* [О ЗНАЧЕНИИ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ.]

(1875—1876)

3.

Рассматривая значение Христианских религий только в обществе мне известном, т. е. в532 Христианском. европейском и преимущественно русском, я пришел к заключению,533 От слов: к которому вероятно пришли кончая: к отрицательному ответу: вставлено на полях. к которому вероятно пришли и все мыслящие люди, что мы уже давно не Христиане. Стоит трезво взглянуть на значение религии в нашем и Европ Европейском обще обществе , чтобы не сомневаясь придти к отрицательному ответу.534 В гражданском отношении для всякого добросовестного наблюдателя тотчас же бросается в глаза Значение религии в наше время представляется невольно подобным перегнившей или перержавленной связи, которая когда то была главной силой сплочения обществ. Многия из связанных когда [то] религией предметов держутся еще вместе и видны еще следы связи, но связи уже нет. И при каждом движении видно что то, [что] прежде было сплочено, ничем уже не сдерживается и свободно распадается.

535 Абзац редактора. Взглянем ли на государственное право, на власть. Обладатель власти был помазанник Божий и это был главный и единственный titre его для власти. В наше время никто не может верить в это, и Наполеон III для упрочения своей власти ищет уже не помазания, a suffrage universel.536 [всеобщее голосование.] Очевидно, религиозная связь уже не имеет силы, какую она имела для его дяди, и практический человек, не мудруя, а прямо для достижения своей цели избирает другую связь, не имеющую ничего общего с религией. —

Присяга на верность точно также употребительна только в России, и каждый чувствует,537 Против слов: каждый чувствует на полях приписано: везде что она есть пустая формальность, ни к чему не обязывающая и никого не стесняющая. Присяги в судах, употребительные еще, беспрестанным очевидно сознательным клятвопреступлением, только очевиднее доказывают то, что религиозная связь, прежде дававшаяся присягой, теперь уже не имеет никакой силы. Терпимость религиозная, относимая к Евреям столь восхваляемая, есть в сущности только очевиднейшее доказательство отсутствия религии в обществе и государстве. Религиозное государство, наказующее за кощунство и поношение веры, не может допускать еврейское исповедание, кот которое по самому существу своему есть отрицание христианского верования, признание сына Божия обманщиком.

Борьба сторонниковъ религіи съ своими противниками есть еще доказательство отсутствія религіи въ обществѣ; ибо по самому свойству своему религія и ея служители не могутъ снизойти до борьбы съ гражданской властью. —

В семейном отношении отсутствие религии очевиднее всего выражается в главном семейном акте — браке, связь кот которого была только религиозная. В наше время уже не говоря о том, что большинство людей того круга образования, про который я говорю, совокупляются помимо религиозного обряда, находя связь накладываемую религией не стеснительной, но только излишней, большинство Европейских, т. наз. Христиан, в виду практических целей, для того чтобы заменить прежню прежнюю распадшуюся религиозную связь, пришли к необходимости гражд гражданских браков. И сама религия, спускаясь до требований масс, стала разрешать разводы, т. е. сама [стала] разрушать остатки своей связи, скорее развязывать и так слабое, чтобы оно не было разорвано. —

Более же всего заметно отсутствие религии там, где она прежде руководила всем и занимала первое место, — в воспитании. Естественно, что отцы и вообще старшие, воспитывая молодое поколение, любя его, старались прежде всего, главнее всего, передать ему не собрание сведений о мире, приобретенных человечеством, не изыскания о природе, не собрание практически полезных знаний, но то что единое на потребу — объяснение смысла о значении жизни и смерти. Это объяснение давала религия и потому религия занимала и теперь занимает в массе необразованных, но обладаю обладающих любовью к детям и верным инстинктом любви, первое и главное место.

Место это теперь осталось пустым, вакантным, и мы видим те озабоченные, сложные, бессодержательные и, главное, безопорные споры о том, чтò должно быть главным предметом преподавания и целью воспитания.

Одни, наблюдая те практические результаты, кот которые дало изучение древни древних после восстановления наук и искусств, требуют классического воспитания; другие, заметив особенно развитие в последнее время естественных наук, требуют, чтобы эти науки поставлены были на главное место; 3-и требуют, чтобы место это заняли практическия знания; 4-е, слабо и без веры в собственные слова, говорят, что религия (та самая, в которую они сами не верят) должна служить как и прежде краеугольным камнем воспитания.

Но ни те, ни другие не могут быть правы. И те, и другие говорят только о том, чем с наибольшей кажущейся им по тому углу, под которым они смотрят, пользой употребить досуг возраста учения, но никто не говорит о том, что должно заменить то единое на потребу, ту религию, которая не может не быть единственным, коренным, главным предметом обучения. И те, [и] другие, и 3-и, и 4-е подобны людям, которые бы, не имея никакой пищи, придумывали бы средства, как наполнить желудок голодного538 человека. животного. Ни классицизм, оказавшийся когда-то хорошей приправой кушанья, ни реализм, весьма полезный как посуда для кушанья, ни религия без веры, к которые суть только объедки когда-то хорошей пищи, не дадут питанья голодному животному.

У Магометан есть вера и есть твердая система образования, хотя и стоящая на самой низкой степени.539 Так в подлиннике. Но у Христиан в настоящее время нет системы образования, и это происходит от того, что нет религии.

О различном отношении к религии
людей образ образованного сословия.

4.

И так не в силах будучи принять по внутренним причинам даваемых религией объяснений вопроса [?] жизни и смерти, я, наблюдая окружающих меня людей, нашел, что все большинство образ образованных и мыслящих людей точно также как и я не принимают объяснений религии, не верят в нее; но различно относятся к ней и к тем оставленным ею неразрешенным вопросам.

Посмотрим вокруг себя на частных людей, мущин и женщин. Я живу в той среде образования, в которой более чем в других удержались религиозные верования; но я откровенно спрашивал у своих близких и не близких знакомых о их верованиях и всегда, за редким исключение исключением на 100, получал ответ: Христианство — нам не нужно, мы не верим.

Наблюдая людей я нашел три различные рода отношения к религиозным вопросам. Одни, прийдя к невозможности веры, но не найдя ничего заменяющего его и, находя порядок пока существует религия для себя выгодным, стараются притвориться верующи верующими и уверить других. Другие откинули веру и, не встретившись еще с вопрос вопросами жизни и смерти, считают религию излишнею. Эти люди необдуманны, но правдивы, тогда [как] первые обдуманны и коварны.540 Другие точно также, усумнившись в религии, стараются верить в нее и заставить верить других. Эти большей частью обдуманны и коварны. Третьи, очень малое число, откинув религию, пришли к неразрешимым вопросам и пытаются мыслью разрешить их.541 Против слов: пытаются мыслью разрешить их. на полях вписано: Одни необдуманно но правдиво. Другие обдуманно и коварно.

О значении религии жизни и
религии смерти.

5.

Для того чтобы ясно определить характер этих отношений [человека] к религии, необходимо уяснить вполне и во всей общности его понятие религии, не только той, кот которая готовит к смерти, но и той, та кот которая также необходима для нравственной жизни, как воздух для543 дыхания физической жизни.

Женщины или не верют или держутся одного обряда — причастия и блинов на масленнице, обедни и красных яиц. Мало того, в правительстве, в обществе чувствуется, что потеряна всякая держава относительно религии. Запрещаются статьи о смерти Павла в Revue des deux Mondes и рядом статьи Revil Reville и Renan, спокойно, без желчи и популярно излагающия излагающих изыскание о том, что Іосиф есть былина, Псалтырь — песенник позднейш позднейшего составления и т. д.

Хотели облагородить Священство, а никто нейдет уж в попы. В Европе, в республиках Фр Французской и Шв Швейцарской разрешена всякая проповедь, только не Христ Христианская . Да, благо будет тем, которые не видят этого и надеются воскресить Христ Христианство . —

Я не спорю и не буду спорить с ними.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.