[ВАРИАНТЫ К «ХОДИТЕ В СВЕТЕ ПОКА ЕСТЬ СВЕТ».]
Стр. 251, строка 21.
Вместо: было не выгодно — кончая: установленному порядку — в рукоп. № 2: не должно было. А надо было подчиняться всему, требуемому жизнью.
Стр. 256, — строка 8 — стр. 257, строка 23.
От слов: Он как будто боялся — кончая: нужны были деньги — в рукоп. № 4 зачеркнуто вертикально, потом восстановлено и написано рукой не Толстого: «надо».
Стр. 257, строка 7.
Вместо: чашу своего — в рукоп. № 3: бутылку простого.
Стр. 257, строка 9.
Вместо: чаши — в рукоп. № 3: бутылки
Стр. 257, строка 15.
Вместо: их — в рукоп. № 3: удовольствія, а чтобы увеличивать ихъ.
Стр. 257, строка 24.
Перед словами: был богат — в рукоп. № 3: торговалъ драгоценными каменьями.
Стр. 258, строка 1.
Вместо: понадобилось еще более — в рукоп. № 3: до зарѣзу понадобились
Стр. 258, строка 7.
Вместо: деньги — в рукоп. № 3: 100 талантовъ
Стр. 258, строки 7—8.
Вместо: она не достанет... кончая: убьет себя — в рукоп. № 3: она не получитъ ихъ, онъ бросится на мечъ и погубить себя.
Слов: сказал отец — в рукоп. № 3 нет; в рукоп. № 4 они подчеркнуты синим карандашом и отмечены числом 10.
Стр. 259, строки 9—10.
Вместо: тайно передала... кончая: у мужа — в рукоп. № 3: в ящике подала ему драгоцѣнныя каменья,
Стр. 260, строка 1.
Вместо: Перебирая свою жизнь — в рукоп. № 3: Нечто один
Стр. 260, строки 3—7.
Вместо: И ему пришло в голову... кончая: не любил никого — из рукоп. № 4, в рукоп. № 3: И ему представился выход из своего положения, но он надолго не остановился на этой мысли и продолжал обдумывать свое положение и свое отношение к людям.
Стр. 260, строка 24.
После: злой жизни, — в рукоп. № 3: отца ненавижу и
Стр. 260, строка 28.
Слова: о том — в рукоп. № 4 подчеркнуты синим карандашом и отмечены числом 12.
Стр. 260, строка 39.
После: учитель — в рукоп. № 3: Уж этого довольно, чтобы убедить. Но тут еще и в душе я только предчувствуя это учете, чувствую радость и надежду.
Стр. 261, строки 34—35.
Вместо: природы человека. Совершенным — в рукоп. № 3: По их ученью, совершенным.
Стр. 262, строка 32.
Вместо: для благосостояния людей им не надо питаться — в рукоп. № 3: если бы мы сказали, заботясь о благосостоянии людей, что людям не надо питаться. В рукоп. № 4, эти слова подчеркнуты синим карандашом.
Стр. 266, строки 32—36.
Слова: Да, друг... кончая: прибавил он улыбаясь — поправка в рукоп. № 4; в рукоп. № 3: Ваш обман, обещающий счастье, очевиден, но наше учение о жизни, хотя и не обманывая так грубо, тоже не дает того, чего желает душа. Это я испытал теперь на супружестве.
Стр. 267, строка 1.
После слов: самую жизнь — в рукоп. № 3: То же вы делаете с защитою себя и своих, с собственностью и с браками.
Стр. 269, строки 18—20.
Вместо: в женщине... кончая: своего наслаждения — в рукоп. № 3: больше свое наслаждение от сближения с женщиной, чем людей всех и потому и ту женщину, с
Стр. 276, строка 22—25.
Стр. 280, строка 23.
Вместо: жизнь Памфилия с своей, — в рукоп. № 3: свою жизнь с жизнью
Стр. 282, строка 24.
Перед словами: кто внушил их. — в рукоп. № 3: кто писал книги и с тем.
Стр. 284, строки 5—10.
Вместо: Прочти это... кончая: ловушку. — в рукоп. № 3: Да я и не вижу их заблуждений. Я видел после тебя одного из них и передал твои доводы против них и он отверг их. И я нашел его доказательства правильными. Твои доводы состояли в том, что они не исполняют того, что исповедают, что они пользуются и той защитой и той собственностью, которые отрицают. На это он сказал мне, что они считают, что благо человека в смирении, кротости и общности имущества и потому стремятся к достижению этого. Если же не достигают этого, сказал он, то как стрелок не достигает того, чтобы попасть в середину цели, он не перестает целить в эту середину для того, чтобы приближаться к ней. И это справедливо.
— Да это было бы справедливо, если бы цель была бы цель, и стрелы попадали бы куда-нибудь, а то цель только в воображении. Или, вернее сказать, цель в том, чтобы распустить лук, а не стрелять вовсе.
Стр. 286, строки 35—36.
Вместо: пожилой,... кончая: Это был Памфилий — в рукоп. № 3: молодой человек с ребенком 5 лет, которого он держал за руку.
Стр. 287, строки 22—24.
Слова: Даже просьба... кончая: свою веру — в рукоп. № 3 выражены так: Даже просьба моя только состоит в том, чтобы тех христиан, которые взяты, не судили и не казнили, а позволили им всенародно высказать свою веру. В рукоп. № 4 переписано так, как печатается, без всяких следов исправления; кому принадлежат исправления и где они сделаны, установить не удалось.
Стр. 289, строка 12.
После слов: без помощи насилия. — в рукоп. № 4 приписано рукою Толстого карандашом и зачеркнуто: Вам с вашими привычками роскоши трудно себе представить, как мало нужно человеку для того, чтобы существовать без лишений.
Вместо: наше участие... кончая: перенесении его над собою — в рукоп. № 3: принимаем в нем большее участие, покорно перенося его, чем те, которые их налагают.
Стр. 296, стр. 5.
Вместо: предстояла детям (рук. № 3) — в рукоп. № 4 неправильно переписано: представлялась её детям — и так печаталось в прежних изданиях. Восстановляем по рукоп. № 3.
Стр. 297, строка 14.
Вместо: детей (в рукоп. № 3) — в рукоп. № 4 (копия): друзей. Исправляем по автографу.
Стр. 297, строки 23—24.
Вместо: И эти-то условия, в которые люди ставят детей своих, они называют обеспечением. — в рукоп. № 3: И в эти то условия поставить детей — называется обеспечением.
Стр. 297, строка 30.
После слов: языческой жизнью жить — в рукоп. № 3: и в ней восписывать детей.
Стр. 297, строка 31—32.
После слов: соблазнит единого из малых сих. — в рукоп. № 3: Нет, друг, заключил Памфилий, я надеюсь еще, что ты вернешься к истине, вернешься с женой и с детьми. Хорошо это было и тогда, в первой молодости, но теперь это нужнее всего, и для тебя и, главное, для детей твоих — Эти слова в рукоп. № 4 вычеркнуты.
Стр. 298, строка 18.
Вместо: император — в рукоп. № 4 (копия): наместник. Восстанавливаем по автографу (№ 3).