НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ
Прочтя «Крейцерову Сонату» вы говорите, что не можете хорошенько уяснить себе тех соображений, которые там делаются относительно брака. Между тем этот вопрос, пишете вы, для меня в настоящую минуту весьма интересен и даже важен. И вы просите меня сообщить вам основную мысль этой повести с краткими пояснениями. Вы пишете, что мой ответ может отразиться на всей вашей жизни, дав ей другое направление. Но как мне отвечать вам?
<Очень жалею, что вы не указали прямее на то, в чем мои взгляды на брак могут влиять на вас: в чем ваш личный вопрос. Мне бы тогда легче было отвечать вам. Вы, может быть, молодой человек, неженатый, и вопрос представляющийся вам, состоит ли в том, жениться ли вам вообще или жениться ли вам на этой известной девушке; вы, может быть, и женатый человек, чувствующий себя счастливым или несчастным в браке и для которого представляется вопрос, как ему дальше вести свою женатую жизнь. В обоих случаях решение вопроса зависит не от вас одних, а [и] от той женщины, с которой вы только хотите <соединиться> или уже соединились. Так что отвечать я должен так, чтобы мой ответ относился и к вам в различных положениях и к той женщине, с которой вы соединились или хотите соединиться, что я и попытаюсь сделать, так как после распространения «Крейцеровой Сонаты» в рукописи я слышал и читаю суждения и получаю письма, выражающия совершенно превратное понимание того, что там сказано. И ответ мой на ваши письма мог бы служить и разъяснением того, что, не скрываясь за вымышленной личностью Познышева, думаю я о главном предмете этого рассказа, <о том, в чем состоит неправильность отношений полов, от чего она происходит и каковы бы они должны быть, т. е. чем должен руководствоваться каждый отдельный человек, для того чтобы поступать нравственно в этом отношении.> Для того чтобы ответить
Идеал, к которому стремится человечество в отношениях полов, идеал бесконечно отдаленный, может быть, недостижимый (это вопросы, до нас не касающиеся), есть целомудрие. Что идеал человечества именно такой, подтверждается 1) судом совести: всякое приближение к целомудрию одобряется и всякое удаление от него осуждается ею, 2) движением прогрессом в этом отношении человечества: везде и постоянно человечество от наибольшей распущенности в половом отношении, от полного смешения полов переходило к наложничеству, многоженству и наконец к единобрачию; и 3) свидетельством Евангелия, которое исповедуют так называемые христианские народы, в котором безусловно и бесповоротно идеалом поставлено целомудрие, брак же только допускается для тех, которые не в силах достигнуть идеала целомудрия. Идеал, к которому влечет человечество и внутренний голос, и исторический ход, и откровение истины, есть целомудрие Целомудрие есть та колокольня из того царства Божия, к которому стремится человечество, колокольня, указанная нам Христом и видная нам с высоты его учения. При этом надо заметить, что идеал целомудрия истинен не потому, что Христос нам указал его, а Христос потому указал нам его, что это есть истинный идеал человечества. Целомудрие есть идеал, видный с высоты ученья Христа, и в этом никогда ни для одного христианина не было сомнения.
Так смотрели на отношения полов первые христиане, так смотрят и теперь все люди, истинно проникнутые духом христианства, так смотрят на это176
монахи
люди, посвятившие свою
Если спрашивающий не видит идеала целомудрия, не видит того, что его благо и потому благо всех тем ближе осуществится, чем ближе он достигнет целомудрия, ему нельзя указывать идеал стремления к целомудрию.
Если спрашивается об общем идеале человечества, то для нас, христиан, или хоть воспитанных в христианских преданиях людей конца XIX века не может быть никакого сомнения в том, что идеал наш, сознанный и выраженный 1860 лет тому назад, есть несомненное полное целомудрие. Так это высказано Христом. Идеал семьи и брак, поставленный