НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ
И НЕОКОНЧЕННОЕ.

5 Марта 1860.

ДНЕВНИК
Ясно-Полянской школы.

За 1862-й год —

Начался с 26 февраля209 Суворо Общее заглавие «Дневника» и заголовок первой записи от 26 февраля писаны рукою учителя П. В. Морозова; текст записи о математике — автограф Толстого; две следующие записи (о Писании и чтении) сделаныМорозовым.

Февраль 26. Понедельник

Стар Старший к класс . — Математика.

Морозов был услан (надо останавливать игранье). Игн Игнатка , Ром Ромашка , Дан Данилка , Фок Фоканов . Задача уравнения — бассейн. Очень хорошо. Уничтожение знаменателя так и не поняли, оть торопливости. Вл Владимира Ал Александровича . Сокращали и приводили к одному знаменателю отлично. Задал сложную задачу тройного правила.

В млад младшем к классе . Писание.

Начался урок с 8 часов и продолжался до 11 часов — отступление от росписания, по случаю позднего прихода на класс учителя математики. Много написали: Румянцев и Кирюшка из Русской Истории, a прочие из Св Священной Истории В Ветхого 3[авета]. — Румянцев отлично написал, как в изложении, так и орфографически, Кирюшка — дурно. Прочие очень обыкновенно. Каллиграфия в упадке; замечено Граф Графом обратить на это внимание. Да, я боюсь за себя, потому сам не далек.

В Приготов Приготовительном . Механ Механическое Чтение.

Всегда велось обыкновение этот урок вести сообразно его назначению. Я же дал им читать с рассказом. Хруслов, Матвеева и Владимиров читали из хрестоматии «О Владимире, сыне Святослава» — разсказали порядочно. Солдатиков, Матвеев, Фролков, Гаврилов и Ермилова«О Матвее» из книжек Ясной Пол Поляны . Все рассказывали прекрасно. — Остальные — сказски Худякова и Афан Афанасьева , которые, рассказывают теперь ужь без затруднения.

Млад Младший к класс и Пригот Приготовительный . Св Священная История.

210 Запись из нов. завета, судя по почерку, сделана свящ. К. Пашковским. Рассказывали из Нового Завета «О жене Самарянке, Чудесный лов рыбы и Нагорной проповеди Іисуса Хр Христа . — Все, исключая самых меньших, рассказывали. Спутываются иногда в последовательности.

Млад Младший к класс . Математика.

211 Две записи о математике под ряд, кончая запиской на имя Петра Васильевича Морозова— автограф Толстого, дальше — рука Морозова Попробовав всех вместе, но меньшие — не только меньшие, но и 2-е отделение страшно слабы — механизм и только. Одна из главных трудностей — находить случаи деленья и узнавать части неозначенные. — Робки и скучливы до невозможности. Механически делают действия с дробями. Келлер занимался славно с частью 1-го отделения.

Математика, самые младшие

Начал с деленья — не знают и боятся меня — умноженье, вычитанье, сложенье, нумерация — тоже. Механизм в формах сознания. Я был обмануть. Поручил Ромашке. Он вел класс необычайно-спокойно, толково и не скучно. Сам выдумывал задачи из жизни и недурно. —

П Петр В Василъевич прошу заставляйте из старшего класса по переменкам учить математике младших. Ежели я не приду,212 В подлиннике это слово по ошибке повторено дважды. присылайте их очередных учителей ко мне за наставлением. Переплетчик.

Приготов Приготовительный к класс . Писание.

В этом классе прежде писали лучшие ученики из Св Священной Истории В Ветхого 3[авета], a худшие под диктант. Ныне изменили старой привычке; все писали сочения сочинения ; темы для этих сочинений выбирали сами произвольно. Владимиров, Михеев и Гаврилов удовлетворительно написали с немалыми орфографическими ошибками. Остальные — что-то написали, кажется сносное по их смыслу.

В стар старшем , млад младшем и пригот приготовительном 1-го отд отделения . Чтение.

Для чтения давал, кому что нравится. Мальчики стар старшего к класса читали из русской истории с большею охотою; только Историю Погодина скучновато. 2-го отд отделения ученики книжку Св Священной Истории, a прочие разные книжки. Все вообще читали и рассказывали с охотою. — Предложено Граф Графом разнообразить чтение.

Февраль 27. Вторник.

Стар Старший к класс . Математика.

213 Запись о математике — автограф Толстого, дальше — рука Морозова. Задачи из планиметрии — очень плохо. — Забыли много и могут забыть.

Младший класс. Писание.

Писали двое из Русской Истории, написали достаточно, прочие из Св Священной Истории тоже со смыслом. Думаю, помогло им вчерашнее чтение по книге из Священной Истории. Потому что и ныне многие с дракой хватались за эту книжку.

Пригот Приготовительный обоих отд отделений . — Чтение.

Кучками продолжали чтение Матвея. Некоторые, и самые худшие, «Сказски» Худякова. Всех заставлял рассказывать, и все рассказывали порядочно.

Стар Старший к класс . Постепенное] чтение.

Сами попросили себе читать из Русской Истории. Когда я посмотрел, о чем они будут читать, то увидал, что они не стали продолжать того, на чем я остановился с ними в рассказе оной, а нашли то, о чем им следует писать.

Пригот Приготовительный к класс . — Писание.

Ученики первого отд отделения приготовительного класса, некоторые из 2-го отделения, писали из Св Священной Истории. Хорошо запомнили последовательность, но грамматика страдает. Худшие ученики писали под диктант.

Приказано Гр Графом разнообразить писание: день из Св Священной Ист Истории , другой разные сочинения, выдумываемые ими самими.

Младший класс. — Математика.214 Запись о математике с обращением к Густаву Федоровичу Келлеру— автограф Толстого, следующая немецкая запись о черчении и рисовании, с рисунком, сделана Келлером, дальше — рука Морозова.

Густав Федорович.

Данилка вел матем математику хуже других.

Черчение и Рисование.

Черчение.

Es wurde die Seitenansicht des Schultisches gezeichnet.215 [Рисовали внешний вид школьного стола.]

Рисование.

Младший класс и приготовительный Класс: Матвеев, Солдатиков, Владимиров взяли новые тетради.

[Рисунок пером.]

216 Вся эта запись сделана рукою Морозова. Русская История

Этот предмет для меня столько же знаком, как и для моих слушателей. Поэтому я прежде сам прочту, а если не придется прочесть, то я беру живьем — руководства Водовозова или Погодина и прямо объясняюсь с своими слушателями по книжке. Во время нынешнего урока был Граф; и я ужасно конфузился читать даже что еслиб пришлось мне рассказывать читанное, то право, к стыду моему, я бы стал в тупик. Мальчики все расск рассказали .

28 Февраля. Среда.

Стар Старший к класс . Математика.

217 Запись о математике — автограф Толстого; дальше — рука Морозова. Задачи из правила смешения. Я запутался. Алгебраически хуже. — Полезно задавать задачи показав вперед решение. —

Млад Младший к класс . Писание.

Сам я пришел в класс по зову. Застал мальчиков занятыми своим делом по распоряжению Графа, который пришел еще до назначенных часов в росписании. — Румянцев писал из Русской Истории хорошо и много. Ванникова, Фоканов и Жданов— из Св Священной Истории — тоже писали порядочно с немногими грамматич грамматическими ошибками. —

Приготов Приготовительный К Класс . Чтение.

Все читали и рассказывали: Хруслов, Резунов из Русской Истории, Осипов из Свй Священной Истории. Прочие продолжали читать «Матвея». Плохие чтецы — сказски. Без исключения все рассказали. Вчера еще приехал новый школьник, сын Священника — Димитрий Сахаров, который знает читать и не много писать.

Млад Младший Класс. Математика.

Задача из правила смешения. Я запутался, но потом разобрался. Арифметич Арифметически много легче. Надо 218 Вся запись — автограф Толстого — зачеркнута и отнесена чертою к предыдущей записи; дальше, до конца записи о математике, русско-немецкий текст писан рукою Келлера. Следующая запись о писании — рукою Морозова.

1) Задача: Ein Kaufmann hat 600 A Arschin Tuch.219 [У купца 600 аршин сукна.]

Кирилл купил: 1/4 A. 2 P. 50 к. стоит.

Дуньке купила: 50 A. 5 P. 15 к.

Купец дал Дуньки два Аршина, которые ничего не стоит.

Васке купил что осталось.

Все сукно которое купец продавал, он за него взял 2400 Рублей.

Сколько Аршин Васька взял, сколько денег ваплатил зa каждый Аршин? и т. п.

2 Задача.

В бочке было 2550 кружек.

Дунька взяла 2/8 + 150 Кружек

Васька взял 1/5, Тараска взял 1/12 + 50 Кружек и т. д.

Стар Старший к класс и приготов приготовительный . Писание.

Из Старшего класса трое писали из Св Священной Ист Истории Нов Нового Завета; а трое из Русской Истории. Богданов дописал из Св Священной Истории. Вообще писали лениво.

Младшие ученики писали сочинения и переписали на бумагу. Все почти написали о маслянице.


220 Запись о сочинениях и о математике и заметка об ученике М. [Морозов?] — автограф Толстого. Фраза о Кирюшке написана карандашом. Следующая запись о священной истории — учителя Морозова. Старший класс. Сочиненья.

2-й класс, математ математика . Чернов.

Писали сочиненья — всё о театре. Васька — о том, что бы он сделал, коли бы попался в плен. — Радуются на тетради — надо поддерживать эту охоту. Пожалуйста Петр Васильич! — Ром Ромашка о ученьи. Кир Кирюшка ни на шаг не уступал Успенскому, — в Андр. бессчастном. —

Чернов плохо задает задачи. Надо преостановиться в дробях и больше решать. —


Частовъмл[адшемъ]кл[ассѣ]М[орозовъ?] (особенно когда я в[хожу?]) возьметъ позоветъ меня, посмотритъ, улыбнется и больше ничего.

Св Священная История.

Повторяли «с Моѵсея до Давида». Рассказывали сами по порядку. Я ничего не подправлял. Сами рассказывали со всеми подробностями и сами себя подправляли. В последовательности рассказа не сбивались. Рассказ производился без огня. Под конец урока ослабели, даже совсем заленились, тем более когда услыхали музыку в другой комнате. Ужасно негодовали на себя за то, что они не в старшем классе.

221 Запись об экспериментах — автограф Толстого, следующая запись о рисовании — Келлера. Эксперименты.

Серноводородный газ — фосфорно водород водородный газ. Висмут бросали. Лакмусовая бумага.

Рисование.

Стар[шій]к[лассъ.] Zeichnung eines Quadrates in verschiedenen Lagen mit Hinweisung auf die Perspective.222 [Рисование квадрата в различных положениях с указанием на перспективу.]

Март 1. — Четверг.

Стар Старший к класс 1-го отд отделения . Математика.

223 Запись о математике — автограф Толстого, дальше — Морозова. Сначала всегда плохо — пока не расходятся — а я хуже всех — сержусь. — Повторил задачи смешения и несколько уравнений.

Стар Старший кл класс 2-го отд отделения . Писание.

Писали некоторые из Русской Истории, некоторые из Св Священной Истории, написали изрядно. Румянцев лениво писал. Банниковой совсем не было. Прочие обыкновенно. Впрочем Кирюшка сверх чаяния успел написать две доски.

Млад Младший К Класс обоих отд отделений . Чтение.

Продолжают читать «Матвея». Немногим осталось дочитывать. Ныне многие дочитали. Обещаются рассказать всего сначала. К сказскам почти у всех охладела любовь. Разве мальчика три еще мучают [?] их, и то вяло. — Даю читать Хрестоматию. Понимают, да не слишком.

Закон Божий.

Всем было мною объяснено о Великом посте, — иначе почему сей пост называется Св Святая четыредесятница, как надобно проводить сей пост. Было слышно возражение от ученика Кирилла Иванова, что не все люди пост и сей соблюдают; некоторые скоромное едят, основываясь на словах Св Священного писания, что входящее в уста не сквернить, но сквернить исходящее из уст. То и другое не спасительно! Пример І Іисуса Христа выше всех слов и достоин подражания для всех Христиан, особенно православных.

Священник К. Пашковский.

224 Запись о рисовании и рисунок сделаны Келлером, дальше — рука Морозова. Рисование. Младший класс и приготовительный класс.

Zwei neue Schüler, Арбусов und Сахаров zeichneten sogleich nebenstehende Figur mit den Übungen[?]225 [Два новых ученика, Арбузов и Сахаров сейчас же зарисовали прилагаемую фигуру с упражнениями[?]]

[Рисунок]

Стар Старший к класс 1-го отд отделения . Писание.

Писали из Русской Истории почти все, исключая Чернова, который пишет Св Священную Историю Н Нового 3[авета]. Позабыв последовательность в своем рассказе, он просил меня напомнить ему, но я отказал ему в этом. Тогда-то у Чернова полились потоки горячих слез. Сочувствуя его непотдельному горю, я подсказал ему. И дело у него пошло чередом.

Стар Старший к класс чтение, во всех прочих математика.

Два старших ученика: Богданов и Морозов занимались математикой с меньшими. Прочие читали из Русской истории то, что следовало им писать.

Русская История.

Читал «о нашествии Батые на Русь». Ученики старшего и некоторые из младшего класса поняли хорошо. Большая часть не поняли. Девки все, исключая Банниковой, баловались. —

Март 2-е — Пятница.

Стар Старший к класс 1 от отделение . Математика.

226 Запись о математике — автограф Толстого, дальше —рука Морозова. Начал делать по книжке — задачу помноженья на два, и класс пропал даром. Хотел найти формулу прогресии и не нашел.

Стар Старший к класс 2-го отд отделения . Писание.

Одна Банникова продолжала писать из Св Священной Истории. — Прочие переписывали свои сочинения. — Румянцев о дедушке, Фоканов о свадьбе, Жданов о прогулке с товарищем.

Млад Младший к класс обоих отд отделений . Чтение.

Читали из Русской Истории, некоторые из «бесед для солдат». Все рассказали по немногу.

Стар Старший К Класс 2-го отд отделения . Математика.

227 Три записи под ряд — о математике, опытах и рисовании — сделаны Келлером. Млад Младший кл класс . Математика.

228 [Задачи в роде следующей, которую мы решили сначала: в кассе 6000 рублей; А берет в три раза больше, чем Б, плюс еще 100 рублей, а В берет в четыре раза больше, чем Б, минус 250. Сколько взял каждый?] Aufgaben in der Art und Weise wie die folgende, welche wir zuerst aufgelöst haben:

In einer Kasse sind 6000 Rubel.

A nimmt 3 mal so viel als В und noch 100 Rubel, С aber nimmt 4 mal so viel als В weniger 250. Wie viel nahm Jeder?229 [Задачи в роде следующей, которую мы решили сначала: в кассе 6000 рублей; А берет в три раза больше, чем Б, плюс еще 100 рублей, а В берет в четыре раза больше, чем Б, минус 250. Сколько взял каждый?]

Experimente.230 [Опыты].

1) Niederschlag von Metallen durch SH aus ihren Auflösungen.231 Осаждение металлов из их растворов посредством SH.

2) Selbstentzündung von Phosphor auf Kohlenpulver. Auflösung von P. in Äther.232 Самовозгорание фосфора на угольной пыли. Разложение Р в эфире.

3) Die Lösung auf Zucker gegossen und desselben in kochendes Wasser geworfen. Selbstenzündung der aufsteichenden Gase.233 Растворение фосфора, налитого на сахар и брошенного в кипящую воду. Самовозгорание подымающихся газов.

4) Leuchten der mit der Äther-Lösung befeuchtetem und geriebenen Hände.234 Свечение рук, увлажненных и натертых раствором эфира.

Старший Кл Класс . Рисование.

Fortsetzung der Zeichnung eines Quadrates in verschiedenen Lagen. — Хруслов muss in die zweite Classe veraltet werden.235 [Продолжение рисования квадрата в различных положениях. Хруслов должен быть переведен во второй, старший класс.]

Математика в млад младших к классах об обоих отд отделений .236 Запись о математике и св. истории —Морозова.

Занимались ученики старшего класса, Макаров и Козлов Д Данилка — задавали 1-му отд отделению на все четыре действия; а 2-му отделению на сложение и вычитание задачи. —

Священная История.

Продолжали повторение с Саула и до конца В-Зав[етной Ветхо-Заветной ] Истории. — Рассказывали без меня. Пение, бывшее в это время, много их соблазняло, и они рассеявались. Приходил к ним беспрестанно. Много было шуму и не охотно велся рассказ.

Март 3. Суббота

Стар Старший к класс . 1-е отделение Математика.237 Запись о математике — автограф Толстого, дальше две записи — Морозова.

1) Искали формулы и кое-что нашли сами. t = a • e (n-1)

Стар Старший к класс 2-е отд отделение . Писание.

Продолжают писать кто из Русской, а кто из Св Священной Истории. Фоканов пришел позднее других и написал скорее всех, толькосо многими ошибками, потому что спешил догнать своих товарищей.

Млад Младшие к классы обоих отд отделений . Чтение.

Читали из Русской Истории и из Солдатского чтения. — Многие не рассказали как следует. Других книг для чтения не достало — отданы в переплет.

Рисование.238 Две записи о рисовании и математике —: Келлера.

Alle Classen zusammen. Es wurde sehr gut gezeichnet. [Рисунок.] Румянцов am besten.239 [Все классы вместе. Рисовали очень хорошо. Румянцев лучше всех.]

Стар[шій]к[лассъ]2-го отд[ѣленія.]Математика.

Gleichungen mit scheinbar zwei unbekannten Grössen, z. B.: Ein Mann hat х Kinder und у Äpfel; wenn er jedem Kinde 6 Äpfel giebt, so hat er 2 zu wenig, giebt er aber nur 5 Äpfel, so behält er drei übrig. Wie viel Kinder und wie viel Äpfel? etc.240 [Уравнения с мнимыми двумя неизвестными величинами, напр.: У одного человека х детей и у яблок; если дать каждому ребенку по 6 яблок, то у него не хватит 2, если же дать только по 5 яблок, то окажется три лишних. Сколько детей и сколько яблок? и т. д.]

Март 5. — Понедельник.

241 Запись о математике — автограф Толстого, дальше рука Морозова. Старш Старший кл класс . Математика.


Протвердили прогрессии. Все берут на память. Потом задачи из разложения на части, — разность — между двумя числами и их частное. —

Черн Чернов

— 4

Фокан Фоканов

— 4

Мороз Морозов

— 4

Макар Макаров

— 4

Козл Козлов

— 4

Богданов

— 4


Начинаю сначала.

Стар[шій к[лассъ]2-го отд[ѣленія]. Писаніе.


Продолжают писать.

Румянцев

— 5.

Банник Банникова

— 3.

Фоканов Т.

— 4.

Жданов

— 3 +.

Иванов

— 4. +

Козлов А.

— 4.


Банникова в каллиграфии очень плоха; а Жданов в орфографии.


Млад Младшие к классы обоих отд отделений . Чтение.

Осипов М.

— 5.

Хруслов

— 5

К. Осипов

— 4 +

Соколов

— 5

Арбузов

— 3.

Поляков

— 5

Сахаров

— 3 —

Михеев

— 4

Цветков

— 3.

Владим Владимиров

— 5

Поликеев

— 3.

Матвеев

— 5

Ермилова

— 4.

Осипов А.

— 5,

Кондаурова

— 3.

Солдатиков

— 5,

Матвеева

— 3.

Кондауров

— 4.

Фролков

— 3.



Резунов

— 5.



Копылова

— 2.



Гаврилов

— 5.



Читали из книг Солдатская книжка.

Стар Старший к класс 1-го отд отделения Писание.

Чернов

— 4

Фоканов

— 5.

Макаров

— 5 +

Морозов

— 5.

Козлов Д.

— 4. +

Богданов

— 4 +.

Продолжают писать из Русской Истории. —

Во время класса Ермилова и Матвеев оттаскали за волоса Ромашку без всякой причины. —

Присудили оставить без обеда.

Стар Старший к класс 2-е отд отделение . Чтение.

Козлов А.

— 3.

Румянцев

— 3.

Иванов

— 3.

Банникова

— 3

Жданов

— 3.

Фоканов

— 3.

Давал читать «Беседы Золотова», никто не рассказал.

Млад Младшие к классы об обоих отд отделений . Писание.

Первое отд отделение писали заданные сочинения. Младшие — под диктант.

Священная История — после Рисования.

Со всеми мальчиками рассказывал из Св Священной Истории сперва Ветхого, a потом Нового Завета. Старшие только могут хорошо рассказывать, a прочие недостаточно. Стали скучать. Многие уснули. —

Закон Божий.

Самым младшим ученикам было преподано буквальное изучение молитв первоначальных, средним объяснялся смысл духовный молитв, употребляемых при Богослужении Церковном, именно во время часов и утрени. Старшие довольно смышлено усвоили таковый смысл, по знакомству с Свящ Священною Историею, средние недостаточно, посему и предположено, в следующий раз, тоже повторить.

Свящ. Пашковский.

242 Запись о рисовании сделана. Келлером. Рисование.

Die Stunde fiel auf den Nachmittag. Wir zeichneten wegen hereinbrechender Dämmerung nur die beistehende einfache Figur.

Die Schüler waren sehr unruhig.243 [Урок пришелся на послеобеденное время. Вследствие наступающих сумерек мы рисовали только приложенную простую фигуру. Ученики были очень неспокойны.]

[Рисунок]

Март 6-е. Вторник.

244 Запись о математике — автограф Толстого. Следующая запись — Морозова. Математика. Старший и 2-й класс.

Начал с нумерации с старшими и старшими245 Последнее слово переделано из: младшими. 2-го класса. Значение значков десятичных, простых дробей и уравнений. — Сашка в толпе ничего не может делат. — Я вел дело плохо. Как будто ничего не вышло.



Ч Чернов

— 5

М Морозов

— 5

Мк[аров Макаров ]

— 5.

Фок Фоканов

— 5246 К первоначально написанному: 4 1/2 вписано: 5 а 1/2 зачеркнуто.

Д Данилка

— 5247 Первоначально было написано: 4

Р Ромашка Б Богданов

— 5


Млад[шій К[лассъ]. — 2-го отд[ѣленія]. —Чтеніе.



Ученики:

Резунов

— 4. +

Д. Сахаров

— 3.

К. Осипов

— 4.

Г. Копылова

— 2.

М. Осипов

— 4.

О. Матвеева

— 4

Д. Фролков

— 2

А. Кондаурова

— 2.

Н. Цветков

— 2

Арбузов

— 3.

Н. Гаврилов

— 5

И. Бузняков

— 3.

Ив. Поликеев

— 2

В. Кузнецов

— 3.


Читали разные сказски и «Матвея». Ольгушка учила мальчиков нов новых .

Старшій кл[ассъ.]Геометрія.248 Вся немецкая запись о геометрии сделана Келлером.

Ganz von Vornen angefangen.

Eine Linie in der Ebene. Richtung; Bestimmung derselben: Länge Zwei Linien. 1) Parallel oder 2) sich schneidend.

Nebenwinkel und Scheitelwinkel.

Drei Linien. 1) Alle 3 parallel.

2) 2 parallel von der dritten durchschnitten.

3) Keine der andern parallel. Dreieck.

Für 2 Aufzählung der entstehenden verschiedenen Winkelpaare.249 [Начали совсем сначала. Линия на плоскости. Направление; определение его; длина. Две линии. 1) Параллельные или 2) пересекающиеся. Смежные и вертикальные углы. Три линии. 1) Все три параллельны. 2) Две параллельных пересечены третьей. 3) Ни одна не параллельна другой. Треугольник. Для 2 перечисление различных возникающих пар углов.

250 Запись о математике, так же как и запись о сочинениях — автограф Толстого; запись о русской истории — Морозова; запис баллов сделано самими учениками. Математика. Сочиненья. Старш[іе]и втор[ые.]


Задавали задачи из сложенья, вычитанья, умноженья. Задал было деленье, но они не понимали, вытаращили глаза, так и бросили.

Читал все сочиненья. Дунька, Чернов и Соканов очень хороши сочиненья.




Гаврилов

— 4 +

Во всех классах, исключая певчих, Русская История.

Цветков*

— 3 +

Арбузов

— 3 —

Д. Сахарев

— 3 +

Заставлял повторять из Русской Истории. Начал Ромашка. Все ученики Старшего Класса и другие знающие были лучшими расскащиками для меньших и ничего не знающих. Сам я ни слова не подсказывал.

Кон Константин Осипов

— 5

Фролков

— 5 —

М. Осипов

— 5

Г. Копылов

— 3

Кондаурова

— 3 +

Матвеева

— 2

Полекеев

— 5

Резунов

— 5


Март 7-е. Середа.

251 Запись о математике — автограф Толстого; следующие записи сделаны Морозовым и Келлером. Математика объяснительная сначала.

О сложении и вычитании — уравнения, опять нумерация, дроби. Игнатка калмыжничал. Я срамил его. Уничтожение членов уравнений. — Тараска еще мал.


Ч Чернов

— 5

Т Тараска

— 4

Мр[озов Морозов ]

— 5

Бнн[икова Банникова ]

— 5

Иг Игнатка

— 4

Жд Жданов

— 3

Д Данилка

— 5

Кир [юшка]

— 5

Р Ромашка

— 5



Млад Младший К Класс . — Чтение и Математика.



Матвеева

— 4 — 5

М. Сахаров

— 2 — 4

Солд Солдатиков

— 5 — 5

[1 неразобр.]

— 1 — 1

Соколов

— 5 — 5

М. Осипов

— 5 — 5

Михеев

— 4 — 4

Арбузов

— 4 — 1

Ермилова

— 1 — 4

Копылова

— 1 — 5 +

Хруслов

— 4 — 5

Фролков

— 3 — 0

Резунов

— 3 — 4

Поликеев

— 4 — 1

Кондаур Кондаурова

— 3 — 3



Владимиров

— 4 — 5




Читали о Матвее и разные статейки, сказски и м многое др другое . Но многие порядочно рассказали. Нет сподручных книг.

Геометрия.



Мокаров

5

Verhältniss der Winkel bei durchschnittenen Parallelen.252 [Соотношение углов при пересечении параллельных линий.]

Козлов

4

Морозов

4

Фоканов

4

Румянцев

3 +

Иванов

4 +

Банникова

4

Старший класс Рисование.


Мокаров

5 +

Das Kästchen der Rechen-Maschine in verschiedenen Lagen.

Банникова, Фоканов и Жданов zeichneten ein Quadrat in 3 Lagen.253 [Ящик для счетов в различных положениях. Банникова, Фоканов и Жданов рисовали квадрат в трех положениях.]


Морозов

5

Чернов

5

Иванов

4 +

Фоканов

5

Козлов

5

Румянцев

4 +

Банникова

5

Фоканов

3

Жданов

3 +


Чтение в стар старшем к классе 2-го отд отделения и млад младшем к классе — 1-го отд отделения .254 Эта и следующая запись — о чтении и писании — сделаны Морозовым.


Румянцев

— 4 —

Читали разные книжки; двое только из Русской Истории. Много было шуму, беспрестанно дрались, особенно Румянцев.


Жданов

— 4 +

Фоканов

— 0

Козлов

— 1

Банникова

— 4 +

Хруслов

— 4 +

Солдатиков

— 3

Поляков

— 4 +

Соколов

— 5

Владимиров

— 5

Михеев

— 4

Матвеев

— 4 +


Писание в стар старшем к классе 1-го отд отделения и млад младшем к классе 2-го отд отделения


Макаров

— 4

Писали различные сочинения. Кому вздумается узнать достоинство их, тот потрудись развернуть их тетрадки.


Морозов

— 5

Богданов

— 4 +

Чернов

— 5

Д. Козлов

— 4 +

Резунов

— 4.

М. Осипов

— 2.

Ермилова

— 3

Матвеева

— 2

Кандаурова

— 2

Гаврилов

— 3 +

Сахаров

— 4

Арбузов

— 1.


Русская История

255 Две записи: о русской истории и о математике — автограф Толстого. Читал об Павле, Екат Екатерине , Алекс Александре , Напол Наполеоне , Николае и А Александре II. Черн Чернов волновался, вообще очень удачно для взрослых.


Черн Чернов

— 5

Богд Богданов

— 5

Да Даанилка

— 5

М Макаров

— 5

Д Дунька

— 5

М Морозов

— 5

Ф Фоканов

— 5


остальные плохо.

Март 8-е. Четверг.

Стар Старшие к классы обоих отдел отделений . Математика.

Сложенье, вычитанье, дѣленье, умноженье. Алгебраиче[ски?] очень хорошо понимали, исключая маленькихъ. Отношеніе множителей.


Ч Чернов

— 5

Б Богданов

— 5

М[акаровъ[

— 4

Д Данилка

— 4

Мор Морозов

— 5

Ду Дунька

— 4

Сал[?]

— 3

Т Тараска

— 3

К Кирюшка

— 4

Жд Жданов

— 3

Ф Фоканов

— 4256 Переделано из: 5


Млад Младшие к классы обоих отд отделений . Писание и чтение.257 Запись Морозова.


п. ч.


Ученики:

Хруслов

— 4 — 5

Все писали и читали попеременно. Ученики 1-го отделения писали на бумаге из Св Священной Истории; 2-го отд отделения под диктовку; читали же все с рассказом. — Требуют понятных книжек.

Владим Владимиров

— 4 — 4

Матвеева

— 5 — 4 +

Михеев

— 4 — 4 +

Соколов

— 5 — 5

Поляков

— 5 — 5

Кондаурова

— 4 — 5

Солдатиков

— 4 — 5


Резунов

— 4 — 5

Наскучили всем мальчикам учителям новые мальчики — до сих пор плохо знают буквы.


К. Осипов

— 4 — 4

Ермилова

— 3 — 3

Гаврилов

— 4 — 4 +

Сахаров

— 3 — 3

Матвеев

— 3 — 3

М. Осипов

— 3 — 4

А. Осипов

— 4 — 4

Фролков

— 3 — 3

Поликеев

— 3 — 2

Копылова

— 2 — 2

Кондауров

— 2 — 2

Арбузов

— 2 — 2

Кузнецов

— 2

Бузняковь

— 3

Геометрия.258 Запись о геометрии сделана Келлером, начало следующей — Морозовым.


Богданов

5 +

Wiederholung der Winkel für die Parallelen.

Aufstellung der Gleichungen für drei nicht parallele Linien im Bezug auf parallele Linien. Durchschnitt dreier Linien: Dreieck. Summe der Innen-und Aussenwinkel desselben.

Vier Linien.

1) 4 Parallel. 2) 3 Parallel. 3) je zwei Parallel und zwei parallel und 2 ungleiche 4) alle 4 ungleich, laufend.259 [Повторение углов при параллельных линиях. Составление уравнений для трех непараллельных линий в отношении к параллельным. Пересечение трех линий; треугольник. Сумма его внешних и внутренних углов. Четыре линии. 1) 4 параллельных. 2) 3 параллельных. 3) по две пары параллельных и 2 неравных. 4) все 4 неравные, направленные в разные стороны.]


Чернов

5 +

Иванов

5

Румянцев

5

Банникова

5

Т. Фоканов

4

Д. Козлов

5

Ал. Козлов

4

И. Фоканов

4 +


В млад младших к классах обоих отд отделений . Математика.


Солдат Солдатиков

5 +

Ермил Ермилова

5 —

Хруслов

5 +

Сахаров

4

Кондаур Кондаурова

4

М. Осипов

5 —

Матвеева

4 +

К. Осипов

4 +

Поля Поляков

4 —

Фролков

3

Сокол Соколов

3 +

Матвеев


Михеев

4 +

Копылова

3

Резунов.

3

Кондауров

2

Владим Владимиров

3 +

Судаков [?]

4



Поликеев

3



Арбузов

1 +













260 Две записи сделаны учениками, неустановившимся детским почерком. Задал я задачу сперва. Купил один купец столько то ржи и за плотил столько то р. и к. и продовал за столько то. Спрашивается, сколькоже борыша взял, и еще протчии задачи задовал. Одну задал задачу, все молчат. Только сказал Капнтон, а за ним Хруслов.

Задавал задачи: у одного купца столько то орехов, он роздал столько и дали ему столько. Потом задалъя задачу. 80 ч четвертей ржи и за каждую меру 25 коп. с. спрасил я что нужно сделать, все молчат только ответил [?] Ермилова некоторы некоторые подобно задавал задачи.


261 Запись о законе божьем, судя по почерку, сделана свящ. К. Пашковским. Закон Божий.

Старшие ученики: Богданов, Чернов, Иванов, Румянцев, Морозов, Макаров, Банникова по 5 +, Т. Фоканов, Д. Козлов по 5-ти, А. Козлов, И. Фоканов + 4, сред средние


уч ученики


Хруслов

4

Младшие ученики узнали молитвы, старшие и средние службу часов, 1, 3, 6, и девятого.


Поляков

4

Владимиров

4

Матвеев

4

Михеев

4

Соколов

4

Кандауров

4

Солдатиков

4

Резунов

4

К. Осипов

4

Ермилова

4

Гаврилов Гаврила

4 +

Сахаров

3

Матвеева

3

М. Осипов

3

А. Осипов

3

Фролков

3

прочие же по

2 +


Писание в стар старших к классах обоих отд отделений .263 Запись о писании и чтении сделана Морозовым.

Продолжали писать из Русской и Священной Историй.


Богданов

5

В млад младших к классах чтение.

Давал читать без разбору, почти никто не рассказал. Был выговор за безалабарщину в чтении; отговаривался неимением подручных книжек.


Чер Чернов

5

Мор Морозов

5

Макаров

5

Фокан Фоканов

5

Д. Козлов

4 +

Рум Румянцев

5

Т. Фок Фоканов

4

Банник Банникова

4

А. Козлов

4

Иванов

4


264 Запись о рисовании сделана Келлером, следующая — Морозовым. Рисование. Млад Младшие кл классы .

Wegen einer Anzahl neuen und zurückgebliebenen Schülern mussten wir noch einfache geradlieg geradliegende Figuren zeichnen265 [Вследствие поступления нескольких новых и отсталых учеников мы должны были снова рисовать простые прямые фигуры.] [Рисунок.]

Св Священная История.

Заставил Чернова читать по Библии. Читал понятно и иные слова объяснял. Если же затруднялся, я ему в этом помогал. Дело шло чередом. Иногда увлекались пением, заслушивались, и на несколъко минуть прерывали нить своего рассказа. — Все, исключая девок, хорошо поняли. —

Март 9-е число. Пятница.

Стар Старшие к классы об обоих отд отделений . Математика.

266 Запись о математике — автограф Толстого; первые два слова писаны чернилами, все остальное, включая фамилии учеников — карандашом. Алгебраическия действия. Степени — на числах (а 2: а 2 = 1, а 2: а 3 = 1 — а)267 Здесь у Толстого ошибка: вместо: 1—а нужно: а- 1 . Ошибся, что можно все действия понять [?] легко арифметически


Д Дунька Б Банникова

— 5 +

Кир Кирюшка

— 5

Пап [?]

— 3

С Сашка К Козлов

— 5

М Морозов

— 4


Мак Макаров

— 4

Дан Данилка

— 4

Ром Ромашка

— 4

Черн Чернов

— 4

Ф Фоканов

— 5


Млад Младшие к классы об обоих отд отделений . Чтение и писание.268 Запись о чтении и писании — Морозова.


Ученики:

Хруслов

— 5

— 4

Читали и писали попеременно. Ученики первого отд отделения продолжали писать из Священной Истории, а 2-го отд отделения под диктант. Читали же с рассказом Хрестоматию.



Соколов

— 5

— 5


Поляк Поляков

— 5

— 5


Солдатиков

— 5

— 4 +


Матвеева

— 4

— 4


Владим Владимиров

— 4

— 4


Резунов

— 4

— 3


К. Осипов

— 3

— 3


Сахаров

— 3 +

— 2


Гаврилов

— 5

— 4


Матвеев

— 3

— 3


Кондауров

— 2

— 2


Кандаурова

— 1

— 2


Цветк Цветков

— 3

— 3


Арбузов

— 2

— 2


Поликеев

— 3

— 3


269 Запись о геометрии — Келлером. Геометрия.


Богданов

5

Wiederholung und weitere Ausführung des gestern abgehandelten.

Bestimmung der Gleichheit der gegenüberliegenden Winkel im Parallelogramm und Bestimmung der Summe der Innen-und Aussenwinkel desselben. Vier beliebig laufende Linien.

Viereck. Bestimmung der Innen-und Aussenwinkel.270 [Повторение и более подробное изложение пройденного вчера. Определение равенства противолежащих углов параллелограмма и определение суммы его внутренних и внешних углов. Четыре произвольно направленные линии. Четыреугольник. Определение его внутренних и внешних углов.]


Чернов

5

Морозов

5

Мокаров

5

Д. Козлов


Иванов

5

Банникова

5

А. Козлов

4

Жданов

3


271 Вся запись отметок сделана рукой одного из учеников. В млад младших кл классах об обоих от отделений . Математика.


Кон. Осипов

— 4 +

Поляков

— 5

Гаврилов

— 5 —

Солдатиков

— 5

Кондаурова

— 2

Фоканов

— 5

Матвеева

— 3

Матвеев

— 4 —

Цветков

— 2

Соколов

— 5

Копылова

— 3

Резунов

— 5

Полекеев

— 4

Владимиров

— 5 +

Арбузов

— 2

Хруслов

— 5

М. Осипов

— 4 +


Д. Сахаров

— 3


272 Запись о рисовании сделана Келлером; две следующие записи сделаны Морозовым. Старшійкл[ассъ]об[оихъ]отд[ѣленій.]Рисованіе.


Чернов

5 +


Мокаров

5


Фоканов

4 +


[Рисунок]

Д. Козлов

4 +

Морозов

4 —


Nach der Natur273 [С натуры.]

Богданов

4 —

Иванов

4


A. Козлов

4

}


[Рисунок]


Банникова

4

Жданов

4


Чтение в млад младших к классах об обоих отд отделений . — Писание в ст старших к классах об обоих отд отделений .

За неимением книг отданных в переплет читали сказски Худякова, рассказали разумеется все прекрасно.

Писали сочинения — ученики стар старших к классов лучшие писали прямо на бумагу без поправок. Очень немногие писали с поправками.

Русская История.

Продолжал рассказывать «о детях Ярослава Мго Мудрого — Изяславе, Святославе и Всеволоде». Очень не многие могли рассказать как следует. Во время рассказа скучали.... По приходе в класс Г. Келлера, спросив у него, будут ли эксперементы? и получив ответ — нет! они с криком ура! выскочили из класса, сколько я не останавливал их — в 7 1/2 ч. вечера. Это ужасно меня разстроило и я вслед им кричал, что завтра им припомню. — A чем я мог отомстить, это было ничто иное как помещение [?] своего оскорбленного самолюбия.

Март — 10-е число — Суббота.

Стар[шіе]к[лассы] об[оихь]отд[ѣленій.]Математика274 Две записи об алгебре и геометрии сделаны Келлером; между ними запись о писании и чтении — Морозова.

Чернов

5

Übungen für Algebra.275 [Упражнения по алгебре.]

Морозов

4

Богданов

5

Мокаров

3 +

Иванов

4

Фоканов

4

Баникова

4 +

Жданов

2


Млад[шій]к[лассъ]1-го отд[ѣленія.]Писаніе

— 2-го отделения. Чтение.


Солдатиков

— 4

К. Осипов

— 4

Фоканов

— 5

М. Осипов

— 5

Матвеев

— 4 +

А. Осипов

— 4 +

Владимиров

— 4

Ермилова

— 5

Поляков

— 5 —

Гаврилов

— 5

Соколов

— 4 +

Матвеева

— 3 +

Хруслов

— 4 —

Кондаурова

— 2

Продолжали писать из Священной Истории. Хруслов, не нашед своей тетради, не писал на ней. —

Сахаров

— 5

Фролков

— 4

Поликеев

— 4

Цветков

— 4

Копылова

— 2

Арбузов

— 2

Кузнецов

— 2

Почти все рассказывали потом что читали сказски.


Стар Старшие к классы об обоих отд отделений Геометрия


Мокаров

5

Das Parallelogramm276 [Параллелограмм.]

Морозов

5

Фоканов

3

Ивановь

4

Баникова

4

Жданов

3


277 Вся запись, включая и задачи, сделана рукой одного из учеников. Млад[шіе]кл[ассы]об[оихъ]отд[ѣленій.]Математика.


Поляков

— 5

Н. Гаврилов

— 5

Солдатиков

— 5

О. Матвеева

— 3 +

Матвеев

— 5

Д. Сахаров

— 3 +

Т. Фоканов

— 5

Д. Фролков

— 3 +

Хруслов

— 5

И. Полекеев

— 3 +

Соколов

— 4 +

Н. Цветков

— 3 +

Владимиров

— 4 +

Агра Аграфена Копылова

— 3

К. Осипов

— 5

А. Кондаурова

— 3

М. Осипов

— 4 +

С. Арбузов

— 2

П. Ермилова

— 4 +




1 купец 2562 рубля неизвесно число коров и за каждую корову платил 5 рублей и потом продовал 7 рублей.

Задача умножения: в одной печи накладовалось 15 полен, то сколько в двадцать печей накладется.


Задачи задовали из деления в 4-х анбарах 52730 четвертей ржи, то сколько в 1-м анбаре будет ржи?


Старший Кл Класс . Черчение.278 Две записи о черчении и рисовании — Келлера; между ними запись о беседах — автограф Толстого.


Чернов

4

Untere Ansicht des Schultisches.279 [Вид нижней части школьного стола.]


Морозов

4 +

Богданов

5

Мокаров

5 +

Фоканов

4 +

Иванов

4 +

Хруслов

3


Младший класс. Беседы.

П Петр В Васильич читал о лете. Кост Костюшке нравилось очень. Я прочел о междуцарствии — рассказали очень хорошо. — Заставил их учить друг друга. — Очень удачно — три раза повторили. Советую П Петру В Васильичу делать всегда так. —


Д Данилка

— 5

Сол Солдатиков

— 5

Тар Тараска

— 4

Соколов [?]280 Фамилия: Соколов над зачеркнутым: Мишка — вписана по какому-то ранее надписанному слову.

— 5


Младший кл класс об обоих отд отделений . Рисование.


Хруслов

4 +

А. Осп[ов Осипов ]

4

Поляков

5

M. Осп[ов Осипов ]

3

Соколов

4

K. Гавр Гаврилов

4 +

Ермилова

4

Конд Кондаурова

4 +

Фоканов

4 +

Матв Матвѣева

3

Солд Солдатиков

3 +

Копылова

3 +

Влад Владимиров

3 +

Фролков

3 +

Матв Матвѣевъ

3 +

Цвет Цветков

4

Осипов

4 +

Пол Поликеев

5



Сах Сахаров

3


281 Записи о чтении сочинений и о писании — Морозова, между ними запись о математике — Келлера. Чтение сочинений.


Читались сочинения —

Морозова

— 5


И. Фоканова

— 5


Е. Чернова

— 5


Т. Фоканова

— 4


В. Жданова

— 3


Хруслова

— 3


Полякова

— 3


К. Осипова

— 5 +


М. Осипова

— 2


К. Иванова

— 5


Соколова

— 3


Румянцева

— 5


А. Козлова

— 4

Март — 12 число. Понедельник.

Стар Старшие к классы об обоих отд отделений . Математика.282 [Арифметика должна была сегодня выпасть, так как Морозов, Макаров, Иванов не были в состоянии, Банникова не пришла, а Козлов, Богданов и Фоканов должны былиучить младшие классы.]

Die Arithmetik musste heute ausfallen, weil Морозов, Мокаров, Иванов nicht zu Stande kamen, Баникова Банникова fehlte und Козлов, Богданов und Фоканов die Млад Младшие Кл Классы unterrichten mussten.

Млад Младшие к классы . 1-е отд отделение Писание. 2-е отделение Чтение.


Соколов

— 4

А. Осипов

— 3

Поляков

— 5

Сахаров

— 3

Хруслов

— 4

Матвеева

— 3

Т. Фоканов

— 5

Ермилова

— 3

Матвеев

— 4

Гаврилов

— 4 +

Владимиров

— 4

Цветков

— 3

Солдатиков

— 3 +

Фролков

— 3

Михеев

— 3

Поликеев

— 2

К. Осипов

— болтался

Кондаурова

— 1

М. Осипов

— 3

Копылова

— 1



Арбузов

— 1

Продолжали писать из Св Священной Истории. Без охоты шол урок. Много было шуму.

Читали сказски Худякова. Все рассказывали. Арбузов с К. Осиповым подрался.


283 Запись о геометрии — Келлера. Стар Старшие К Классы об обоих отд отделений . Геометрия.


Морозов

4 +

4 Linien in der Ebene.

Aufzählung aller möglichen Fälle der Durchschneidung und Aufstellung der Gleichungen für alle Innen-und Aussenwinkel.

Ich forderte die Schüler auf aus 4 Linien beliebige Figuren zusammenzusetzen und wir bestimmten dann die neuen Winkelgleichungen.284 [4 линии на плоскости. Перечисление всех возможных случаев пересечения и составление уравнений для всех внутренних и внешних углов. Я предложил ученикам составить любые фигуры из 4 линий, и тогда мы определяли новые угольные уравнения.]


Мокаров

4 +

Богданов

5

Чернов

5

Козлов

4 +

Фоканов

3

Иванов

4

Румянцев

4

А. Козлов

3 +

Жданов

2


Млад Младшие к классы об обоих отд отделений . Математика285 Вся запись, включая и задачу, сделана учениками.


Гаврилов

— 5 +

Соколов

— 5

М. Осипов

— 5 —

Поляков

— 4 +

А. Осипов

— 5

Матвеев

— 5

Сахаров

— 3

Владимиров

— 5

Матвеева

— 5

Солдатиков

— 5

Цветков

— 2

Михеев

— 5

Фролков

— 2

Хруслов

— 4 —

Поликеев

— 3

Жданов

— 3

Ермилова

— 5 +



Кондаурова

— 3 +



Копылова

— 3 —



Арбузов

— 0 +



Задачи: из умножения и деления: было у водного купца 7855 чет. платил за кажнею 4 рубля за кажнею четвирть и припровози 999 че: сопрело286 Задача не закончена.

Стар Старшие кл классы об обоих отд отделсний . Рисование.287 Запись и рисунки сделаны Келлером.


Мокаров

5 +


Чернов

4 +

[Два рисунка]

Козлов

4


Морозов

4 +


Богданов

4

Nach der Natur.288 [С натуры.]

Румянцев

4 +


Иванов

4


А. Козлов

5


Жданов

4


Фоканов

4 +



Млад Младшие к классы об обоих отд отделений . География.289 Три записи под ряд — о географии, о писании и о русской истории — рукой Морозова.

Прочтено былообъАзіи. Сбивались въ названіяхъ главныхъ ея частей, острововъ и полуострововъ.


Главные разскащики:

Осипов М.

— 5.


Хруслов

— 5.


Солдатиков

— 5.


Прочие ничего не могли порядочного сказать.

Стар Старшие к классы Писание — млад младшие чтение.


Продолжали писать сочинения. Некоторые начали новые темы, a некоторые из Русской или Св Священной Историй. — Морозовь, Чернов и Румянцев без поправок писали на бумаге.

Для чтения большею частию употребляются сказски Худякова. Из других книг мало понимают.

А. Козлов

4

М. Осипов

5

Ив. Фоканов

5

А. Осипов

4

Д. Козлов

4 +

Д. Сахаров

4


a прочие одинаково. —


Русская История.

Повторяли «о Святославе и Владимире». Немногие могли рассказывать. Стар Старшие к классы почти все; из млад младших Осипов М. — могь очень порядочно — a прочие, особенно девки, ничего не могли пикнуть.

Под конец класса все ослабели. Сам продолжал рассказывать и заставлял их повторять.

Стар Старшие к классы об обоих отд отделений . Математика.290 Записи о математике и геометрии сделаны Келлером, между ними запись о писании и чтении — Морозова.


Богданов

5 —

ax + bx + cx + dx = x (a + b + с + d).
— ab + bc — bx = b (— a + с — x).
— ax — Ba 2 bcx — 2abx 2 = a
(— x — Babcx — 2bx 2) = ax
(— 1 — Babc — 2bx) = — ax
(1 + Babc + 2bx).


Чернов

4 +

Мокаров

4 +

Морозов

4 +

Д. Козлов

4 +

Иванов

4 +

Фоканов

4

Румянцев

3 +

Баникова

4 +

А. Козлов

4

Жданов

3 —


Млад Младший к класс 1-го отд отделения . Писание. 2-го Чтение.


Хруслов

— 3

Резунов

— 4.

Соколов

— 4

М. Осипов

— 5.

Поляков

— 5

К. Осипов

— 3.

Матвеев

— 4

А. Осипов

— 4.

Владимиров

— 4

Д. Сахаров

— 3.

Т. Фоканов

— 4 +

Д. Фролков

— 3.

Солдатиков

— 3

Н. Цветков

— 3.

Михеев

— 2

Н. Гаврилов

— 4 +

Продолжали писать из Св Священной Истории. — Пишут без охоты. Много делали орфографических ошибок.

П. Поликеев

— 3.

Арбузов

— 3.

Ермилова

— 4.

Копылова

— 2.

Кондаурова

— 3.

Матвеева

— 3 +


Читали сказски Худякова. М. Оси-
пов читал «о Святославе».

Старш Старшие кл классы об обоих отд отделений . Геометрия.291 Запись о геометрии рукою Келлера.


Чернов

5

Entwickelung der Gleichungen für die äusseren und inneren Winkel des Vieleckes.
Innere Winkel = 2n — 4 = 2(n — 2).
Äussere Winkel292 [Раскрытие уравнений для внешних и внутренних углов многоугольника. Внутренние углы = 2n — 4 = 2(n — 2). Внешние углы = 2n + 4 = 2(n + 2). = 2n + 4 = 2(n + 2).

Богданов

5

Д. Козлов

5

Иванов

4 +

А. Козлов

3 +

Баникова

5

Румянцев

4 +

Жданов

3

Фоканов

4 +


293 Вся запись, включая и задачи, сделана рукой одного из школьников. Млад Младшие к классы об обоих отд отделений . Математика.


1-е отд отделение .

2-е отд отделение .

Солдатиков

— 5 +294 Вся запись, включая и задачи, сделана рукой одного из школьников.

Константин Осипов

— 5 +

Фоканов

— 4 +

Ермилова

— 5

Матвеев

— 4 +

М. Осипов

— 4 +

Хруслов

— 3 +

А. Осипов

— 4 +

Владимиров

— 4

Сахаров

— 3 +

Поляков

— 3 +

Гаврилов

— 5 +

Михеев

— 2 —

Полекеев

— 2

Соколов

— 3 —

Цветков

— 1 +

Макаров задовалъ задачу. Одинъкупецъкупилъ[с]только-тодюженъплатковъза [с]только-то рублей и [с]только-то у негоплатковъук негоплатковъукрали ипослѣдніеза [с]только-топродалъи спрашивается сколькоонъбарышаполучилъили убытку.

Фролков

— 1

Арбузов

— 0

Ризунов

— 3

Копылова

— 4 —

Кондаурова

— 1

Матвеева

— 2 —

Морозов295 Эта фамилия написана вверху, справа, рядом с фамилией Ермиловой. задал задачи, один мужик отправил столько-то подвод, в каждом возу по 5 ч четвертей , за каждую чет четверть 42, и некоторые подобные задавал.


Март 13. Вторник.

Млад Младшие к классы об обоих отд отделений . Беседы.296 Запись учителя Морозова.

Начал читать об Іоанне Грозном. Выбирал из многих источников и не один не годился; сколько я не старался подлаживать под тон мальчиков, но они меня не понимали, потому что я сам не понимал Г. Историков.

Банникова

— 5.

Прочие мало могли рассказать.

Солдатиков

— 4.

Т. Фоканов

— 4 —

С. Резунов

— 2.

С. Владимиров

— 2.

Матвеев

— 2.

Жданов

— 5.


Черчение. Старш Старшие кл классы об обоих отд отделений .297 Три записи под ряд: черчение, рисование и опыты — сделаны Келлером.


Богдановь

5 +

Beendigung der unteren Ansicht des Tisches.
Козлов weinte weil sein Heft verloren gegangen war.298 [Окончание рисунка нижней части стола. Козлов плакал, так как потерял свою тетрадку.]

Чернов

5

Морозов

4 +

Мокаров

5 +

Иванов

5

Фокановь

5

Румянцев

4

Хруслов

4


Младш Младшие кл классы об обоих отд отделений . Рисование.

С. Резунов zeichnete an der Tafel vor.299 [С. Резунов рисовал на доске для примера.]

[Рисунок]

Experimente.


Entwickelung von Chlor

aus

MnO 2

}

OH 2

}

Cl 2


und

ClH

MnCl 4

MnCl 2

Bleichung von gefärbten Gegenständen von Wasser.300 [Опыты. Добывание хлора из MnO 2}OH 2}Cl 2 иClHMnCl 4 MnCl 2 Побледнение окрашенных предметов от воды.]

Старшие классы обоих отд отделений . География.301 Три записи под ряд: география, писание и чтение — сделаны Моро зовым.


Чернов

— 5 +

Продолжали читать путешествия Парлея. Во время урока прибыл Л Лев Н Николаевич и сам занялся с ними. —

Макаров

— 4 +

Морозов

— 5

Д. Козлов

— 4 +

А. Козлов

— 4

Р. Богданов

— 4

В. Румянцев

— 4 +

A. Банникова

— 4.

B. Жданов

— 4 +

Иванов

— 4 +

Фоканов

— 4 +


В ст старших к классах Писание.


Богданов

— 4 +

Продолжали писать из Русской и Св Священной истории. Почти без поправок. Худшим несколько слов поправил.

Макаров

— 5.

Чернов

— 5.

Д. Козлов

— 5.

В. Морозов

— 5.

И. Фоканов

— 5.

В. Жданов

— 3 +

К. Иванов

— 4.

Банникова

— 4.

А. Козлов

— 5

Румянцев

— 5. +


Въ мл[адшихъ]к[лассахъ.]Чтеніе.


Солдатиков

5.

Читали сказски Худякова, очень немногие из «Детского мира». Все очень порядочно рассказывали.

Соколов

5.

Поляков

5.

Матвеев

4.

Михеев

4.

Т. Фоканов

4.

Владимиров

4 —

Резунов

4 —

Хруслов

4 —

Гаврилов

4 —

Поликеев

2.

Фролков

2.

А. Осипов

5 —

Арбузов

3 —


Среда. М Март 14.

Старш Старшие кл классы об обоих отд отделений . Математика.302 Запись о математике сделана Келлером.


Богданов

4 +


и т. д.

Чернов

4 +

Мокаров

4 +

Морозов

4.

Фоканов

3 +

Д. Козлов

4.

Иванов

3 +

Баникова

3 +

Румянцев

3

А. Козлов

3.

Жданов

2.


Млад Младший к класс 1-го отд отделения писание. — 2-го отд отделения — чтение.303 Запись о чтении сделана Морозовым.



Хруслов

— 4

М. Осипов

— 4.

Солдатиков

— 4.

А. Осипов

— 4 —

Фоканов

— 5

Поликеев

— 4

Соколов

— 4 +

Ермилова

— 4 +

Поляков

— 5.

Кондаурова

— 4.

Михеев

— 4.

Копылова

— 3.

Владимиров

— 4

Цветков

— 3.

К. Осипов

— 3 +

Гаврилов

— 5.

Продолжали писать из Священной] Истории. Этот урок шол долго — виноваты мои часы. — Пришлось кроме намеченного урока писания читать.

Фролков

— 3.

Арбузов

— 3.

Сахаров

— 3.

Матвеева

— 2.

Читали и рассказывали сказски Худякова. Со всеми прочитал строк по пяти. —


Старш Старшие кл классы об обоих отд отделений . Геометрия.304 Запись о геометрии сделана Келлером.



Мокаров

5.

Die Schüler lösten einige Aufgaben im Bezug auf die Summe der Winkel verschiedenen Figuren.
Wiederholung der Entwickelung für die Winkelsumme des Vieleckes, weil Морозов und Мокаров gestern die младш младшие кл классы unterrichtet hatten.305 [Ученики решали некоторые задачи относительно суммы углов в различных фигурах. Повторение вывода относительно суммы углов многоугольника, так как Морозов и Макаров вчера обучали младшие классы.]

Морозов

5.

Д. Козлов

5

Фоканов

4 +

Румянцев

5

Баникова

5

А. Козлов

4.

Жданов

4.

Иванов

5.


Младш Младшие кл классы об обоих отд отделений . Математика.306 Записи по обоим отделениям писаны рукой учеников — Богданова и Чернова.

Солдатиков

— 5 —

К. Осипов

— 5 +

Поляков

— 5

М. Осипов

5

Соколов

— 5

Н. Гаврилов

5 +

Михеев

— 4 +

А. Осипов

5

Т. Фоканов

— 5.

П. Ермилова

5 —

Владимиров

— 5.

Д. Сахаров

3 +

Хруслов

— 5

Н. Цветков

3 +

Учитель Богданов

Д. Фролков

3

И. Полекеев

2

О. Матвеева

2

А. Кондаурова

2

А. Копылова

2

С. Арбузов

2 —307 Переделано из 0.

Задачи: сложения, вычитания, умножения и деления. У одного купца было 5855 р. еще он нашел 15854 [?] = = и так далее умножения и деления. Учитель Чернов.


Старш Старшие кл классы об обоих отд отделений . Рисование.308 Запись сделана Келлером.

Морозов

5 +

Мокаров

5 +

Богданов

5 +

Иванов

5

Чернов

5 +

Д. Козлов

4 +

Фоканов

5

Румянцев

4 +

Баникова

4 +

А. Козлов

4 +

Жданов

4.


Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.