* [О ЗНАЧЕНИИ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ.]
(1875—1876)
3.
Рассматривая значение Христианских религий только в обществе мне известном, т. е. в532
Христианском.
европейском и преимущественно русском, я пришел к заключению,533
От слов: к которому вероятно пришли кончая: к отрицательному ответу: вставлено на полях.
к которому вероятно пришли и все мыслящие люди, что мы уже давно не Христиане. Стоит трезво взглянуть на значение религии в нашем и
535 Абзац редактора. Взглянем ли на государственное право, на власть. Обладатель власти был помазанник Божий и это был главный и единственный titre его для власти. В наше время никто не может верить в это, и Наполеон III для упрочения своей власти ищет уже не помазания, a suffrage universel.536 [всеобщее голосование.] Очевидно, религиозная связь уже не имеет силы, какую она имела для его дяди, и практический человек, не мудруя, а прямо для достижения своей цели избирает другую связь, не имеющую ничего общего с религией. —
Присяга на верность точно также употребительна только в России, и каждый чувствует,537
Против слов: каждый чувствует на полях приписано: везде
что она есть пустая формальность,
Борьба сторонниковъ религіи съ своими противниками есть еще доказательство отсутствія религіи въ обществѣ; ибо по самому свойству своему религія и ея служители не могутъ снизойти до борьбы съ гражданской властью. —
В семейном отношении отсутствие религии очевиднее всего выражается в главном семейном акте — браке, связь
Более же всего заметно отсутствие религии там, где она прежде руководила всем и занимала первое место, — в воспитании. Естественно, что отцы и вообще старшие, воспитывая молодое поколение, любя его, старались прежде всего, главнее всего, передать ему не собрание сведений о мире, приобретенных человечеством, не изыскания о природе, не собрание практически полезных знаний, но то что единое на потребу — объяснение смысла о значении жизни и смерти. Это объяснение давала религия и потому религия занимала и теперь занимает в массе необразованных, но
Место это теперь осталось пустым, вакантным, и мы видим те озабоченные, сложные, бессодержательные и, главное, безопорные споры о том, чтò должно быть главным предметом преподавания и целью воспитания.
Одни, наблюдая те практические результаты,
Но ни те, ни другие не могут быть правы. И те, и другие говорят только о том, чем с наибольшей кажущейся им по тому углу, под которым они смотрят, пользой употребить досуг возраста учения, но никто не говорит о том, что должно заменить то единое на потребу, ту религию, которая не может не быть единственным, коренным, главным предметом обучения. И те, [и] другие, и 3-и, и 4-е подобны людям, которые бы, не имея никакой пищи, придумывали бы средства, как наполнить желудок голодного538
человека.
животного. Ни классицизм, оказавшийся когда-то хорошей приправой кушанья, ни реализм, весьма полезный как посуда для кушанья, ни религия без веры,
У Магометан есть вера и есть твердая система образования, хотя и стоящая на самой низкой степени.539 Так в подлиннике. Но у Христиан в настоящее время нет системы образования, и это происходит от того, что нет религии.
О различном отношении к религии
людей
4.
И так не в силах будучи принять по внутренним причинам даваемых религией объяснений вопроса [?] жизни и смерти, я, наблюдая окружающих меня людей, нашел, что все большинство
Посмотрим вокруг себя на частных людей, мущин и женщин. Я живу в той среде образования, в которой более чем в других удержались религиозные верования; но я откровенно спрашивал у своих близких и не близких знакомых о их верованиях и всегда, за редким
Наблюдая людей я нашел три различные рода отношения к религиозным вопросам. Одни, прийдя к невозможности веры, но не найдя ничего заменяющего его и, находя порядок пока существует религия для себя выгодным, стараются
О значении религии жизни и
религии смерти.
5.
Для того чтобы ясно определить характер этих отношений [человека] к религии, необходимо уяснить вполне и во всей общности его понятие религии, не только той,
Женщины или не верют или держутся одного обряда — причастия и блинов на масленнице, обедни и красных яиц. Мало того, в правительстве, в обществе чувствуется, что потеряна всякая держава относительно религии. Запрещаются статьи о смерти
Хотели облагородить Священство, а никто нейдет уж в попы. В Европе, в республиках
Я не спорю и не буду спорить с ними.