ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1902—1904



ВАРИАНТЫ, КОНСПЕКТЫ, ЗАПИСИ И НЕОКОНЧЕННОЕ
К2471 нерабочим МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ НЕРАБОЧЕЙ ЖИЗНЬЮ

2472 Богатое образованное сословие волей неволей Люди нерабочие, богатые и праздные или занятые умственным трудом, управления,2473 или посредством обучения ли, печати, науки,2474 искусств, наконец непосредственно примерами своей жизни волей неволей руководит всегда волей неволей руководят огромными массами рабочего народа2475 и потому на деятельности этого сословия лежит особенная удеся удесятеренная . Они руководят или управлением, или обучением, или искусствами и науками, или просто примером, но всегда так или иначе массы идут по пути, указываемому им этим сословием людей, и потому на этом сословии богатых нерабочих людей лежит не сугубая только, а удесятеренная ответственность за их жизнь и поступки.2476 Образованное же сословие получает свое направление усваивает известное мировоззрение, которое потом кладет дает направление всей дальнейшей деятельности большей частью в первые годы молодости. И потому Жизнь же и поступки людей вытекают из их мировоззрения. Мировоззрение же усвоивается обыкновенно в молодости,2477 особенно важно давая доброе, истинное или злое, ложное направление всей дальнейшей деятельности, благотворной или губительной, влияющей на огромные массы рабочего народа.

И вот мне особенно важно теперь, когда моя жизнь на исходе, и я, начиная писать это обращение, едва надеюсь, что мне удастся закончить его, хочется указать нерабочей образованной молодежи на то2478 те далее зачеркнуто: ошибки, в которые она слишком часто впадает, и на те средства избежать их, которые мне кажутся простыми, удобоприменимыми и в высшей степени благотворными ложное мировоззрение, в котором она воспитывается и коснеет. Если мои2479 смелые суждения2480 и осуждения того, что всеми считается неоспоримо истинным и хорошим, покажутся слишком смелыми и кого-нибудь оскорбят, то я прошу тех, которые будут читать это мое писание не приписывать этого желанию осуждать или высказаться, а только желанию указать людям на то заблуждение, в котором они находятся, и на то,2481 те, некоторые, признаваемые мною несомненными, средства избавления от тех что главные бедствия, на которые они жалуются и от которых страдает в наше время большинство людей, происходят только от этого заблуждения.

Ошибаюсь ли я или нет, но мне страшно подумать, что я унесу с собой, не высказав их, в могилу те средства избавления людей от их бедствий, которые кажутся мне несомненно безошибными безошибочными и достигающими цели. Только эта одна мысль руководит мною в настоящем писании.

Большинство образованной молодежи нашего времени — не одной русской, но и в Европе и Америке, живет и действует при полном отсутствии2482 того единственного руководства в жизни, которое с тех пор, как мы знаем жизнь людей, всегда слу служило , указывало им знания того, зачем живут люди в этом мире, какой смысл и значение их жизни и какие вытекают из этого значения высшие человеческие обязанности.2483 Я говорю о религии. Большинство образованных людей считают незнание цели и смысла жизни нормальным условием человеческого существования и даже смотрят на это незнание как на признак высокого и утонченного образования.

Религия, то самое, что дает ответ на вопрос2484 о смысле и назначение человеческой жизни и определяет вытекающие из этого назначения обязанности, считается остатком невежества старого времени и делом не только ненужным, но положительно вредным. Вредным считается всякая религия, особенно же вредной считается религия2485 христианская Иисуса Назарянина, по словам образованных людей нашего времени, 18 веков державшая в своих тисках христианские народы и вытравившая из этих народов все чувства человеческого достоинства, самоуверенности и воспитавшая рабов вместо людей.


Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.