НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ
— Читали вы последнюю повесть Толстого?
— Нет, а что?
— Да уж до того дописался, что проповедует безбрачие, прекращение рода человеческого.
— Да, мистицизм до добра не доведет. И какая это жалость, что наши русские писатели так скоро повреждаются в рассудке. Отчего бы это? — и т. д.
Вот те суждения, которые в большинстве случаев среди самых влиятельных судей вызовет мой рассказ. И мне жалко, что это так будет. Мне бы хотелось, чтобы читатели, особенно молодые, не решали бы так сразу, а вдумались бы в те вопросы, которые затронуты в этом рассказе. А стоит только без предвзятых мыслей, без непоколебимой веры в пошлость, в то, что существующие порядки суть самые хорошие порядки, стоит серьезно и свободно подумать об этих предметах, чтобы неизбежно придти к тем же мыслям, к которым пришел и я. Мысли же, к которым я пришел, выражая их в самой сжатой форме, вот какие:
1) В дохристианское время и в внехристианских народах мущины смотрели и смотрят на женщину как на предмет наслаждения. Христианство установило равенство мущины и женщины и этим самым уничтожило в сознании до и внехристианский взгляд на женщину. Но эта перемена взгляда совершилась только в тех христианах, которые всем сердцем усвоили всю сущность учения, а таких всегда было очень мало; большинство осталось с прежним взглядом на женщину, несмотря на то, что соединение с женщиной совершалось и совершается в форме христианского брака. Для большинства женщина осталась орудием наслаждения, и от этого проституция, разврат и нехристианская жизнь в семьях.
2) Христианское отношение полов выражено в 28 стихе
3) Идеал того, к чему может и должен стремиться христианин, выражен также в Евангелии Мф. XIX, 10, 11, 12. На заявление о том, что если таково171 В подлиннике: такого отношеніе къ женѣ, какое оно предписываетъ, то лучше не жениться вовсе, Христосъ говоритъ, что не всѣ могутъ сдѣлать это, но тѣ, кому дано, тѣ, которые сдѣлали себя скопцами для Царства небеснаго. Словами этими высказано то, что идеалъ христіанина, женщины и мущины, есть безбрачіе и чистота совершенная, а не тотъ идеалъ, который въ лучшемъ случаѣ, т. е. въ нравственно воспитанныхъ молодыхъ людяхъ, теперь стоитъ передъ ними — идеалъ плотской любви въ супружеской жизни. И вотъ, потому что идеаломъ людей стоятъ плотскія наслажденія супружеской жизни, получается развратная супружеская жизнь. Только тогда достигнутъ люди честнаго и чистаго брака, когда идеаломъ ихъ будетъ совершенная чистота. Только тогда можно достать камнемъ до цѣли, когда будешь бить дальше ея.
4) Когда было полное смешение полов, многоженство, наложничество было идеалом, который не вполне достигался, но всетаки поднимал семейную жизнь на высшую ступень. Единобрачие было следующим идеалом, который далеко не достигается, но стремление к которому подняло людей на следующую ступень. Теперь ясно выступает поставленный христианством идеал полной чистоты, и стремление к нему поднимает на следующую, высшую ступень.
Таковы мои мысли об отношениях мущин и женщин. И я убежден, что тот, кто серьезно подумает об этом предмете, придет к тому же, потому что я пришел к этим мыслям не потому, что я выдумал их, а потому что, вопервых, я нашел стремление к чистоте и отвращение к похоти в своем сердце, и всякий искренний, не испорченный человек найдет тоже в своем, во 2-х, я нашел ясное и точное указание на это в высшем проявлении разума человеческого,
«Но род человеческий прекратится». На это я могу сказать только то, с чем, я думаю, согласится всякий, — что я несомненно чувствую, что содействие продолжению рода человеческого никак не лежит в моих обязанностях. Что род человеческий прекратится от того, что люди сделаются чистыми и святыми, ничего нет страшного. По учению церкви мы признаем, что жизнь рода человеческого прекратится, по учению науки, указывающей на то, что уж начинает обмерзать с краев (на полюсах) наш земной шар, и что скоро он весь замерзнет, и жизнь прекратится. И мы не протестуем и не боимся. Отчего же мы так пугаемся того, что жизнь прекратится от того, что люди сделаются святыми? При том же если уж говорить, о чем не следует говорить, то и другое может случиться в одно и тоже время.
Л. Т. 6