НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ
И НЕОКОНЧЕННОЕ.
5 Марта 1860.
В передовой статье — полемика с жизнью — неясность. Жизнь и просвещенье совершенно различны. Реальные науки требуются жизнью и познаются жизнью, но не школой. Грамота есть тоже реальная наука. Fertigkeit. Скорее отнести школы грамотности к министерству путей сообщения, чем к министерству просвещения.172
Образование высшее несовместимо с
Образоваться из книг народ не может. Либо он не понимает, либо подделка под него. А подделываться и творить вместе нельзя. Лучшая подделка
Моя ошибкавъперед[овой]ст[атьѣ]Ясной П[оляны] та, что я говорю:образованіе есть потребность. Какже нежелаютъеяудовлетвореніянародъи высшее сословіе. Грамота для народа есть удобство, какъ мосты, которые строятся неохотно, длявысшагосословіяэтоспеціальность, котораятребуетъподготовки. Чтоже дѣлать? Почему не даватьвсѣмъсреднимъклассамъвозможностьобразованіяязыковъи математики? Это маловозьметъвремени, когда выкинуть всё —исторію, географію, естественныя науки. — Почему языки и математика? Двѣ способности ума, мысль логическая и мысль художественная,173
и свобода
и только форму мысли образующия. Эти должны быть насильственны — остальные науки свободны. Умеешь занимательно читать физику и есть потребность — читай. Эти чтения входят в область
В моем государстве просвещение устроено, так:
Есть школы, где преподаются языки все и математика, обязательные для высших классов, открытые для народа. Остальные все науки читаются при школах приват-доцентами и слушаются по произволу. Школы грамотности находятся в ведении