** СИДДАРТА, ПРОЗВАННЫЙ БУДДОЙ, Т. Е. СВЯТЫМ.

ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ ЕГО.

Если идти из середины России на зимний восход всё прямо, то тысяч за десять верст от нас, через Саратов, Уральск, Киргизскую степь, Ташкент, Бухару, придешь к высоким снеговым горам. Горы эти самый высокия на свете. Перевали через эти горы, и войдешь в Индийскую землю.

Индийская земля меньше русской втрое; но земля там плодородная и теплая — зимы нет; так что народу на этой земле кормится втрое больше, чем в России: народа считается в Индии числом до 240 миллионов. Теперь управляются индусы англичанами: 150 лет тому назад англичане завоевали Индию. Но до этого времени индусы жили свободно и управлялись сами своими царями.

В этой-то земле и среди этого народа родился, без малого за 2500 лет тому назад, за 600 лет до Р. X. святой Сиддарта Будда; и от него пошла великая буддийская вера, — та, в которую верует теперь третья часть всех людей на свете, более 400 миллионов людей.

Въ то время, когда родился Будда, индусы вѣрили въ свою старинную вѣру. Ученіе этой вѣры было записано у нихъ въ книги больше 3000 лѣтъ тому назадъ, а началась она какъ только запомнятъ себя индусы. Книги браминовъ называются на ихъ санскритскомъ языкѣ Ведами и считаются откровеніемъ свыше. Индусы говорятъ, что Веды написаны не людьми, а что они всегда были въ умѣ Божества. Вѣра индусская была та же одна вѣра, которая записана въ сердцахъ всѣхъ людей и безъ которой не бываетъ человѣкъ на свѣтѣ. Вѣра индусовъ была такая же, какъ и вѣра всѣхъ народовъ — и персовъ, и китайцевъ, и египтянъ, и грековъ, и всѣхъ людей, какіе живутъ на свѣтѣ, — вѣра въ то, что человѣкъ живетъ и умираетъ по волѣ Бога, и что тому, кто будетъ исполнять волю Бога, будетъ хорошо, а тому, кто не будетъ исполнять ее, будетъ дурно. Всегда и теперь въ этомъ одномъ всѣ вѣры людскія. Всѣ онѣ согласны въ томъ, что живемъ мы не сами по себе, а по воле Бога, что Бог — благой, и что для того, чтобы делать волю Бога, надо не делать зла, а делать добро. Такова же была и вера индусская.

Они разно называли Бога: то Агни, то Варуна, то Индра, то Брама; но знали, что Бог един. Волю же единого Бога они понимали так же, как ее понимают все люди, как она записана в сердцах людей. Они знали, что воля Бога — добро и что делать зло — значит противиться воле Бога. Знали они и то, в чем добро и в чем зло так же, как это знают все люди. Так в одной из древних книг написано, что люди должны воздерживаться от убийства не только людей, но и всего живого, от гнева, от прелюбодеяния, от пьянства, обжорства, от лени, от лжи, от осуждения других и должны быть смиренны, воздержаны, честны, правдивы, чисты и должны воздавать добром за зло. Все это знали индусы и в этом полагали основание воли Бога.

В книгах Вед много высокого и божественного; но со временем к книгам этим стали прибавлять много пустого и лишнего. Случилось так, что между учителями, людьми, поучавшими божеской воле, завелись люди лживые и корыстные; эти люди стали учить индусов о том, что воля Божия не состоит в одном воздержании от зла и исполнения добра, но и во многом другом, нужном для Бога. И стали их учители, жрецы-Брамины, вводить в учение о воле Бога много лишнего, ненужного и вредного для людей, но полезного для них. Ввели жертвоприношение, порядки молитв, омовения, очищения, ввели разделение людей всех на разные породы, уверив людей, что это все делается по воле Бога, и затемнили все истинное ложью и обманом. Жрецы-Брамины учили тому, что жертвоприношения спасают от всех зол и грехов; они учили тому, что спасаться от грехов надо тем, чтобы уходить в леса и там мучать свою плоть постом и всякими страданиями. И сделалось то, что светские люди жили по-зверски, выкупая свои грехи жертвами, а монахи уходили от мира и в пустынях убивали свою плоть и жили без пользы для людей. Вера в истину ту, которая была в их священных книгах, все больше и больше ослабевала. И тогда-то родился, возрос и стал проповедовать свое учение святой Сиддарта Будда.

В то время, когда родился Сиддарта Будда, индуский народ весь был разделен на много маленьких царств. Все они жили отдельно и то дружили, то воевали друг с другом. На полдень от Гималайских гор текут и теперь речка Рапти и другая речка Рошни. Между этими-то речками и началом гор Гималайских было за 2500 лет тому назад небольшое, но богатое царство царьков Шакиев. Владели они округом тысяч в 30 десятин плодородной темной земли. Управление в их царстве от дедов и отцов шло хорошее.

Народ сеял на заливных землях рис, торговал и платил богатые дани царям. Цари были очень богатые и жили роскошно. Вот из этого-то рода царей и был царь Судогдана, отец Сиддарты Будды.

1.

600 лет до Рождества Христова царствовал царь Судогдана. Женился он в молодости на красавице, царской дочери, по имени Маия. И не было у царя детей. И на одиннадцатом году увидала царица Маия сон. Увидала она, что будто лежит она на своем ложе подле царя, своего супруга, и разверзлись потолок и крыша и над нею — звездное небо. И глядит она на небо и видит — из самой глубины неба, из-за всех других звезд выходит одна, становится все больше и больше, и видит царица, что идут из звезды этой шесть лучей светлых. И ярче и ярче становится звезда, и падает звезда ниже и ниже. И видит Маия — в середине звезды печать — белый слон с шестью клыками, и от каждого клыка — луч. Только рассмотрела это Маия, полетела звезда еще быстрее, ослепила, обожгла ее и, как стрела, вонзилась ей с левой стороны под сердце. Ужаснулась Маия, проснулась и рассказала мужу свой сон.

Позвал царь сногадателей и спросил у них, что значит сон царицы? И сказали сногадатели:

— Сон к великому благу; сон означает то, что родит царица сына, и будет тот сын великой святости и мудрости на пользу всем людям. Он освободит мир от заблуждений и будет властвовать над людьми.

И точно — понесла с того дня Маия; и когда пришло ей время, родила сына необыкновенной красоты.

2.

Обрадовался царь, что сбылось предсказание волхвов, и ждал теперь, что сбудется и предсказание о том, что сын этот будет властвовать над людьми. Царь понимал так, что его сын будет великим воином, завоюет других царей и будет царем над всем миром. Обрадовался царь и велел праздновать рождение сына по всему своему царству.

И стали сходиться со всего царства люди, чтобы поклониться младенцу. Пришел с другими и старец-пустынник, 50 лет не выходивший из своей пустыни. Пришел старец, и все узнали его и расступились перед ним, и царь встретил его. Когда же старец вошел к родильнице, она сказала женщинамь:

— Положите младенца Сиддарту к ногам старца!

Взглянул старец на младенца и сказал:

— Не трогайте младенца: не ему лежать у моих ног, а мне.

И сам распростерся на земле перед младенцем. И, встав, сказал:

— На дереве человеческого рода только один раз в тысячу лет зацветает цвет, тот цвет, который, распускаясь, наполняет мир благоуханием мудрости и любви. На твоей ветке, царица, распустился этот цветок. Но ты сделала свое дело и умрешь через семь дней.

Ушел старец. И точно — царица тихо умерла, назначив сыну в кормилицы служанку свою Магапру.

Огорчился царь Судогдана о смерти жены своей, но утешался сыном и тем, что было предсказано ему.

Рос сын и телом и духом; и пришло время учить его. Пригласил царь самого ученого человека своего царства — Висвамитра, чтобы обучить сына. И переехал Висвамитр во дворец царский и стал учить молодого Сидарту.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.