[ВАРИАНТЫ К СТАТЬЕ «ТРУДОЛЮБИЕ, ИЛИ ТОРЖЕСТВО ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА».]
* № 1.
Говорить о справедливости мыслей, изложенных в этом сочинении, о значении и важности их — совершенно излишне для огромного большинства людей, для рабочих людей, для тех, которые стоят еще на распутьи между злом и добром — между правою и ложною дорогой: люди эти поймут все ясно и просто. Они поймут, что то, что им казалось злом, есть благо, а что то, что им представлялось благом, есть зло; но есть другие люди, те самые, которые считают себя учеными и мудрыми, которые уже давно перешли распутье между правой и ложной дорогой и так далеко зашли по ложной дороге, что мысли, изложенные здесь и обличающия их, покажутся им неясными, неверными, и они будут всеми силами стараться выискать все то, что поддается спору и осуждению в этом сочинении, для того чтобы оправдать ту ложную дорогу, по которой они идут. Для этих то людей, к кругу которых я принадлежу и взгляды и мысли которых я твердо знаю, я и считаю нужным сказать несколько слов о значении этого сочинения. То, что я хочу сказать, я хочу сказать не для того, чтобы оскорблять, унижать и делать зло тому кругу, к которому я принадлежу, а для того, напротив, чтобы смягчить его сердце, возвысить его дух и сделать ему добро. Прошу читателя прежде всего, приступая к чтению этого сочинения, забыть про себя и свое положение, а помнить одну правду — и не торопиться защищать себя, а быть готовым, если то понадобится, и покаяться и исправиться, если то будет нужно.
* № 2.
Главная мысль этого сочинения такая: Человек живет от утра до вечера, от рождения до смерти. Жизнь человека есть движение. Человек как лошадь на кружильном [?]
Оправдывая себя в освобождении от обязанности кормиться, люди придумывали разные извороты. Для блага человека нужна самая жизнь. Для поддержания же жизни человека нужен хлеб (под хлебом разумеется в этом сочинении все необходимое для поддержания жизни). Лишение хлеба, тяжелый труд для добывания хлеба губит жизни человеческия. И потому человек, желающий блага людям, прежде всех должен содействовать поддержанию жизни людей. Во всем в жизни важно бывает знать не то, что хорошо и нужно, а знать то, что лучше и нужнее. Важно не то, чтобы знать, что и что нужно сделать, а знать, что из всех нужных дел сделать прежде, а что после: как распределить все то, что нужно сделать по номерам, что под 1-м, что под 2-м, 3-м и т. д. — до 100-го. Очень хорошо и нужно месить хлебы, но нужно прежде натопить печку. Очень хорошо и нужно топить печку, но нужно прежде нарубить дров и т. п. Все несчастия людей, все зло мира происходит от того, что мы беремся за второе дело, не исполнив 1-го, а часто и за 100-е, не исполнив 1-го. Все, что делается людьми, кроме явного зла, все хорошо и нужно, но хорошо оно только тогда, когда делается в свою очередь; когда же оно делается без очереди, то что могло бы быть добром, делается злом. Так во всем от малого до великого. Так и в самом великом, в религиозных обязанностях человека, с тою разницею, что в малых делах делают такие ошибки, когда месят хлебы, не затопив печь.
* № 3.
Это есть проэкт, план спасения человечества от их зол. Мы знаем же такие же проэкты, и приводимые в исполнение и только предлагаемые, и обсуживаем их. Почему же нам не обсудить и этот? Мы знаем проэкт консерваторов, утверждающих основы, и обсуживаем его, несмотря на то, что сама практика показывает несостоятельность этого плана. Мы обсуживаем проэкты либералов, конституционалистов, социалистов, революционеров и анархистов. Для исполнения тех, других и третьих нужно, чтобы люди разделяли убеждения, предлагаемый этими проэктами, считали бы, что спасение, улучшение произойдеть от укрепления основ, от конституции, от социалистического устройства, от анархии. То же нужно и при проэкте