НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ
И НЕОКОНЧЕННОЕ.

5 Марта 1860.

ПЕДАГОГИЧЕСКІЯ ЗАМЕТКИ И МАТЕРЬЯЛЫ.

Наука есть только обобщение частностей. Ум человеческий тогда только понимает обобщение, когда он сам его сделал; или проверил. Частность же он допускает на веру. Религия есть обобщение, принятое на веру. Задача педагогии есть следовательно наведение ума на обобщение, предложение уму, в такое время и в такой форме, таких частностей, из которых легко делаются обобщения. — Есть обобщения, общия всем, через которые каждый должен пройти, есть другие, которые нельзя предвидеть. Этими-то неожиданными обобщениями обогащается наука. —

Преподавание50 Слово Преподавание надписано над строкой, что вызвало переделку: История на истории, но большая буква в рукописи осталась. истории народов и государств невозможно для детей. В истории ближайшая и51 единствен единственная основная частность есть человек, похожий на меня. Из нескольких таких частностей, только со временем учащийся выведет понятие о народе, государстве. А как много нужно таких частностей, составляющих частность государства, чтобы учащийся понял движение народов, государств. —

В естественных науках частность основная есть каждая особь. В химии основное тело, только тогда, когда осязаемо для учащегося. В математике частность есть действие — сложение, а общее — свойство цифры. Математика, в особенности Геометрия, скорее всего приводит от частного к общему. Путь постижения общего для учащегося обратный научному. Ребенок не прежде узнает, что такое государство, а потом — как живет в нем человек, а прежде понимает, как. живет человек, а потом — в каких условиях. Не прежде понимает общий закон растения — клетчатку, а потом деятельность клетчатки, а на оборот. Не прежде понимает значение величины, а потом вывод из соединения величин, а на оборот. Ребенок делает все четыре правила арифметики, ане только неумѣетъопределить, но незнаетъзначеніяцифры. Незнаетъеяотношеніякъединицѣ. Искуствопедагогіиестьвыборъпоразительнѣйшихъиудобнѣйшихъкъобобщеніючастностейвъобласти каждой науки иживѣйшимъпредставленіиихъ52 Начиная от слов: живейшим представлении их кончая: не в навязывании обобщений. рукопись дает текст, грамматически очень запутанный, но общий смысл его совершенно понятен. (понятливейшим было бы несправедливо. Ребенок не требует понятливого, но требует живого, сильно действующего на воображение. Возьму пример из математики. Для обучения делению лучший способ есть деление десятичных чисел и составление периодов, которые непонятнее простых чисел, но действуют на воображение) и руководства к выводу главнейших, полезнейших обобщений, но никак не в навязывании обобщений. Ребенок их не допускает, как частности, ибо они не действуют на воображеяие, а на одну память (на воображение вашего способа выражения слов, букв). Ежели вы учите ребенка цифрам и пишете ему и учите называть 1 2 3 4 и т. д., он может делать бездну обобщений из двух фактов — названия и фигуры, но вы старайтесь, чтоб он не останавливался на том обобщении, например, что в 4 есть прямая палочка и в 1 тоже, что 6 и 9 перевернутые похожи друг на друга, а он почти всегда сделает эти обобщения, но останавливаете его внимание на том, что от 1 счесть 3 цифры вперед — будет 4, а назад — опять будет один, и от 6 до 9 тоже. —

В математике легче всего руководить обобщения, в естественных науках, более действующих на воображение, всей разнообразностью представляемого предмета, менее легко, и труднее всего в исторических науках. Где остается полное свободное поле воображению. Обыкновенное явление «тупика» есть важный факт в педагогии и доказательство сказанного выше. Ум человека, в особенности ребенка в классе, никогда не бывает в бездействии (он постоянно совершает свои обобщения), но ежели он сам не может сказать, что останется от 2, когда возьмете 1, или говорит, что б а — ба, а д-а — фю, то это только доказывает то, что он нашел другое поле обобщений, а потерял то, на которое вы его наставили. Ежели бы этого не было, он бы сейчас опять понял то, что вы ему говорите, но он не может оторвать своего ума от того другого обобщения, в совершении которого он находится. Тупику подвержены очень тупые и одаренные очень живым воображением дети. — Очень тупые потому, что ему представляются более легкия обобщения, чем то, которое вы предлагаете ему. Очень живые потому, что ему представляются много других, труднейших. —

Главное — не нужно забывать того, что наука состоит в руководстве к обобщениям, а не в передаче обобщений сначала из фактов, а в последствии из обобщений, сделанных учащимся и уже принятых53 В подлиннике ошибка: принятым имъза факты (т. е. одѣтымивоображеніемъвъизвѣстнуюформу). Передавать жеобобщеніянельзя. Природачеловѣческаяотказываетсявъпринятіиихъ. Но всякая наука строится наобобщеніяхъ. Какимъжеобразомъпередавать наукутѣмъ, которыми не найдены, непровѣреныеще этиобобщенія, укоторыхънѣтъникакихъобобщеній, исключаятѣхъ, которыядаетъодна жизнь доизвѣстнаговозраста? Найти этиобобщеніяиотънихъ, представляя новые факты, переводить навысшія—вотъ, слѣдовательно, задачапедагогіи. Задача одинакаявъодномъчеловѣкѣсъзадачей наукивъчеловѣчествѣ; но не обратная, какъкакъбудто предполагаетсявсѣмиучебными книгами и руководствами. (Дляподтвержденіясходства пути наукивъчеловѣкѣсъчеловѣчествомъ, приведуодинъпримѣръсвященнойисторіи, —фактъ, чтоисторіямладенчествачеловѣчествапонятна длякаждагомладенца-человѣка. Естественныянауки младенчествачеловѣчества—стихія, земля, кончающаяся водой, и т. д. — понятны длямладенца-человѣка). —Человѣкъвъсвоемъразвитіидолженъпройтивсѣфазыразвитіячеловѣчества. И только одноразвитіевсегочеловѣчествапоказываетътотънесомнѣнныйпуть, по которомудолженъидтичеловѣкъ. Ежели досихъпоръучились и учатся люди, тобезъсомнѣніязадача этапедагогіииеяходъдолжны были бытьизвѣстныи приложимы, но только отчасти и одной практикой, хорошимъучителемъвъего54 речах движ движениях словах, в его домашнем деле ученья; но по невежеству ли моему или нет, я до сих пор не видал педагогической книги, в которой бы не был принять обратный ход задаче педагогии и задаче науки, книги, в которой бы прежде не были 55 Последними словами заканчивается л. 3 об. автографа. Ниже, почерком явно другого времени, идет зачеркнутая строка автографа, с трудом поддающаяся прочтению: Явл. [1 неразобр.] прав, эти обобщ. Напрасно боятся за ум [?] человека. недопускались принятые на веру обобщения, которых не может иметь учащийся. По этому в теории мне кажется, что, к несчастью, господствует еще противоположный здравому смыслу взгляд на педагогию. — Без сомнения, идя вперед и обобщая законы свои, наука становится легче, доступнее уму. Но она доступнее только тому уму, который из фактов вывел эти обобщения. Для того же, который через факты не прошел все ступени обобщений, она с каждым высшим обобщением становится сложнее. Педагоги как будто забывают это, как будто, поработав над предметом, они так обрадуются, что, обобщив, объяснили себе его, что они торопятся те же обобщения передать учащимся. Они как будто забывают, что, уяснив обобщением свой предмет, они достигли только одну половину труда, они только узналиту дорогу, по которой должны будут идти другие, но им предстоит снова от первого шага вести их указывая путь, расставляя на дороге приманки для воображения и избавляя от объездов, а не рассказывать им, чтò есть там, куда они должны идти. Ребенку кажется очень просто, что есть рожь и береза, но когда вы ему скажете, что есть рожь и береза, а еще есть двусемядольные и односемядольные растения, имеющия такие и такие свойства, вы ему только сделаете сложнее то, что было просто, ибо он не может понять вашего обобщения, не сделав предварительно обобщения о законах жизни растений, которых он тоже не может понять, не сделав обобщения о законах разделения56 Последними словами заканчивается л. 4 автографа. Вдоль левого края этого листа, почерком несомненно другого времени, написана еще строка автографа, не поддающаяся вставке в определенное место основного текста: почему такая ошибка. Наука рада упрощению и забывает, что упрощение есть сложность. на части растения, которого он не может понять, не сделав обобщения о присутствии таковых во многих растениях — не рассмотрев много новых [?] растений. — Начните с того, что есть растение, он это знает. Как оно живет и питается, он это знает или [?] не понимает. Но ведь что вы хотите сказать, когда вы говорите, что растение имеет лист, стебель и корень? Вы хотите сказать, что, какой бы ни был фигуры корень и где бы он ни был, он — корень, ежели он исполняет то-то и то-то проводит в растение из земли растворимые неорганич неорганическия тела; но для того, чтобы сказать это, надо сказать, что в растенье входят неорганическия тела. Вы говорите, что оно питается. Но этим вы что хотите сказать? Что какое бы ни было растенье, оно всегда живет.57 Последнее слово надписано над зачеркнутым: принимает частицы извне. Вот это-то и покажите ему на одном, на другом и т. д. и58 пусть он делает свои руководствуйте его в обобщениях. Покажите ему типы цветковых и типы бесцветковых и т. д.59 Последнее предложение вписано между строк, чернилами другого цвета и почерком несомненно другого времени. Он знает, что есть царь А Александр Н Николаевич и был Моисей, а вы ему сказали, что есть еще д древняя , с средняя и н новая история, ему стало только труднее помнить. Но что вы хотите сказать, что что очень давно, то называется старое, а что не очень давно, то новое, — это он знает. Прежде жили тогда-то все такие-то, a после такие-то.60 После слов: Прежде жили тогда-то — следует ряд частью недописанных, не всегда поддающихся прочтению предложений, судя по цвету чернил, писанных в разное время. Можно разобрать: все были дра похожи немнож немножко и после котор которых ? [1 неразобр.] запрягали, а после все больше. — Все это зачеркнуто и сверху надписано и тоже зачеркнуто: Которые царей убивали в [1 неразобр.]. Вам кажется, что вы для него это разделили, а напротив, вы это разделили для себя, чтобы знать, как, в какой последовательности, в каком духе вы будете передавать ему такие-то и такие-то факты.

Для составления научных книг давно уж поняли, что нужно отбрасывать всю историю своей эрюдиционной или опытной работы, всю машинистику своего дела. Для педагогии точно также необходимо отбрасывать всю философию своего изложения, все выводы, сделанные после изучения.

Я сказалъ, что, несмотря на такую ошибку педагогіи, педагогія идетъ, ноидетъсъзначительными ошибками, проистекающимиизътакагоположеніяея. Недостатокътеоріипополняется отчасти практикою:выпускомъбезполезнагоивреднаго, прибавленіемъ изустно или письменнонужнагоируководствомъкнигъслучайныхъ, непедагогическихъ, произведеніями искуства, изящной литературы и историческими памятниками (Библія, сказки, лѣтописи, Плутархъ и т. п.). Но ошибочныйвзглядътеоріи, не останавливая совершенно, сильнозатрудняетъпедагогію. —Изъэтихъзолъназовуглавнѣйшіе: 1) Невозможностьобразованіябезъпреподавателя. 2) Усвоеніепамятьюнепровѣренныхъобобщеній(одноизъвеличайшихъзолъ, нарушающее навсегда самыйпроцессъмышленія). 3) Настроеніепреподавателейпровѣрятьобобщенія, сдѣланныя учащимися, и сличатьихъсъобобщеніяминаучными. 1) Ведетъкъоднообразіюразвитія. 2) Останавливаетъ его (ибо часто, понимая, невъсилахъвыразить). — Изачѣмътакъбояться заумъчеловѣка? Онънеможетъсдѣлатьвсѣхънужныхъобобщенійизъ[1 неразобр.] фактов. Только факты давайте наибогатейшия богатейшими обобщениями.

Обучение нравственным или религиозным законам. Есть следствие того же печального заблуждения. Но это есть еще далекая будущность. Не говори: не убий, а покажи факты, которых общий смысл есть — не убий, и он не убьет. —

Весь61 Отсюда и до конца, судя по почерку и цвету чернил, писано в другое время, чем основанный текст «Заметок». круг наук вместе первоначально. Журнал будет состоять выходить 3 раза в год, ежели62 богатство по 2 книги — в 10 печатных листов. Первый отдел будет заключать в себе сведения о школах; заметки учителей, мысли о педагогии вообще, оригинальные и переводные. 2-й отдел будет заключать руководства Руководства по разным наукам. Поэзию Повести и рассказы, сказки и песни.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.