НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ
И НЕОКОНЧЕННОЕ.

5 Марта 1860.

СЕЛЬСКОЙ УЧИТЕЛЬ.

Назначение журнала не состоить в том, чтобы вызывать новую деятельность, но в том, чтобы отвечать на потребность деятельности, существующую в обществе, в том, чтобы группировать силы, направленные к одной цели, и тем увеличить влияние известной деятельности. Цель Сельского Учителя — есть первоначальное народное образование. Ошиблись ли мы в мнении, что потребность образовываться в народе и потребность образовывать народ в более образованном сословии чувствуется в настоящее время в нашем обществе, покажет успех нашего журнала. — Нам кажется, что потребность эта чувствуется в сильнейшей степени народом, образованным сословием и Правительством. Правительство, особенно в последнее время, видимо признало народное образование необходимым условием благосостояния, видимо признало необходимость делать реформы в методе образования, начиная с низших школ. Прежде всего у нас основалась академия, потом Университеты, потом гимназии. Весьма естественно на низкой степени общественного развития думать, что возможны ученые акадсмии и университеты без ученых гимназий и народных училищ. — Россия прошла через это заблужденье, как и другие народы. Теперь заметен переход к более серьезному взгляду77 В подлиннике описка: взгляды на низшия учебные заведения. Теперь занимаются гимназиями более, чем университетами. Со временем будут заниматься Уездным училищем и сельской школой более, чем гимназией, Университетом и Академией. В Германии и в Англии, где долее всех других государств наука Педагогии, переход этот уже совершился. Ежели Правительство чувствует потребность народ народного образования, то на сколько сильнее правительства должна чувствоваться эта потребность в образованных сословиях дворянства, купечества, находящихся в прямой, непосредственной зависимости от нравов, образа мыслей народа. Что народ сам чувствует потребность образования, мне кажется не подлежить доказательствам. Это есть, по нашему мнению, такая же потребность всякого народа, как потребность питания всего живого. Народ наш не имеет органа, которым бы он мог выражать свои потребности, потому мы не имеем права сказать, чего он желает или не желает. Но образование для народа есть потребность а не желание. И ежели народ говорит, что не нужно бы образовываться, то он говорить то, что сказала бы лошадь, которая для себя везет воз сена, что не нужно бы было ее мучать. Итак


Мы не боимся преждевременности нашего журнала. Но это одно только из условий неуспеха, есть еще условия. Журнал может быть излишним, может идти по пути, занятому уже другим, говорить о том, что уже сказано. Этого нам, кажется, можно тоже не бояться. Мы не знаем нетолько издания, но книги, которая бы удовлетворяла тем потребностям, на которые мы хотим и надеемся ответить в нашем журнале — на потребности руководств для учащихся78 Сначала было: для первоначального обучения, затем последние слова были зачеркнуты и сверху надписано: учащихся в сельских школах и руководств для обучающих в сельских школах. — Скажем смело наше мнение, наш журнал должен быть первым шагом к народному образованию, которое еще не начиналось в России. У нас есть в народе грамотность, но образование еще не начиналось. Спор о том, нужна или нет грамотность, над которой так ядовито смеются,79 либ либеральные журналы или так упорно но не самое слово и понятие грамотность, не так смешны, как кажется. По нашему мнению, это есть физиологический факт в нашем обществе. Понятие грамотности есть удивительно русское понятие. Это есть тоже, что ежели бы знание одних букв без складов считалось бы за известную ступень развития и стали бы спорить, полезно оно или вредно. — Грамотность не есть ступень развития, а случайная Fertigkeit.81 [навык.] Вредно или полезно уметь плести снурочки в смысле образования? Никто не может ответить. Но ежели одни будут несправедливо разуметь под грамотностью ступень развития, a другие вредное влияние учителей и процеса учения на нравственность и умственные способности учащихся, то спор может продлиться. Но ежели бы спор о грамотности яснее был бы формулирован, то мы только по опыту были бы насторонѣтѣхъ, которыеотрицаютъеяпользу. —

Третье условие неуспеха издания есть его несоответственность с потребностью, происходящая от неверного взгляда редакции. В этом отношении мы не можем быть покойны и считаем своей обязанностью кратко изложить основания, которые будут руководствовать нас в выборе статей для нашего журнала. —

Образование есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности путя82 Так в подлиннике. образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслажденье учащимся. —

Идеал руководства

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.