ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ПОСЛЕДНЕМУОТЧЕТУ О ПОМОЩИ ГОЛОДАЮЩИМ
Двухлетнее занятие наше распределением междунуждающимся населением шедших через наши руки пожертвованийбольше, чем что-либо другое, подтвердило наше давнишнее убеждениев том, что главная доля той нужды, лишений и соединенных с нимистраданий и горя, которым мы почти тщетно старались внешнимобразом противодействовать в одном маленьком уголке России, произошла не от каких-либо исключительных, временных, не зависящихот нас, а от самых общих, постоянных и вполне зависящих от наспричин, заключающихся только в антихристианском, не братскомотношении нас, людей образованных, к бедным, чернорабочим, несущимвсегда ту нужду и лишения и связанные с ними страдания и горести, которые только были более, чем обыкновенно, замечены нами в этипоследние два года. Если мы в нынешнем году можем не услыхать пронужду, холод и голод, вымирание замученных работой взрослых инедоедающих старых и малых сотен тысяч людей, то это произойдет неот того, что этого не будет, но от того, что мы не будем видетьэтого, будем забывать про это, будем уверять себя, что этого нет, а если и есть, то это так и должно быть и не может быть иначе.
Но это неправда: этого не только может не быть, ноэтого не должно быть, и этого не будет; и скоро не будет.
Как ни кажется нам хорошо спрятанной наша винаперед рабочим народом, — как ни искусны, давнишни и общеприняты теотговорки, которыми мы оправдываем свою роскошную жизнь средизамученного работой и недоедающего и служащего этой нашей роскоширабочего народа, — свет всё более и более
Мы, русские, находимся в этом отношении в самыхвыгодных условиях для того, чтобы ясно видеть наше положение.
Помню, как раз, гораздо прежде голодных летпосетивший меня в деревне молодой, нравственно чуткий, пражскийученый, выйдя зимой из избы сравнительно зажиточного мужика, вкоторую мы входили, и в которой, как и везде, была замученная
Для нас солнце уже взошло, и скрывать очевидное уженельзя. Нельзя уже прятаться за правительство, за необходимость управлять народом, за науки, искусства, необходимые будто бы длянарода, за священные права собственности, за необходимость поддерживать предания и т. п. Солнце взошло, и все эти прозрачныепокровы ничего уже ни от кого не скрывают. Все видят и знают, что люди, которые служат правительству, делают это не для благанарода, который не просит их об этом, а только потому, что имнужно жалованье; и что люди, занимающиеся науками и искусствами, занимаются ими не для просвещения народа, а для гонорара и пенсии; и люди, удерживающие от народа землю и возвышающие на нее цены, делают это не для поддержания каких-либо священных прав, а для
Перед правящими, богатыми, нерабочими классамитолько два выхода: один — отречься не только от христианства в егоистинном значении, но от всякого подобия его, — отречься отчеловечности, от справедливости и сказать: я владею этими выгодамии преимуществами и, во что бы то ни стало, удержу их. Кто хочет ихотнять у меня, тот будет иметь дело со мной. У меня сила в моихруках: солдаты, виселицы, тюрьмы, кнуты и казни.
Другой выход — в том, чтобы признать свою неправду, перестать лгать, покаяться и не на словах, не грошами, темисамыми, которые с страданиями и болью отняты у народа, прийти напомощь к нему, как это делалось эти два последние года, а в том, чтобы сломать ту искусственную преграду, которая стоит между намии рабочими людьми, не на словах, а на деле признать их своимибратьями, и для этого изменить свою жизнь, отказаться от тех выгоди преимуществ, которые мы имеем, а отказавшись от них, встать вравные условия с народом, и с ним уже вместе достигнуть тех благуправления, науки, цивилизации, которые мы теперь извне, и неспрашиваясь его воли, будто бы хотим передать ему.
Мы стоим на распутьи, и выбор неизбежен.
Первый выход означает обречение себя на постояннуюложь, на постоянный страх того, что ложь эта будет открыта, ивсе-таки сознание того, что неминуемо рано или поздно мы лишимсятого положения, которого мы так упорно держимся.
Второй выход означает добровольное признание ипроведение в жизни того, что мы сами исповедуем, чего требует нашесердце и наш разум, и что рано или поздно, если не нами, тодругими будет исполнено, потому что только в этом отречении властвующих от своей власти — единственный возможный выход из техмук, которыми болеет наше лже-христианское человечество. Выходтолько в отречении от ложного и в признании истинного христианства.
28 октября 1893 года.