ПРЕДИСЛОВИЕ К «КРЕСТЬЯНСКИМРАССКАЗАМ» С. Т. СЕМЕНОВА
Я давно уже составил себе правило судить о всяком художественном произведении с трех сторон: 1) со сторонысодержания — насколько важно и нужно для людей то, что с новойстороны открывается художником, потому что всякое произведениетогда только произведение искусства, когда оно открывает новуюсторону жизни; 2) насколько хороша, красива, соответственна содержанию форма произведения и 3) насколько искренно отношениехудожника к своему предмету, т. е. насколько он верит в то, чтоизображает. Это последнее достоинство мне кажется всегда самымважным в художественном произведении. Оно дает художественному произведению его силу, делает художественное произведение заразительным, т. е. вызывает в зрителе, слушателе и читателе течувства, которые испытывает художник.
И этим-то достоинством в высшей степени обладаетСеменов.
Есть известный рассказ
Всё это рассказано так, что всякий раз, читая этотрассказ, я чувствую, что автор не только желал бы, но и наверноепоступил бы так же в таком же случае, и чувство его заражает меня, и мне приятно и кажется, что я сделал или готов был сделать что-тодоброе.
Искренность — главное достоинство Семенова. Но, кроме нее, у него содержание всегда значительно: значительнопотому, что оно касается самого значительного сословия России —крестьянства, которое Семенов знает, как может знать его толькокрестьянин, живущий сам деревенскою тягловою жизнью. Значительноеще содержание его рассказов потому, что во всех главный интересих не во внешних событиях, не в особенностях быта, а в приближенииили в отдалении людей от идеала христианской истины, которыйтвердо и ясно стоит в душе автора и служит ему верным мерилом иоценкой достоинства и значительности людских поступков. Формарассказов совершенно соответствует содержанию: она серьезна, проста, подробности всегда верны: нет фальшивых нот. В особенностиже хорош, часто совершенно новый по выражениям, но всегда безыскусственный и поразительно сильный и образный язык, которымговорят лица рассказов.
23 марта.