* 738.1905 г. Апреля 17. Я. П.

Получил ваше письмо с письмами англичан, № 140, и мне досадно стало, что я не прежде написал вам, что я уже давно всё собирался сделать. Не сделал п потому , ч что вот уже несколько недель не хочется писать и почти не можется. Всё печень и перебои, т. е. старость и приближение большей перемены.1 «Большой переменой» Толстой называл смерть. Нынче первый день, что я очнулся. Хотел же я вам писать главное п потому , ч что посмотрел на ваш портрет с Илюшком2 Илья Андреевич Толстой (р. 1903), внук Толстого и племянник А. К. Чертковой, сын A. Л. и О. К. Толстых. Портрет (фотографический) В. Г. Черткова с маленьким племянником находится в кабинете Толстого, около кресла, за которым он работал. и так живо вспомнил и сердцем полюбил вас, что захотелось написать: просто сказать, как мне дорога наша и дружба и духовная близость. —

Книгу Comerford Casey я не получал, на его письмо,3 Чертков писал, что посылает Толстому письма двух его знакомых англичан: Чарли Стенфорда (Charles V. Stanford) и Г. Е. Комерфорда Казей (G. Е. Comerford Casey), книжку которого он послал в Ясную Поляну раньше. Чертков просил Толстого отозваться на это последнее письмо. мож может б быть , отвечу, а если нет, то передайте ему мое сочувствие и благодарность за его доброе мнение обо мне и о вас. Последний № Св Свободного Сл Слова 4 Речь идет о № 16 «Свободного слова», журнала, издававшегося В. Г. Чертковым в Англии, Christchurch, с 1901 г. до октября 1905 г. я сейчас не буду перечитывать. Постараюсь сделать после. Вообще же скажу, что последний № весь очень хорош. Предшествующий же хуже. В особенности очень нехороша там сенсационная и явно несправедливая (а вы ручаетесь за ее правдивость) [статья] об ужасах 9-го января.5 В № 15 «Свободного слова» помещена статья «Девятое января» (без подписи), стлб. 31—32. Эти преувеличения подрывают доверие. И без них достаточ достаточно ужасно. Я послал вам письмо о перекувыркнутой телеге,6 «Письмом о перекувыркнутой телеге» Толстой называл свой ответ М. Д. Суворову, спрашивавшему Толстого: «Долго ль многонаселенные серые сермяги тащить будут перекувыркнутую телегу», подразумевая под телегой современный государственный строй. Этот ответ Толстого разросся в целую статью, которая была напечатана впервые издательством «Свободное слово» под заглавием «Как освободиться рабочему народу» в брошюре: Л. Н. Толстой, «Что нужно рабочему народу?», № 96, стр. 3—10. В России статья была напечатана изд. «Обновление», № 10, Спб. 1906; издание было конфисковано. 29 апреля 1907 г. Толстой, переработав это письмо, озаглавил его «Истинная свобода». Оно было напечатано в т. 19 «Сочинений гр. Л. Н. Толстого», М. 1911, изд. 12-е, стр. 549—555, но по постановлению Московской судебной палаты было вырезано из тома. В 1917—1918 гг. «Истинная свобода» появилась в одиннадцати различных изданиях. См. т. 90. мож может б быть оно вам пригодится. Еще кончил я статью «Единое на Потребу»7 См. прим. 3 к письму № 733.. Маша8 Марья Львовна Оболенская (1874—1906), много помогавшая Толстому в его работах. хотела послать ее вам. Делайте с ней, что хотите. Я зарылся в делах, начатых. Окончить их, очевидно, немыслимо, и выход из этих начинаний один — умереть. Но, разумеется, как мужики говорят про хороших работников, с кочедыком (чем лапти плетут) в руках. Затеянные дела: Круг чтения,9 Подразумеваются произведения, которые Толстой помещал в сборнике «Круг чтения» в конце каждой недели. рассказы для него10 Толстой имеет в виду рассказ «Корней Васильев», написанный в конце февраля 1905 г. См. т. 41. — написал один и не кончил.11 Толстой упоминает о своей статье, которую он составил для «Недельного чтения» «Круга чтения» — «Ламене» (20 октября). Между прочим написал предисловие к Ламенэ,12 О Паскале составлена Толстым небольшая статья — «Паскаль», для «Недельного чтения» «Круга чтения» (7 июля). См. т. 41. к Паскалю,13 Толстым написана для «Недельного чтения» «Круга чтения» статья о чешском религиозном мыслителе Петре Хельчицком (1390—1454), под заглавием « Петр Хельчицкий» (15 сентября). См. т. 42.к Хельчицкому14 «Предисловие к Учению 12 апостолов и перевод их» — «Недельное чтение» «Круга чтения» (8 декабря). См. т. 42. и к Уч Учению XII Апостолов.15 Толстой предполагал включить в «Круг чтения» восемь цитат из «Сети веры» Хельчицкого (см. прим. 14), но потом оставил из них только две: «Христианство и разделение людей» (10 ноября) и «Закон бога и закон мира сего» (13 ноября). По приговору Московской судебной палаты от 11 ноября 1911 г. обе эти выдержки были вырезаны из второго тома «Круга чтения». Выбрал из Хельчиц Хельчицкого 8 мест для недельных чтений.16 Толстой подразумевает свою работу, начатую 7 декабря 1904 г. и продолженную 12 марта 1905 г., которую он называет в Дневнике «Изложением веры», затем «Вера», а позднее это заглавие изменено на «Зеленую палочку». Параллельно, в конце ноября 1904 г., Толстым была начата статья «Кто я?», над которой он возобновил работу 9 марта 1905 г.; позднее, в обработанном виде, она составила вторую главу «Зеленой палочки». См. т. 36, стр. 407, 737—741. Всё это, вероятно, не пройдет в России, но может быть напечатано за границей.

Другая работа — это изложение веры простое, ясное, народное, детское.17 Толстой начал писать свои «Воспоминания» в 1903 г. по просьбе его биографа П. И. Бирюкова. Работа эта продолжалась с перерывами до 1905 г. включительно. См. т. 34. Работаю над этим, и очень приятно и полезно для себя, но до сих пор без результата. Думаю иногда, что эта работа мне не по силам. Буду стараться, а я не сделаю, то сделает кто-нибудь другой. А нужно, нужно, нужно. Третья работа — мои воспоминания,18 Заканчивая свою работу по составлению «Круга чтения», Толстой задумал новый «Круг чтения» для детей и народа. Эта работа, которую он называл «Детским кругом чтения», занимала его, в 1905 г., 1906 г. и особенно в 1907 г., когда он вел занятия с крестьянскими детьми. Постепенно он оставил мысль о самостоятельном «Детском: круге чтения» и стал перерабатывать его в «Новый круг чтения», который был закончен в 1910 г. и озаглавлен «На каждый день». См. тт. 43 и 44. к которые только начал. Четвертая работа — Круг Чтения простым, понятным детям и народу языком.19 См. перечисление сюжетов в «Листах Записной книжки 1904—1906 гг.» (т. 55, стр. 301—302). В 1905 г. Толстой из давнишних замыслов (с 1890 г.) отчасти осуществил один, начав писать «Посмертные записки старца Федора Кузмича» (т. 36). Как свидетельствуют записи Толстого в Дневнике и Д. П. Маковицкого в ЯЗ, в 1904 и 1905 гг. Толстого не оставляла мысль заняться «Декабристами», и он продолжал собирать для этого материалы. Некоторые из других художественных замыслов Толстой осуществил в 1905 г. в виде «Недельных чтений» для «Круга чтения»: «Корней Васильев», «Молитва», «Ягоды», «Божеское и человеческое».

Четвертая, постоянно занимающая меня работа — это изложение моего философск философского миросозерцания. Это я отрывками записываю в дневниках.

Пятая, главная работа — это исправление себя, своих гадостей, слабостей.

Это всё работы, необходимость к которых я признаю, работы важн важные , но есть еще работы и планы работ легкомысленных, для своего удовлетворения: это старые планы художеств художественных вещей, ко которые вновь написать, а к которые исправить,20 В апреле 1905 г. Толстой одновременно начал писать две статьи: «Народные заступники» и «О Генри Джордже», по вопросу о земельной собственности и едином налоге на землю (запись в Дневнике от 21 апреля 1905 г., т. 55, стр. 135), затем объединил их в одну статью под заглавием «Великий грех». См. т. 36, стр. 206, 464, 656—664. и кроме того статьи на злобы дня, как теперь начаты мною о заступниках народа и о неправе неправедности земельной собственности и Генри Джордже.21 Дословно: время укладываться, в переносном смысле: время умирать. В письме к В. В. Стасову от 2 марта 1905 г. Толстой выражал ту же мысль: «Понемногу укладываюсь в большое путешествие» (т. 75). Вот нахвастался. Простите. Это вы своей неподобающей мне оценкой моей деятельности ввели в этот соблазн. В здравые минуты помню, что время отъезда, temps de plier bagage,22 Владимир Владимирович Чертков (р. 1889), сын А. К. и В. Г. Чертковых. и дело только в том, чтобы оставшиеся дни прожить так, как хочет того бог.

В последнее время я только начал делать то, к чему надо бы приучать детей и себя смолоду: при всяком деле, и в особенности в сношениях с людьми, помнить, что важно не суждение обо мне этого человека и других людей, а одобрение бога. Я подумал раз: «как это трудно. Одобрение людей я вижу, и оно радостно, а где и почем я узнаю одобрение бога и какая мне от него радость?» и тотчас же я понял, что это оттого, что я мало верю в бога. Одобрение его я всегда могу узнать, и радость от него большая. Награда и одобрение гораздо более радостные, чем людские, — в тебе, в твоей совести. И это можно испытать и взвесить. Пишу только вам так неясно и некрасиво, п потому ч что знаю, что вы не осудите. А хочется говорить с вами как попало. Еще до получения вашего письма я как-то подумал: а вдруг взойдет Чертков. И это возможно. А вы это самое пишете. Но и без свиданья будем любить бога и в боге друг друга. Прощайте, милый друг. Целую вас, Галю, Ольгу, Димоч Димочку , 23 детей.

Лев Толстой.

1905. 17 апреля.

Отрывок опубликован: «Толстой и Чертков», стр. 332—333. Ответ на письмо Черткова от 5/18 апреля 1905 г., № 140.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.