НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ
И НЕОКОНЧЕННОЕ.

5 Марта 1860.

ВАРИАНТЫ СТАТЬИ «О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ».

Оставляя в стороне мелкие разночтения, встречающиеся в рукописном тексте статьи «О народном образовании» и в других педагогических статьях Толстого, мы вносим в настоящее издание только важнейшие варианты. Отдельные места, не вошедшие в журнальный текст и несомненно исключенные из печати в силу цензурных условий того времени, мы вносим непосредственно в текст издания, с соответствующей оговоркой в комментариях. В тех же случаях, когда мы не вполне уверены в том, что данное место исключено по требованиям цензуры, мы печатаем его в отделе вариантов, обозначая его звездочкой.

Условные сокращения означают: ркп. — рукопись, « Я. п.» — «Ясная поляна».

Стр. 4, строка 5 св.

После слов: стремится к образованию в ркп. следует: Не только нельзя найти человека, который бы непризнавал образования благом, но каждый, начиная с грудного ребенка, сам не зная того, делает всё, что может, для приобретения знаний. Мне кажется, излишне будете доказывать несомненную для всех истину, что потребность образования и приобретения знаний всегда была и будет одна из главных потребностей человека. Никто не станет отрицать также, что во всех правительствах и обществах с тех пор, как существуют правительства и общества — заметна в более образованном классе народа потребность передачи своих знаний менее образованному классу народа, уравнения его посредством образования.

Стр. 4, строка 13 св.

После слов: остаются безуспешными. в ркп.: Вот это-то явление непонятно, и его-то я попытаюсь разъяснить себе.

Я не говорю о жизненных бессознательных средствах образования: они разнообразны, как сама жизнь. Путешествия и потому пути сообщения, торговля и даже война суть орудия образования. Я говорю только о сознательных средствах, которые употребляют правительства и общества, о школах.

Стр. 4, строка 13 сн.

После слов: до нашего времени, в ркп. следует: Противодействия этого, которые так часто сваливают на духовенство, лежат в самом народе, что лучше всего может доказать нам Протестантская Германия, родоначальница школ нашего времени своим знаменитым законом школьного принуждения.

Стр. 5, строка 10 сн.

После слов: Правительство и общество в ркп.: по весьма понятой и законной причине

Стр. 5, строка 6 сн.

После слов: сдается только силе. в ркп.: Несправедливо было бы сказать, что явление это осталось незамеченным. Правительства заметили это противодействие и на этом основании употребляют силу и хитрость, чтобы сломить его.

Стр. 7, строка 12 св.

После слов: всеобщая вера прогресса? в ркп. следует: когда лучшие мыслители нашего века начинают доказывать, что прогресс есть одно из самых печальных заблуждений человечества.

Стр. 7, строка 14 сн.

После слов: и в которые все-таки в ркп. следует: < выучивают догматы прежде бывшие истинными, но в которые никто больше не верит.> Над зачеркнутым автором вписано: насильно посылать своих детей в школу

Стр. 7, строка 6 сн.

После слов: еще более необходимым. в ркп.: Итак нет критериума, нет мерила того, чему и как нужно учить народ; нет возможности объяснить ни одной программы какой бы то ни было школы ничем другим, как только тем, что нам кажется, что так, а не иначе надо учить, что так было прежде нас, что другому мы не умеем учить, а что было и есть то разумно. Со всем этим легко бы было согласиться, ежели бы школа была свободна и не употреблялось бы насилие. Но при настоящем положении дел, когда родители только угрозою наказания посылают детей своих в школу, когда дети со слезами идут и с радостью убегают из школы, я не могу удовлетвориться историческим афоризмом: «что было — то разумно», и требую или веры в себя, или сомнения в себе и отречения от насильственного образа действия. Веры нет и потому нет законности для насилия, и нужно признать справедливость противодействия народа и изменить все приемы в школе, перестать стучать головой в стену и попытаться найти выход в дверь.

Нопрежде чем говорить о том, какой может быть выход из этого положения, я считаю нужным ответить на то возражение, которое естественно представляется против меня.

Но может быть опыт ответит нам на тщетные вопросы наши: хороши ли существующия школы?

Стр. 8, строка 20 сн.

После слов: магометанской и т. д. в ркп. следует: Весьма понятно, что встречаемое противодействие народа в воспринятии несомненных исторических истин, вошедших в плоть и кровь народа, должно быть побеждаемо всеми силами, находящимися во власти народа. Но я говорю о той части образования, основы которой лежат не в религии, а в Философии и Истории, т. е. в светском образовании.

Стр. 8, строка 13 сн.

После слов: Кем, как и когда выражены эти основания? в ркп. следует: В новой Истории со времени реформации, со времени писем Лютера, образование начинает искать своих основ не в одном откровении, а в мысли и философии. От Лютера и до Песталоцци, Песталець целый ряд педагогов и философов: Комениус, Вольф, Бакон, Руссо и т. д. идут по этой дороге.

Стр. 9, строка 9 сн.

После слов: не знает, что ложь, что правда. в ркп.: Психологія приходитъ на помощь педагогики: она разлагаетъ душу человѣка на составныя ея части, какъ Физіологія—тѣло на кровь и мускулы; и на основаніи этого подраздѣленія предписываетъ столько-то заучиванія наизусть дляразвитіяпамяти, столько-то математики дляразвитіяЛогики, столько-то поэзіи для развитія чувства и т. д., какъ будто память, логика и чувство суть столь жераздѣльныячасти, какъ кровь и кости. Исторія въ духѣ консерватизма предписываетъ свои законы, основываясь на томъ, что результаты существовавшихъ школъ извѣстны и потому хороши, что школы эти вошли въ организмъ государства и составляютъ нераздѣльную часть его. Многіе Англичане весьма серьезно говорятъ, защищая свои университеты, что хотя порядокъ университетовъ и уродливъ, но самая уродливость полезна, представляя поле для борьбы молодому человѣку, что характеръ закаляется въ этой борьбѣ и т. д.

Об этом вопросе нам впрочем придется поговорить еще подробнее.

Стр. 9, строка 4 сн.

После слов: именно нужно, и возможно. в ркп.:<На чем же основана эта вера в себя, доходящая до насилия правительств в борьбе с народом, не хотящим воспринимать образования?

Я разумею светское образование; ибо, как уже сказано, религиозное образование имеет свои непоколебымые основы. Просмотрите всю историю педагогики и вас поразит отсутствие логичности, связи и единства между действиями всех людей, подвизающихся на этом поприще; и вы откажетесь отыскивать критериум прошедшей деятельности образования в философии и педагогике. Но просмотрите историю образования, как отдела государственной жизни, и вам станет ясно развитие образовательных учреждений из исторического закона разумности всего существовавшего. Понятно, что допустить этот закон мы можем только, как оправдание прошедшего, но не как руководство для будущего.

Сознание исторического закона не дает нам еще права употреблять насилие против народа, противодействующего нашему образованию. Нам нужно сыскать тот критериум, который бы давал нам на это право, или отказаться от него, отказаться от несомненности знания того образования и в той форме, в которой История научила нас передавать его народу. Нет другого выхода. —

Доказывать здесь отсутствие критериума в истории философии и педагогики — я считаю неудобным и излишним, не предполагая того, что кто-нибудь думал знать этот критериум. Для этого он бы был должен в наше время знать наилучшую философскую теорию. Для меня его нет.165 В ркп. (копии) две последних фразы — автограф Толстого, вписанный между строк с продолжением на полях.

а) История образования Бернарда, Ромера, Кернера, Шмита, Кене

Стр. 10. строка 13 св.

После слов: бывших опытов. — в ркп.: Найти привести и указать движение этой мысли во всей истории и педагогии, есть задача целого большого труда; я же здесь ограничусь указанием на факт, могущий быть поверенным каждым — что каждый шаг педагогики вперед состоял только в том,

Стр. 10 строка 19 св.

После слов: стесняет свободу. в ркп.: Критериума всё-таки нет; и мало того, что его нет, чем дальше подвигается История, тем менее чувствуется возможность этого критериума.

Стр 10, строка 7 сн.

Перед словами: Отец посылает в ркп: < Как сказано выше, история бессознательного образования и свободный опыт покажут то, что нужно для содействия бессознательному образованию, но существующия школы должны остаться, как историческая часть его, потеряв только свой характер принудительности. — Пусть только в тех же округах, в тех же условиях, останутся школы, школьные учители, библиотеки, с той только разницей, что на стене кажной школы будет прибито объявление: каждый имеет право входить, выходить, спрашивать и говорить, что ему угодно, без различия пола и возраста. — Результаты в действительности не будут менее тех, на которые расчитывает правительство при заведении своих школ — Может быть по отчетам будет значиться менее грамотных. Дети земледельцев, которые нужны в работе, не будут ходить в школы и вместо грамоты, которую они забыли, выучутся кормить скотину, сеять, сажать и т. п.

Бойкия натуры, неспособные к преждевременной науке, выучутся ловить птиц, управлять лодкой, драться. — вместо обмана и лицемерия, которым бы они выучились в школе. Те, который выучутся, выучутся так, что их детей не нужно будет насильно посылать в школу. — Результаты для правительства будут в существенности те же самые.

Но результаты для самого народа, для образования и для прогресса науки, будут огромные. — Постараемся изложить, в чем будут состоять эти результаты, отрицательные и положительные.

Отрицательные: а) Уничтожение отвращения и презрения к образованию низших работящих сословий.

b) Незахватывание в область школы той силы и того времени, которые должны быть употреблены на другую деятельность, необходимую для развития человека.

c) Убеждение в верности принятого пути образования.

d) В правде, а не в одном имени образования. —

Положительные: а) В безостановочном прогрессе школы.

b) В отыскании новых путей образования.

c) В децентрализации образовательных учреждений.

d) В перенесении образования из школы в семейство. —

Прежде всего нужно объяснить хорошенько, что я разумею под принудительным образованием. Не один только Schulzwang — принуждение родителей под страхом штрафа посылать детей в школу, но и самое принуждение детей учиться против воли тому и тогда, что находит нужным учитель родителя. — Уничтожить то и другое принуждение будет составлять цель нового устройства учебных заведений. Пора нам перестать изучать народ по министерским сведениям, и вообще Государственным отчётам, а попробывать получить понятие о нем из действительного изучения. —>

Стр. 10, строка 3 сн.

После слов: смотрит народ на школы). в ркп.: как на необходимое зло, не приносящее никакой пользы).

Стр. 11, строка 10 сн.

Вместо: даже баденский Гебель, кончая: редкие исключения. в ркп: даже Гебель, даже календари читаются только как исключение. Что касается до чтения газет, более распространенного, то в этом отношении я буду одного мнения с консерваторами, находящими такое чтение вредным по недостаточности образования и по ненародному характеру газет.

Стр. 12, строка 19 св.

После слов: известную степень образования — грамотности. в ркп.: Опять здесь встречаемся мы с этим страшным понятием грамотности, уже не с точки зрения правительств, но с точки зрения народа. — В понятии народа грамотность есть искусство читать и писать, в необходимость которого он верит на слово, хотя и не знает почему, приобретаемое шестилетним тяжелым трудом после которого уже учиться нечему, ежели не хочешь выйти из своего сословия. — Ежели уже одну грамоту нужно учить шесть лет, то сколько же времени надо употребить на высшую науку, — думает рабочий человек. — Он даже и этого не думает, ибо в его глазах грамотность есть альфа и омега всей науки. Благодаря ложному, принудительному устройству школ на первой и самой необходимой ступени образования, являются ложные и вредные понятия о том, что науке может быть конец. — Спор о пользе или вреде грамотности для народа существует не у одних нас, Русских, но и во всех других обществах, где это несчастное понятие грамотности получило право гражданства. — Одни говорят, что для народа вредно иметь возможность читать книги, журналы, которые спекуляция или политические партии кладут ему под руку, другие говорят, что образование никогда не может быть вредно. — Как всегда бывает в спорах, и те, и другие совершенно правы. Спор только в неясном постановлении вопроса. Одни нападают на грамотность, как на отдельно и насильственно привитую способность читать, без всяких других знаний (что до сих пор делают школы, ибо всё выученное наизусть забывается, остается одна механическая способность читать и писать), и совершенно правы; другие защищают ее, подразумевая под ней первую степень образования, и тоже совершенно правы, исключая в понимании грамотности. — Ежели вопрос поставлен так: полезно ли для народа первоначальное образование? — то никто не ответит отрицательно. — Ежели спросят полезно ли выучить народ только писать и читать, то всякий здравомыслящий человек ответить: не знаю, так же как не знаю, полезно ли или нет было бы выучить людей играть на фортепьянах. — Вглядевшись же в результаты грамотности в том виде, в котором она преподается в существующих школах, я думаю, что большая частьлюдей решат вопрос отрицательно, приняв во внимание продолжительное принуждение, несоразмерное развитие памяти, ложное понятие о законченности науки, получаемое в школе, отвращение к образованию, ложное самолюбие, и средства к несоразмерному чтению, которые даются школьникам. — Я в своей школе продолжительным и постоянным опытом убедился, что все ученики, из различных принудительных заведений поступавшие ко мне, не только отставали от других, но оказывались совершенно безнадежны к дальнейшим успехам, и так что чем дольше в принудительной школе, тем меньше возможно было для них свободное образование.

Стр. 13, строка 15 сн.

После слов: не помешать учителям. в ркп.: < Раз навсегда замечу здесь, что выводы, которые можно сделать из различия существующей школы и той, которая должна быть, и что я упоминаю только о самых кричащих несообразностях.> — При <прежнем> порядке школы, устроенной свыше и против воли народа,166 В ркп. (Келлера) последние шесть слов — автограф Толстого, вписанный между строк: устроенной свыше и против воли народа, не пастырь для стада, а стадо для пастыря —

Стр. 14, строка 2 св.

После слов: вопросы, разговоры и движения. в ркп.: и учитель доволен, ему удобно. — Знаю я, что вы скажете: сотня учеников, бегающих, говорящих и спрашивающих, учитель потеряет голову. Пускай теряет голову, ежели не умеет разобрать в этой шумящей толпе тех вопросов, на которые все требуют ответа, ежели не сумеет заставить их всех замереть, слушая свой рассказ; и не сумеет из всех этих вопросов вывести общие данные и изучать их одних другими, не сумеет дать характер этим вопросам и направить их.

Лучше их оставить одних в таком случае. Не будет пользы, но наверно уж не будет вреда. Кроме того, я знаю свой опыт, который доказывает противное, т. е. возможность свободного общения с большим числом учеников.167 Эта автографическая вставка в ркп. (Келлера), начиная со слов; Лучше их, сделана взамен зачеркнутого первоначального текста: Ежели нет — то лучше бы ему не родиться и не родиться этим детям, он портит лучшее, что есть на свете, — неиспорченную душу ребенка.

Источник зла один: люди хотят воспитывать и не умеют. И вместо того, чтобы учиться, чтобы поверить, какое трудное это дело, вместо того

Стр. 14, строка 10 св.

После слов: метод бы был один и тот же. — в ркп.: Возвращаюсь к прежнему: в школе ребенок не приобретает ни новых вопросов, ни ответов на эти вопросы. — Вопросы, представляющиеся ему суть: отчего срубили дубовую рощу, а выросла осиновая? отчего червяк поел капусту? отчего овес плохо родился? сколько будет стоить 20 бабок, коли шестеро по три копейки? какая разница между царем и становым приставом? — В жизни он незаметно получает более или менее справедливые ответы на такие вопросы и вновь бесчисленное множество других вопросов, школа же возбуждает только один: зачем меня здесь мучат? Ответы же, которые она дает, все несоответственны его развитию. Ему нет дела до арифметических действий с отвлеченными числами, нет дела до истории и географии азиатских народов, нет дела до того, что будет после смерти, потому что он не верит еще в смерть. — И вместо этой-то живой и соответствующей среде школы лучшую часть времени ребенок проводит в мертвящей принудительной школе.

Стр. 15, строка 6 св.

После слов: основания принудительной школы. в ркп. следует: Другой важный психологический факт, который стоит исследовать, есть тупик. Вы спрашиваете ребенка, который умеет уже читать, что выйдет из в- а он молчит, потом говорит: дю, потом плачет, и чем больше вы будете требовать от него, тем меньше вам есть надежды получить от него тот ответ, который он знает. — Я объясняю этот факт только тем, что ребенок, дошедший в школе до того полуживотного состояния, которое требовалось от него, и состоящего в том, чтобы подавлять в себе всякую способность свободного соображения, не может уже вызвать его, под влиянием условий школы и впечатления школьного учителя. Я в своем личном опыте постоянно встречался с такими тупиками во всех учениках, поступивших ко мне из принудительных школ. Каждый мой вопрос, требовавший соображения, пораждал тупик. Во мне он видел того же школьного учителя, как своего прежнего, искал ответов только в области своего прежнего школьного полуживотного состояния. Как только кто нибудь другой или я же спрашивал его не в школе, а на улице, он отвечал очень хорошо. — Тупик есть лучшее доказательство живучести человеческого духа, как он не дает себя испортить. Школьное состояние состоит именно в том, что душа сжимается, прячется и оставляет на порчу училищу только внешния способности, так что положительный вред, который приносит школа, еще не так велик, как можно бы ожидать.

Стр. 16, строка 18 св.

Против слов: Существующие школы, скажут мне, в автографе на полях л. 27 вписано: Исторические доводы.

Стр. 18, строка 7 св.

После слов: французской орфографии и счетоводства. — в ркп.: Счетоводство есть неудачная дань, отданная времени.

Стр. 18, строка 17 св.

После слов: четыре правила арифметики.) в ркп.: и не лишенного посредством школы своих умственных способностей. Итак эти результаты и еще поразительнейшие в неумении решить самой простой задачи сложения и вычитания я нашел по математике у старших учеников в всех 8 школах, в которых я был в Марсели.

Стр. 19, строка 1 св.

Вместо: достигают в год и более, в ркп.: достигают в три или четыре месяца, тогда как доказано, что две недели достаточно для обучения чтению и писанию;

Стр. 19, строка 10 сн.

Вместо: «Четырех Мускетеров» и «Монте-Кристо». в ркп.: Четырех Мускетеров и в настоящее время дошод в Монте-Кристо до того места, как он приплыл на остров.

Стр. 19, строка 5 сн.

Вместо слов: Кроме того музеи, публичные библиотеки, театры, в ркп.: Вотъ она, безсознательная школа, вотъ оно вліяніе посильнѣе школьнаго, которое подкопалось подъ принудительную школу и сдѣлало содержаніе ея мифическимъ. Одна деспотическая форма осталась. Развѣ это все?

Стр. 19, строка 4 св.

После: театры. Кафе, в ркп: беседы с приезжими,

Стр. 20, строка 19 св.

После слов: легче, чем в школе. в ркп.: Я не говорю здесь уже о положительном вреде, который приносить такая отставшая от общего уровня образования школа, намереваясь посвятить этому важному предмету отдельную статью.

Стр. 21, строка 10 сн.

Вместо: Вникнув же — кончая: не только убедимся — в ркп.: Ежели же мы имеем историю народного образования, то, конечно, эту историю нам надо искать не в школах, а в жизненном бессознательном образовании; надо искать в только зарождающейся Culturgeschichte168 [истории культуры] русского народа, как так называемого низшего, так и высшего класса и преимущественно в общей истории образования. На основании этих-то данных мы не только убедимся

Стр. 22, строка 6 сн.

Вместо: Ежели мы убедимся, кончая: не делая ничего — в ркп.: Характер нашей эпохи (сделалось уже пошлостью) есть скептицизм вообще и в особенности скептицизм [относительно] того, что нужно народу, отсутствие критериума для образования. Этому то условию мы и должны оставаться верны прежде всего. И не делая ничего

Стр. 23, строка 20 сн.

После слов: в жизненных орудиях образования. — в ркп.: Но, может быть, все это так кажется только в мире отвлечения, в действительности же школы полезны и соответственны тем обществам, где они существуют. Посмотрим на них внимательнее, и мы убедимся, что они вредны. 169 Последние слова написаны очень крупными буквами.

Стр. 23, строка 5 сн.

Вместо: но что мы чувствуем — кончая: Сознаем, наконец, тот закон, — в ркп: Перестать биться головой в стену, а попытаться найти выход в дверь. Не обвинять в невежестве народ, не хотящий нашего образования, и не навязывать ему против воли. А себя обвинять в невежестве и гордости. Не обманывать себя в том, что мы знаем что-нибудь полезное, и что мы можем предусмотреть все, что нужно для образования. Не смотреть на противодействие народа нашему образованию, как на враждебный элемент педагогики, а напротив как на лучшего ценителя выработанными и поверителя нашей деятельности. — Сознать тот закон,

Стр. 24, строка 18 св.

Вместо: Мы не только не признаем — кончая: а не пособие образованию. — в ркп.: Мы не признаем этой цели, не признаем этики, т. е. сознания дурного и хорошего как науки, к достижению положений которой можно бы и должно бы было сознательно действовать на молодое поколение. Мы убеждены, что этика, выражение сознания человечества, независимо от воли человека лежит во всем человечестве и развивается бессознательно вместе с историей, что молодому поколению также невозможно привить образованием наше сознание, как невозможно лишить его этого нашего сознания и той ступени высшего сознания, на которую возведет его шаг истории. Ибо те основания этики, которые мы будем признавать за приобретения науки, суть неизменные условия жизни человечества, которые лежат в совокупности жизни молодого поколения, сколько и в нашем. Убеждение наше в знании тех законов этики, на основании их деятельности на молодое поколение, есть большею частью противодействие новым началам этики, не выработанным выработанными еще нашим поколением, а выработанным молодым поколением — есть тормаз, не пособие образования.

Стр. 25, строка 12 св.

После слов: Деятельность образовывающего в ркп.: Приведенные неумолимым ходом логики к нашему убеждению, что единственный критериум образования есть свобода его, мы далеки от мысли, чтобы журнальной статейкой можно было разрешать вековые вопросы человечества, чтобы на основании наших выводов можно было тотчас строить и перестраивать что-нибудь. — Признавая свободу единственным мерилом законности школы, мы знаем, что это громкое слово, для одних звучащее невозможностью, для других избитой пошлостью, мало объясняет еще и кажется неприложимым. Мы знаем, что все существующия школы, существующия на основаниях, противных свободе, произошли не случайно, но исторически, что образовывающий всегда имеет более власти, чем обрся образовывающийся , и потому незаметно для себя мог насиловать обгося образовывающагося . Мы знаем, что пересроить перестроить все по нашей теории было бы точно такой же ошибкой, как и та, против которой мы восстаем. — Но мы знаем тоже, что в наше время пора перестать строить философския теории образования, основанные на наших личных воззрениях, принимаемых нами за истину, пора перестать заставлять народ образовываться так, как мы хотим, и видеть образование только в одной школе. Пора видеть в образовании только отвечание на вопросы, лежащие в народе, и в выборе образования руководствоваться одним — волею народа.

1) Чем свободнее отношения обго образовывающего к образовывающемуся, тем труднее учителю, тем легче ученику и наоборот.

2) Чем менее принудительно образование, тем оно действительнее. Чем свободнее школа, тем она лучше.

3) Педагог не должен быть энциклопедист для того, чтобы отвечать на все те требования, которые он найдет в учащемся поколении. Всякая односторонность будет гармонично ложиться в душу учащагося, ежели только он не будет насилуем и будет иметь возможность отказаться от того отдела знаний, который по инстинкту негодится ему.

4) Изучение науки образования есть только изучение всех тех бессознательных путей, посредством которых народ двигается вперед, изучение зараждающейся науки — Culturgeschichte.

5) Метода для учения и для приготовления учителей — нет и не может быть; единственные основания для педагогики могут быть найдены лишь в изучении жизненного и вообще свободного образования и в постоянных опытах. —

6) Образование и воспитание есть одна и та же деятельность более образованного на менее образованного с целью равенства. Вся разница между воспитанием и образованием лежит лишь в большем или меньшем интересе образовывающего передать свои знания образовывающемуся и при большем перевесе знаний одного перед другим. Семейство, общество, правительство воспитывают, человечество образовывает. Воспитание есть принудительное образование, собственно образование свободно. Воспитание есть дело семьи, образование дело общества. —

Прилагать эти законы к жизни, насколько достанет наших сил, насколько обширен круг нашей деятельности и насколько мы съумеем быть верным им — есть задача нашей педагогической деятельности.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.