** IV.
ЛЕТО В ДЕРЕВНЕ.262 Лето в переправлено из слова: Беглец
Много все говорили о будущем освобождении крестьян, и я говорил не меньше других. Понятно, что этот вопрос занимает всех, в особенности же нас, маленьких помещиков, живавших в деревне, родившихся в деревне и любящих свой уголок, как свою маленькую родину. Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны, я может быть яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его.
Хорошо ли, дурно ли, но я не знаю другого чувства родины и не понимаю и не уважаю в другом чувства родины не вводящего263 Слово: вводящаго читается пред положительно.
Я уж лет 12 урывками занимался хозяйством, живал летом, толковал на сходках, но до нынешней весны никогда сам не был в непосредственных отношениях с крестьянами. Всегда между мной и ими была контора, начальство, и я чувствовал себя более или менее бесполезным и лишним членом. С нынешней же весны, приехав в деревню, я убедился что для новых отношений, установившихся между мной и крестьянами, у меня нет посредников, и я невольно стал с ними лицом к лицу. —
Все, что я видел и узнал в продолжении нынешнего лета,
265
Для ясности следующего описания считаю
В другом маленьком именьи все 10 тягол были на оброке за 36 р. сер. с тягла при пользовании 10267
Цыфра 10 закрыта чернильной кляксой и читается предположительно.
3-го Апреля я приехал в свою милую Ясную... Хоть и не молод, но все еще не могу отвыкнуть от преждевременных мечтаний, особенно при переезде на новое место. — «Ну, теперь начинается настоящее! Деятельность, акуратность, стойкость, ласковое изучение. — Сад, книги, фортепьяно, все прочь, — соха, борона, записная книга, и деятельность, деятельность, деятельность!»
Первое лицо встретившее меня, как и всегда, была нянюшка, только что видевшая меня во сне и половину действительно, половину притворно не могущая опомниться от радости; хотя мое присутствие кроме неудовольствия ничего ей не могло доставить.
— Ну что, Агафья Михайловна, как наши делишки?
— Да ведь вы не любите, батюшка, когда я про свой бок говорю. —
— А болит?
— Нет! не болит! — ответила она сердито.
— А чай есть?
— Откуда жь ему быть, вашего не беру. — Прикажете чаю или покушать? Максим Иванычь все нездоров.
— Да Василий старается, кажется, все хлопочет. Только забывчив: намеднись приказывала белого хлеба купить, — говорю: Граф приедет, — забыл.
— Ну, а работники есть?
— Есть, кажется, да все жалуются — солдаты, противный народ такой — не слушаются, говорят, а он старается. Да ведь с вольным народом где сладить. — Она вздохнула. — Намедни лошадь что то...
Она остановилась. Я видел, что она меня пригатавливает.
— Ну, это все ничего; а мужики, что? —
— Да что, батюшка, мужички Богу за вас молят; им ли не жизнь. Намедни у Алексеевой матери была; так и она говорит: Андел небесный. —
— Ну, понесла!
Я притворился, что мне это было неприятно; а в комнате что то уж стало веселей. —
— Кто там? — окликнул я толстые сапоги, всходившие по лестнице.
— Василий.
Бурмистр, человек лет 27, высокой ростом, уже забирающий начальническую полноту, курчавый и красивый, ежели бы не узкое расстояние глаз и вечное беспокойство их. — Василий один и старший из 7 сыновей самого зажиточного мужика Ермила.268 Он очень самолюбив, умен; но ленив и
Вследствие этого убеждения, Василий всегда страстно встречает меня; запыхавшись, с дрожащим голосом и даже кажется с слезами на глазах, он бросается к ручке. Это мне неприятно, тем более, что так нейдет к его269
славной
спрашивать,
— Ничего особенного нет?
— Ничего-с, слава Богу. Только нужно вам доложить, — сказал он помолчав, — что молотьбой не мог окончить, по одной ндравственности (ндравственность значит упрямство) баб. Не выходят по вольно, a летних дней и не смей брать.
— По чем ходят?
— По гривеннику. Разве мало? Где ей больше взять. И станешь говорить, не повинуются. Дни большие говорят.
— Так прибавить 40
— Не прикажите ли так посылать, за барщину? Лучше ходят. А рассчеты пустые.
— Нет, да вот я посмотрю; сходку вели собрать нынче.
— Завтра не прикажете ли? — нынче не соберешь. —