[ВАРИАНТЫ К СТАТЬЕ «ТРУДОЛЮБИЕ, ИЛИ ТОРЖЕСТВО ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА».]

* № 1.

Говорить о справедливости мыслей, изложенных в этом сочинении, о значении и важности их — совершенно излишне для огромного большинства людей, для рабочих людей, для тех, которые стоят еще на распутьи между злом и добром — между правою и ложною дорогой: люди эти поймут все ясно и просто. Они поймут, что то, что им казалось злом, есть благо, а что то, что им представлялось благом, есть зло; но есть другие люди, те самые, которые считают себя учеными и мудрыми, которые уже давно перешли распутье между правой и ложной дорогой и так далеко зашли по ложной дороге, что мысли, изложенные здесь и обличающия их, покажутся им неясными, неверными, и они будут всеми силами стараться выискать все то, что поддается спору и осуждению в этом сочинении, для того чтобы оправдать ту ложную дорогу, по которой они идут. Для этих то людей, к кругу которых я принадлежу и взгляды и мысли которых я твердо знаю, я и считаю нужным сказать несколько слов о значении этого сочинения. То, что я хочу сказать, я хочу сказать не для того, чтобы оскорблять, унижать и делать зло тому кругу, к которому я принадлежу, а для того, напротив, чтобы смягчить его сердце, возвысить его дух и сделать ему добро. Прошу читателя прежде всего, приступая к чтению этого сочинения, забыть про себя и свое положение, а помнить одну правду — и не торопиться защищать себя, а быть готовым, если то понадобится, и покаяться и исправиться, если то будет нужно.

* № 2.

Главная мысль этого сочинения такая: Человек живет от утра до вечера, от рождения до смерти. Жизнь человека есть движение. Человек как лошадь на кружильном [?] колесе. Хочешь, не хочешь, надо жить, т. е. действовать. Для того, чтобы жить, т. е. действовать, человеку нужно знать, что именно ему надо делать, в чем воля Бога и в чем его призвание. Все существующее в мире знает свое призвание и исполняет волю Бога: растение, рыба, животное растет, живет, кормится, множится и не нуждается в указании. То же и с человеком. Человек знает свое призвание, знает волю Бога по отношении его. Человек всякий знает (и никто не будет спорить), что призвание его в том чтобы кормиться (под словом кормиться я разумею и одеваться и спасаться от холода и непогоды), плодиться, кормить своих малых и старых и, кроме того, служить другим людям. Если бы человек не покорял себе силой другого человека, то он волей неволей исполнял бы свое призвание — волю Бога. Он жил бы, плодился, кормился и кормил бы свою семью и послужил бы другим людям. Но с тех пор, как мы знаем людей, мы знаем, что одни люди покоряли других и заставляли этих других кормить себя, а сами освобождали себя от этого призвания, от исполнения этой воли Бога. И уволив себя от этого первого призвания кормиться, сами лишали себя возможности служить другим людям.

Оправдывая себя в освобождении от обязанности кормиться, люди придумывали разные извороты. Для блага человека нужна самая жизнь. Для поддержания же жизни человека нужен хлеб (под хлебом разумеется в этом сочинении все необходимое для поддержания жизни). Лишение хлеба, тяжелый труд для добывания хлеба губит жизни человеческия. И потому человек, желающий блага людям, прежде всех должен содействовать поддержанию жизни людей. Во всем в жизни важно бывает знать не то, что хорошо и нужно, а знать то, что лучше и нужнее. Важно не то, чтобы знать, что и что нужно сделать, а знать, что из всех нужных дел сделать прежде, а что после: как распределить все то, что нужно сделать по номерам, что под 1-м, что под 2-м, 3-м и т. д. — до 100-го. Очень хорошо и нужно месить хлебы, но нужно прежде натопить печку. Очень хорошо и нужно топить печку, но нужно прежде нарубить дров и т. п. Все несчастия людей, все зло мира происходит от того, что мы беремся за второе дело, не исполнив 1-го, а часто и за 100-е, не исполнив 1-го. Все, что делается людьми, кроме явного зла, все хорошо и нужно, но хорошо оно только тогда, когда делается в свою очередь; когда же оно делается без очереди, то что могло бы быть добром, делается злом. Так во всем от малого до великого. Так и в самом великом, в религиозных обязанностях человека, с тою разницею, что в малых делах делают такие ошибки, когда месят хлебы, не затопив печь.

* № 3.

Это есть проэкт, план спасения человечества от их зол. Мы знаем же такие же проэкты, и приводимые в исполнение и только предлагаемые, и обсуживаем их. Почему же нам не обсудить и этот? Мы знаем проэкт консерваторов, утверждающих основы, и обсуживаем его, несмотря на то, что сама практика показывает несостоятельность этого плана. Мы обсуживаем проэкты либералов, конституционалистов, социалистов, революционеров и анархистов. Для исполнения тех, других и третьих нужно, чтобы люди разделяли убеждения, предлагаемый этими проэктами, считали бы, что спасение, улучшение произойдеть от укрепления основ, от конституции, от социалистического устройства, от анархии. То же нужно и при проэкте Бондарева. Посмотрим же, какой из этих проэктов имеет более основательности, т. е. теоретически оправдывает ли сам себя данный проэкт? Верна ли представляемая смета? Не нужно большого труда, чтобы убедиться в несостоятельности предлагаемых смет. Ни консервативная, ни либеральная, ни революционная не выдерживают критики. Если все исполнится по их проэкту, зло все-таки будет.


Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.