* ОПРЕДЕЛЕНІЕ РЕЛИГІИ — ВЕРЫ.

(1875—1876 гг.)

Слово религія-вѣра есть слово понятное и несомнѣнное для всѣхъ вѣрующихъ, но для невѣрующихъ, для людей не имѣющихъ религіи или полагающихъ, что они не имѣютъ ея, слово это требуетъ точнаго опредѣленія, для избѣжанія недоразумѣній. Слово это, и соотвѣтствующее ему понятіе какъ и бòльшая часть словъ отвлеченныхъ (которыхъ я называю метафизическими метафизических как слова: жизнь, сила, смерть, желанье и т. д., имеет два значения: значение личное ( субъект субъективное ) и общее ( объект объективное ). Личное значение всегда ясно и одинаково у всех людей, общее значение весьма разнообразно, смотря по тому в каком смысле оно понимается. Поэтому я считаю нужным объяснить, чтò я понимаю под словом религия.

Религия есть свод в одно согласное целое всех546 моих знаний объяснений или ответов на те неизбежные и единственно интересные в жизни вопросы относительно547 личной и общей жизни и смерти, на которые разум548 не может дать ответов. И свод такого рода, кот который не противоречит данным разума и гармоничнее и дает мне частный ответ, согласнее которого я не знаю никакого другого и в который вследствии того я верю и считаю несомненно истинным и которым руководствуюсь в каждом жизненном акте.

Религия по этому определению не только не может противоречить данным разума549 З ач.: или знанию или жизни, но всякое знание и всякий акт жизни550 В зачеркнутых словах: имеет целью автор зачеркнул только второе слово, но по ошибке оставил первое, вследствие чего текст всей фразы лишился общей связи. основывается только551 на уяснении и содействии установлению общего религиозно религиозного свода — религии, к которая есть единственный мотив всякого знания на религиозном воззрении. —

Определение это есть определение [слово оторвано] (субъективное) того, что я называю верою. Определение объективное будет тоже относительно другого лица; но очевидно, свод объект объектов ,552 Конец слова оторван. к который дает себе Христианин, удовлетворяя требованиям его разума, может не удовлетворять вполне [?], и это я называю верованиемь.

И так верования могут мне казаться ложными, но вера, ка как я определяю ее, всегда несомненна.553 и необ необходима

Но на наш.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.