НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ

1886—1889

ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ СТАТЬИ «ПРАЗДНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ 12 ЯНВАРЯ».

В газетах 9 января читается объявление.

Т Товарищеский о обед ......................................499 После пунктира зачеркнуто: Мы так привыкли. Людям свойственно привыкать к поступкам. .

И 12 числа будет этот обед и будет не только в этом трактире, но в сотнях других мест.500 соберется цвет образования и просвещения, профессора, студенты и во имя образования и просвещения будут есть, пить, курить и врать. Поглощено будет желудками трудов людских в форме всяких гастрономических и алкогольных продуктов на десятки тысяч рублей, сотни, пожалуй, тысячи людей молодых и старых приведут себя в скотское состояние, подвергнутся тому отравлению, которое, по данным науки, никогда не проходить совершенно. Бывало едешь дорогой на почтовых и едешь через поля и село, везде люди, как люди, работают и отдыхают. И вдруг приезжаешь в одну деревню и сразу

Живут мужики, бабы, обедают, ужинают, ложатся спать, встают в обычные часы, встречаются, здороваются, беседуют и расходятся по своим делам, работают, отдыхают, и вдруг на них что то находить: все501 начинают, некоторые до обеда, а большинство во время и после него. с середины дня начинают есть необычные вкусные кушанья, начинают пить заготовленные пиво, водку, едят пьют старики, средние, юноши, едят и пьют дети и бабы. Старые заставляют пить молодых и детей. Начинаются бессмысленные крикливые разговоры. Все поздравляют друг друга с чем то, пристают друг к другу с вином, говорят друг другу речи. Глаза разгораются, голоса становятся крикливее, громче, глаза слезятся, люди то обнимаются, то умиляются, то храбрятся, то обижаются — все говорят, никто не слушает других.502 говорят, все кажутся довольными и под конец. К вечеру некоторые спотыкаются, падают, некоторые засыпают, некоторых уводят и держат те, которые еще в силах, и некоторые валяются и корчатся, как больные холерой, наполняя воздух алкогольным, смешанным с едой, зловонием.

Что же это случилось? Ничего не случилось. В объяснение этого удивительного явления вам ответят только:

— А какже! Престол, храмовой праздник.

В одном месте Знаменье, в другом Введенье, в 3-м 10-я пятница, в 4-м Казанская. Спросите, что значит Знаменье или Казанская, едва ли из 100 празднующих вы получите что-нибудь похожее на ответ от одного. Знаменье и кому, кто Казанская, никто не знает. Знают одно, что престол и надо гулять. И ждут этого гулянья и после тяжелой трудовой жизни рады, дорвавшись до этого гулянья. Несчастный, заблудший, дикий необразованный заброшенный народ. И вы говорите про народ, про его нравственность, его воззрения, слышатся разговоры среди нас людей высшего образования, разве можно говорить про нравственность и воззрения животных, это существа, напивающиеся при каждом удобном случае, под предлогом престола и т. п. Это существа, стоящие на пределах животного. Не даром оставлена для них розга и проэктируется распространение этого средства управления этими существами.

Слышишь эти разговоры, знаешь постоянное отношение или презрение или с высоты величия своего образования, соболезнование нашего сословия к этим полузверям, и вдруг приходить 12 Января, и цвет просвещения, все считающее себя самой квинтэссенцией образования собирается по трактирам и празднует свой праздник так, как свойственно праздновать не полузверям, а самым образованным людям.

Положим, что повод празднества день св. Татьяны, также мало связывает с праздником, как и знаменье или Казанская, и только есть повод к тому, чтобы напиться, но разница большая.

Во-первых, образованные люди начинают есть и пить не в 11 часов, а в 5 и 6, во-вторых, едят не стюдень и лапшу г а креветы, сыры, потажи, филеи и т. п., и пьют не одну сивуху, как полузвери, а водки усовершенствованные разных сортов, и вины сухия и мокрые, крепкия и слабые, горькия и сладкия, белые и красные, и шампанское и fine champagne; едят не на 20 копеек, как звери, а на 6 и больше рублей, а пьют и на 20 и больше. В-третьих, говорят образованные люди не речи о том, что они проздравляют и любят друг друта и кумовей, а о том, что они любят alma mater и такие вещи, которые они не только не любят, но которые и любить нельзя, потому что нельзя понимать. В 4-х, образованные люди, когда падают, то не падают в грязь, а на бархатные диваны, на которые их относят лакеи. Полузвери выходят на улицу, чтобы освободить желудок, образованные делают это и в комнатах в фарфоровые лоханки. В 5-х,503 дворе что образованные люди празднуют не на улице на виду людей, а в закрытых помещеньях, где нельзя их видеть во всей их праздничной красоте. В 6-х, звери, напившись пьяны, всегда просят прощенья и всегда чувствуют, что они делают скверно, образованные же люди гордятся своим пьянством, радуются на это, с удовольствием готовятся к этому, поминая прошлогодние подвиги.

Нет, в самом деле ведь это ужасно. Ужасно не то, что все то, что считает себя цветом образования считает, что ничем оно лучше не может ознаменовать память о своем этом образовании, как тем, чтобы собраться поглотить в желудки произведете труда людского на десятки тысяч рублей504 напиться пья пьяно и часов 10 сряду сидеть, есть, пить, курить и врать, и не то ужасно, что старые люди, професиональные учителя молодежи505 профессора содействуют поощряют отравления алкоголем молодых людей, такое отравление, которое по данным их же науки, как отравление ртутью, никогда не проходит бесследно на всю последующую деятельность организма, не то ужасно, что люди, находящиеся в обладании всего того, что сделало человечество для своего сознания, считают похвальным одурять самих себя, ужасно то, что эти люди, которые послезавтра с заплетающимся языком и опьяненными глазами будут лопотать всякий вздор, что для большинства людей нашего времени эти то люди суть учителя жизни нашего времени. Ужасно то, что эти люди так затуманили людей и самих себя, что им совершенно искренно кажется, что они, делая то, что делают, могут продолжать соболезновать о невежественном, грубом народе, могут поучать его и что их жизнь не имеет в себе ничего подобного тому, в чем они укоряют народ.

Ужасно то, что эти люди506 наивно счита считают не могутъ оглянуться на себя разумно и. не могутъ предъявлять къ себѣ нравственныхъ требованій, потому что считаютъ себя образованными, нрав нравственными , т. е. непогрѣшимыми. Ужасно то освобожденіе отъ всякихъ нравственныхъ простыхъ жизненныхъ требованій, которое допустило для себя во имя такъ называемого просвѣщенія извѣстное сословіе людей. Пользованіе проституціей умѣренный развратъ, роскошью всякаго рода, возбуждающія зрѣлища, театръ, обжорство, куреніе, пьянство, требованіе услугъ людей всякихъ сортовъ рабовъ, всякаго рода симонія, все это съ поразительной наивностью признается совершенно совмѣстнымъ съ хорошей нравственной жизнью.

Какой нибудь особенный разврат,507 убийство особенное воровство, да и то не везде считается развратом. А то, чтобы человеку пообедать, выпить, поехать на рысаке, в театр и еще куда-нибудь, это только самое невинное удовольствие. От этого то дошло дело до того, что безобразнейшая оргия,508 ежегодно в которой спаиваются юноши стариками, оргия ежегодно повторяющаяся, никого не оскорбляет и никому не мешает похмелившись после 12-го Января продолжать за стаканом вина и с папиросой] о нравственности высокой говорить.509 Но время это проходить. Было время, когда можно было делать эстетические афинския вечера и зарождаются и есть люди с простыми и ясными требованиями нравственности от себя и других. И, Гадко это и стыдно это.

Есть и всегда были и будут чистые дети, с нетронутой чистотой переходящие в юность. Эти юноши знают и чувствуют, что510 блеск нравственность всякая нечистота телесная, всякие возбуждающия зрелища, всякие одурманивающие напитки и куренья, затуманивающия совесть, есть безнравственность, что для нравственной жизни нужно не слова и речи говорить за стаканом вина, а нужно самое простое — прежде всего воздерживаться от женщин, объядения, роскоши, вина, куренья.

Юноши знают это в глубине души, но как им устоять бедным, когда те самые учителя их, которых им велят уважать, которым им велят подражать, учат их, что это все мелочи, это все пустяки, есть нечто важнее. Господа, ведь вы знаете, что ничего лучше и важнее нет чистоты телесной и духовной, что ничего ведь вы не нашли, что бы вам заменило ее. Вы знаете, что вся ваша риторика с этой пошлой alma mater вас самих не трогает даже и в полпьяна и что вам нечего дать юношам в замен их чистоты. — Так не развращайте их, не путайте их. А знайте, что как было Ною, как есть всякому мужику, так точно есть и будет всякому распропрофесору не то что напиться так, чтоб говорить глупо глупости , но возбудить себя даже рюмкой вина гадко и стыдно.

Но если уж вам так хочется этого, то знайте, что это стыдно, и потому делайте это потихоньку, а не с гордостью и уверенностыо, что так надо. Это стыдно и гадко.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.