НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ
И НЕОКОНЧЕННОЕ.
5 Марта 1860.
Назначение журнала не состоить в том, чтобы вызывать новую деятельность, но в том, чтобы отвечать на потребность деятельности, существующую в обществе, в том, чтобы группировать силы, направленные к одной цели, и тем увеличить влияние известной деятельности. Цель Сельского Учителя — есть первоначальное народное образование. Ошиблись ли мы в мнении, что потребность образовываться в народе и потребность образовывать народ в более образованном сословии чувствуется в настоящее время в нашем обществе, покажет успех нашего журнала. — Нам кажется, что потребность эта чувствуется в сильнейшей степени народом, образованным сословием и Правительством. Правительство, особенно в последнее время, видимо признало народное образование необходимым условием благосостояния, видимо признало необходимость делать реформы в методе образования, начиная с низших школ. Прежде всего у нас основалась академия, потом Университеты, потом гимназии. Весьма естественно на низкой степени общественного развития думать, что возможны ученые акадсмии и университеты без ученых гимназий и народных училищ. — Россия прошла через это заблужденье, как и другие народы. Теперь заметен переход к более серьезному взгляду77
В подлиннике описка: взгляды
на низшия учебные заведения. Теперь занимаются гимназиями более, чем университетами. Со временем будут заниматься Уездным училищем и сельской школой более, чем гимназией, Университетом и Академией. В Германии и в Англии, где долее всех других государств наука Педагогии, переход этот уже совершился. Ежели Правительство чувствует потребность
Мы не боимся преждевременности нашего журнала. Но это одно только из условий неуспеха, есть еще условия. Журнал может быть излишним, может идти по пути, занятому уже другим, говорить о том, что уже сказано. Этого нам, кажется, можно тоже не бояться. Мы не знаем нетолько издания, но книги, которая бы удовлетворяла тем потребностям, на которые мы хотим и надеемся ответить в нашем журнале — на потребности руководств для учащихся78
Сначала было: для первоначального обучения, затем последние слова были зачеркнуты и сверху надписано: учащихся
в сельских школах и руководств для обучающих в сельских школах. — Скажем смело наше мнение, наш журнал должен быть первым шагом к народному образованию, которое еще не начиналось в России. У нас есть в народе грамотность, но образование еще не начиналось. Спор о том, нужна или нет грамотность, над которой так ядовито смеются,79
Третье условие неуспеха издания есть его несоответственность с потребностью, происходящая от неверного взгляда редакции. В этом отношении мы не можем быть покойны и
Образование есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности путя82 Так в подлиннике. образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслажденье учащимся. —
Идеал руководства