НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ
И НЕОКОНЧЕННОЕ.

5 Марта 1860.

ВАРИАНТЫ СТАТЬИ «ПРОГРЕСС И ОПРЕДЕЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ».

Стр. 325, строка 11 сн.

После слов: («Рус. вест.», 1862 г., № 5, стр. 186). в рукописи А следует: Мы не считаем приличным отвечать раздельно на каждый из этих пунктов, (отвечать более или менее логично и остроумно всегда можно), а попытаемся отыскать как психологическую, так и философскую причину разногласия взгляда г. Маркова с нашим.

Стр. 326, строка 17 св.

Вместо: умственный фокус, в ркп. А: каламбур

Стр. 326, строка 2 сн.

После слов: исторических умозаключений, в ркп. А зачеркнуто: аналогий.

Стр. 327, строка 7 св.

После слов: место и приложение, в ркп. А зачеркнуто: как говорили в старину, что клопы и блохи полезны.

Стр. 327, строка 13 сн.

После слов: закон движения вперед образования, в ркп. А зачеркнуто: В настоящей статье я постараюсь доказать, почему оно так.

Стр. 328, строка 1 сн.

После слов: которое защищает г. Марков, в ркп. А следует: Я не стану приводить любимых г. Марковым исторических доказательств на это — Рима и т. п. Чтобы всем существом убедиться в том, стоит только из Тульской гимназии переехать в Ясно-Полянскую школу, из заседаний Сената перейти на мирскую сходку.

Стр. 330, строка 18 св.

После слов: есть одно историческое воззрение! в ркп. А следует: Боже мой! что это за неплодотворная и праздная красивая болтовня! Мы ищем критериума и не критериума, а выражения этого критериума. Критериум добра и правды всегда лежал один и тот же во всем человечестве. В различных выражениях этого критериума в истории педагогики мы пытаемся отыскать то общее начало, которое лежит и в нас.

Стр. 330, строка 12 сн.

Слова: и говорят..... очень просто, в ркп. А подчеркнуты.

Стр. 330, строка 1 сн.

Вместо печатного текста, начиная от слов: почему явился Руссо кончая: его месте в истории, в ркп. А значатся: почему этот же Руссо любил свободу и правду?

Историческое воззрение говорить: и у отдельной личности нет критериума, потому что она199 Вместо: она в рукописи ошибочно: онъ бывает и шалуном-мальчиком, и либералом-поэтом, и практическим деятелем жизни. Это справедливо, но отчего же во всех этих фазах он всегда носит в себе один, хотя и может быть не выраженный, но не изменный критериум?

Стр. 331, строка 9 сн.

После слов: Но все эти места также в ркп. А следует: пропитаны духом исторического воззрения,

Стр. 331, строка 8 сн.

После слов: мы ограничимся разъяснением в ркп. А следует: несостоятельности исторического взгляда относительно философских вопросов и доказательством несправедливости тех основных положений о необходимости прогресса, о воздвигающейся кучи, без объяснения причин этих явлений, на которых строится исторический взгляд.

Стр. 332, строка 8 св.

После слов: понятие прогресса и вера в него? в ркп. Б(лл. 1—6 и коррект. гранки №№5 (bis) —6) следует текст, не вошедший в статью «Ясной Поляны»; автор, повидимому, не был им доволен и поэтому первоначально пытался внести в него некоторые исправления; следы этой работы сохранились в гранках его статьи, в виде орфографических исправлений, зачеркивания отдельных абзацов текста и внесения некоторых дополнений на полях корректур. Однако все эти изменения не удовлетворили автора, и он целиком исключил из печатного текста целый ряд страниц оригинала. Восстановляем эти зачеркнутые страницы по корректурным гранкам.

<Г. Марков говорить: истина находится только в истории развития. Историческое развитие, следовательно, есть закон, вследствие которого человечество постоянно двигается к совершенствованию — прогресс. На этом основании г. Марков отвергает всякий вывод мысли, противоречащий историческому развитию; на этом основании он говорить, что школа не должна быть лабораторией для опыта, но должна быть фабрикой для приготовления служителей исторического развития — прогресса. Мы сказали, что школы становятся хуже и хуже. Г. Марков восклицает: хорош бы был прогресс! Мы сказали: потребность одного учить, а другого учиться имеет своим основанием вложенную в человека потребность к равенству. Г. Марков говорит: потребность образовываться200 Вместо: образовываться в корр.: образованія Исправляем по ркп. Б. имеет своим основанием потребность к образованию — прогресс, — а остальное бесполезная натяжка и т. д. и т. д. Все наши пункты разногласия имеют основанием одну эту причину — веру в прогресс. И ему, и всем кажется совершенно ясным.

В 12 кн[ижке] жур[нала] Воспитание есть на двух страничках ожесточенная статейка против нас. Мы отвергаем педагогику, статейка же доказывает, что мы неправы потому, что педагогика идет вперед, т. е. что в ней есть прогресс, и что потому мы неправы. И всем это кажется ясно. В миллионе случаев разногласий, слово прогресс играет роль божества, уничтожающего своим появлением все вопросы и сомнения. Сколько раз мне случалось слышать и читать логичное рассуждение, вдруг, с появлением понятия прогресса, переходящее в бездоказательную бессмыслицу, точно также как это бывает с полусумасшедшими и фанатиками, верующими в столы, и вообще верующими во что бы то ни было.

Что же такое это странное понятие прогресса? Иногда произнося слово201 Слова: слово в корр. нет; восстановляем его по ркп. Б. прогресс, не определяя ясно его значение, а разумея то экономический, то политический, то нравственный, то вещественный прогресс. Собственно же прогресс, с которым мы имеем дело, есть прогресс цивилизации, так, как понимают его люди, определенно выражающиеся и в особенности историки. Для того, чтобы дать о прогрессе понятие, которого не имеет о нем большинство, я возьму определение этого понятия у историка (и авторитета), у Маколея, которого именно цитирует Г-н Марков как великого человека, — его III главу I части.

Описывая в этой главе положение Англии в 1685202 В ркп Бив корр. ошибочно: 1655 он заключает, что во всех рассмотренных им отношениях, положение Англии усовершенствовалось, т. е. произошел прогресс цивилизации, и в конце главы он говорит: приятно думать, что общественное мнение в Англии, созревая, сделалось нежнее, и что в продолжении веков, мы стали не только мудрее, но и добрее. На это недоказанное положение можно, главное, заметить, что умнее и добрее стали Англичане на взгляд Маколея, но не на взгляд другого, который ум и доброту может понимать иначе. Далее историк внушает читателям, что недовольство настоящим и обращение к прошедшему и будущему есть заблуждёние, похожее на заблуждение путешественников в пустыне, впереди и сзади себя полагающих видеть зеленые и прохладные оазисы. Историк упустил из виду то, что недовольство настоящим происходит не от призраков прошедшего и будущего, а от внутреннего сознания несоответственности настоящего с вечными, присущими человеку, требованиями красоты, добра и истины, и что обращение к прошедшему и будущему происходит только вследствие этого сознания. Человек ищет равно в прошедшем, настоящем и будущем того, что соответствует его природе. Итак посмотрим, в чем видит историк прогресс и чем доказывает его. Вот содержание III главы. 1) Население Англии. Оно увеличилось. 2) Доходы Англии, они увеличились. 3) Военное, морское и гражданские учреждения — как то, так и другое и третье, громадно увеличились. 4) Города все увеличились. 5) Положение хлебопашества. Земля стала производить в 10 раз более, леса свелись, дичь истреблена. 5) Металлов стало выкапываться без сравнения более. 6) Деревенское дворянство стало более учено и стало более путешествовать. 7) Духовенство получило большую силу и стало более уважаемо. 8) Мелких землевладельцев было гораздо более, число их уменьшилось. 9) Города увеличились так, что городское население составило шестую часть всего населения Англии, — тогда как в царсгвование Карла ИИ-го только 4 города имели по 10 тыс. жителей. 10) Освещение в городах было дурно. 11) Дороги были не хороши. 12) Почт и дилижансов и железных дорог не было. 13) Были разбойники по дорогам; почты не были устроены. 14) Газет не было. Книг было очень мало и надо было покупать и везти с собой те, которые хотел читать. 15) Женщины высшего круга были мало образованы и делали орфографические ошибки. Мужчины были также мало образованы и знали только хорошо латинский язык. 16) Литература, которой, без сомнения, занималось только высшее общество, была в упадке и безнравственна, между прочим, в ней явился Шекспир. Наука была в упадке, но в ней явились Бекон и Ньютон. 17) Искусства были в упадке, но архитектура стояла на высокой, теперь не досягаемой степени. 18) Положение простого народа. Об этом отделе Маколей говорит следующее: великий критериум положения простого народа есть величина заработной платы, и так как 4/5 простого народа были употребляемы в XVII столетьи на хлебопашество, то в особенности важно определить — какая была заработная плата хлебопашеству. Далее Маколей доказывает, что эта заработная плата была не более 4 шиллингов в неделю, тогда как теперь самая низкая составить 7 шиллингов. Историк видит в этом прогресс. Рассматривая далее заработную плату на мануфактуры, он выводить тоже, что она была вдвое менее настоящей. Детская работа, воспрещенная теперь, тогда не воспрещалась, говорить он. Пропорция бедных, по его мнению и весьма неопределенным доказательствам, не увеличилась. Из всего этого историк чувствует себя в праве сделать вывод, что прогресс цивилизации принес болыпие блага народу и улучшил его состояние. Вывод этот замечателен. Вот он. Рынок, на который деревенский житель может приехать в час времени, был прежде на расстоянии суточной езды от него; улица, которая теперь представляет для мастерового в продолжении всей ночи удобную прогулку, была, 160 лет тому назад, так темна после захождения солнца, что он не мог бы видеть своей руки, и так дурно мощена, что он постоянно был бы в опасности сломать себе шею, и так дурно охранена, что он был бы в серьезной опасности быть убитым и ограбленным. Каждый каменьщик, падающий с подмосток, каждый раздавленный телегой теперь может быть перевязан, исправлен с таким искусством, которого 160 лет тому назад, не мог купить за все свое состояние Лорд Ормонд или богач Клейтон. Много страшных болезней уничтожены наукой или изгнаны полицейским присмотром. Продолжение человеческой жизни увеличилось по всему королевству и в особенности в городах. В 1685 г. умирал 1 на 23 жителя Лондона, теперь умирает 1 на 40. Различие Лондона XIX стол. и XVII стол., в гигиеническом отношении, более чем различие Лондона в простое время во время холеры. Далее следует доказательство — смягчения нравов. Историк говорить, что тогда Английский народ похож был на грубого, легкомысленного школьника. Теперь он похож на утонченного и усовершенствованного человека. Далее, наконец, сравнение с пустыней, о котором мы говорили, в котором внушается, что не надобно верить чувству, возмущаемуся против настоящего, и что чувство это есть заблуждение. Так вот он, в самом лучшем его определении, тот прогресс, с которым мы имеем дело и который мы хотим яснее определить себе. Мы нарочно взяли это определение у историка, представляющего авторитет для всего мира науки, но не для меня, имеющего дерзость обсуживать все явления и ничего не принимать на слово. Кроме того, мы выбрали это определение прогресса и потому, что оно есть самое общее определение и включает в себе все другие.

203 От слов: Въ жизни, т. е. въ книгахъ кончая: сторонъ человѣческой жизни, нет в корректуре. Весь этот зачеркнутый автором абзац мы восстанавливаем по ркп. Б. < В жизни, т. е. в книжках и разговорах, нам случалось постоянно сталкиваться с 4-мя различными, постоянно смешиваемыми понятиями прогресса. Все 4 понятия находятся и в Маколеевском определиении: 1-е, прогресс государственный, т. е. что Россие или Англие становятся могущественнее сравнительно с другими государствами. 2-е, прогресс духовный, т. е. что науки, искусства и нравственность становятся выше и сложнее. 3-е, прогресс благосостояния людей вообще, преимущественно так называемого простого народа, составляющего большую часть людей. 4-е, прогресс вообще, т. е. движение (не скажу, потому что неизвестно, вперед или назад двигаемся мы), но движение всех сторон человеческой жизни.>

Прогресс вообще или историческое развитие — одно и тоже. Основная мысль его и выражение будет следующее>:

Стр. 332, строка 15 сн.

Вместо слов: все попытки остановить..... истории — бесполезны. в ркп. Б и корр. значится: Не говоря уже о том, что самый вывод приводит к безразличию хорошего и дурного в действиях человеческих, приводить к тому же восточному фатализму, который так презирают верующие в прогресс.

Стр. 332, строка 10 сн.

После слов: говорит историк, в ркп. Б и корр.: и философ

Стр. 332, строка 8 св.

После слов: с Англией нашего времени, в ркп. № 2 и корр.: (доказательства эти очень неосновательны и произвольны, как мы увидим впоследствии.)

Стр. 333, строка 14 сн.

Вместо слов: свободные от суеверия прогресса, в ркп. Б и корр.: одаренные здравым смыслом,

Стр. 333, строка 17 сн.

Вместо слов: историческую фантазию, в ркп. Б и корр.: философскую фантазию.

Стр. 333, строка 8 сн.

После слов: вообще во всем человечестве, в ркп. Б и корр.: т. е. движение к совершенствованию,

Стр. 336, строка 4 св.

После слов: и вспоминать в корр.: или прочесть Риля сочинение Land und Leute. Последняя фраза внесена автором на полях корректуры.

Стр. 337, строка 8 св.

Вместо слов: В подтверждение моей мысли, кончая: верующими в прогресс. в «Я. п.»: Кроме того, это умозаключение объясняет мне совершенно то странное явление, что, несмотря на то, что прогресс не есть общий закон человечества, что, несмотря на то, что прогресс не ведет к увеличению благосостояния всего европейского человечества, несмотря на то, что 9 / 10 народа противны ему, — прогресс продолжает быть восхищен и всё более и более распространяться. Вся эта фраза, не имеющаяся в рукописи, была включена в текст «Я. п.» взамен указанных выше слов, исключенных по требованию цензуры.

Стр. 338, строка 18 св.

После слов: в наискорейшем времени 40.000 франков в ркп. Б и корр. следует: Hôtel d’Europe par l’entremise de Chapel frères et C°.

Стр. 340, строка 6 св.

После слов: скажут мне наивные в ркп. Б первоначально было написано: кретины. Затем это слово зачеркнуто и над строкой написано рукою Толстого: люди.

Стр. 340, строка 16 св.

Слов: есть «Журнал для детей» кончая: для юношества и есть в «Я. п.» нет; очевидно случайный пропуск.

Стр. 340, строка 18 сн.

После слов: Тургенева, Державина, в ркп. Б: Филарета.

Стр. 340, строка 11 сн.

Вместо слов: надобно этому человеку кончая: своим человеческим потребностям. в ркп. Б: надобно потерять этому человеку всё, что в нем первобытного и хорошего.

Стр. 342, строка 10 сн.

Слов: и наконец Библия и Евангелие, в «Я. п.» нет.

Стр. 345, строка 2 сн.

После слов: это есть уменьшение его. в ркп. Б (л. 24 35) следует: Малая часть приводит свои аргументы, мы приводим свои, с тем большею смелостию, что на нашей стороне 9/10 народа. Вот наши аргументы. Но при этом я считаю нужным возразить на то, что думает большая часть прогрессистов.

Продолжение текста не вошло в печатный текст «Ясной Поляны», вероятно, по цензурным условиям; мы печатаем его по ркп. Б (лл. 25—34 об.) и корр. №№ 16 19.

*По моим соображениям железные дороги невыгодны для народа потому 1) что они стягивают народонаселение в городах, 2) уничтожают леса, 3) возвышают цену на хлеб,

4) поощряют праздность.

1-е. Никто, я полагаю, не будет спорить в том, что распространение железных дорог усиливает, и без того только медленнее происходившее прежде стягиванье населения в городах. Никто, надеюсь, не признает это за благо. Что ж делать? [скажет] пожимая плечами политико-эконом: это неизбежный закон цивилизации. Эта одна невыгода выкупается болышим количеством выгод — правильное разделение труда, более производительный труд, скажет он. Я согласен, что труд будет более производителен на фабрике, где пары делают стальные перья, ежели мужик, пришедший из деревни, будет работать там при паровике, чем если бы этот мужик выдергивал из гусей перья и чинил их; но дело в том, что мужику этому не нужны стальные перья, и в его деревне достаточно одного гусиного пера на всю деревню. Заработная плата его пойдет по трактирам, железным дорогам и, если частию возвратится домой, то превратится там в те же первобытные, а не мануфактурные произведения земли. Он купит корову, сруб, лошадь, но только не перо, но даже не ситец, не сукно. Произведения его труда останутся в городе. В Ярославле, Владимире и других губерниях беременные бабы косят и пашут, потому что мужья их праздно стоят на углах извощиками или баньщиками, мочалками растирают спины прогрессистов. Я согласен, что труд его в деревне был менее производителен в известном смысле, менее дал бы денег; но деньги и не нужны для сельского населения; но труд его, как бы он мало производителен не был, оставаясь дома, был бы выгоден для благосостояния его семейства. Я опоздал на биржу и даю ему, извощику, целковый за полверсты; мне это очень выгодно, потому что это мое раннее присутствие может для меня выручить тысячи, — но для деревни, в которую извощик привезет этот целковый, он ни на волос не может прибавить благосостояния. Взамен потерянного работника в продолжение года или больше, сельское население получает известную сумму денег; на деньги эти оно не приобретает никаких предметов промышленности, — они ему не нужны, — a приобретает только на той же земле, без помощи отсутствовавшего сына, вырощенную скотину или лес. Сельское население ничего не выиграло, выиграл только я — успехом времени на биржу. Ежели бы не было этого извощика, я бы потерял время для выгодной операции, а лишний бы работник оставался в сельском населении и произвел бы хоть лишнюю четверть хлеба, или лишнюю скотину, или вырезал бы хоть петушка на князек своей избы, или отгреб бы снег от её окон, и ел бы этот же самый хлеб, произведенный землею, только не перевезенный из Саратова в Москву. Точно тоже случится и со всяким другим мастеровым, из деревни пришедшим в город. Взамен своего труда, которого он лишит деревню, он принесет из города только деньги, и редко-редко эти деньги употребляются на приобретения произведения промышленности и торговли: ситцевая рубаха, фабричное сукно, гармоника, чай, сахар. Но новые потребности эти не улучшают быта населения, в чем согласится каждый: посконная рубаха, тканая дома, прочнее, теплее, прохладнее, приятнее на теле и даже красивее ситца и холстинки. Домашнее сукно опять прочнее и вообще лучше того фабричного сукна, которое купит мужик. Чай, сахар, табак, еще не составляющие потребности большинства, не прибавят здоровья и благосостояния, как и вообще все привычки и потребности, вынесенные из города. Повторяю еще раз: нам нельзя, как Англичанам, высчитывать благо железных дорог для народа по количеству удешевленных необходимых Английскому пролетарию предметов торговли и промышленности. Там этот мнимо-свободный человек уже окончательно оторван от прямых отношений с природой, — он ничего не имеет своего от первобытных произведений природы и все должен купить деньгами, начиная от жилища, топлива и пищи, до одежды и удовольствия. Там удовлетворение потребностей соразмерно с высотою заработной платы, и там для человека, поставленного в среду мануфактурных и торговых переворотов и лишенного возможности удовлетворения прямых первобытных потребностей, — потребности промышленные возрастают соразмерно с успехами прогресса вообще и железных дорог в особенности. Но у нас заработная плата не имееть никакого влияния на увеличение благосостояния сельского населения, потому что сельское население, имея возможность со своей земли удовлетворять всем своим потребностям, стоит совершенно независимо от успеха прогресса железных дорог, и не смотря на увеличение железных дорог, потребности сельского населения нисколько не увеличиваются, сельское население только вследствие того теряет с каждым днем больше и больше своих членов, становящихся в условия зависимости от своих потребностей английского работника. Увеличение городов потому выгодно только для людей общества, в смысле так называемого образованного общества, а не выгодно для народа. Оно выгодно для домовладельцев, для трактирщиков, откупщиков, лавочников и т. д. Я не буду говорить уже о сравнительном физиологическом и нравственном здоровье городского и сельского населения, это слишком избитая и всем известная истина. Стоит только на минуту забыть политическую экономию, чтобы несомненно убедиться в безъусловном зле, производимом увеличением городов. Стоит только подумать о необработанных, невозделанных по недостатку рук полях России, о разваливающихся и бедных по недостатку рук жилищах народа, о сверхъестественном труде, который несут по деревням женщины, потому что мужья уходят в города, и вспомнить, что делает сельское население, стянутое в городах. Извощики, лавочники, половые, банщики, разнощики, нищие, писцы, делатели игрушек, кринолин и т. п. — все эти, очевидно, пропавшие для народа руки, трудятся только для того, чтобы дать выгоды поклонникам прогресса, эксплуатирующим народ и этих людей.

2-е. В деле уничтожения лесов, тоже нас утешают политико-экономы. Я читал даже такие рассуждение, что леса нельзя сохранить иначе, как уничтожив их. Но какие бы парадоксы ни изобретало корыстолюбие прогрессистов204 Слова: корыстолюбіе прогрессистовъ взяты из ркп. Б(л. 28 об.). утешения нас, мы все, от мала до велика, от народа до царя, не можем без жалости и какого-то еще неприятного чувства, похожего на раскаяние, не можем видеть срубленного большого дерева, не говоря уже о тяжелом чувстве, которое возбуждает в нас вид знакомого нам срубленного леса. А благодаря железным дорогам и пароходам каждый из нас уже раз 20 испытал это тяжелое чувство. Я 17 лет тому назад жил в деревне, в 40 верстах от Казани, на реке Мёше, — дичи было столько, что каждый неумелый мальчик мог набить уток и зайцев столько, что не донесет. Мужики топили дровами, за которые они ничего не платили, строились также из лесу, в который имели право въезда. Нравы мужиков были таковы, что приедешь на лошади в деревню, мужик накормит и еедока и лошадь, не зная и не спрашивая откуда, и оскорбится, ежели ему предложат плату. В нынешнем году, после 17 лет, я был в Казани, — дичи и рыбы совершенно нет: дичь вывелась, потому что сведены леса, а рыба распугана пароходами в море и Волге. Сажень дров, стоившая 2 р., стоит 10 р. Мужики топят соломой и за лесом на постройку ездят уже не в свой бор, а за 50 верст на пристань Волги. Ежели заедеть чужой человек в деревню, то его не примут уже, а примет мужик-харчевник, который потребует 25 к. за порцию. 17 лет тому назад я ехал в Казань 7 дней, теперь я ехал два. — Это, правда, мне было очень приятно на пароходе, и содержателям парохода должно быть очень приятно, потому что пароходов на Волге больше, чем грибов, и каждый день нарастают еще новые, следовательно, выгоды получаются огромные, и все с радостию приветствуют прогресс пароходов. Откуда ж были эти выгоды? Ежели улучшилось благосостояние мое, как пассажира, и содержателей пароходов, — то на чей счет оно улучшилось? Очевидно, на счет всего богатства,205 После слов: на счет всего богатства в ркп. Б (л.29) зачеркнуто: приволжскаго крестьянства, которому стало хуже (потерявъ лѣса) и которое само сознаетъ это. Вместо этой неотделанной и зачеркнутой фразы Толстой над строкой написал карандашом новый окончательный текст: первобытнаго богатства..... на счетъ народа. первобытного богатства края и тех людей, которые непосредственно связаны с краем — на счет народа. Мы не замечаем этого только потому, что те, которым стало лучше, звонят в колокола о своем улучшении; в руках их находится главный соучастник прогресса — книгопечатание, a те, которым стало хуже — молчат и терпят. Интересующихся этим вопросом я прошу прочесть сочинение Риля: «Земля и люди», и потому сам не вхожу в дальнейшие соображения об этом предмете. Замечу только одно: найдись в России новые золотые прииски, можно купить и завести пароходство еще более сильнейшее на Волге; но ничто уже не может возвратить вековые леса, истребленные железными дорогами и пароходами.

3-е. Прогрессисты206 Против слов: 3-е. Прогрессисты в ркп. Б (л. 30 об.) на полях карандашом поставлен знак вопроса. утешают нас, что с распространением путей сообщения у нас в России уравняются, но в большинстве случаев, для массы народа, для земледельцев, возвысятся цены на хлеб. Да этого никому не нужно, кроме как меньшинству больших владельцев, тех же прогрессистов. Народ всегда только об одном молит Бога, чтобы везде было больше хлеба. Изобилие и дешевизна хлеба дает ему возможность содержать больше скотины, выкуривая больше вина, удовлетворять решительно всем своим потребностям. Пути сообщения, возвысив цены на хлеб, будут содействовать его выпуску заграницу, а из-за границ все таки ничего нам не привезут, что бы было нужно крестьянину, нешто одну косу, которая и до железных дорог обходилась ему дешево. Жилища, орудия, одежда, опять все у него свое, и лучше или хуже только от того, что много ли у него лесу, земли и работников. Возвышение цен на хлеб опять нужно только для высшего класса, а не для большинства, для народа.

4. Железные дороги поощряют праздность. Мне всегда казалось, что политико-экономические соображения не могут быть справедливы, основываясь на одних материальных условиях, что весьма часто психологические явления разрушают правильность всех материальных соображений. Казалось бы так ясно, что легкость путей сообщений должна б была способствовать только равномерному размещению труда и богатства. Что время должно б выигрываться тем, что работник, шедший в Москву три дня, едет теперь 5 часов; что для барки, для которой прежде нужно было 200 бурлаков, теперь нужно только 10 или 20 человек. Кажется, какая выгода экономии сил, а в действительности нет никакой выгоды, a скорее убыток. Тот самый работник, который теперь, поддаваясь искушению легкости способа передвижения, едет в Москву искать работу и через неделю возвратится назад, не потерял бы этих двух дней переезда, ежели бы не было искушения железной дороги. Он нашел бы работу и дома. Работа эта принесла бы ему меньше денег, но он не потерял бы времени переезда. Таких бесполезно переезжающих работников железные дороги порождают тысячи; так что ежели выигрывается время переезда для тех работников, которые необходимы, то теряется несравненно более в тех работниках, которые переезжают без необходимости. Купец, который прежде подумал бы долго прежде, нежели везти свой товар лямкой или гужом, везет его смело посредством пара, и товар этот, в различных видах и принадлежа различным хозяевам, переезжает взад и вперед по той же дороге. В старину, до железных дорог, наши отцы и деды целые жизни проживали на одном месте, плохо ли, хорошо ли трудясь в своей родине, вокруг места своего жительства, и жизнь их оставляла резкие определенные следы: дома,207 После слова: дома в корр. зачеркнуто: леса и сверху надписано: сады В наше время удобство железных дорог делает то, что всякий благоразумный русский, с известными привычками, едет в Швейцарию, Флоренцию и на Рейн и там проживает доходы русской земли. Время, проведенное в дороге: пешком, по почте или в вагоне, есть время, вычеркнутое из жизни, неплодотворное ни для себя, ни для общества. Старики наши долго собиралисьи молились Богу, чтоб ехать в дорогу за 1000 верст и, съездивши один раз в жизни, уже оставались дома до самой смерти. Я поверял это на близко знакомых мне людях, и каждый может поверить это, что ежели счесть дни, проведенные в дороге нашими отцами, то выйдет, что у нас, благодаря удобству железных дорог, вдвое, если не втрое, таких потерянных дорожных дней. Прежде я ездил из Твери в Москву в 24 часа и устроивал так дела, что ездил только раз в год, так что в год у меня было потерянных только двое суток. Теперь, по железной дороге, невольно поддаваясь её искушениям, я езжу, самое малое, 10 раз, — положим еще меньше, 5 раз, и у меня потерянных 5 раз по 6, туда и назад по 12, итого 60 часов вместо 48. Нужно счесть при этом еще, что прежде у меня было только раз в год потерянное время зборов, отъезда и приезда, теперь у меня этих зборов бывает 5 раз. Это наблюдение можно проверить как над дворянином, купцом и чиновником, так и над мещанином и крестьянином. Это наблюдение можно проверить и над всею массою208 Вместо: массою в корр.: малого. Исправляем по ркп. Б (л. 33). населения. В 1830-х годах в данную минуту находилось по всей России в процессе передвижения, т. е. людей, потерянных для работы в данную минуту, без сомнения, менее, чем в 1862 г., при настоящем развитии железных дорог и пароходства. Это положение, без сомнения, не доказано; но наблюдения мои подтверждают его, и я надеюсь, что люди, имеющие способность наблюдать непосредственно явления жизни, подтвердят его. Паровые пути сообщения, выгадывая время, должны бы были уменьшать движение товаров и народа; мы же постоянно и везде видим противоположные явления: чем больше развиты пути сообщения, тем больше в каждую данную минуту народа и товара находится в процессе передвижения, т. е. потеряно для производительности. Соглашаясь с этим, мне скажут, может быть, что хотя и более праздного народа в дорогах, за то народ этот, постоянно передвигаясь, производительнее работает и дешевле приобретает предметы своих потребностей. О ненужности для народа мануфактурных предметов я говорил уже, а для того, чтобы производительнее работать, я не вижу никакой надобности работникам и купцам лететь по 60 верст в час из Москвы в Петерб[ург], из Петерб[урга] в Полтаву и обратно. Ежели вы изобрели средства для усиления производительности рабочих сил, наприм., паровую с каменным углем пильню, мельницу, пахальную или косильную машину, почему же нам не привезти эту машину именно туда, где работа тратится даром, в среду работников, и для чего тут нужны паровозы, железные дороги, с самым сериозным лицом и с значительным видом мчащие вагоны косынок, кринолинов, фортопьян, мебели и работников, для произведения всех этих предметов. Надобно быть съумасшедшим или политическим экономом для того, чтобы понять, почему народ будет счастливее, ежели с быстротою молнии будут летать из города в город вагоны с праздными чиновниками и дворянами, купцами, наровящими сорвать процентик с каждого зерна, прошедшего чрез их руки от земледельца к горожанину, и чиновниками, отыскивающими место в администрации, с плотниками и каменьщиками, едущими строить дома тем же чиновникам, с баньщиками, половыми, извощиками, разнощиками и солдатами, и с товарами всякого разбора, опять таки для тех же дворян, купцов, чиновников и людей, отрываемых от народа. Как бы быстро не летали эти вагоны, для народа от них ничего не прибавляется. Только с каждым годом и с каждым часом отрываются все более и более люди из народа, втягиваются в движение прогресса и делаются участниками его, в смысле вытягивания сока из народа, из занятых классов.

Я бы мог привести еще много и много аргументов, как против железных дорог, так и против машин, в особенности в смысле упадка вследствие их физической и нравственной силы человечества; но я ограничусь этими и возвращусь опять к 1-му аргументу против прогресса цивилизации, именно тому, что народ не хочет его.

Стр. 345, строка 20 св.

Вместо слов: что эти люди..... поколения этих диких, в ркп. Б: что Кирилы, Вавилы и Юхваны, и целые поколения этих Юхванов,

Стр. 345, строка 18 сн.

Вместо слова: работников в ркп. Б: Юхванов

Стр. 346, строка 19 св.

После слов: художественные произведения в ркп. Б следует: (Венера Милосская, Библия, Илиада, русския песни и легенды)

Стр. 346, строка 9 сн.

После слов: доказать прежде и то, и другое в ркп. В следует: а потом анализировать законы цивилизации.

Стр. 346, строка 5 сн.

После слов: возстающий против в ркп. В зачеркнуто: всяких дедуктивных и

Стр. 346, строка 3 сн.

После слов: заключается в прогрессе цивилизации в ркп. В следует зачеркнутая автором фраза: Он говорить о распределении богатства, но ничего не говорить о распределении образования.

Стр. 347, строка 9 св.

После слов: цивилизации решенным, в ркп. В следует: Мы находим во всех это верование, только как верование. И поэтому не удовлетворяемся как воспитанием дьячка, бьющего ученика за то, что он не учит наизусть бессмыслицу, так и воспитанием Гимназии с изучением Географии и Истории, не удовлетворяемся и воспитанием Университета, не удовлетворяемся и самым высшим Европейским воспитанием. Дьячок готовит ученика в чтецы псалтыря и оправдывает свое учение по мере своих умственных сил. Гимназия и Университет готовят чиновников и тоже оправдываются по мере умственных сил. Высшее европейское воспитание готовить будущего члена прогресса и тоже оправдывается по мере своих сил... И я признаю за каждым из этих родов воспитания свое право историческое, но столь же мало убежденный в истине дьячковска[го] воспитания, сколько и в необходимости прогресса, я ищу основания общечеловеческого воспитания.

Стр. 347, строка 15 сн.

После слов: оснований на такое право и в ркп. В зачеркнуто: признаем только философские или религиозные основания достаточными.

Стр. 347, строка 12 сн.

Вместо слова: Далай-ламу, в ркп. В: Брама.

Стр. 348, строка 1 св

После слов: ежели открытие в ркп. В: новых законов

Стр. 348, строка 16 св.

После слов: в своей ошибке, в ркп. В зачеркнуто: приводить исторические доказательства для фил[ософской] мысли.

Стр. 348, строка 5 сн.

После слов: пред другими школами: в ркп. В следует: не матерьяльные средства, как то доказывают другие школы.

Стр. 349, строка 5 св.

Вместо слов: высказать недосказанное в ркп. В: досказать непонят[ое]. И в этом-то лежит сущность разногласия.

Стр. 349, строка 15 сн.

Вместо слов: ненужные газы, в ркп. В: ненужный азот.

Стр. 349, строка 8 сн.

После слов: может быть, неправильно, в ркп. В:глупо

Стр. 350, строка 3 св.

Вместо слов: непонятливость? в ркп. В: непонятная аберрация.

Стр. 350, строка 7 св.

Вместо слов: необходимо определение образования, в ркп. В написано и зачеркнуто: представляются следующие факты и вопросы.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.