* ХРИСТІАНСКІЙ КАТИХИЗИС.
(1877 г.)
«Верую во единую истинную святую церковь, живущую в сердцах всех людей и на всей земле562 и понятную для меня и вполне выражающую по слабости моего ума всЕ таинства веры. Понимаю же это учение и выражающуюся в знании добра моего и всех людей и в жизни людской. Выражаю же эту веру в Христианское учение православной церкви,563 вполне выражающей для слабого моего ума все таинства веры и потому верую во единого Бога отца и т. д.»
Вот символ моей веры, и потому изложение катихизиса моего и введение в него будет следующее:
О Вере. 564 Заглавие: О Вере. представляет собой вставку, внесенную в текст позднее и другими чернилами.
В. Что есть православный катихизис?
О.
В. Чѣмъ отличаются потребности тѣла отъ потребности души? И не сливаются ли онѣ въ одно? Не есть ли то что мы называемъ потребностями души, только болѣе сложныя потребности тѣла?
О. Потребности567 души тела имеют целью личное благо. Потребности же души имеют целью благо вообще — не только часто, но почти всегда противоположное благу личному. И потому потребности души не могут быть более сложными [чем] потребности потребностями тела.
В. Что нужно для спасения души т. е. или что нужно для того, чтобы569 душа испытывала соответствие своим требованиям знать то, что нужно для потребностей души?
О. Ясное определение того, о того во что мы верим и жизнь сообразная с тем, во что мы верим.
В. Что есть вера?
О. По апост. Павлу «есть уповаемых извещение, вещей обличение неведомых». Вера есть несомненное знание вещей непостижимых разуму.
В. Какая разница между знанием веры и знанием разума?
О. Всякое знание разума основано на предшествующем знании. Знание же веры имеет основание само в себе. —
В. Возможно ли знание разума без знания веры?
О. Невозможно, потому что всякое знание разума основано на предшествующем знании; предшествующее же тоже должно быть на чем нибудь основано. И потому самый прием разума, основывающий каждое знание на предшествующем, исключает возможность знания без какого то другого знания, не имеющего основанием разумное знание.
В. Какое же это знание?
О. Знание веры.
571 От слов: В. Что есть знание веры кончая словами: Явления этой жизни весь вставленный в текст отрывок написан на полях. В. Что есть знание веры и где мы встречаем его?572 Слова: где мы встречаем его? зачеркнуты и восстановлены.
О. Знание веры есть то несомненное знание смысла окружающих нас явлений, которым мы руководствуемся всякую минуту жизни и то573 Фраза не закончена.
574
В. Где встречается это знание веры,
О. Когда мы рассчитываем на завтрашний день, мы верим, что взойдет солнце и мы будем жить; когда мы даем есть другому и когда мы жалеем его, мы верим, что он голоден, что ему больно, когда мы идем в другое место, зная, что там земля и люди, мы верим. Ни одно из составляющих нашу жизнь простейших действий мы не основываем на разуме, а на вере.
В. Гдѣ въ наукахъ видно то знаніе вѣры, на кот[оромъ] онѣ основываются?
О. В Астрономии мы прежде верили в существование небесных тел и небесного неизмеримого пространства и потом уже вычисляли движение тел и меры пространства. В физике и химии мы верим в бесконечную делимость, в действия сил, а потом уже вычисляем. В политический науках мы прежде всего верим в смысл жизни людей (прогресс), а потом уже изучаем явления этой жизни.
В. Возможно ли знание веры без знания разума?575 От слов: знания разума сделана сноска на полях: Примечание: Такое знание можно вообразить в безумных и новорожденных.
О. Возможно, ибо оно не нуждается ни в каком основании.
576 Зач.: В. Почему в учении при наставлении в истинной вере требуется еще знание разумное, кроме знания веры? В. В чем же будет состоять наставление в истинной вере, если для знания веры не нужно знание разумное?
О. В том, что бы показать те пределы разумного знания, при которых разумное знание останавливается и приходит к тем самым основам, на которых оно зиждется.577
Зач.: В. Для чего же необходимо знание веры? О. Вопервых, для спасения души, вовторых, для того чтобы
Об откровении.
В. Откуда почерпается разумное выражение знания веры?
О.
578
В. Откуда получил человек это знание?
О. От источника всего — от Бога.
579 От слов: В. Если оно передается кончая: называется откровением. несколько фраз зачеркнуто одною чертой. В. Если оно передается, то где основная причина источника его , кто первый из людей получили его?
580
Зачеркнуто: О. Источник знания веры непостижим. Он понятен по двум причинам.
O. Вопрос этот очевидно переходит в область разумного знания, так как он требует основания знанию в предшествовавшем, и потому знание веры не может отвечать на него тем, что знание веры получено прямо от источника всего
581
Зач.: В. Каким образом, в каком виде передается Богом откровение веры людям? Над зачеркнутыми словами: откровение веры над строкой написано и не зачеркнуто: выражение знания
В. Одно ли это знание веры, начертанное в сердцах, имеют люди, и нет ли другого еще выражения этого знания,
О. Знание582 Слово: Знание вписано над зачеркнутым словом: Откровение веры людям передано Богом непосредственно в душе каждого человека, и посредственно через выражение и передачу того, что было открыто предшествовавшим людям.
583 От слов: В. Всем ли людям кончая словами: есть истинное знание веры. несколько фраз кругом обведены чертою и отмечены на полях цыфрой: 1 В. Всем ли людям дал Бог одинаковое откровение.584 Слова: одинаковое откровение вписаны над строкой над зачеркнутыми словами: знание веры
О. В душе каждого человека одинаково открыто Богом знание веры, но передача того, что открыто было предшествовавшим людям, совершалась неодинаково, так как передача этого знания веры была уже делом знания разума.
В. Существует ли одно истинное знание веры общее всем людям?
О. Существует это знание в сердце людей. То знание, которое обще всем людям, есть истинное знание веры.
585 От слов: В. Есть ли выражения вер кончая словами: не противоречит этому знанию. несколько фраз обведены на полях чертой и отмечены цыфрой: 2 В. Есть ли выражения вер Буддисткой, Еврейской, Христианской, Магометанской истинные или неистинные?
О. Истинное знание веры одно — то, которое обще всем людям и
В. Истинна ли христианская вера в своем учении?
О. Истинна настолько, насколько она открываетъ знанія вѣры, открытыя въ сердцахъ людей, и насколько ученіе ея не противурѣчитъ этому знанію.
586
От слов: В. Каким образом передается кончая словами: хранит
О. Посредством священных писания и предания и примера.
В. Что разуметь под именем священного писания?
О. Все те книги,588
В подлиннике под словами: Все те книги первоначально было написано: Все то знание
в которых предшествовавшие люди передавали другим то знание веры,
В. Что разуметь под
О. Предание (idem).
В. Что разуметь под
О. Действия,
В. Что разуметь вообще под
О. Все то, что истинно верующие и чтущие Бога писали, говорили и делали для спасения
В. Есть ли верное хранилище священного откровения?
О. Есть. Все истинно верующие, соединенные
В. Какое отношение имеет
О. Отношение частного к общему.
В. Может ли быть
О. В духе — нет, но в букве — да.
В. Почему?
О. Дух соответствует всегда знанию веры в сердце. Буква же есть орудие передачи.
В. То ли же и с
О. Тоже.
В. Как относится к учению
О. Если591
тот ответ к. дает христианство
учение не противоположно учению
В. Если противоположно
Христианский Катихизис.
В. В чем состоит первая передача откровения
О. В
В. Какие?
О. Книга Бытия.
[В.] Почему она священна?
О. Сотворение