НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ
1886—1889
15 сентября 86 года.
Жил человек богатый Миташа и дожил до 40 лет и не знал, что доброе и что злое. «Нет ни доброго, ни злого, — говаривал он. — Живем все, как живется. Рыба ищет, где глубже, человек — где лучше. Что лучше, то и делаешь. А доброе и злое — это только «попы выдумали». А о смерти думать не надобно». И впал он в бедность и узнал злое и доброе на себе и поверил в добро и делал, когда мог. Злое в должниках (Миташа), а доброе в тюремщиках и товарищах по тюрьме. И стал делать доброе. И когда думал о смерти — страшно. Но делая доброе, усомнился. Доброе незаметное, жалкое, а злое — явное, гордое, сильное. Не видать добра было. Не хвалил никто за доброе. А злое праздновало, и все уважали).
Усомнился и спросил себя: зачем делать добро, когда оно бессильно? И попался ему купон поддельный. И увидал он сон. Светлый юноша показал ему всю историю поддельного купона: откуда он взялся и как разносилось зло и как пресеклось. И он увидал, что зло расходится, но не поборает добро. А добро также расходится и поборает добро. И он понял, что зло есть то поле, которое пашет добро, те дрова, которые сожигает добро, та свеча, на которой горит свет добра. Успокоился человек, но наскучило ему делать добро. И заболел он смертно. «Хорошо, — сказал он, — добро пожирает зло и устанавливает царство Божие на земле. Богу это хорошо, a мне что за дело? Зачем мне делать добро? Вот я страдаю и умираю. Может быть, от моей жизни прибавилось добра на земле, да мне - то что — я помру и того не увижу».203 И опять предсталъ ему свѣтлый юноша. И сказалъ: только кто погубить душу, тотъ найдетъ. И еще І[оанна] 7, 17: Кто хочетъ творить волю Его, тотъ узнаетъ, о семъ ученіи — отъ Бога ли оно или я самъ отъ себя говорю. И сказалъ ему: ты умираешь теперь, потому что не вѣришь. Живи еще и ищи другой путь жизни, если не вѣришь еще. И ожилъ человѣкъ и попытался жить опять въ свое удовольствіе. Но только подумалъ и не могъ болѣе жить такъ, а сталъ жить попрежнему, все ближе и ближе сводя одно доброе дѣло съ другимъ. И случилось ему жить у хозяина. Другіе работники скучали, что нѣтъ барышей, и говорили: «хозяину польза, a мнѣ что?» A человѣкъ радовался на барыши хозяина и говорилъ другимъ работникамъ: «будете служить хозяину, какъ себѣ. вамъ всѣ хозяйскія радости въ радости будутъ». И опять заболѣлъ человѣкъ и вспомнилъ, что онъ прежде и только и думалъ о томъ, сколько онъ послужилъ Богу. И вспоминалъ, и все мало ему казалось. И радовался тому, что сдѣлалъ, и тому, что не переставало дѣло дѣлаться. И померъ человѣкъ тѣлесной смертью и не видалъ ея. Не выходит. А не брошу, очень важно.
И явился ему светлый юноша и сказал:
«Ты спрашиваешь: зачем тебе делать добро, когда ты вот умираешь. И тебе, тебе не будет пользы и радости от того
Тот Николай, о котором ты спрашиваешь, что ему будет, была только та свеча, на которой горел свет добра.205 Если ты вывел здание, то ты не будешь тужить и заботиться о лесах, которые были нужны для постройки его, и спрашивать, что будет с лесами. Но как огонь уничтожает свечу, так добро уничтожает личную жизнь. Как тает воск от лица огня, так сознание личной жизни уничтожается от участия в добре. Добро ты делал только тогда, когда отрекался от себя. Пугало смерти стоит только перед тем, кто и не знает добра. Смерть разрушает тело, как разрушают леса, когда здание построено. И тот, чье здание построено, радуется разрушению лесов и тела. Жизнь для Бога есть постройка Его здания, для человека — радость спасения.
Для Бога производится работа освящения мира разумом через человека, для человека радость все выше и выше. «Живи так же, живи так, чтобы еще меньше были промежутки между добрыми делами, и тогда я приду опять и отвечу на твой вопрос: чтó тебе будет от добра. Если ты захочешь знать». И он пришел, и вопроса о себе уж не было.
Зерно признало собой, я, свою оболочку, шелуху и огорчается о том, что оно погибнет. А оно выросло из зерна, выпало из колоса и опять разрушаясь и бросая свою оболочку производит колос, полный зернами.
Нужно, чтоб были силы для делания дела Божия. Нужно, чтобы было дерево с цветами и семенами для достижения всех бесконечных целей, которых оно достигает, и тень, и пища насекомым и растениям, и топливо, и продолжение своего рода. Что же — делать Богу все эти дела своей силой? Или природе распасться на бесчисленное количество сил для достижения всех целей? Нет, в дерево вложена или в дереве есть сила, жизнь, и она творит все, творя себя, достигает всех целей.
То же со всем живущим, с животными, с человеком. Не знаю, как те, но я, человек, и некоторые люди, со мной живущие и жившие до меня, познают этот обман. Человек как будто одарен способностью, которая открывает ему обман. Как будто Бог или природа делает его участником своей тайны, позволяет ему заглянуть в механизм своей работы. Человек заглянул туда, что ж ему делать? Как ему примириться с своим положением? Вся его жизнь и его стремление к жизни есть обман. Он со всеми своими стремлениями есть только чье-то орудие для достижения каких то чуждых ему целей. Военноначальник посылает полк солдат туда, где все наверно будут убиты. Но он не говорить им. Если бы они знали, они [не] пошли бы. Он говорит, что есть риск, но и большая награда, радость предстоят им. Они верят. И идут. Но в жизни людей положение гораздо хуже. Им всем (мыслящим) ясно сказано, что они неизбежно умрут в великих страданиях, что они только орудия для чуждых им целей, и в награды, обещанные им и выдуманные только слабоумными людьми, вследствие безнадежности их положения, они верить не могут. Неужели так ужасно положение людей? И так ужасно именно потому, что им дан разум, указывающий им на значение их личной жизни для мира, ужасно именно вследствие того, что они допущены в тайны Бога или природы?206 Но неужели тут есть противоречие? Разум открыл нам часть завесы. Мы увидали и видим, что мы живем не для себя. Но разум этот, допущенный в тайны Бога или природы, неразрывно связан с той личной жизнью, которая живет только для себя и не понимает жизни не для себя, ужасается перед этой жизнью, как перед чем то чужим. Мой разум, то, чтò допущено в тайны Бога — я, и я — моя личная жизнь. И оба эти я связаны в одно. Я знаю, что я живу не для себя и я хочу есть. Разум говорит, не может не говорить, потому что несомненно видит это на всем живущем: я живу не для себя. Личная жизнь говорит: а я для себя хочу есть.207 и противорѣчитъ разуму. Разумъ же не противорѣчитъ личной жизни, на ея требованія личнаго счастья отвѣчая — все живетъ и ищетъ личнаго счастья не для себя. Разумъ не можетъ не идти дальше. Но разум не может не видеть. что личная жизнь дерева, животного, а потом и моя, хотящая есть, — есть только орудие, средство достижения наибольших целей при наименьшем усилии (как всегда действует природа), средство для общей жизни, той самой, к которой стремится разум, и потому разум дает жизнь высшего порядка, и в нем только жизнь.208 Далее рукой Толстого написано: Спуталось.