* [ВАРИАНТ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ СТАТЬИ «ЗЕЛЕНАЯ ПАЛОЧКА».]

Жизнь наша дурная и несчастная. Одни живут в богатстве: и дома, и одежды, и лошади, и прислуга, и повара, и кучера, и кушанья, и питья всякие, и делать ничего не нужно, только забавляться; и у каждой женщины наемные няньки при детях, и учителя и учительницы учат детей всем наукам, и если заболевают, то выписывают тысячных докторов и едут в теплые края и на лечебные воды. A другие живут в такой нужде, что некуда голову преклонить, одежда, что на теле, и то оборванная, грязная, нечем прикрыться от холода, негде обсушиться, нечего есть, а надо или через силу работать, или побираться. Есть и такие, что воруют, грабят и сидят по тюрьмамь, а женщины бедняков рожают на ходу, часто убивают детей нечаянно и нарочно и беременные и с детьми работают через силу, моют зимой на прорубях, таскают воду, жнут, полят, косят, и дети их растут без призору, часто мрут и или вовсе не учатся или учатся только грамоте, да и ту забывают. И таких больше всего. И богатые заставляют бедных на себя работать, и бедные работают, но ненавидят зa это богатых, а богатые боятся их и защищаются от них силою.

Кроме того, все они, и богатые и бедные, воюют народ с народом, половину своего богатства отдают на корабли с пушками, на крепостп, ружья, мундиры и сами идут сражаться и убивают, калечат друг друга. 112 Взятое в ломаные скобки вводим из оригинала копии, по которой здесь печатается данный вариант. В оригинале это место обведено Толстым чертой с пометкой: п пропустить .

И богатые и бедные — все мучаются.

Бедные мучаются от нужды и труда, а богатые от разврата и роскоши: объедаются, опиваются, скучают от нечего делать и не меньше бедных тяготятся своей жизнью особенно потому, что знают, что живут дурно. И жизнь и богатых и бедных такая дурная и несчастная, что многие не хотят жить в такой жизни и, не зная как из неё выпутаться, убивают себя и даже своих детей. Они думают: зачем им мучаться также, как мы мучались. Лучше убить их. Одни убивают себя, a другие, почти все, чтобы не видеть всего зла и несчастья в мире, одурманивают себя и табаком, и спиртом, и вином, и другими разными ядами, только бы не видать всего зла и горя нашей жизни. 113 Взятое в ломаные скобки обведено в рукописи сбоку чертой с пометкой Толстого: п пропустить .

А могла бы быть такая хорошая!

Для того же, чтобы она была хорошая, нужно очень мало. Нужно только жить так, как жили первые христиане. (Выписать из Деяний Апостольских II, 44, 45, 46, 47, и IV, 32, 33, 34, 35).114 Соответствующие места «Деяний апостольских» читаются так:

Стоить только не делать всех тех дурных и ненужных нам самим вредных дел, которые мы теперь делаем.

Ведь это не трудно.

Стоит только богатым перестать увеличивать свои богатства, удерживать их и заботиться о них, а отдать бедным свои богатства, а главное, землю. И вместо того, чтобы собирать деньги с бедных, сойтись с ними по душе и с ними сообща работать всю нужную людям работу и помогать друг другу. Ведь это не трудно. Работать в поле и по какому нибудь ремеслу, не через силу, а часа 4 в день не только не трудно, а весело и веселее и приятнее, чем ездить сломя голову на автомобиле или скакать на скаковой лошади, или лезть на горы, или перекидывать мячи через сетку, или не жить, а сидеть и читать книги о том, как другие живут или могли бы жить.

Ведь перестать жить в роскоши, а взяться за нужную людям работу — значит не убавить, а только прибавить себе и удовольствия и здоровья, и спокойствия.

Самая лучшая радость — это отдых после работы, а не работая, нельзя иметь этой радости. Тоже и еда не может быть никогда (какие бы ни были тонкия блюда) такой вкусной, как хлеб, плоды, каша после работы.

A сделали бы это богатые, отдали бы свои имения и не удерживали бы от людей землю, не былобы нужды у бедных и скуки у богатых, а главное, не было бы ненависти и страха людей друг перед другом. И вместо того чтобы жить в душных городах на мостовых, в пятиэтажных домах, жили бы люди в садах, в лесах, полях, недалеко друг от друга и кормились бы своими трудами, своими животными: курами, овцами, коровами, лошадьми, собаками. И вместо того чтобы убивать животных и есть их мясо, любя, ходили бы люди за животными, пользовались их трудами, молоком, яйцами, шерстью, а еще лучше и этим не пользовались бы, а жили бы плодами земли. И ваместо того чтобы щеголять друг перед другом домами, одеждами, экипажами, строили бы жилища на просторе, такие, чтобы было тепло и уютно, a одевались бы только так, чтобы было прохладно в жар, тепло в холод и ловко и удобно для движений, и передвигались бы больше самым приятным способом: на своих ногах или животных, а не паром и электричеством. И вместо того, чтобы через силу одним и тем же людям целые дни работать на фабриках и заводах, все то, что выдумали люди для своих потех, часто вредных и дурных, как всякого рода роскошные уборы для комнат, одежд, экипажей, всякие зеркала, ковры, шторы, духи, напитки, конфекты, пушки, ружья и много другого ненужного и вредного, работали бы по очереди по несколько часов машинами только то, что для доброй жизни нужно людям: плуги, косы, косилки, насосы, молотилки, свечи, лампы, полотно, а также рельсы, вагоны для дорог, нужных людям для доброго общения, а не для барышей и войн. И вместо теперешнего всеобщего распутства и погибели большей половины женщин и убийства детей и проституции, сходились бы мущины с женщинами только в браке, один мущина с одной женщиной на всю жизнь и все женщины берегли бы своих детей до рождения и после рождения. A девушки, пока не вышли замуж, помогали бы матерям, сестрам в то время, когда трудно бывает рожающим и кормящим матерям. И вместо того, чтобы одним учиться слишком многому и не нужному, учиться бы всем в одних и тех же для всех школах. И вместо того, чтобы делать ружья, пушки, строить крепости, собирать войска и воевать народу с народом, не делать никакого различия между людьми разных письмен и языка, a всех одинаково — и татар и немцев, и французов и евреев, и китайцев и японцев считать братьями и дружить и помогать им, а не воевать с ними. И вместо того, чтобы судить и сажать в тюрьмы или ссылать или убивать слабых людей за то, что они подпали греху и сделади дурное, усовещевать их и помогать им жить хорошей жизнью. (Хорошей жизнью всегда легче жить, так что они не по своей охоте стали жить дурно.) И вместо того, чтобы роптать на жизнь и на Бога и убивать себя до смерти или отчасти убивать в себе разум табаком, вином, спиртом, опиумом, стараться исправить свою жизнь и жизнь своих братьев так, чтобы жизнь казалась не мукой, а радостью, тем самым, чем она всегда была, и будет, и должна быть. Не может не быть потому, что Бог хотел и хочет, чтобы она была такою. Бог не затем сотворил человека, чтобы он мучался, как теперь, a затем, чтобы он был счастлив и радовался и благодарил Бога за ту жизнь, какую он дал ему.

Зачем же люди, вместо той благой жизни, которую хотел им дать Бог, устроили себе этот ад, в котором они живут теперь? Зачем люди делают все то, что губит их жизни?

А только от того, что люди не верят в Бога и закон Его.

Спросите у богатых, зачем они живут так, как живут теперь: зачем сохраняют и увеличивают свое богатство, от которого им нет ничего кроме горя, трудов и тяжелой жизни? Они скажут: таков закон жизни; всегда были богатые и бедные. Они скажут, что в богатстве нет ничего дурного.

Спросите бедных, зачем они, не жалея друг друга, ненавидя богатых, идут работать на них, поддерживая их богатства? Они скажут, что им надо кормиться с семьями и что в том, что они стараются улучшить свое состояние, нет ничего дурного и что все живут так. Спросите мужчин, зачем они, не женатые, разводят разврат. Они скажут — нельзя без этого жить. И все так живут. Спросите у женщин: зачем они отдаются разврату, — они скажут: или что в разврате нет ничего дурного или что это от нужды. И все так живут. Спросите правителей народа: зачем они заставляют народ повиноваться и бедных оставаться бедными и подчиняться богатым? Зачем собирают подати, зачем держат войска и заставляют людей идти в солдаты или заманивают их в военную службу? Они скажут, что без этого все пропадет, что они обязаны поддерживать предания, что все другие государства также поступают и что, исполняя эти дела, они делают не дурное, а доброе. Спросите их, зачем они сажают в тюрьмы и казнят заблудших людей, они скажут тоже самое: что это непременно нужно и что все так делают. Спросите людей из народа, зачем они идут в солдаты и этим поддерживают ту самую власть, которой тяготятся, когда она собирает с них подати и гонит их солдатами на войну, они скажут, что тут нет ничего дурного, а если бы и были такие, что могут отказаться, то будет хуже им и их семьям. И все так делают. Спросите, зачем войны и вооружения, и правители скажут: мы обязаны поддерживать силу и славу нашего отечества, и все другие государства тоже делают. Спросите тех, которые убивают себя и своих детей для того, чтобы избавиться от бедствий этой жизни, зачем они, вместо того чтобы убивать себя, не попытались исправить жизнь, не перестали делать дурное и не попытались делать хорошее, они скажуть вам, что исправить жизнь — невозможно, что многие пытались делать это и ничего из этого не выходило. Спросите всех тех, которые одурманивают себя — зачем они делают это? Они скажут, что я не могу без этого и что тут нет ничего дурного. Все так делают. Отчего же люди не перестают делать того, что их мучает; отчего не бросят дурную жизнь и не начнут жить хорошею? От того, что у них силы нет бороться с самими собою, с своими страстями и с заведенными порядками. А силы у них нет для этого потому, что у них нет веры в Бога и в Его закон, который бы был выше, важнее своих похотей и законов человеческих.

Без веры в Бога и закон Его люди живут как животные, — хуже животных. Животные, если и дерутся, иногда, самцы из за самок, то редко убивают друг друга. Люди же дерутся тысячами друг с другом и убивают тысячи, и придумывают эти убийства, готовятся к ним. Происходит это от того, что у людей есть разум, предназначенный на то, чтобы они могли понять свое положение, познать закон, а они разум этот употребляют на то, чтобы удовлетворять своим похотям.

Так что бедствия людей происходят от того, что у них нет веры в Бога и Его закон, такой общий всем людям — закон жизни человеческой.

Если бы признавали люди такой закон, то не было бы зла, не было бы праздности богатых и нужды бедных, не было бы разврата, не было бы мучительных работ, не было бы каторжной жизни в городах, не было бы войны, не было бы ненависти людей друг к другу и страха людей друг перед другом, не было бы неравенства, не было бы борьбы, не было бы убийства, не было бы пьянства и одурманивания себя, а жили бы все люди служа друг другу, и радовались бы на свою жизнь, и благодарили бы за нее Того, Кто дал им ее.

А было бы это так потому, что если бы богатые верили в Бога, они бы знали, что закон Бога о том, что надо любить ближнего как самого себя, важнее всех преданий отцовских и всех привычек своих и своей семьи, и не отнимали бы у бедных братьев их труда и не удерживали бы отнятое.

Если бы верили в Бога, то считали бы более важным соблюсти закон Бога о том, чтобы считать мужчинам всех женщин, кроме жены, сестрами, а женщинам всех мужчин, кроме мужа, братьями, — важнее, чем всевозможные удовольствия похоти. Если бы верили в Бога и в закон Его, что все люди равны, то никто не согласился бы быть начальником, правителем или помощником правителей. Если бы верили в Бога и закон Его о том, чтобы не делать насилия над ближним, то никто не согласился бы служить солдатом, офицером, генералом, никто бы не стал строить крепостей, пушки, ружья. Если бы верили в Бога и закон Его, не отчаивались бы в жизни, не винили бы Бога за дурную жизнь, и не убивали бы себя, и не одурманивали бы себя, чтобы забыться, а понимали бы, что сами виноваты в своей дурной жизни и старались бы исправить ее. А перестали бы люди делать все это, и жизнь человеческая была бы радостью, а не мукой. 115 Взятое в ломаные скобки отчеркнуто сбоку чертой с пометкой Толстого: п пропустить .

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.