НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ

* ТРЕТЬЯ (НЕЗАКОНЧЕННАЯ) РЕДАКЦИЯ «ПОСЛЕСЛОВИЯ К «КРЕЙЦЕРОВОЙ СОНАТЕ».]

Прочтя «Крейцерову Сонату» вы говорите, что не можете хорошенько уяснить себе тех соображений, которые там делаются относительно брака. Между тем этот вопрос, пишете вы, для меня в настоящую минуту весьма интересен и даже важен. И вы просите меня сообщить вам основную мысль этой повести с краткими пояснениями. Вы пишете, что мой ответ может отразиться на всей вашей жизни, дав ей другое направление. Но как мне отвечать вам?

<Очень жалею, что вы не указали прямее на то, в чем мои взгляды на брак могут влиять на вас: в чем ваш личный вопрос. Мне бы тогда легче было отвечать вам. Вы, может быть, молодой человек, неженатый, и вопрос представляющийся вам, состоит ли в том, жениться ли вам вообще или жениться ли вам на этой известной девушке; вы, может быть, и женатый человек, чувствующий себя счастливым или несчастным в браке и для которого представляется вопрос, как ему дальше вести свою женатую жизнь. В обоих случаях решение вопроса зависит не от вас одних, а [и] от той женщины, с которой вы только хотите <соединиться> или уже соединились. Так что отвечать я должен так, чтобы мой ответ относился и к вам в различных положениях и к той женщине, с которой вы соединились или хотите соединиться, что я и попытаюсь сделать, так как после распространения «Крейцеровой Сонаты» в рукописи я слышал и читаю суждения и получаю письма, выражающия совершенно превратное понимание того, что там сказано. И ответ мой на ваши письма мог бы служить и разъяснением того, что, не скрываясь за вымышленной личностью Познышева, думаю я о главном предмете этого рассказа, <о том, в чем состоит неправильность отношений полов, от чего она происходит и каковы бы они должны быть, т. е. чем должен руководствоваться каждый отдельный человек, для того чтобы поступать нравственно в этом отношении.> Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо предпослать ему одно общее соображение. Соображение это следующее. <Если175 Взятое в ломаные скобки зачеркнуто поперечной чертой. В зачеркнутом еще ранее зачеркнуто по строкам следующее: спросят у вас, как пройти или проехать, положим, в Іерусалим, зная место, в котором находится Іерусалим, вы скажете, что Іерусалим на юговостоке и можете указать линию направления. Но это вы можете сделать только тогда, когда спрашивающий стоит рядом с вами. вы, будучи высоки ростом или едучи верхом, на высоком экипаже, видите впереди себя колокольню города, в который вы идете, и идущий с вами по дороге невысокий человек спрашивает вас, как пройти к городу, вы будете неправы, если, не узнав того, видит ли ваш спутник колокольню, которую вы видите, определите для него направление, по которому ему надо идти, колокольней, которую вы видите. Прежде всего надо узнать уровень зрения того, кто спрашивает. Тоже самое и во всех нравственных вопросах, определяющих направление жизни, и тоже самое очевиднее всего в вопросе отношения полов.>

Идеал, к которому стремится человечество в отношениях полов, идеал бесконечно отдаленный, может быть, недостижимый (это вопросы, до нас не касающиеся), есть целомудрие. Что идеал человечества именно такой, подтверждается 1) судом совести: всякое приближение к целомудрию одобряется и всякое удаление от него осуждается ею, 2) движением прогрессом в этом отношении человечества: везде и постоянно человечество от наибольшей распущенности в половом отношении, от полного смешения полов переходило к наложничеству, многоженству и наконец к единобрачию; и 3) свидетельством Евангелия, которое исповедуют так называемые христианские народы, в котором безусловно и бесповоротно идеалом поставлено целомудрие, брак же только допускается для тех, которые не в силах достигнуть идеала целомудрия. Идеал, к которому влечет человечество и внутренний голос, и исторический ход, и откровение истины, есть целомудрие Целомудрие есть та колокольня из того царства Божия, к которому стремится человечество, колокольня, указанная нам Христом и видная нам с высоты его учения. При этом надо заметить, что идеал целомудрия истинен не потому, что Христос нам указал его, а Христос потому указал нам его, что это есть истинный идеал человечества. Целомудрие есть идеал, видный с высоты ученья Христа, и в этом никогда ни для одного христианина не было сомнения.

Так смотрели на отношения полов первые христиане, так смотрят и теперь все люди, истинно проникнутые духом христианства, так смотрят на это176 монахи люди, посвятившие свою жизнь на служение Богу по учению Христа. Так смотрит на это неиспорченная человеческая природа. Во всех катихизисах при определении того, что есть брак, сказано, что по учению Христа состояние девственности лучше, чем состояние брака. (Из катехизиса выписка), т. е. что не надо жениться, но не погиб и тот, кто женился. Идеал есть целомудрие. И как ни недоступен этот идеал для людей, теперь называющих себя христианами, ненадо принижать идеал для слабости людской, а надо, продолжая держать идеал во всей его чистоте, поднимать людей до высоты его. Таков идеал целомудрия для христиан, признающих христианство не в букве, а в духе его. Для людей же, номинально признающих христианство, только по букве, и для людей, которых очень и очень много, вовсе не признающих его, идеал целомудрия не существует. И говорить таким людям о том, что их идеалом, то есть руководителем их поступков в половом общении должно быть стремление к полному целомудрию, все равно, что человеку, с своего низкого уровня не видящего колокольню, указывать на нее как на руководительство в его направлении. Для таких людей хотя идеал наибольшего достижимого целомудрия остается тот же, должна быть указана видимая им цель в этом направлении, должно быть указано видимое им дерево, стоящее на той же линии, как и колокольня. Вот то соображение, которое нужно предпослать ответу на ваш вопрос. И потому, прежде чем отвечать, нужно знать, о чем именно спрашивается: об общем ли идеале человечества и всех людей или о частном случае известного человека в известном положении. И если спрашивается о частном случае, то надо знать, на какой высоте сознания находится спрашивающий.

Если спрашивающий не видит идеала целомудрия, не видит того, что его благо и потому благо всех тем ближе осуществится, чем ближе он достигнет целомудрия, ему нельзя указывать идеал стремления к целомудрию.

Если спрашивается об общем идеале человечества, то для нас, христиан, или хоть воспитанных в христианских преданиях людей конца XIX века не может быть никакого сомнения в том, что идеал наш, сознанный и выраженный 1860 лет тому назад, есть несомненное полное целомудрие. Так это высказано Христом. Идеал семьи и брак, поставленный

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.