиновения каким бы то ни было человеческим властям.

Действительная же свобода достигается не баррикадами, не убийствами, не какими бы то ни было новыми насильническими учреждениями, а только прекращением повиновения людям.

Стр. 241, строки 20—21.

необходимостью угрозы возмездия.

необходимостью возмездия.

Стр. 241, строка 21.

без угрозы и возмездия

без возмездия

Стр. 241, строка 24.

законы, то есть насилия,

законы насилия,

Стр. 241, строка 25.

Но повелевающие неизбежно развращались

И повелевающие развращались

Стр. 241, строка 37.

разъяснив незаконность,

разъяснив неразумность,

Стр. 241, строка 40.

Христианское учение показало не только несправедливость, но зловредность возмездия, показало, что

Христианское учение показало, что

Стр. 242, строки 21—22.

о справедливости возмездия, как

о справедливости возмездия и о необходимости угрозы, как

Стр. 243, строки 19—20.

Учение показывало,

Христианское учение показывало

(поправка И. И. Горбунова).

Стр. 243, строка 27.

Учение это

Учение христианское

(поправка И. И. Горбунова).

Стр. 243, строки 29—30.

закона, для которого

закона взаимного служения, для которого

Стр. 243, строка 30.

Учение показывало,

Учение это показывало,

Стр. 243, строки 32—33.

есть только покорное

есть только одно: покорное

Стр. 244, строка 12.

были гонимы

они были гонимы

(поправка И. И. Горбунова).

Стр. 244, строки 27—28.

подчинялись и тем, которые совершались

подчинялись и тем насилиям, которые совершались

(поправка И. И Горбунова).

Стр. 245, строка 16.

никогда не может

никак не может

Стр. 246, строки 12—13.

всё большего и большего порабощения

всё большего и большего стремления к порабощению

(поправка И. И. Горбунова).

Стр. 247, строка 1.

в обличившемся

в особенно обличившемся

(поправка И. И Горбунова).

Стр. 247, строки 23—24.

нести всякие телесные бедствия,

нести телесные бедствия,

Стр. 247, строка 24.

чем нести духовную ответственность

чем духовную ответственность

Стр. 247, строка 27.

как тому хотят научить

чему хотят научить

Стр. 248, строки 1—2.

часто даже не русским самодержцам, начиная от Иоанна IV до Николая II.

часто даже не русским самодержцам.

Стр. 248, строки 24—25.

православно-государственным учением, — христианский дух

православно-государственным учением, требующим повиновения, христианский дух

Стр. 248, строки 26—27.

продолжает жить в русском народе в огромном большинстве его.

продолжает жить в огромном большинстве русского рабочего народа.

Стр. 248, строки 31—33.

наиболее чуткими христианами между не принадлежавшими к извращенному учению православия, так называемыми сектантами.

наиболее чуткими христианами, не принадлежавшими к извращенному учению православия, между так называемыми сектантами.

Стр. 248, строки 33—34.

Эти разных наименований христиане не признавали

Эти разных наименований христиане, все одинаково, не признавали

Стр. 249, строки 22—23.

незаконности, греховности повиновения правительству.

незаконности требований правительства.

Стр. 250, строки 35—38.

Как ни жесток мог быть хозяин личного раба, он, в виду своей выгоды, не заставлял раба, чтобы не лишиться его, не переставая работать

Как ни жесток мог быть хозяин личного раба, он, в виду своей выгоды, чтобы не лишиться раба, не заставлял его не переставая работать,

(поправка И. И Горбунова).

Стр. 251, строка 1.

раб всегда должен

раб часто должен

Стр. 251, строки 5—6.

корыстных людей. И в этом еще

корыстных людей, во власти которых он находится. И в этом еще

Стр. 251, строка 23.

есть обман, только на время скрывающий

только обман, на время скрывающий

Стр. 251, строка 35.

и народу не видна была

и народу не чувствительна была

Стр. 252, строки 2—3.

и народ всё яснее и яснее видал, что так жить нельзя.

и народ всё живее и живее чувствовал тяжесть своего положения.

Стр. 252, строка 9.

положение его

положение народа

(поправка И. И. Горбунова).

Стр. 252, строка 13.

удерживая за ними,

удержив. и ее за ними,

Стр. 252, строки 18—19.

только не в отнятии

только не в том, в чем они действительно заключаются, — в отнятии

Стр. 252, строки 30—31.

Русским же людям явно видна основная несправедливость, еще не вполне совершенная над ними.

Русским же людям эта основная несправедливость, еще не вполне совершенная над ними, ясно видна.

Стр. 252, строки 35—36.

таковы, по моему мнению, причины

таковы, по моему мнению, две ближайшие внешние причины

Стр. 253, строка 9.

от насилия власти

от насилия этой власти

Стр. 253, строки 24—25.

пользуясь всеми благами общественного устройства, свободные от государственного насилия, не испытывают

пользуясь всеми благами общественного устройства, не испытывают

Стр. 253, строка 31.

выгодно то государственное устройство.

выгодно государственное устройство.

Стр. 253, строка 33.

они чувствуют

и они скажут, что чувствуют

Стр. 253, строка 37.

пугают людей, — тем,

пугают людей, а именно тем,

Стр. 254, строка 19.

Меттернихи и Тайлераны, Николай — хуже общего уровня,

Меттернихи и Тайлераны — хуже общего уровня,

Стр. 254, строка 21.

Во всяком обществе людей

Я старался показать, что во всяком обществе людей

Стр. 254, строка 24.

и в обществе

и что в обществе

Стр. 254, строки 25—26.

сдерживаемые в своих поступках отчасти борьбой с оскорбленными ими людьми

сдерживаемые в своих поступках отчасти борьбой с ними оскорбленных ими людей

(поправка И. И. Горбунова).

Стр. 254, строка 33.

вызванным общественным мнением.

вызванным ими общественным мнением.

Стр. 255, строки 24, 25, 26, 27.

Италией, Францией, Китаем, Россией,

Италия, Франция, Китай, Россия,

Стр. 255, строки 37—38.

делать дела,

делать по требованию власти дела,

Стр. 256, строка 3.

повиноваться властям

повиноваться власти

Стр. 256, строки 5—6.

Соединенных Штатов,

Соединенных Штатов, Австрий,

Стр. 156, строки 30—31.

Суеверие же государства,

Суеверие же государства, отечества,

Стр. 257, строки 9—19.

И потому, если уничтожатся искусственные соединения в большие государства вследствие того, что люди покорно, без борьбы, подчиняясь всякому насилию, перестанут повиноваться правительству, то такое уничтожение сделает только то, что среди таких людей будет меньше насилия,

И потому уничтожение искусственных соединений больших государств вследствие того, что люди покорно, без борьбы, подчиняясь всякому насилию, перестанут повиноваться правительству, не представляет ничего страшного, и если и когда совершится, сделает только то, что среди таких людей, не признающих своей принадлежности к государству, будет меньше насилия,

Стр. 257, строка 21.

уже 2500 лет

уже столько веков

Стр. 257, строки 18—19.

входит в сознание человечества.

входит в сознание человечества.

Вообще же всему русскому народу, как городскому, так

(В корректуре издательства « Посредник» абзац: Вообще же

и сельскому населению, надо, главное, в такое важное, решительное время, как теперешнее, не жить чужим опытом, чужими мыслями, понятиями, словами, разными социал-демократиями, конституциями, экспроприациями, бюро, делегатами, кандидатурой, мандатами и т. д.; а думать своим умом, жить своей жизнью, вырабатывая из своего прошедшего, из своих духовных основ свойственные этому прошедшему и этим основам свои новые формы жизни.

всему русскому народу... отсутствует).

Стр. 258, строка 9.

место теперешней революции

местом теперешней революции

Стр. 258, строка 23.

останавливает его ход

останавливает ход имеющегося совершиться переворота,

Стр. 258, строка 36.

путь, на котором он стоит, пойдет

путь, на котором он стоит теперь, пойдет

Стр. 259, строка 8.

от забот

от заботы

Стр. 259, строка 13.

в которые могут втянуть

в которые хотят втянуть

Стр. 259, строка 17.

и без борьбы переносить, то есть подчиняться

и без борьбы подчиняться

Стр. 259, строка 24.

от насилия

от насилий

Стр. 259, строка 34.

прекратить

может прекратить

Стр. 258, строка 40.

техникам и проч.,

техникам, фабричным рабочим,

Стр. 260, строки 23—24.

дать им истинное благо, когда у людей есть идеалы новой, лучшей жизни.

У людей же

дать им истинное благо. У людей же

Стр. 260, строки 25—26.

нет ни каких-либо новых основ, ни каких-либо новых идеалов.

нет никаких новых основ:

Стр. 260, строка 27. переменить одну старую форму насилия на другую,

переменить одну старую форму насилия на новую,

Стр. 260, строки 32—33.

выставляет своим идеалом

выставляет новой основой жизни

Стр. 260, строка 37.

нет никаких новых идеалов.

нет никаких новых основ жизни.

Стр. 260, строки 39—40.

неповиновением человеческой власти.

неповиновением человеческой власти.

Ради того, чтобы освободиться от всех зол, удручающих теперь рабочих людей, им нужно, без борьбы, без насилия, перестать повиноваться власти. И это же самое — покорное перенесение насилия и неповиновение власти — нужно и для исполнения того закона, который исповедуют христианские народы. Христианин, как христианин, не может повиноваться, а повинуясь — невольно участвовать в той власти, которая вся основана на

(В корректуре издательства « Посредник» абзац: Ради того чтобы освободиться... перечеркнут крест-на-крест, и сбоку рукой Толстого написано: ad libitum, т. е. то желанию».)

насилии, держится насилием и не переставая совершает самые противные христианскому закону насилия: солдатство, войны, тюрьмы, казни, лишение народа возможности пользоваться землею. Так что как телесное благо людей, так и высшее, духовное, достигается только одним: перенесением без борьбы всякого насилия, но — неучастием в нем, неповиновением власти.

Стр. 261, строка 3,

это — оставить

это то, чтобы оставить

Стр. 261, строки 6—14.

постараться, научившись от него его терпению, равнодушию и презрению к пользованию властью и, главное, трудолюбию, не только не возбуждать людей, как они это теперь делают, к насилию, а, напротив, удерживать их от всякого участия в насильнической деятельности, от всякого повиновения какой бы то ни было насильнической власти и служить людям своими, если это понадобится, книжными знаниями в разъяснении тех вопросов, которые неизбежно возникнут при упразднении правительства.

постараться, научившись от него его терпению, равнодушию и презрению к власти и, главное, трудолюбию, служить ему своими, если это понадобится, книжными знаниями в разъяснении тех вопросов, которые неизбежно возникнут при упразднении правительства, не только не возбуждать его, как они это теперь делают, к насилию, а, напротив, удерживать его от всякого участия в насильнической деятельности, от всякого повиновения какой бы тони было насильнической власти.

Стр. 261, строки 22—23.

переворот должен начаться и должен совершиться

переворот начинается и должен совершиться

Стр. 261, строки 25—26.

никогда не метало общественному устройству земледельческих общин.

никогда не мешало правильной и мирной общественной жизни земледельческих общин.

Стр. 261, строки 34—35.

а основанное на взаимном согласии

а свободное, основанное на взаимном согласии

Стр. 261, строка 38 — стр. 262, строка 1.

Такие общины уходили в Турцию,

Такие общины уходили в среднюю Азию, в Турцию,

Стр. 261, строки 2—3.

спокойно жили и живут там под властью турецкого султана.

спокойно жили там поколениями под властью турецкого султана.

Стр. 261, строки 3—5.

Такие общины, сами того не зная, переходили в Китай, в среднюю Азию,

Такие общины переходили в Китай, не зная того, что занимаемая ими земля принадлежит Китаю,

(поправка И. И. Горбунова).

Стр. 261, строка 14.

только будет содействовать

только может содействовать

Стр. 261, строка 24.

и удовлетворяли его требованиям

и вполне удовлетворяют его требованиям

Стр. 261, строка 36.

что мешало его росту.

что мешает его росту.

Стр. 261, строка 38.

не те торопливые, дерзкие и самоуверенные люди,

не торопливые и самоуверенные люди,

Стр. 262, строка 9.

надо только продолжать жить,

надо, продолжая жить,

Стр. 262, строка 10.

но только не участвовать

не участвовать

Стр. 269, строка 21.

заставляло людей воевать

заставляло людей вооружаться и воевать

Стр. 263, строки 32—33.

земледельческая же жизнь приведет к самому

земледельческая же жизнь — к самому

Стр. 264, строка 26.

Нью-Йорка, больших городов,

Нью-Иорка и всех больших городов,

Стр. 265, строки 9—10.

которая кажется так драгоценна

которая кажется такой драгоценной

Стр. 266, строки 2—3.

достанутся когда-то их потомкам.

достанутся когда-то и их потомкам.

Стр. 266, строка 6.

как и на тех

как и тех

Стр. 266, строки 18—19.

увидите такие же 36-ти этажные дома,

увидите всяких родов нелепости, такие же, как эти 36-ти этажные дома,

(поправка И. И. Горбунова).

Стр. 266, строка 19.

египетских пирамид.

Защитники цивилизации говорят: «мы готовы исправить дурное, но только чтобы всё то, что выработало человечество, оставалось нетронутым». Ведь то же самое говорит доктору погубивший дурною жизнью свое положение и здоровье развратник, который готов согласиться на всё то, что советует ему врач, но только с тем условием, чтобы ему продолжать так же развратно

египетских пирамид.

(Абзац: Защитники цивилизации говорят... в корректуре издательства «Посредник» зачеркнут.)

жить. Такому человеку мы говорим, что, для того чтобы ему улучшить свое положение, ему надо перестать жить, как он живет. То же самое пора сказать и понять христианскому человечеству.

Стр. 266, строки 22—23.

признают за цель или результат и считают

признают за цель и считают

Стр. 266, строки 23—24.

будет благом только, когда

будет благом только тогда, когда

Стр. 266, строки 26—27.

но губительно для ядер, тюремных запоров.

но губительно в ядрах, тюремных запорах.

(поправка И. И. Горбунова).

Стр. 266, строки 29—30.

но еще с большим успехом — развратные и ложные.

но еще с большим, как мы это видим, успехом — глупые, развратные и ложные.

Стр. 266, строки 32—34.

В нашем же обществе, где меньшинство давит большинство, она — великое зло. Она есть только лишнее орудие угнетения большинства властвующим меньшинством.

В нашем же христианском мире, где большинство находится в рабском угнетении у меньшинства, она есть только лишнее орудие угнетения.

Стр. 266, строка 39.

Пора понять, что спасение

Пора понять вам, что спасение

Стр. 267, строка 3.

то, что мы имеем,

то, что мы несем,

Стр. 267, строки 10—12.

необходимо выбрать одно из двух:

необходимо для того чтобы жить разумной жизнью выбрать одно из двух:

Стр. 267, строка 13.

цивилизация даст

цивилизация дает

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.