НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ
1886—1889
30 Іюля 1886.
В календарях на 1886 год о том, сколько на свете вер, написано: в одних — 1000 вер или исповеданий, в других 2000. Если возьмешь книги ученых, тех, которые пишут о верах, то тоже прочтешь в этих книгах описания 1000 вер; и каждая вера одна чуднее другой. — Если послушаешь, что говорят люди, то услышишь тоже: что вер на свете тысячи, и всех их не пересчитаешь, и все разные.249 В черновике зачеркнуто: Удивительное дело! одеваются все люди почти все одним манером — у всех есть штаны, есть кафтаны, есть юбки, есть шапки. Есть разница между русской, немецкой, татарской одеждой
Послушаешь, что говорят люди и подивишься: одни говорят, и таких больше всего: все 999 вер ложные, одна моя та, в которой я родился, истинная, другие говорят: все тысячи вер разные, значит все веры одни пустяки и ни одной нету истинной.250 В черновике зач.: Так говорят одни и так говорят другие, а третьи хоть и не говорят, что все веры ложные, кроме ихней, или что все веры выдумки людские пустые, хоть и не говорят этого, а думают, и не считают поэтому веру важным делом
Неужели это так надо, и того хотел Бог, когда сотворял людей или что так и должно жить людям? Неужели так и надо, чтобы люди все разбрелись на 1000 вер и каждая вера по своему учила бы людей, как им самих себя понимать, что считать добрым что дурным и чего себе ждать после смерти?251 В черновике зач.: Как одни люди одинаково кормятся, женятся, детей растят, учатся и учат, говорят друг с другом, так точно и другие и никакого тут спора и несогласия нет, хоть есть разница и в пище, и в одежде, ив работе, и в женитьбе, и в условиях и в языке, одни носят куртки, штаны, другие кафтаны, юбки, одни
И чтобы каждая вера осуждала и ненавидела одна другую? Неужели так надо и неужели так есть? Правда, что в календарях так написано и в ученых книжках тоже и что люди
Есть разные учения вер, но вера одна. Вера в то, что есть человек, для чего он живет, как ему жить надо и чего ждать после смерти.254 В черновике зачеркнуто: Обман состоит в том, чтобы эти тысячи суеверий сравнять с истинными учениями веры, которых нетолько не тысячи, но нам известны меньше 6. Обман в том, чтобы замешать настоящия веры с суевериями. Недоумие же иногда тоже и обман состоит в том, чтобы и в этих верах не смотреть на то, что в них одно и то же, а на то, что в них различно; как например
Называть разные учения вер разными верами все равно, как если бы человек, узнав другой язык, считал бы, что люди, говорящие на другом языке, говорят совсем другое, чем люди на его языке. Сказать, что учения вер различны потому, что они иначе высказаны, все равно, что сказать, что смысл слов различный, если слова сказаны на другом языке. А этого нельзя сказать, потому что, если я вижу, что Индеец, Китаец живет по божьи, дружелюбно, воздержно и смиренно по своему учению веры, и также точно живет и умирает Христианин по своему учению веры, то я должен сказать, что вера одна, только высказана иначе, также как я скажу про смысл слов, сказанных по русски и по французски. Если я вижу, что один француз сказал другому слово по французски, и тот дал ему долото, и вижу, что русский сказал русскому, и тот дал ему долото, то я вижу, что слова хоть и другие, а смысл их один. Тоже и с верами. Если откинуть обман, то ясно, что вера всегда была и будет одна как одно и тоже положение человека родившагося, чтоб умереть, и живущего среди таких же людей как он с их страстями, похотями и любовью к добру и истине.255
В черновике дальше следующий кусок текста помечен боковой линией к пропуску:
Так что обман и недоумие о том, что есть тысячи вер и что они все различны, еще подобны тому обману и недоумию, которые высказывали бы люди о том, что есть тысячи разных земель и небес. — Люди не ученые, не думавши и не читавши того, что думали другие люди о том, что такое та земля, на которой мы живем, и то небо, которое над нами, каждый по своему воображают себе мир и небо: один скажет земля стоит на трех китах, другой — на столбах, третий на воде. То же каждый по своему скажет про небо. Один скажет, что оно твердое и одно, другой скажет, что небес 7. Третий скажет, что их 500. И так каждый будет говорить свои суеверия. И таких суеверий может быть тысячи. Это те веры, которые насчитывают в календарях. Но кроме этих побасенок о том, как сотворены земля и небо, есть еще учения настоящия о том, какова земля и каково небо, и отчего по небу ходят солнце, месяц и звезды, и как они ходят, и когда и отчего бывают затмения. Таких настоящих учений, астрономий, немного. С тех пор как живут люди таких учений о земле и небе можно насчитать пять или шесть. Было и есть такое учение у Китайцев, было такое другое учение у Халдеев было третье у Египтян, четвертое у Греков, пятое теперь у нас в Европе. Все эти учения нельзя смешивать с суевериями о земле и небе, потому что по этим учениям вычисляли и предсказывали верно затмения и луны и солнца. И все эти учения хотя и различны несколько между собой, все сходились в одном и все в одно время предсказывали небесные явления]. Вот эти то учения это настоящия учения вер, которых немного и которые разными манерами высказывают одно и то же и все сходятся к одному учению, потому что то что то, что оно изучает — земля и небо одно, также и человек со своей жизнью и смертью всегда был и есть один и тот же. Как учений может быть тысяча, но знание одно, так и суеверий тысячи, но вера одна.
Несправедливо то, что вер разных очень много — тысяча и больше; суеверий
На земле жителей считают теперь около 1 500 000 000, из этих 1 500 миллионов 500 миллионов Конфуциан, 100 миллионов Лаодзы, 300 миллионов Христиан, 170 миллионов магометан, 160 миллионов Браминов, 270 — буддистов и остальные не принадлежащие к этим верам. —
В чем же эти три главные веры? Индийская, Китайская и Европейская?256
Дальше в черновике текст был писан черным карандашом и первоначальный набросок деления вер такой:
Восточныя
на Браминизме и Китайском обожании земли и неба
Будда Лаодзы и Конфуций
Западныя
на Египетском......
Исаия Зенон,
Восточн. |
Западныя |
на Браминизме и древн. Китайском обожании 600 л. д. -р. Будда, Лаодзы, Конфуций |
на Египет. и персов Еврейск. пророки, Зенон, |
|
|
Все соединяется после 500 л. Христос |
Но на востоке Браминизм и ушедшие в жреческое изуверство Буддизм и Таосизм (от Лаодзы) продолжают жить и удаляются от Христа. Конфуцианство, без жрецов, остается чистым и близким, как бы не развившимся христианством.
Тоже на Западе: Еврейство уходит в жреческое изуверство — стоики же Зенон,
Все учения следующия: 1) Браминизм, определенный и уясненный Буддой, вылившийся в буддизм, 2) Буддизм, вылившийся в христианство, 3) Таосизм, точно также заключенный в нем, 4)
За исключением менее
Вот эти 5 учений я постараюсь изложить по самому существу их.
1) Учение буддийское, 2) учение Лаодзы, 3) учение
Излагать ложные учения: 1) браминов, 2) ложное христианство, 3) и магометанство считаю излишним. Изучение истинного покажет ложное.