НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ
1886—1889
Все мы люди, прожившие жизнь, проживаем одно и тоже: вступаем в жизнь детьми чистыми, невинными, любящими Бога и людей; все мы хотим больше больше всего одного: сделать в жизни такое хорошее дело, чтобы все уважали, благодарили и любили нас.
И всѣ мы проходимъ черезъ однѣ и тѣ же испытанія. Чѣмъ больше мы живемъ, тѣмъ больше мы теряемъ чистоту и невинность, тѣмъ больше забываемъ наше желаніе сдѣлать что-нибудь хорошее въ жизни, тѣмъ болѣе завязаемъ въ соблазнахъ, тѣмъ больше узнаемъ людей, дѣлающихъ дурное и пользующихся уваженіемъ и благодарностью и какъ будто любовью людей. И въ душѣ нашей возникаетъ сомнѣніе: точно ли хорошо то истинно хорошее, котораго съ дѣтства проситъ наша душа и не слѣдуетъ ли удовлетвориться тѣмъ, что считается хорошимъ большинствомъ людей, то, за что благодарятъ и какъ будто любятъ людей. То хорошее, которое требуетъ душа, какъ будто никому не нужно и, хотя, правда, никто не осуждаетъ его —надъ нимъ (для молодого человѣка) дѣлаютъ худшее, надъ нимъ смѣются; то же, что дѣлаютъ дурные люди, за что уважаютъ и благодарны и какъ будто любятъ людей, не то, что хвалятъ, а одобряютъ, признаютъ должнымъ. И начинается борьба. И борьба эта всегда, хоть на короткое время, но всегда склоняется въ пользу требованія міра. Человѣкъ заглушаетъ въ себѣ то хорошее, которое требовала его душа и начинаетъ посредствомъ дурного добывать себѣ уваженіе, благодарность и подобіе любви людей. Но рано или поздно истинныя, дѣтскія, невинныя требованія добра берутъ свое, человѣкъ останавливается на пути соблазновъ и хочетъ отдаться тому, что требуетъ душа, но на дорогѣ стоятъ соблазны, съ которыми онъ уже связалъ себя, которымъ подчинилъ себя и всѣ люди, участвовавшie въ его ложной жизни —и человѣкъ начинаетъ каяться и осуждать свои заблужденія и заблужденія тѣхъ людей, которые раздѣляли ихъ, участвовали въ нихъ.
Так это бывает со всеми людьми без исключения, в этом вся жизнь человеческая. Различие между людьми только в
Но в жизни всякого человека и сильного и слабого, и большого и малого, неминуемо есть детская чистота, соблазн и покаяние. Каждому человеку в этой жизни приходится отстать от берега чистоты и коротко ли, долго ли переплыть через реку соблазнов и выбраться на другой берег спасения истинной жизни. Со всеми это было и будет. Это же самое и было с
Внутреннее событие это —освобождение от соблазна и зла, покаяние в нем, стремление к возвращению на путь добра и признание своих грехов и указание того пути, которым человек избавляется от них, есть нетолько неизбежное, но и самое важное событие в жизни человека — есть рождение к истинной жизни. Это кроме того всегда самое, не только для человека, который переживает его, но и для всех окружающих, самое радостное событие. Так оно было всегда и для всех. Почему же для
Сорок лет уже лежит под спудом тот
Всех учат тому, что
Мне кажется, что это случилось вот от чего: Когда молодой человек долгое время ведет разгульную жизнь, хотя бы и не порочную, но праздную, рассеянную, роскошную и себялюбивую, и потом опоминается, оставляет прежния привычки и товарищей, то товарищи его прежнего веселья огорчаются
Так это бывает вообще в жизни и на долгих промежутках времени, но часто в известном круге и в известные периоды времени такое огромное большинство людей известного круга так повально стоит на низшей степени нравственности, что человек, поднявшийся выше, долго, иногда всю жизнь свою [не] находит той поддержки и одобрения людей высшего сознания, к которым он пристал, и умирает среди всеобщего осмеяния и поругания за то, что он посмел освободиться от зла, в котором он жил, и признаться в том, что он не хочет уже сам служить ему, и что еще обиднее кажется, любя братьев своих, посмеет другим указать то зло, в котором они находятся. Таково всегдашнее свойство движения человека к истине. Приближаясь к Богу, челоьек сердцем приближается и к людям, но умом, взглядом отдаляется от них, возбуждаешь в них негодование, презрение, озлобление. Это презрение и озлобление известных людей даже всегда служит признаком приближения к Богу: это презрение и озлобление людей, прежних сотоварищей, есть как бы то испытание истинности духовного подъёма человека. Гонение от людей должно быть. Должно быть затем, что только тот человек, который находит в себе силы исполнять волю Бога, несмотря на эти гонения, не обманываешь себя, a действительно любит Бога и людей. Так это должно быть, и так оно для всех людей; но иногда, или от того, что велико то движение вперед, которое совершил человек, или от того, что очень нравственно темны те люди, среди которых жил человек, озлобление прежних сотоварищей бывает очень сильно, и тяжело переносить его. Так это было для Гоголя: для него соединились обе причины — и тот шаг, который он сделал вперед был велик, и главное — те люди, среди которых он жил, его прежние сотоварищи, стояли и еще долго после его смерти, да и теперь стоять на том низком нравственном уровне, с которого сорок лет тому назад поднялся Гоголь.
«Как на низком нравственном уровне?