МАТЕРИАЛЫ К РОМАНУ ВРЕМЕН ПЕТРА I.

БУМАГИ ПЕТРА. Петр.

[Соловьев. История России с древнейших времен. T. XIV. М. 1863.]


1695 — 22 года.

Под 1-м Азовом. Чинит гранаты. «Пешие, наклонясь ходим, — писал он Кревету, — потому что подошли к гнезду близко и шершней раздразнили. Однако и гнездо689 Против слов: Однако гнездо кончая.: Побранился написано: Путь в Индию. Хлопчат бумагу маренго, виноград — Персия по маленьку сыплется». [224]

2-й Азовский поход. У Петра больная нога. [226] Пасха 12 Апреля. Он опускает суда в Воронеже. Домик в 2 горницы [где жил Петр], сам работает и пьет. 3 мая поплыл «морской караван». Впереди плыл капитан Петр Алексеев на галере галера принципиум 1696. [228]

Кто женщина?......

Пишет сестре Наталье: «По письму твоему я к ядрам и пулькам близко не хожу, а они ко мне ходят. Прикажи им, чтоб не ходили. Хоть и ходят, — но по ся поры вежливы. [229]

1697 казнены Соковнин, Цыклер, Пушкин, Филип Филиппов , Рожин и выкопан Милославский и гроб его поставлен был у плах изменничых и как головы им секли на его гроб капала кровь. [249]

Петр не терял времени. Учился первое в Пруссии Артиллерии. [251]

На вопрос старой курфюрстины, любит ли он охоту, отвечал: «Отец мой был страстный охотник, но я не люблю. Люблю фаерверки и плавание. Царь с удовольствием слушал италианских певиц, но сказал: Музыки не люблю». [254] Особенно понравилось ему в анатомическом кабинете профессора Рюйша. Он так увлекся, что поцеловал отлично приготовленный труп ребенка, который улыбался, как живой. В Лейдене, в анатомическом театре, заметив отвращение своих русских спутников к трупам, и заставил зубами разрывать мускулы трупа. [257] Пьет и там.

На известие о бунте стрельцов и движении их к Москве, Петр отвечал: Буду скорее. Крепостью утишить, а кроме сего ничем сей огнь угасить не можно. Семя Милославского ростет. [275] Вообще сравненья любит, и особенно семя, пахота.

26 Августа приехал [из за границы в Москву.] Был у Монс, у Лефорта, у жены не был, ночевать поехал в Преображенское. [275—276]

Он бросится на знамя противников, вырвет и потопчет его: это знамя — борода, это знамя — старинное длинное платье. Бороды стрижет сам. Это из за границы еще мечта. [278]

Между тем делались страшные приготовления к казням: ставили виселицы против Девичъего Монастыря и у четырех съезжих изб возмутившихся полков. [279]


(Так на ж тебе? Затем и уехал из под Нарвы.)


Патриарх вспомнил, что его предшественники в подобных случаях становились между царем и жертвами его гнева, печаловались за опальных, утоляли кровь: Адриан поднял икону и отправился в Преображенское к Петру. Как встретил Адриана с Иконой. «Убирайся и поставь Икону на место. Я не менее тебя чту Бога».... [279—280]

30 сентября была первая казнь стрельцов, числом 201 человек, везли из Преображенского в телегах с зазженными свечами и по 3691 У Соловьева: по двое

За телегами бежали жены, матери, дети со страшными криками. По прочтении сказки осужденных развезли вершить на указанные места; но пятерым, сказано в деле, отсечены головы в Преображенском; свидетели достоверные объясняют нам эту странность: Петр сам отрубил этим 5-м стрельцам головы. [280]

Хотел казнить Софью. Софья была пострижена под именем Сусанны и оставлена на житье в том же Новодевичьем монастыре, под постоянною стражею из сотни солдат. Петр сам назначил доверенных людей и приписал: «Певчих в монастырь не пускать, поют и старицы хорошо, лишь бы вера была». [283]

Петр повадился в Немецкую слободу, где увидал первую красавицу слободы, очаровательную Анну Монс, дочь виноторговца. У отца погреб. [285]

[В] 1698 [году] еще прежде сестры Петр жену постриг, царицу Евдокию Федоровну. [284]

14 Сентября на пиру у Лефорта раздражен. Побранился с Шеиным. Ударил шпагой по столу (и не складно) и сказал Шеину: «Также разобью твой полк и с тебя шкуру сдеру». Ярость еще больше была усилена, когда князь Ромодановский и Зотов стали защищать Шеина. Петр бросился на них, ударил Зотова по голове, Ромодановского по руке; Шеин был бы убит, еслиб Лефорт и Лефорт не удержал Петра. Все были в ужасе, но Менщиков унял. [287]

В своем раздражении Петр не щадил ни старого, ни нового любимца: Менщикова за то, что тот плясал в шпаге, так ударил, что у того полилась кровь из ноздрей, а потом на пиру у полковника Чамберса он схватил Лефорта, повалил на пол и бил ногами. [290]

Тяжелая мысль давила Петра. Особенно приводило его в отчаяние любимое дело, кораблестроение, при воспоминании о том, что он видел в Голландии и Англии и о том, что оставил в Воронеже. Через два дни после осенних стрелецких казней, вечером 23 октября Петр поехал в Воронеж и оттуда писал Виниусу: «Облак сумнения как бы закрывает мысль нашу, да не укоснеет сей плод, как плод финика не для меня». [290]

В конце 1698 года царь возвратился в Москву и на Рождестве тешился одною из любимых своих забав: ездил Христа славить на 80 санях наряженный с большою свитою. Перед казнями освящал Лефортов дворец: назначено было большое торжество для открытия или посвящения этого храма Бахусу. [292]

Петр еще до поездки за границу разрешил продажу табака. табак [295]

Петр во время трехдневного пребывания в Раве был вполне очарован Августом. По возвращении в Москву Петр щеголял в кафтане Августа. Восхищение от Августа — не мог нахвалиться. [327]

1700 поход к Нарве. 23 сентября Петр стал перед Нарвою и немедленно занялся приготовлением к осаде вместе с саксонским инженером генералом Галлартом [присланным] от Августа. [349]

Осада, по словам Гуммерта Гуммерт не удалась, от того, что «мы имели лазутчиков и ведомцев и обо всем хорошо ведали, но руками никто не хотел приняться: ходили как кошки около горячей каши и никто не хотел пальцев ожечь». Как кошка ходил около угля; а был жар — остыл [350]

К нему [Петру] приехал отлично рекомендованный генерал цесарской службы Герцог фон Круи. [351]

Кроме искусства, опытности и бодрости на шведской стороне главным условием успеха для Карла было то, что русские войска были растянуты на огромном протяжении, кроме того сильная вьюга била прямо в лицо; сюда же присоединилась подозрительность: предводители Немцы будут ли усердно сражаться против своих? Вот почему, когда Шведы ворвались в лагерь, под Нарвой [раздался] крик: Немцы изменили. [351]

Дисциплина исчезла; в страшном озлоблении русские начали кидаться на иностранцев и бить их. Видя это, фон Круи закричал: «Пусть сам черт дерется с этими солдатами», бросился бежать вместе с другими иностранцами и отдался в плен. При этом всеобщем смятении и бегстве не смялись и не побежали два полка: Преображенский и Семеновский полки огородились рогатками и бились. [352]

Петр непременно обозлился на что нибуд под Нарвой и уехал, так вот же вам!

В Новгороде все работают, не служат в Церквах, кроме соборной церкви, вешают и бьют за взятки и лень. Пришедши в Печерский монастырь, Петр назначил быть на работе полуполковнику Шеншину. Пришедши потом на работу и не заставши там Шеншина, он велел бить его плетьми нещадно и послать в Смоленск в солдаты. Озлоблен. [356]

Царь очень сведущ в географии. Хорошо чертит, рисует и прилежно занимается этими предметами.

701 собирает деньги, в Троице — 1000 золотых, Менщиков дал 420 золотых и купец дал 10, 000 рублей. [360]

В конце 701 года Шереметев предпринял наступательное движение. Победа при мызе Эресфер. Шереметев [возведен] в генерал-фельдмаршалы. [364]

Сам Петр прогостил [в] 702 [году] лето в Архангельске. В ожидании неприятельского прихода Петр занимался строением кораблей, там взять прежде корабль. [377]

Взят Орешек. 11 октября комендант принужден был сдать город. Петр был в восторге, добывши этот ключ к морю. Радость. Петр известил и надзирателя артиллерии, приписав: «Правда, что зело жесток сей орех был, но счастливо разгрызли». [378]

На следующий 1703 год шли русские войска лесами большими и малыми и завидели канцы при устье Охты, Охта Петербург взят. Петр Михайлов и Меншиков на тридцати лодках подкрались к неприятельским судам, окружили и взяли Взял их. [379]

Петр и компания были в восторге: «2 неприятельских корабля взяли! небывалая виктория!» За эту викторию бомбардирского капитана П[етра Михайлова] и поручика М Менщикова пожаловали Андреевскими кавалерами. [379]


[Соловьев. История России, т. XV, М. 1865).

Петр под Дерптом. Все не так заложил траншеи, две аппроши с батареями принуждены бросить за их неудобством, все переделать. Взяли. [4]

По взятии Дерпта царь отправился под Нарву. 9 августа был назначен штурм. Русские ворвались в город, взяли перерезали всех. Сам Петр заколол шпагою одного солдата, не хотевшего слушаться приказания, и потом показыва показывая кровь на шпаге Нарвским жителям, говорил: «Не бойтесь! это не Шведская, а Русская кровь». [5]

В 1701 году новый указ: Всем, кроме духовных и пашенных крестьян, носить кафтаны французские и саксонские, а камзолы и штаны и башмаки и шапки немецкия, седла немецкия, а русского платья и черкесских кафтанов и тулупов и азямов и штанов и сапогов и башмаков и шапок отнюдь никому не носить. С ослушников указа в воротах целовальники берут штраф по 13 алтын по 2 деньги, с конных по 2 рубля с человека. [136]

Боится казаков и велит миловать.

[В] 1705 [году] в Полоцке он зашел с своими приближенными посмотреть униатский монастырь. Масло было подлито в огонь, уже существовавшее раздражение усилилось, когда монахи не впустили его в алтарь, драка с монахами. В этой схватке раздражение Петра достигло высшей степени. Повесили монаха, отличавшегося своими выходками против него в проповедях. Этим печальным событием воспользовались внутренние враги Петра, которые раскрасили событие своими красками: в 1708 году каторжный колодник, бывший солдат, говорил: «когда Петр был в Полоцке, и в то время день Петра и Павла пришелся в пятницу, государь выдумал всем благочестивой веры чернецам есть мясо, — не стали. Петр позвал их в церковь молебен слушать, и как стали молебен служить, государь вынул палаш и убил монахов в Церкви. В это время было видение Іисуса Христа в облаках, держа в одной руке копье, в другой огненные стрелы, говорил с гневом: «время его за такое дело покарать», но Богородица упросила ждать покаяния. [169].

1-го Августа [1705 г.] Петр выступил в Курляндию: ему хотелось перенять Левенгаупта, которого Шереметев должен был отрезать от Риги, но Левенгаупт успел перебраться за Двину к большому неудовольствию Петра, который писал Головину: «Яко Нарциз от Эхо удаляется господин Леингопт». [171]

Петр делал все по совету. Но все обстоятельно. Засеки по Литве.

[В 1706 г.] нездоров лихорадкой и скорбут. [183]

Чудесное распоряжение о выступе из Гродна. [190—191]

Из Петербурга 7 апреля [1706 г.] писал Меншикову: «Как в раю живем. [194] [Письмо от 10 мая]: «О здешних поведениях сомневаться не изволь: в Божьем раю, нельзя худо697 У Соловьева: зла быть». [195]

В Польше все дела шли «как молодая брага», по выражению Петра. [228]

1708 году болен, лихорадка, скорбутика, деятельность, толковитость удивительная. Просит дать ему вздохнуть. [273]

Распоряжение в Москве слово в слово 12 год. [274]

За Головчино наказал Репнина несправедливо, но для примера. Не солдатский, a казацкий бой. [278—279]

Карл повернул на север. Встреча произошла 29 августа на Черной, при Добром. [280] Наши побили. Дрались хорошо. [Петр] пишет: «Боже! не отними милость свою от нас впредь!» [281]

28 Сентября у Шклова под Лесным победа над Левенгауптом. У Русских под Лесным из 14 000 человек было побито 1111; у Шведов из 16 000 по русскому счету взято в плен 876 человек. 16 на 14.

Левенгаупт подкупил Жида и тот уведомил царя, что Шведы еще на правом берегу Днепра. Русские начали было переправляться на этот берег, как встретился шляхтич, который объявил, что Шведы давно уже на левом берегу. Жид обманул. Шляхтич дал знать. А достальные Шведы побежали вниз по реке Соже, вплавь за реку переплыли, за которыми сзади Калмыки гнали и зело много побили; догоняют, бьют. [282—283]

[Соловьев, История России, т. XVI, М. 1866.]

Переводить учит Зотова: не надлежит речь от речи хранить в переводе, а поняв по своему передавать, уже так писать, как внятнее может быть. [19]


[Соловьев. История России, т. XVIII. М. 1868.]

В апреле 1724 года Петр прислал в Синод указ — Разъяснить весь закон, чтò непременный закон божий и что советы и чтò предания и читать попами в церкви. [220]

Объяснение заповедей гениальное. Соловьев XVIII, 201, 202.


Казаки.

[Соловьев. История России, т. XIV. М. 1863.]

В первом Азовском походе казаки взяли одну башню. [223]

Во 2-м [походе] 2000 малороссийских и донских казаков — первые под начальством казацкого атамана Якова Лизогуба, Лизогуб вторые — атамана своего Фрола Минаева и Минав пошли на приступ. [229]

Войска по старинному засыпали ров в уровень с валом неприятельским. Помнили, что когда-то Азов был взят донскими казаками, и в Москве хотелось сильно удержать его, но не смели и отдали Туркам. Булавин. Азов был взят [казаками] прежде. [231]

В 1699 году из одного Воронежского уезда бежало около 330 дворов. Бегут на Дон калмыки из Воронежа с женами, детьми по 300 дворов. [316]

Брали в плен, разоряли Русския деревни. [314—315]


[Соловьев. История России, т. XV, М. 1865.]

Август. Увяз в Польше.

С 1705 года Башкирцы бунтуют; обвиняли Уфимского комиссара Сергеева, который притеснял башкирцев при сборе с них лошадей для войска и при отыскивании среди них беглых рекрут. Комисар Сергеев девок Башкирских водил. [233]

Каракалпаки, Киргизы, Чуваши, Донцы [вошли в согласие с башкирцами]. [236] Терек, Татары, Ногаи. Батыри. Из луков.

Булавин.

Бахмутский Атаман из Трехызбенских казаков. Кондратий Афанасьев Булавин. [240] В 1707 году царь послал полк Князя Юрия Владимировича Долгорукого для отыскивания всех беглецов. [239].

Слух об Астраханцах. Убил Долгорукого [Булавин]. [240] Старшина Булавина: Лоскут— сходец, (пришлец) с Валуйки, про него говорили, что был при Стеньке Разине лет 7. (Рассказ про Стеньку). Боровский атаман говорил Булавину: «Заколыхали вы всем царством, что вам делать, если придут войска из Руси, тогда и сами пропадете, и нам пропасть будет». Булавин говорит: «Не бойтесь; начал я это дело делать не просто; был я в Астрахани и в Запорожьи и на Тереках. Мне присягали, что им быть ко мне на вспоможенье в товарищи. Все придут, а теперь пойдем мы по казачьим городкам и будем казаков к себе приворачивать, а которые не пойдут — будем жечь, а животы губить.700 У Соловьева: грабить Наберем ружей, платья, а потом пойдем в Азов, Таганрог. Ссылочных и каторжных освободим и на весну, собравшись, пойдем на Воронеж — Москву». Тут Лоскут сказал Булавину: «Не бось,701 У Соловьева: бойся я прямо Стенька. Лучше того, не как тот Стенька без ума свою голову потерял». [241] Осип Наумыч.

Лукьян Максимов побил Булавина, Филатку Никифорова Филатка Никифоров (Филат), Гришку Баникова [242] (Алешка)

Послали царю описание всего происшествия: «И мы, не дожидаясь света, на них били и, переимав многих рядовых, наказание чинили, мы носы резали больше ста человекам, а пущих заводчиков, близь 10 человек повесили703 В подлиннике. и повесили по деревам за ноги, а иных перестреляли на смерть, а 12 человек послали к тебе, великому государю». [242]

Но дело не окончилось. Булавин ушел в Запорожье. Через несколько времени приехали туда к нему с Дону 40 человек с известием, что можно снова начинать дело. Булавин отправился с ними в Сечь и начал просить Запорожцев, чтоб «поступили с ним к бунту». Запорожцы согласны позволить Булавину прибирать вольницу, а пойти с ним явно на великороссийские города только тогда, когда Булавин подговорит Ногайцев, Горских Черкес и Калмыков. Булавин разослал призывные грамоты: «Атаманы молодцы, дорожные охотники, вольные всяких чинов люди, воры и разбойники! Кто похочет с военным походным атаманом Кондратьем Афанасьевичем Булавиным, кто похочет с ним погулять, по чисту полю красно походить, сладко попить, да поесть, на добрых конях поездить, то приезжайте в черны вершины Самарская. [243]

В верхние Донские городки перебрался Булавин в начале 1708 года, разослав новые грамоты по Украйне. У того письма атамана Булавина печать. «Бесчинства не чинить, a немцов и Бояр бить, а по которым городам по тюрьмам есть заключенные люди, и тех заключенных из тюрьмы выпустить тотчас без задержания. Да еще им ведомо чинят, что с ними козаками Запорожские козаки и Белгородская орда и другие орды им казакам за душами руки задавали в том, что они ради с ними стать за едино».

В Марте в кругу Булавин, вынув саблю, говорил: «если
своего намерения не исполню, — то этой саблей отрубят704 У Соловьева: отсеките мне голову». По хаперским городкам Булавин разослал письмо, чтоб земли не пахать (в доли) [?]. Рабочих, которые готовили лес, он велел взять к себе в полки неволею, и народ лес готовят пустить. [243—245]

Полковник Васильев встретил Булавина 8 Апреля, на речке Лисковатке, выше Черкаска. Переговоры. Во время переговоров Булавин напал неожиданно и разбил. [245] После сражения при Лисковатке воры роздуванили взятую казну, при чем досталось по два рубля с гривною на человека. [250] За Булавина поднялись три реки. Пристал Хопер, Медведица, Северной Донец, Бузулук. [245]

Воры грозились итти в Тамбов и Тулу, [246] и в Воронеж.

Петр пишет в «рассуждении и указе, что чинить г. майору Долгорукому: Сія Сарынь кроме жесточе705 У Соловьева: жесточи ничем уничтожена быть не может (Колесовать.)

Василий Владимирович Долгорукий отвечал: «Пишешь, что опасаешься, чтоб я Булавину за его ко мне дружбу понаровки какой не делал. Нет за его к себе дружбу сколько могу платить буду». [247—248]

28 Апреля Булавин взял Черкаск. [250] Товарищи его Семен Драный, Игнатий Некрасов беспрестанно разъезжали с разными делами то в Черкасск, то в Рыков, то в Скородумовскую станицу, станица там пытали Лукьяна Максимова и Ефрема Петрова. Перед плахою Ефрем Петров говорил воровским старшинам: «Хотя я умру, а слово мое не умрет, вы погубили остров, а великому государю тот остров знатен и реку великий государь всю очистит и вас воров выведет». [251]

Товарищ Булавина Лукьян Михайлов Хохлачь с отрядом, на речке Курлаке встретились с Бахметевым и Рихманом. У воров была не полная надежда побить царские полки, потому что они отправили Бахметеву прелестное письмо: «Нам до вас дела нет, ни до бояр, ни до солдат, нам только дело до немцев и до прибыльщиков и до неправедных судей». [252—253]

Булавина в кругу осадили. «Можем тебя и в кругу поймать». [254]

Запорожцев 1500 человек пошли на соединение с Булавиным, встретили Дранаго, Драный у которого было 5000 человек. Драный был разбит и убит.

С другой стороны 5 июля 5000 воров подступили к Азову; 5000 отбиты. Вернулись к Черкаску, и много их потонуло в Дону. [258]

Булавин ушел от них. Заперся у себя в комнате. Илья Зерщиков пришел с толпою казаков и начал обстреливать курень. Булавин сначала защищался, убил у Зерщикова двух человек, но потом видя, что дальнейшее сопротивление невозможно, сам А сам застрелился Из пистолета. [259]

Все сильные самые воры. [Когда узнали, что Драного убили, то сказали:] ежели в Черкаском то сведают о Драном, конечно Булавина убьют, для того, что Булавин был дурак, все воровство и вся надежда была на Драного. Драный голова, а Булавин дурак. [260]

Атаман и старшина к Долгорукому привели сына и брата Булавина и сына Драного. [261]

(Все легли.)

Семен Драный. Остался еще Голый. Голый ушел сам третей; городок был выжжен. [267] Атамана Ваську Тельнаго Тельный Долгорукий четвертовал. [265]


[Соловьев. История России, т. XVI. М. 1866.]

В олонецких местах поселились раскольничьи отшельники, здесь образовалось знаменитое раскольничье пристанище, [сюда] пришел знаменитый Андрей[321] и брат Андрея Семен Денисьевы. [324] Было еще скудное пустынное житие. Звонили в доску, служили с лучиной. Мужчины жили на своей стороне, женщины — на своей, между ними стена, в стене маленькая келья; две старицы сидели в келье и наблюдали, о чем сестры и братья будут говорить. [322]


Общее.

[Соловьев. История России, т. XIII. М. 1863.].

Во всем свете нигде такого на девки обманства нет, яко в Московском государстве, говорит Котошихин. Хлопотали, нельзя ли как обмануть и на царских смотринах; доктор Стефан сказывал: съехался с ним Иван Шихирев и говорил, что взята вверх племянница его для выбору, возили ее к боярину. Боярин смотрел у нея рук и сказал, что руки худы. Станут смотреть, ты скажи, что руки ничего. Доктор отвечал, что его к такому делу не призывают, да и племянницы его он не знает; на это Шихирев сказал: как рук у нее станешь смотреть, и она перстом за руку подавит, потому ее и узнаешь». Шихирев повинился. [164]

Ското и муже — ложство. — Пьянство. Подарки (Башкир.) Гостям, кони, ковры.

Остановимся на пострижении мужа от живой жены и на оборот. Жена, постригшаяся от живого мужа, называлась по отношении к нему посестриею, муж — побратимом. Посестрия и побратим Одна такая посестрия подала жалобу, что побратим избиваючи ее, бивал и мучал в подполы и в коник, крапивы настлавши, сажал и в соху впрягал. Оказалось, что она пострижена была неволею, в пустой избе, а не в монастыре. Родственников ее при пострижении и у записи никого не было. Насилу. [164]

Сын одного из самых образованных тогдашних вельмож князя Василия Васильевича Голицына, Алексей уже ездил в походы за государем, подавал челобития о землях и в то же самое время только начинал склады писать. Учился складам 20 лет. [162]

В целом уме не поставил.

Всяк бабе внук.

Аввакум в житии своем является не один, но окруженный целою дружиною подобных ему богатырей; тут же близко знакомится с особого рода богатырями и Юродивыми, Юродивые. которым, также грузно от силушки, как от тяжелого бремени и которые освобождаются от этого бремени тем, что ходят в лютые морозы босиком в одной рубашке. [206—207]

Аввакум — однорядку. Злой, энергичный. Дочь [один начальный человек] отнял у матери. Аввакум вступился. «Пришли в село мое плясовые медведи с бубнами и домрами и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и хари и бубны изломал на поле един у многих, и медведей двух великих отняв, — одного убил и паки ожил, а другого пустил в поле». [208]

Пришел указ — вести [Аввакума] в Даурию и отдать в полк Афанасию Пашкову. Пашков не был похож на Хилкова [тобольского воеводу, где одно время жил Аввакум]: «На Долгом пороге стал меня из дощеника выбивать, для де тебя дощеник худо идет, еретик де ты; поди де по горам, а с казаками не ходи. О горе стало! Горы высоки, дебри непроходимые, утес каменный, яко стена стоит, — голову заломя на горы смотреть». [211] Быстрая речь, на волоске шутка мрачная.

«Десять лет, говорит Аввакум, — Пашков меня мучил, или я его, не знаю. Бог разберет. Наконец пришла грамота — велено Аввакуму ехать на Русь. Протопоп отправился, приплыл в русские города». Себя называет: протопоп. [213]

Себя отстегивал.

Я [Аввакум] говорю: «Мы уроди во Христе; вы славны, мы же бесчестны; вы сильны, мы же немощны». [216] Казакам было два выхода — или плыть за океан. Другой выход — извечное занятие богатырских казацких дружин — служить в семи ордах семи королям. [218]

В 1661 году Гордон вступил на русскую службу в звании майора. Здесь сначала Гордону не понравилось. Его позвали к начальнику иноземного приказа Илье Даниловичу Милославскому. Тот велел Гордону: Гордон. «Покажи, как действовать копьем и ружьем». Гордон отвечал, что если б ему прежде сказали об этом, то он бы привел своего деньщика. Обиделся, но показал и боярин остался доволен. [220—221]

Два кречета, 6 осетров, вязигу, бочку лимонов, белугу, снятки Белозерские и Песко Песковские [?] Бочку уксуса, бочку вина ренского. —


[Соловьев. История России, т. XIV. М. 1864.]

В 1668 году Князь Яков Лобанов разбойничал по Троицкой дороге, разбивал государевых мужиков с царскою казною. [84]

При входе в казенную келью, где его допрашивали, [раскольник] Мартынко не поклонился иконам и на вопрос, зачем не кланяется? отвечал: эти иконы не святые, ныне вера христианская иссякла. «Священники все, — продолжал Мартынко, — антихристовы предтечи. А как Царь Алексей за веру казнил Соловецкий Монастырь, то на третий день и умер». [87—88]

Как причастился тайн нынешних просвир, из меня змей пошел и стало бить и трясти, и с того числа на исповеди не бывал и не причащался. [87] Ныне я послан от бога учить и веру христианскую проповедовать; верховные Апостолы Петра и Павел мне сродичи. В трехперстном кресте сидит — Кика бес с преисподнею. На пытке Мартынко объявил, что все им сказанное на допросе он слышал в Соловецком монастыре и прибавил: когда царствовал Михаил Федорович Царь, то царствовал не он, а Михаил Архангел. [88]

Главный заводчик Повенчанин Емельян Иванов, подучивший к самосожжению, не сгорел, но, пограбив монастырскую казну, бежал, и стал опять прельщать и собирать толпу. Научил сжечься и убежал. — Запершиеся в Палеостровском монастыре раскольники зажгли его и сами сгорели. Они жглись. [89]

В Воронежском уезде явился какой-то гулящий человек, который церкви и православную веру и священный чин хулил: «Какие то церкви и попы. Бог наш на небеси. А на земле Бога нет», и крестился, смотря на солнце, говорил: «Боже мой! Почто надо мной одним взыскал?» [90]

Спор не ограничился одними учеными, стал общим делом: не только священники, но и миряне, даже женщины, при встрече друг с другом, повсюду спорили о времени пресуществления. Когда пресуществляется кровь Христова. Соловьев. XIV 94 [95]


[Соловьев. История России, т. XVIII. М. 1868.]

Фабрика полотняная Тамеса или Тамсена713 У Толстого ошибочно: Строганова в Москве; на фабрике было 150 ткацких станков и приготовлялись все сорта полотна, и золотошвейное заведение Строганова, находившееся в его доме в Москве, здесь работало около 100 девиц. [172—173]

Строгановы Генина зовут в пай добывать руду. «И ныне просили меня, чтоб я с ними товарищ был». [174]

Знаменитый впоследствии Василий Никитич Татищев начал свое поприще как горный чиновник. Геннин донес о нем: «К тому делу лучше не сыскать, как капитана Татищева и надеюся, что ваше величество изволите мне в том поверить, что я оного Татищева представляю без пристрастия», и сам Татищева рожи калмыцкой не любит. [175—176]

Соловьев. XVIII, 213. В 1723 году раскольники ходили по деревням и учили: пройдет 7 лет и Антрихрист явится и выдаст 70 колырств. [212] «Было благочестие, а ныне отпало, как и Рим, царь Петр — антихрист». Так говорил монах Савва в Тамбове Дьячку Степану; он испугался и перестал ходить в церковь. Пошел к духовнику, а духовник был в певчих в Воронеже, стал рассказывать: сам говорил: уж и я Антихрист. К чему говорил, Бог знает. У дьячка Степана от этих слов духовника сомнение все более и более усиливалось; да и в Кирилловой книге писано, что имать сесть гордый Царь во имя Симона Петра. Разговорился с одной женщиной и женщина говорила, что Царица не признает. «Держите веру Христианскую. Это не мой Царь. Иной выше». [213] Ему говорили: будет первое гонение на монастыри. Он постригся в Тамбовском Трегуляевском монастыре и назван был Самуилом. Он сходится с другим монахом, и тот рассказывает: теперь над нами царствует не наш государь, царь Петр Алексеевич, а Лефортов сын. Приехал в Трегуляевский монастырь монах Никодим, дядя; племянник рассказал ему о своих сомнениях относительно антихриста, дядя говорит: «Нет, не антихрист, а разве предтеча. [213] Скоро потом забрали всех монахов Трегуляевского монастыря в Воронеже по какому-то делу; там Самуил написал письмо, что Петр — антихрист и подбросил на неизвестный двор. Монахов отпустили; на дороге из Воронежа Самуил встретился с Лежневым. Сын боярский Лежнев говорит: носится слух, что наш государь в Стекольном. А Самуил думал: антихрист! Пришел указ: не читать Соборник и Ефремову книгу. Пришел духовный регламент: явно, что царствует антихрист, отводит от монашества, надобно бежать в пустыню! Самуил бежал, но его поймали, отослали снова в Трегуляевский монастырь и посадили на цепь.714 Против слов: Посадили на цепь. на полях карандашом написано: Сол. XVIII. Сидя на цепи, он тосковал, что царствует антихрист. Не кланялся игумну: «Как мне ему кланяться? он слуга Антрихристов. Ушел в степь к казакам. Там поминает поп на ектениях вместо императора: Имперетерь, потому что людей перетерли. В это время в Самуиле, благодаря его впечатлительной натуре, произошла перемена: попались ему в руки книги, распространявшиеся правительством против раскола. Убедили. Вернувшись в свой монастырь, стал проповедывать православие. Но тут новое искушение: его взяли из Трегуляевского монастыря и отвезли в Богоявление в Москву, в школу. Был опять гнев: стал раздражаться против нового порядка и его виновника. А тут еще сильное искушение: жена вышла замуж за другого. А товарищ монах все бранит духовный регламент, все поджигает этою бранью Самуила, наконец тот не вытерпел, стал бумажки кидать, на бумажках ругательства против императора. [214—215]

В 1723 году, по доношению коломенского инквизитора, в синод был представлен юродивый Василий Босой. Юродивый показал: Воздушные бесы безо всякого прекословия послушны, а водяные без уговору, без подачки нельзя, ничего не делают. Главный бес на над всеми бесами, — сатана Миха. [218]

[Калмык] Черен-Дундук 19 сентября [1724 г.] присягнул, а на другой день последовало торжественное объявление его Ханским наместником. Черен-Дундук был доволен, но не была довольна его мать; расплакалась, вырвала Ханша волосы и бросила на сына, приговаривая: эти выдранные волосы по смерти взыщутся на тебе. [24]

Три раза Волынский был у шаха, имел несколько конференций, вдруг позвали его на последнюю аудиенцию и объявили отпуск. Волынский писал: «здесь такая ныне глава, что он не над подданными, но у своих подданных подданный, во всем положился на своего наместника, который всякого скота глупее, однако у него такой фаворит, что шах А он у него изо рта смотрит, и что велит, то делает». [29]

23 июня [1721 г.] Волынский писал Екатерине: не прогневайся всемилостивейшая государыня на меня, раба вашего, что я умедлил присылкою к вашему величеству Арапа с Арапкой, понеже арапка беременна, надо освободиться от бремени, пришлю со всьм заводом. [33]

Волынский писал царю: зело боялся [дядя князей кабардинских] от того, что Крымскую партию держал; также при нем приехали мало не все лучшие уздени, и хотя я сначала им довольно выговаривал, для чего они, оставя претекцию вашего величества, приводили в кабарду Крымцев, однако ж напоследок то отпустил им и обнадежил и потом помирил их. Кабарды — Черкесы — лучшие воины. Уздени. Мода от Крыма. [39]

21 июля [враги] явились у Шемаха. 7 августа взяли город и стали жечь и грабить знатные дома. Русские купцы оставались покойны, обнадеженные завоевателями, что их грабить не будут, но вечером разграбили, один Матвей Григорьев Евреинов потерял на 170 000, вследствие чего этот богатейший в России купец в конец разорился. В Шемах богатый купец. [37]

Император так описал свой поход [к Дербенту]: 3 часа пополудни изволил сей господин [султан] нечаянно нас атаковать (чая нас неготовых застать), которому гостю зело были ради, а особливо ребята, которые свисту не слыхали. [44]

Дело идет гнило.

Рабы неключимы.

Из пеленок вывалялся.


Общее.

[Соловьев. История России, т. ХІV, М. 1864.]

Француз рассказывал панам с похвалою о действиях русских под Азовом. Воевода Русский говорил: «надобно Москалям поминать покойного короля, что поднял их и сделал людьми военными». Воевода Плоцкий заметил: «лучше б было, чтобы дома сидели, это бы нам не вредило; беда, как Москали выполируются, да крови нанюхаются, увидишь, что из них будет». [231]

Стрелец Парфен Тимофеев говорил: «когда Разин бунтовал и я с ним ходил: еще я на старости тряхну!» а другой стрелец толковал: «Стрельцам ни в Москве, ни в Азове житья нигде нет: на Москве от бояр, что у них жалованье отняли без указу; в Азове от Немец, что их на работе бьют и заставляют работать безвременно. «На Москве бояре, в Азове немцы, в воде черти, в земле черви». [282]

Петр пишет Ромодановскому: «В чем держат наших товарищей Скляева Скляевь и Лукьяна (Верещагина)? Зело мне печально. Я зело ждал паче всех Скляева, потому что лучший моряк попался, а ты изволил задержать. Ромодановский отвечал:» «За то, что задрались с солдаты, изрубили двух человек. Я его розыскал, высек и отослал. В том на меня не сердись: не привык в дуростях спускать, хотя б и не такова чину были». [291]

В апреле 1694 года закричал мужик «караул» и сказал за собою государево слово, приведен в Стрелецкий приказ и в распросе сказал: сделал он крылья, станет летать как журавль. По указу в. государей сделал он себе крылья слюденные, стали 18 рублей из государевой казны. В назначенный день боярин князь Ив. Бор. Троекуров вышел смотреть, как мужик журавлем летает; мужик надел крылья, но никак не мог подняться: «тяжелы сделал крылья», говорил он, бил челом, чтоб сделать другие крылья, станут всего в пять рублей. Но боярин раскручинился и вместо крыльев учинено мужику наказание: бить батоги, сняв рубашку, и деньги 18 рублей велено доправить на нем, продать все имение. 14 т. 163 ст.

Ниже Коротояка по Дону 13 вотчин, живут только промышленники рыбы.

Соловьев. 14 т., 361: Войско Репнина заслужило похвалы Штейнау, описание отряда Репнина: «Люди вообще хороши, писал фельдмаршал: не больше 50 человек придется забраковать; у них хорошие ружья, у некоторых полков шпаги вместо штыков. Они идут так хорошо, что нет на них ни одной жалобы, работают прилежно и скоро, беспрекословно исполняют все приказания» [и т. д.]

После победы Шереметев пришел разорять Шведскую землю. Было взято 140 языков. Черкасы (Малороссийские казаки) разобрали Чухну по себе. Вывели из Ливонии в Малороссию 4000 человек. [365]

Головин просил у Мазепы совета, что делать с Запорожцами? Мазепа отвечал: «Давно [надо бы] притереть носы казакам, если б не боялся привести их в последнее отчаяние и отогнать от милости монаршеской». [371]

Раззорили Ливонию и всех забрали и ничего не стало.

Убивали бабки уродов.

Ярливый, но скоро уходливый.

Оморок.


[Соловьев. История России. T. ХV. М. 1865.]

Создалась следующая сказка: Царь был за морем, был в Стекольном (Стокгольме), а в Немецкой земле Стекольное царство держит девица. Девица над ним ругалась, ставила его на горячую сковороду. И как та девица была имянинница, и именинницу стали просить: ради такого своего дня его государя выпусти! и она им сказала: Подите, посмотрите, буде он валяется, и для вашего прошения выпущу. И князи, и бояре, посмотря его государя ей сказали: томен, государыня! и она им сказала: коли томен и вы его выньте, и они его, выняв, отпустили. Бояре его в бочку хотели положить, и про то уведал стрелец и, прибежав к государю к постеле, говорил: Царь государь изволь встать и выйти; и он, государь, встал вышел и тот стрелец на постелю лег на его место. [132]

В июне 1700 года в Преображенский приказ явился певчий дьяк с доносом: приходили к нему зять его с женою и сказали: живут они у книгописца Гришки Талицкого и слышат от него про государя всякие непристойные слова; да он же Григорий Талицкой резал доски, тетради и, напечатав, хочет бросать в народ; [Талицкий] признался, что составил письмо, будто настало ныне последнее время, что Антихрист в мир пришел. [133] 8-й Царь будет Антихрист; а ныне 8-й царь Петр Алексеевич — он то и антихрист. [134] Талицкий показал, что о последнем веке и об антихристе он разговаривал с епископом Игнатием Игнатий Тамбовским. Потом Талицкий показал на боярина Ив. Ив. Хованского. Князь Хованский говорил ему: Бог дал было мне венец, да я потерял: брали меня в Преображенское, ставили меня в митрополиты, и дали мне для отречения столбец и по тому письму я отрицался и в отречении спрашивали вместо: веруешь ли? — пьешь ли? [133—134]

В 1704 году в Симонове монастыре хлебенный старец говорил: Талицкий ныне мученик свят; вот ныне затеяли бороды и усы брить, а прежде сего этого не бывало.

В Олонецком уезде после службы Дьячок и поп718 В подлиннике последовательность такая: Дьячек и поп. Талицкий мученик. [вели следующий разговор]. Дьячек: как будут эти указы присланы к нам в погосты, и будут люди в лесах жить и гореть, и я пойду с ними жить и гореть.

Старец из Заонежья объявил о себе стрельцу: «Я живу в Заонежьи в лесах, ко мне дороги летом нет, а зимой ко мне ходят на лыжах. Про государя [старец] говорил: Петр льстец, Антихрист, рожден719 В подлиннике последовательность такая: Рожден П Петр Ант. от нечистой девы. У него мать была какая царица? она была еретица, она девок рожала. Сказано в книге Валаамских чудотворцев, что он головой запрометывает, ногой запинается и то его нечистый дух ломает. За Меншиковым бесы ходят и его берегут. Ныне все стали иноземцы, все в немецком платье ходят, да в кудрях, бороды бреют. [134—135] Впечатление мужика без бороды, в кудрях.

26 августа [1700 г.] прибиты были по городским воротам указы о платье французском и венгерском, и для образца повешены чучелы, т. е. образцы платью. [136]

Дворцовый повар говорил: прежди720 У Соловьева: прежде сего во дворце по погребам рыбы
было много, и мимо дворца проезжие говаривали, что воняет оте съестного, а нынче вот-де не воняет. [138]

Первым делом умных людей [астраханских бунтовщиков] было разослать грамоты к окрестным козакам, поднимать их за старину. В грамотах говорилось: стали мы в Астрахани за веру христианскую и за брадобритие и за немецкое платье и за табак и что не пускали в русском платье к церквам — (выдумка) и болванам заставляли кланяться. [144]

Женщины и мущины вместе в бане. Терема.

Неочесливый. [?]

Посадский человек Данила Бородулин, сидя перед кругом за столом, заметил Носову, за чем старшина такие нечестивые слова говорит? Носов, рассмеявшись, отвечал: «Не все перенять, что по Волге плывет: мужик он простой, что видит, той брешет.721 У Соловьева: бредит В то же время в кругу раздавались крики: поносили государя всякими бранными словами: «Не сила божья ему помогает, ересями он силен, христианскую веру обругал и облатынил, обменный он Царь. [156—157]

[Казак] Филка Архипов, прозвище Кисельная Борода. [161]

Мазепа говорит бездушники — [1 неразобр.]

С 3-х дымов по работнику.

Пошлина с бань, с меду. [144, 150]


[Соловьев. История России, т. XVI. М. 1866.]

Заведение флота заставило обратить внимание на леса; те из них, которые доставляли хороший материал для кораблестроения, правительство объявило заповедными. Заповедные леса. [14]

В декабре 1705 года Мусин-Пушкин приказал нищих, которые являются на Москве и ходят по рядам и по улицам и сидят по перекресткам брать и деньги, сколько у них сыщется, отбирать. [16]

Внешние приемы (как у Башкирцев, очень приличны), а потом свобода.

В 1708 году разбросаны были подметные письма, в которых между прочим говорилось: «Меньшиковой княгине седла покупят, на чем ей ездить в полках». Менщикова жена ездила верхомь. [32—33]

Жаловались на небывалые тягости и поборы. Один сельский священник говорил другому: начали брать у нас с бань, с пчел. Священник читал в постной Триоде синаксарь; в синаксаре написано о рождении Антихр Антихристове , что родится от блуда, от жены скверны и девицы мнимы, от Данова племени. Толкуется Даново племя царским племенем, а государь незаконный, родился от 2-й жены, так и стало, что родился он от блуда, потому что законная жена бывает первая. [30—31]

[Из подметных писем]. Не носят платий немецких и шапок польских, а неведомо какие дьявольские камилавки, а брали они образец (шапкам?) из монастыря Чудова от чернеца Колтычевского, чертовская мода из монастыря. [32]

[Бантыш- Каменский. Словарь достопамятных людей. Ч. III. Спб. 1847.]

Ушаков. Андрей Иваныч.

В такой находились бедности, что у всех пяти братьев был один только крестьянин Аноха мужик. Он сплел из семи лык одни лапти, которые потому и называются семерички, 5 братьев. [438]

Крестьянки, удивляясь несоразмерной летам силе его, хвалили обыкновенно Ушакова сими словами: ай детина! здоровый детина. [439]

Искренность его понравилась государю, и с того времени, когда его величеству угодно было слышать о чьих-либо делах, то приказывал Ушакову рассказывать об оных сими словами: детина режь. [440—441]

1707 году в Петербурге Екатерина зашла к нему веселиться. [440] Восхищение и откровенность, оказанные при этом Ушаковым, весьма понравились ее величеству. Петр Великий приказал рассказать и ему историю его молодости. Рассказал чудно историю. Детина. [440]

Детина режь. И он режет ( Аракчеев.)

Преданность слепая. Сангвиник. Вдали от интриг. Счастливо кончил. Выведывать мастер. Грубая внешность, ловкость. [445]

Татищевы два брата деньщики.

Алексей Данилыч и Афанасий Данилыч.

Алексей — грубая шельма, практически ловкий, потому что нет другого. — [394, 397]

Ледяной дом — его выдумка. О характере Татищева можно судить также по следующему анекдоту: «Государыня, — сказал он [1754] придворным, — чрезвычайно огорчена донесениями о многих побегах преступников. Она велела мне изыскать средство к пресечению сего зла: средство это у меня в кармане». — «Какое»? — вопросили его. — «Вот оно», — отвечал Татищев, вынимая новые знаки для клеймения, — «теперь, — продолжал он, — если преступники и будут бегать, так легко их ловить». — «Но, — возразил ему один присутствовавший, — «бывают случаи, что иногда невинный получает тяжкое наказание и потом невинность его обнаруживается: каким образом избавите вы его от поносительных знаков?» — «Весьма удобным, стоит только к словам вор, прибавить еще на лице две литеры: «не». Не вор его выдумка — [398]

Афанасий такой же, поменьше, по добрее. Как-то он провинился неисполнением данного повеления и услышал грозные слова: явиться к караульному офицеру, которому приказано наказать его батожьем. На дороге встретился с ним Кабинетный писарь Замятин: вдруг Татищеву пришла счастливая мысль подставить его вместо себя. Он привел его к барабанщикам. «Что ж вы стали? Принимайтесь за него». — В мгновенье ока Замятин был раздет, положен и начал кричать под палками. Подставил под себя Замятина. [398—399]

Толстой. Широкий, умный, как Тютчев блестящ. По Итальянски отлично. [433]

Татищев, Василий Никитич. Учился в Новгороде, в Нарве и, наконец, в Петербургской Морской Академии. В 1716 году — (30 лет) послан в Венецию до 1719 года. В 1720 [году] отправлен в Петербург. Вольнодумец. Письмоводитель Брюса. [401—402] Во взятках признается — толково, ясно. [403—404]

Просторно в голове, но не ясно.

[Бантыш-Каменский. Словарь достопамятных людей. Ч. I. Спб. 1847.]

Головин, Федор Алексеич, старше Петра. Очень образованный, по латыни знает, посол в Китай. [429] Б Бантыш К Каменский II.722 Ошибочно вместо: I 436. Церемониал: 21 апреля (699) Головин возведен был в достоинство генерал-адмирала. [442]

Друг Лефорта Головин передал [Петру] любопытнейшие сведения о Сибири, описал богатство, разнообразие той страны. Хороший расскащик. 2-й поход Азовский: делая над неприятелем поиски на море, не пропускал ни одного судна в осажденную крепость. Взял корабли.723 У Бантыша-Каменского: овладел двумя кораблями 19 августа Азов был завоеван. [439] Головин участвовал в торжественном въезде Лефорта и Шеина в столицу, ехал в карете, запряженной 6-ней 6-ню в торжестве. [440] Умер 1706. —

С усами, статный. Добрыня. Любил мать, как добрый, нежный сын предался глубокой горести. [450]


[Соловьев. История России, т. XV. М. 1865.]

В 1706725 В подлиннике ошибочно: 1704 [году] пишет [Петру] об Астраханском бунте: довольно говорил с ними, все кажутся верны и мужики добры. Изволь, государь, хотя себя понудить и показать к ним милость. Только и в нас не без воров бывало. [152]


[Соловьев. История России, т. XIV, М. 1864.]

Борис Голицын. Учен, умен. Пьяница. [112]

Михайла Потык[?]. Первое время. В бунте стрельцов его совет — не робеть.

Матвеев Андрей Артамоныч , учен. [113] Первое время.

Куракин, Борис Иваныч, дипломат, образован, бесцветен.

Князь Ромодановский. В Преображенском происходили кровавые упражнения. Князь Ромодановский отсек 4 головы. [281]

Курбатов, дворецкій Шереметева. Проэктъ г[ербовой бумаги]. [308]

Б. П. Шереметев. Западник.

В начале января 1702 года Шереметев просится домой после Эрестфера. «Жена на чужом подворьи живет, надобно ей дом сыскать, где бы голову приклонить». [374]

Другая победа 709 у Гумельсгофа и раззорил Ливонию. [376—377]

Опять просится к Москве, тяжел на подъем. [XV 153]

Мазепа. Спокойно —ругает своих и всех, и медлительно, прилично сластолюбец.

[Бантыш-Каменский. Словарь достопамятных людей. Ч. III. Спб. 1847.]

Репнин. Отец остался по старорусскому, сохранил свою седую, окладистую бороду. [14] Честный, тихий, смирный Дохтуров, ровесник Петру.

Шафиров. Хотя он был малого роста, чрезвычайной толщины и едва передвигал ноги, но соединял ловкость в поступках с великою приятностию в лице. [547] Толстый, из жидовской породы. Во время похода Петра Великого в Персию произошла в Москве между Шафировым, обер-прокурором сенатским Скорняковым-Писаревым и князем Меньшиковым страшная ссора. Писарев дал предложение сенату, исполненное желчи, в котором называл барона Шафирова сыном одного боярского холопа, прозванием Шаюшки, и притом жидовской породы. [533—535] Шафиров, с своей стороны, доказывал, что дядя родной Писарева за воровство был повешен. Обер-прокурор представил тогда жалованные грамоты и просил не принимать более от Шафирова подобных прежним ябеднических, бездельных, многоглаголивых и из лжи сплетенных доношений. [536]Язык, знание, цепкость.726 У Бантыша-Каменского: ловкость Шафиров оказал великую твердость во время своего несчастия. [541]

Ягужинской. В одно время, государь сказал деньщику своему Ягушинскому: — хочешь ли получить нынешний день знатный подарок? — «Кто б сего не хотел?», отвечал Ягушинский. «Так слушай же: старик Репнин ныне не домогает; поезжай к нему и спроси от меня о здоровье; но умей угодить старинной его боярской суетности; оставь лошадь у ворот, и взойди на двор пеший и без шляпы». Ягушинский точно поступил по сему наставлению. Князь [в конце беседы с Ягушинским, который все время вел себя раболепно], обратясь к дворецкому своему, сказал ему: «Поди в таком то шкафе и ящике лежит мешечек с червонными; возьми и принеси его ко мне». [561—563] Граф Павел Иванович Ягушинский, высокого роста, приятной наружности, знал многие иностранные языки; с добрым сердцем соединял нрав веселый, пылкий; любил музыку и отличался честолюбием и неумеренным употреблением горячих напитков. Тогда вежливость и любезность его исчезали, и он переступал границы должного приличия. Пьяница, красив, ловкий, образованный, [574] развелся с женой по причине задумчивого и странного ее нрава. Она грустна. [569]

Феофан Прокопович. Базилианский орден отправил его в Римскую Академию. Там продолжал он ученье три года, но, не кончив курса наук, возвратился в Польшу. В Риме воспитан. [605] Возведенный в звание Префекта Академии он заменял собой нескольких преподавателей; обучал физике, арифметике и геометрии, [606] математик, [знал] два Европейских [языка] Греческий, Латинский, [а также] Еврейский.


[Соловьев. История России, т. XVI. М. 1866.]

Феофан должен был принять на себя составление регламента для новой коллегии. Современники передавали следующий разговор Петра с Феофаном. Петр: «Скоро ль ваш патриарх поспеет» (регламент)? Феофан: «шью рясу». Петр: «а у меня шапка для него готова». [361]

[Бантыш-Каменский. Словарь достопамятных людей. Ч. III. Спб. 1847.]

Стефан в звании Президента продолжал преследовать Феофана, донес на него Петру Великому, что он живет соблазнительно, проводит время с иноверцами в гульбе и пьянстве, вызвался доказать это на деле. Однажды в полночь, когда иностранные министры ужинали у Феофана, Стефан Яворский привел Петра в то самое время, как гремела музыка и он с бокалом готовился пить. Феофан не оробел: дал знак, что бы музыканты умолкли, приподнял бокал; произнес громогласно: «се жених грядет в полуночи, и блажен раб его же обрящет бдяща». Феофан осмелился предложить и Петру Великому кубок. Петр принял его из рук хозяина и остался. [608—609] Сохранилось предание, что в последние минуты жизни, [Феофан] приставил ко лбу указательный палец и произнес: «Главо. Главо! Разума упившись, куда ея приклонишь?» [624]

Курбатов честен, умен.


[Соловьев. История России, т. XV. М. 1865.]

Стефан Яворский. Петр нашел в Стефане человека, какой ему был нужен в великой России, и потому он велел патриарху поставить его в архиереи на одну из ближайших к Москве епархий. В марте же очистилось место митрополита Рязанского, и Адриан объявил Яворскому, чтоб готовился к посвящению. Нейдет на посвящение. Патриарх рассердился, не велел пускать Стефана из монастыря и дал знать царю. Тот велел спросить у Стефана, что за причина такого поступка? Стефан написал: «1) К Митрополиту Киевскому вернуться [надо]. Он слаб, 2) правила св. отцев не повелевают, живу сущу архиерею, иному касатися епархии — духовное прелюбодейство. Рязанский Архиерей еще жив, 3) изощренный завистью язык многие досады и поклепы на меня говорил: иные рекли, будто я купил себе архиерейство за 3000 червонных золотых. 4) Не приготовился на такую высокую степень» [119—120]


[Соловьев. История России, т. XVI, М. 1866.]

В сущности боялся. Все просится домой, боится: Грубость не понимает. Мусин Пушкин жаловался на Стефана: «И так во нраве своем переменился, [как] из Киева приехал, что никто угодить не может. [24—25]

Стефан подписывался: верный подданный, недостойный богомолец, раб и подножие, смиренный Стефан пастушок резанский. [25]

Проповедывает против царя (желчный). В церкви присутствовали сенаторы; на другой день они явились к митрополиту с упреком за возмутительную для народа и оскорбительную для царской чести проповедь. Петр не считал проповедника обязанным щадить слабости и пороки сильных; но заметил, что Стефан не соблюл евангельского правила, повелевающего сначала обличить наедине, потом со свидетелями. [354]

Митрофан Воронежский.


[Соловьев. История России, т. XV. М. 1865.]

Головкин. Головкин был один из самых приближенных людей к Петру с его малолетства. Давнишняя дружба. Писал к Петру шутливые фамилиарные письма, например: «Пожалуй, хотя по строчки пиши о своем здоровьи; можешь то рассудить, что того желаю, а мы с Павлюком живем, да редьку жуем. [200]

Во время войны шутливые письма продолжались; например: «в письме ваша милость напомянул о болезни моей подагре, будто начало свое оная восприяла от излишества венусовой утехи, о чем я подлинно доношу, что та болезнь случилась мне от многопьянства. У меня от пьянства в ногах, а у Мусина на лице. Но тое болезнь, кроме отца нашего и пастыря (Зотова) лечить некому. [201]


[Соловьев. История России. T. XVI, М. 1866.]

Дмитрий Ростовский. После обедни к нему подошли два человека, не старые, но с бородами и сказали ему: «Владыко святой, как ты велишь? велят нам по указу государеву бороды брить, а мы готовы головы наши за бороды положить, лучше нам пусть отсекутся наши головы, чем бороды обреются». Изумленный митрополит не нашелся, что вдруг отвечать им от писания, спросил: «Что отростет — голова ли отсеченная, или борода бритая?» Те, помолчавши, отвечали: «борода отростет, а голова нет». — «Так вам лучше не пощадить бороды, которая десять раз обритая отростет, чем потерять голову, которая, раз отсеченная, уже не отростет никогда, разве в общее воскресение». [27]

Ученый тонкий, честный.

Умер 28 Октября 1709 [года] 58 лет. Положили в гроб его черновые рукописи под голову и подо все тело по его завещанию. [29]

Іов Новгородский. Мощи Оптинския хозяин [?]

Задержал раскольников, жесток. [325]

«Помню, писал [Дмитрий Ростовский], что в нашей Малороссийской стороне трудно сыскать Библию славянскую, и редко кто из духовенства знает порядок историй библейских, что когда происходило: для того я бы хотел издать здесь краткую историю Библии, книжицу не очень большую, чтоб всякий мог дешево купить». [28—29] Раскольники.


[Соловьев. История России. T. XV. М. 1865.]

Мазепа. В 1707 году приносят письмо Меньшикова к полковнику Танскому. Мазепа, прочтя письмо, вскочил в бешенстве. «Может ли быть большее поругание моей особе? — кричал гетман, — всякий день князь Александр Данилович со мною видится и, не сказавши мне ни слова, ордонансы людям регименту моего посылает! Я его как пса расстреляю. Боже мой! ты видишь мою обиду и уничижение. Помози мне, Господи».

Взявши письмо [Станислава Лещинского] из рук Орлика, гетман испугался, письмо выпало из рук его. Долго сидел, задумавшись; наконец сказал Орлику: Посылать ли это письмо к царскому величеству или нет? Завтра посоветуемся, а теперь ступай домой. Помолись за меня, да яко же хощет устроит вещь, может ты угоднее,727 В подлиннике после слова: угоднее написано: А. С. Вошков [Вольский?] и потому что ты по христианству живешь. Бог знает, что я не для себя делаю, а для вас всех и жен и детей ваших». [295—296]


[Соловьев. История России. T. XVII. М. 1867.]

Дмитрий и Михайло Голицыны. Михаилъ—рыцарь. Известен рассказ, что когда однажды Петр предложил Голицыну самому назначить себе награду, то Голицын сказал: «Прости, государь, князя Репнина; за Репнина — а Репнин был ему недруг. [153]

Яков Долгорукий старый.


Вопросы.

Что известно о Иване Андреиче Толстом. Можно ли его героем? и его племянника — Ивана Петровича?

На ком женат Толстой? —

Татищев Василий Никитич. Где о нем?

Можно ли признать вполне ученым.

О Брюсе где?

О Борисе Голицыне?

О Матвееве молодом?

О Ромодановском.

О Стрешневе.

О Плещееве.

Трубецкаго.

Головкина.

Виниус.

Кревет.

О Шеине.

Какие языки знал Петр?

О Лопухине Петре Абрамовиче.

Стрелъцы, одежда.

Казнь как..

Мазепа.

О Курбатове.

Одноколку.


[Соловьев. История России. T. XVIII. М. 1868.]

Известный шут камер-лакей Иван Балакирев. [245]

Как умер Петр? Религиозное его настроение.

Лама. Калмыцкий быт.

Тарки. Кубанцы и вообще положение юго-восточных окраин.

Яков Долгорукий.

Меншикова семья.


[Соловьев. История России. T. XVI. М. 1866.]

Анне Монс нашлась более счастливая преемница. При дворе любимой сестры Петра жило несколько женщин, которые играют значительную роль в судьбе Петра и его любимца Меншикова. Девки: Толстая и Арсеньева и другие. [69]

Жили ли вне Москвы бояре и как?

Как дума? Сенат где?

Петр Толстой (Сослан в Соловец с сыном, там умер.) Нужен чистый враг нововведений.

——Ученый. ——

Лефорт.

[Бантыш-Каменский. Словарь достопримечательных людей. Ч. II, Спб. 1847.]

Неуспехи прежние Лефорта. [270—271]

Опалил лицо на шутливом штурме под Кожуховым. 1695729 Ошибочно, вместо: 1694 Петр за ним ухаживал. Сам подавал ему лекарства и делал примочки [276] Лефорту — 41, Петру — 23.

Менщиков [был сначала] слуга Лефорта. [274]

[Лефорт] в продолжение семимесячного ареста в Архангельске выучился совершенно нашему языку. По русски хорошо говорит. [270—271]

Упал с лошади под Азов Азовом и сильно ушиб себе бок: чувствуемая им боль продолжалась до самой его кончины. Взял штурмом Азов.

Командовал судами.

30 сентября войско торжественно вступило в Москву: за гвардейскими полками ехал генерал-адмирал в колеснице, представлявшей морскую раковину, которая блистала златом и лазурью и была украшена изображением Тритонов, Наяд и проч. Генерал Адмирал в раковине. [276—277]

Петр изумил объявлением, что он отправляется в чужие края, в свите великого Посольства. Утверждают иные писатели, будто Лефорт дал этот совет государю. Посольство. Лефорт и мысль посольства. [277—278]

В Конигсберге730 У Бантыша-Каменского: в Коппенбригге Петр плясал по русски с Курфирстиной Бранденбургской. Тут был Георгий Людовик, с 1714 года Английский король. [281]

Петр плакал, прощаясь с Лефортом, уезжая 7 января 1698 г. на яхте из Амстердама в Англию. [282]

(Лучшее поэтическое время.)

Лефорт удержал [Петра] от казни сестры. [284] (Менщиков с 1697 [года] с Азова.)

Церемониал похорон Лефорта 1699 [года] Бантыш-Каменский, II, 287.


Петр.

Когда непосредственно каются — милостив. [286]

У самой могилы Петр пожелал еще раз проститься с своим другом, велел поднять крышку гроба и целует труп Лефорта. [288]

Долго Петр оплакивал понесенную потерю и в 1704 году, уведомляя графа Головина об одной победе, Петр пишет: впервые еще после смерти Лефорта был так весел. [290]


Петр.

Сенаторы сравнивают с Александром Македонским, но он не увлекается и осторожные предписания отступления.

Телега ипорт[ится испортится ] или лошадь станет, из веревки вон и на другие воза. Кто оставит больного [?]

Сахар — русло Куры, лимоны в сахаре [?]

Ненавидел сына и хотел убить.


Менщиков.

[Соловьев. История России. T. XIV. М. 1864.]

В Преображенском происходили кровавые упражнения; любимец Петра, Алексашка (Меншиков) хвалился, что обезглавил 20 человек. Рубил корабли и хвалился, что отрубил 20 голов. [281]

1698. 14 сентября, на пиру у Лефорта, Петр начал браниться с Шеиным. Ярость еще больше была усилена, когда князь Ромодановский и Зотов стали защищать Шеина. Шеин был бы убит, еслиб Лефорт не удержал Петра, получивши и сам порядочный удар. Сержант молодой, фаворит унял Царя против Шеина. [287]

Петр, рассердившись однажды сильно на князя Меншикова, сказал ему: «Знаешь ли ты, что я тебя тебе опять поворочу в пирожники. Тотчас возьми кузов пирогов горячих, скитайся по лагерю и по улицам, кричи: пироги подовые! как делывал прежде. Вон!» Меншиков добыл себе кузов с пирогами и явился с ним к Петру. Меншиков закричал: пирогов горячих. Гнев прошел совершенно. Меньшиков пошел за императрицею и кричал: Пироги подовые! а Петр вслед ему смеялся и говорил: «Помни». Меншиков: помню, ваше величество, и не забуду, пироги подовые». [288]

Люди внимательные и беспристрастные признали в нем большую проницательность, удивлялись необыкновенн необыкновенной ясност ясности речи. [288]

В 701 году Петр возвратился в Москву и вслед за ним явился от Августа генерал-адъютант за деньгами. Взяли в Приказах, в Ратуше — недостало, взяли в Троицком монастыре 1000 золотых. Полковник Менщиков дал 420 золотых. Лакей — барину. [360]

В конце 701 года Шереметев поразил Шведов. Петр был в восторге от первой победы, Меншиков поехал с наградой к Шереметеву. [364]


[Соловьев. История России. T. XV. М. 1865.]

Менщиков в Петербурге с Катериной. Петр отправился в Лодейное поле спускать суда. А между тем наступила осень. Меншиков с русскими людьми познакомился тут с петербургским октябрем. Дня не видно. Тяжко стало Меншикову; он зовет Петра, пишет ему с обычными шутками: «Не ведаем, для чего так замешкались; видно вина много, и потому мним, что, бочки испраздня, хотели сюда приехать, или которые из них рассохлись, замачиваете и размачиваете».

В ноябре пришел первый иностранный купеческий корабль. Губернатор Меншиков дал 500 золотых шкиперу, по 30 талеров матросам. [2]

[Учитель] Никифор Вяземский говорил [наставнику Нейгебауеру]: «В сем я тебя не слушаю, потому что мы приказаны Александру Даниловичу, а не тебе». При воспитании царевича — главный. Нейгебауер отомстил, обещал издать подробное описание нравов, особенно обещал распространиться о подвигах царского любимца Меншикова с Немками, которых потом навязывают немецким офицерам. [108—109] Девок немок — портил.

1705 [год]. Меншикову Петр доверял больше, чем иностранному наемнику. Меншиков не оправдывается в разногласиях с Огильви, но прямо писал Петру: «вижу очень не рад моему приезду, и все делается вопреки мне». [171]

Из Гродно [в] 1705 [году] Меншиков писал царю: «Все у нас управно; только желаем вас здесь видеть». [185]

Король Август ушел к Варшаве. Меншиков, исполняя приказание царя еще прежде выехал из Гродно. В Гродно Петр написал генералу князю Репнину: «будьте у Гродни; буде же о приближении саксонских войск верного известия нет, отступить к русской границе. Убежал из Гродно. Репнин шел [?] [185—186]

Победа под Калишем. [197]

Меншиков писал царю 24 ноября: «не изволь много сомневаться, хотя король нас и оставил, можно короля скоро другого выбрать, только ты будь покоен, да приезжай. [199—200]

[Меншиков] писал Петру: « Август жалуется, что есть нечего, я ему дал свои 10000 пиастров».732 У Соловьева: ефимков [196] Всегда успокоивает.

Головчино. 1708. «Кроме уступления места неприятелю из сей баталии утехи мало». Так донес Меншиков царю о Головчинской битве и ее следствиях. [278]

После Калиша. [Меньшиков писал «царю]: «Не в похвалу доношу: такая сия прежде небывалая баталия была, что радостно было смотреть, как с обоих сторон регулярно бились. Все поле устлано трупами; зело чудесно видет. [197]


[Соловьев. История России. Т. ХVІ. М. 1866.]

В 1703 году, у Виниуса, угрожаемого лишением всех мест, взял подарки. Данилыч поступил с ним нечисто; дал письмо оправдательное для доставления государю: в этом письме, которое Виниус прочел, было написано, что старик оправдался совершенно во всем. Но в то же время Меншиков отправил к Петру другое письмо обвинительное и о подарках сказал. [3—4]


Лефорт.

[Соловьев. История России. T. XIV. М. 1864.]

2 Азовский поход. Болен, остался в Москве. Пишет из Москвы в Воронеж письмо государю. (Соловьев, том XIV, 227): «Путь такой, что ни в санях, ни в телеге, морозы и ветры великие, однакоже на той недели поеду. Обедал733 У Соловьева: у меня будет кушать с Борисом Голицыным и про ваше здоровье станем пить. — У него 9 лекарей. Посылает веревки, доски, мушкателвейн, — а новые делать нельзя в такие морозы». [226—227]

Бантыш-Каменский [Словарь достопамятных людей.] II Т. [М. 1836].

Гагарин, князь Матвей Петрович, пожалован в 1693 году воеводою воевода в Нерчинске, 1711 года повелено ему быть губернатором Сибири; сын женат на Шафировой, дочь за Головкиным. Противозаконные поступки губернатора сибирского, взятки его, несметное богатство сделались известными. [7] Накануне казни Петр Великий лично убеждал Гагарина: принесть во всем повинную; обнадеживал его: не только избавить от смерти, но не лишать чинов, имения, предать прошедшее забвению. Ни в чем не признался. Казнен и пытан. «Сначала — пишет Беркгольц — Гагарин был повешен на низкой виселице, а потом на высокой, устроенной на площади и окруженной несколькими шестами, на которой воткнуты были головы разных казненных до того преступников, в том числе родного брата бывшей Царицы Авраама Лопухина голова. [9—10]

Удивлял всех своею пышностию. Роскошь: за обеденным столом его подавали кушанье, в постные дни, на 50 серебренных блюдах. блюдов Колеса у карет были окованы серебром — шины серебряныя, подковы у лошадей серебряные, и золотыя: в Московском доме, на Тверской стены были зеркальные, потолки из стек стекол и на них плавали рыбы в воде. [11]

Ганибал. Он подносил Петру Великому несколько раз свещи, аспидную доску аспидная доска по ночам. [12] (Митинька барство)

Генинг. О характере и благородных правилах Геннинга можно судить по выпискам из двух донесений его Петру; делец честный. [20]

Глик. Лифляндский пастор, взят был в плен. С 1703 году по 1705 год 5 мая жил в Москве, переводил Катихизис, Молитвенник, Немецкую Грамматику, Словарь. При взятии Мариенбурга пропала в рукописи переложенная им на наш язык Библия. [32—33]

Голицын, Борис Алексеевич. В 1713 году отказался от почестей мирских, в монастыре, в Фролищевой пустыне, находящейся близ Гороховца Владимирской губернии. Там принял Голицын монашеский чин за несколько месяцев до своей кончины. [51]

Ланевиль оставил нам следующее изображение царевны: Софья с безмерною толщиною, маленькая, она на малом туловище имела широкую голову и волоса на подбородке, чирьи на ногах. [61]

Голицын, Василий Васильевич. Сослал жену в монастырь. [61]

Принужден был отступить [от Перекопа]. Со всем тем София наградила «его отличные подвиги в Крымском походе». Награды: кубки — кафтан Кавтан атласный на соболях. [66—67] У Голицына найдено в сундуке, скрытом в погребе 100,000 червонцев и 400 пудов серебряной посуды, кроме разных монет. [69]

Голыцин, Михаил Михайлович род. в 1675 году; находился при осаде и взятии [Азова], ранен стрелою в левую ногу 1696 году; под Нарвою в ногу на вылет и в руку слегка. [82]

Голицын и Шереметев. Петр Великий отличал Голицына от прочих генералов и, на праздниках своих, только его, да фельдмаршала графа Шереметева, не принуждал пить, освобождал от наказания, состоявшего в осушении кубков большого орла. Петр их боялся. [90]

Головин, Автоном Михайлович. Взят в плен, отвезен сначала в Нарву, потом в Стокгольм. В плену от Нарвы. [99]

Алексей Алексеевич Головин женат на старшей сестре Александра Даниловича Меншикова. [100]

Иван Михайлович Головин. Деньщик при Петре. [101] Головин находился в великой милости у государя, за обеденным столом сидел по правую руку. Петр называл корабли, построенные под надзором Головина: детьми его. Корабли — дети. Петр однажды сказал шуту: «Ежели я когда забуду пить за здоровье фамилии Ивана Михайловича, то подарю тебе сто тысяч рублей», — стоявшие деньщик деньщики за стулом должны были напоминать ему о сем тосте. [106]

Головкина, графиня Екатерина Ивановна [жена Михаила Гавриловича, умершего в изгнании в Березове]. Екат. Ив. предала [тело] земле в сенях своей хижины, читала псалтырь при тусклом свете лампады, наполненной рыбь рыбьим жир жиром ; не хотела разлучиться с супругом и по смерти его. [119]

Головкин, граф Гавриил Иванович. Можно извинить ему, при огромном состоянии, скаредство, осмеянное Беркгольцом: «граф роста высокого, чрезвычайно худощав и всегда носит один и тот же кафтан французский, кофейного цвета, весь истертый». Длинный, худой, неряха, скупой. [129]

Головкин, Иван Семенович потерпел чувствительное уничижение от Петра, врага постыдной боярской спеси: чтобы не сидеть за столом государевым ниже племянника своего, он сказался больным. Петр послал за ним телегу. Головкина старика (1693) на телеге свезли к столу, потом за ослушание [Петр] лишил боярства, а за бесчестие, нанесенное [племяннику] Нарышкину, отправил в тюрьму. [153]

Девиер, Португальский уроженец, находился пажем у Петра, пожалован в 1718 году генерал-полицмейстером в С. Петербурге. Однажды ехал с государем в одноколке: надлежало им переправиться через небольшой мост, но мост оказался поврежденным. Петр велел деньщику своему исправить мост и, досадуя на Девиера за беспечность полиции, на том же месте поколотил его палкою. Между тем мост был починен и гнев государев прошел. Садясь в одноколку, сказал он весьма милостиво, как бы между ними ничего не происходило: садись, брат. [191]

Демидов.

Долгорукий, Василий Владимирович определен председателем комиссии для исследования всех похищений и подлогов по провиантской части. В числе многих сановников, употребивших во зло доверенность, находился Меншиков. Государь выслушал доклад, и, когда кончилось чтение, продолжал ходить по комнате, храня глубокое молчание: «Чем решить дело? — вопросил Петра Долгорукий. «Не тебе, Князь, — отвечал он, — судить меня с Данилычем, а судит нас Бог. [248—250]

[Долгорукий] не умел лукавить и слишком далеко простирал откровен откровенность свою. Жил пышно; не восставал против иностранцев, хотя не любил иностранцев. [257]

Долгорукий, Василий Лукич, ловкий, говорил искусно на многих иностранных языках, один только из всех Москвитян умел говорить по франц французски . [272]

Григорий Федорович Долгорукий, родился около 1656 г. Старше Петра. [284]

Долгорукий, князь Иван Алексеевич, разжалован, сослан в Березов. Там услаждал он горестные дни в объятиях нежной Наталии, которая, обещав соединиться с ним, когда счастие окружало его, сдержала слово во время испытаний злого рока, последовала в ссылку за своим супругом, честная, тихая. [297]

Долгорукий, Михаил Юрьевич, убит стрельцами. Толстой именем царевны Софии приказал стрельцам предать смерти врага царского, бросал деньги воинам (любимец Милославского). Тогда стрельцы схватили неустрашимого Долгорукого и повергли его с крыльца на копья. Убит стрельцами. [300]

Князь Яков Федорович Долгорукий, р. в 1639 году — 24 получил в доме отца своего наилучшее воспитание: обучен Латинскому языку, математике, богословии. [327]

Один проповедник дерзнул в присутствии Долгорукого говорить в церкви против Петра: верный подданный, всегда пылкий, когда зрел неправду, согнал попа. [328]

[Людовик XIV 2 августа 1687 года дал аудиенцию послам, в том числе и Долгорукому.] Король спрашивал послов о здоровье государей, изъявил благодарность за присланное к нему посольство; принял благосклонно дары и обнадежил своим благоволением. В числе даров находились живые кречеты, живые соколы, бобер и барс. [331]

Под Азовом в 1696 году (14 июля) он [Долгорукий] сражался под знаменами Петра Великого и доказал на опыте, что гений его способен был ко всем предназначениям: находясь в воде по плечи, перешел с семью стами гвардейцев через реку Дон. [343]

Шведы, забыв свое обещание, бросились на остальные полки, обезоружив их, объявили военнопленными. В числе последних находился Долгорукий; он отвезен был в Стокгольм, где около 10 лет провел в плену. [345—346]

Освобождение. По случаю недостатка в хлебе несколько пленных отправлены морем в Умео. В числе их находился Долгорукий; Россиян было сорок четыре человека; Шведов менее. В назначенную минуту Россияне устремились нa Шведов: обезоружили их, умертвили некоторых, столкнули в море; остальных, связав, заключили под палубу. — Везут ушед ушедшего [?] в 1711 году, 70 лет ему. «Мы не имели карт морских, — писал Долгорукий, — и то море переехали, без всякого ведения, управляющим древним бедственно плавающих кормщиком, отцем Николаем. Кормщик Николай. Петр Великий только в сентябре месяце узнал о чудесном освобождении Долгорукого. Государь обнял верного подданного. Петр плакал. [346—348]

[Рассердившись на слова царедворца, хулившего дела Алексея Михайловича и лицемерно хвалившего государя], Петр подошел к Долгорукому, остановился за его стулом, произнес: «Дядя,... уверен, что о делах отца моего и меня скажешь правду нелицемерную .

— Изволь сесть, — отвечал Долгорукий, а я подумаю. Все хранили молчание, которое прервал Долгорукий сими словами, поглаживая длинные усы. 738 Слова: Длинные усы. в подлиннике написаны до слов: «Изволь сесть, а я подумаю». Восстанавливаем порядок по рассказу Бантыша-Каменского. [370] [Далее идут общеизвестные слова Долгорукого о том, в чем Петр выше отца и где, наоборот, Алексей Михайлович достиг большего.] [370—371]

Он испытал даже многие огорчения; был подозреваем царем в лихоимстве по делу Гагарина, за то только, что палатку купил, взял у Гагарина. [372]

[Долгорукий] высокий, черноглазый — горячка. От природы чрезвычайно вспыльчивый, грубый. [374]

[Монахине Новодевичьего монастыря Евфросинье] было только двенадцать лет от роду, когда государь, в присутствии ее, уличал грозным голосом преступную сестру; вдруг меч сверкнул в руке его: «умри, злодейка!» Малолетняя служанка Софии стала между государем и царевною: «Что делаешь ты, государь? Вспомни, она родная сестра тебе». Евфроська спасла Софью 1697 [378]

Іов Новгородский. Когда после Нарвского сражения Петр Великий повелел Новгородцам, без различия возраста, пола и звания, делать стены вокруг города и произошел от сего ропот, архипастырь сам копал 80 лет и тем водворил спокойствие. [439]

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.