НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ

* VI.
[О НАСИЛИИ.]

Вовсѣвремена, навсѣхъмѣстностяхъземнагошара, между людьми повторяетсяодинъитотъ-женепостижимойфактъ: власть, законъ, сила, людская же сила, заставляетъ людей жить противносвоимъжеланіямъипотребностямъ. Что такое, эта непонятная сила, которой люди подчиняются, какъсилѣтяготѣнья, не спрашивая себя: какойеяисточникъ, гдѣеяначало и есть-ликонецъэтой странной силѣ? Этотъ-товопросъя задаюсебѣи попытаюсь на него отвѣтить. Навопросъэтотъможноотвѣчатьдвояко: отвлеченно, разсматриваяпонятіесилы и выводяисточникъеяизъприродычеловѣка, и исторически, разсматривая проявленіе, развитіеилиупадокъ, движение этой силывъизвѣстномъобществѣ. — Что такое понятіе(силы) насилія? Принуждение одним лицом другого сделат или терпет то, что 89 насилованный этот другой считает несправедливым. Насилование может быть сделано только сильнейшим и претерпено слабейшим. Сильнее другого бывает иногда одно лицо, и всегда много лиц сильнее одного. Первый случай возможен только вне общества людей, в обществе же порож порождает 90 Слово читается предположительно. защиту, основанную на чувстве самосохранения. Следовательно очевидно, что в обществе возможно только насилование одного лица многими или меньшего числа бо́льшим. — Но для того чтобы большое число людей насиловало одного или малое число лиц, необходимо, чтобы это большое число имело одну и ту же цель, было согласно между собой — единомышленно; ибо очевидно, что каждое отдельное лицо равносильно, ежели имеет различные цели.91 Против этого места на полях стоит: 2 силы, 1) справедл и насилие мысль власть Следовательно насилованье может быть произведено в обществе только единомышленным большинством над одним лицом или над единомышленным меньшинством.

Чтоесть единомыслие или согласие многих лиц в известном92 поступке. обстоятельстве? Одинаковый образ воззрения на одно и тоже обстоятельство — общая мысль. Одинаковый образ воззрения или общая мысль есть образ воззрения или мысль, относительно справедливая для известного93 числа людей большинства. Следовательно насилие может быть произведено только относительно справедливым большинством. Но понятие терпения насилия заключает в себе понятие терпения поступка относительно несправедливого для меньшинства или для одного лица. Следовательно насилие есть совершение большинством над меньшинством поступка относительно справедливого для большинства и относительно несправедливого для меньшинства.

Почему при каждом насилии в каждом обществе есть две справедливости: справедливость меньшинства и справедливость большинства? И какие общия свойства имеют во всех обществах та и другая справедливость?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо принять за аксиомы два94 Слово два исправлено на три, но затем снова восстановлено. положения, которые доказываются, но которых доказательство привело бы меня к слишком длинному отступлению. —

1) Есть понятие справедливости отвлеченной, общее всем людям и во все времена, — идея справедливости, заключающая в себе идею равенства и свободы. —

95 2)
Вследствие столкновений людей, нарушающих взаимно абсолютные равенство и свободу, есть другая идея относительной справедливости, относительного равенства и свободы.

В природе человека лежит идея абс абсолютной справедливости и потребность приводить отн относительную спр справедливость к абсол абсолютной .

2) Человеческая природа имеет свойство от96 низшей более частной идеи переходить к высшей, но никогда на оборот. —

3) В ходе истории человечества идея относительной справедливости, постоянно изменяясь, приближается к идее абсолютной справедливости.

4) Идея передается насилием и словом.

Приняв эти положения, ответ на вопрос, почему есть всегда справедливость большинства и справедливость меньшинства, — ответ становится ясен. — Почему насилованное меньшинство или одно лицо считает несправедливой идею справедливости большинства?97 Со слов: Все люди должны кончая: а старая идея отчеркнуто чертою на полях. Все люди на нижайшей степени развития должныбыли быть согласны между собой, имея одни и те же потребности. Ежели же явились несогласные с другими лица, то только вследствии того, что98 З ачеркнуто: они не раз понимали идеи справедливости большинства. справедливость большинства для них есть несправедливость, т. е. у них есть другая справедливость, высшая. Как скоро они не разделили идею справедливости большинства, большинство это употребило против них насилие. Но идея насилия противоположна идее общей справедливости — свободы и равенства; вследствие чего насилованное меньшинство не могло понять идеи относительной справедливости большинства и нашло ее несправедливой. Т. е. составило себе другую идею справедливости, более общую, более близкую абсолютной справедливости и потому исключающую первую. Но идея имеет свойство не быть уничтоженной ничем, кроме более общей, заключающей ее идеи. Поэтому более общая идея меньшинства осталась, и лица большинства стали разделять ее, и наконец новая идея стала идеей большинства, употребила насилие и стала менее справедлива, а старая идея — идеей меньшинства и в свою очередь подверглась насилию и породила новую более общую идею, и т. д., и т. д.

99 Абзац редактора. Итак насилие является только вследствие общей идеи, а более общая идея только вследствие насилия. — Только таким путем развивается более и более общая идея справедливости во всем человечестве и до бесконечности приближается к недостижимой вечной идее справедливости. —

Насилие всегда остается, но в области более общей идеи оно всегда менее, чем в области более частной идеи; ибо самая общая идея справедливости включает в себе идеи общей свободы и равенства и отсутствия насилия, а самая частная идея справедливости заключает в себе только идеи частной свободы и равенства и права насилия.100 Со слов: Итак насилие кончая: и права насилия. — отчеркнуто чер т ою на полях с примечанием: Примеры истории.

Достижение общей идеи справедливости, и совершенно совершенное уничтожение насилия, следовательно, возможно бы было тогда, когда бы все человечество в одно время имело одну и ту же идею. Самое далекое состояние человечества от общей идеи справедливости и самое полное насилий было бы то, когда каждое лицо имело бы свою особую частную идею справедливости. Очевидно, что в первом случае жизнь человечества прекратилась бы от отсутствия потребностей жизни, во втором случае — от бесчисленности противоположных потребностей. В первом случае уничтожается цель деятельности, во втором одна деятельность исключает другую. — Вечное движение от низших областей идеи справедливости к высшей есть вечная задача человечества. Чем ближе к первому и общему, тем оно стоит выше (дальше на пути развития, дальшепотому, что не может возвратиться назад), чем ближе к второму случаю, тем ниже. Задача его есть уничтожение насилия посредством насилия.

101 Абзац редактора.
Следовательно, отвечая на вопросы, которые я себе задал сначала, говорю. Сила, которой подчиняются люди против своей воли и которую называют деспотизм, насилие, есть относительно менее справедливая идея, хотящая подчинить себе более справедливую идею. —

Причина этой силы есть разномысліе людей, конецъ ея есть единомысліе. —

Что такое есть разногласие и102 единомыслие согласие?103 Против этих слов на полях написано: Чем больше большинство, тем насилие жесточе, и на оборот. Рабы — Мученики. — От чего то и другое происходить? И чем достигается единомыслие?104 Против этих слов на полях написано: Первая мысль породила разногласие, новая мысль есть более общая мысль.

1) Чем больше единомыслие, тем меньше людей, терпящих насилие.

2) Чем выше область идеи, в которой люди единомышленны, тем менее жестоко это насилие. Потому что самое насилие несправедливо. Наконец приходит к уничтожению идея насилия. Но насилие уже выработало для мысли орудие.

105 единомыслие
Что приводит к единомыслию? — Мысль. — Как она передается?

1) Одни и теже условия жизни (народности, государства).

2) Близость, удобство сообщений.

3) Совпадете интересов в одном обстоятельстве.

4) Удобство передачи мысли, заключающее в себе самое удобство передачи (книгопечатание) и удобство воспринимания (образование). —

Последнее включает в себе все другие условия; ибо ежели бы мысль передавалась мгновенно, то не было бы различных государств не было бы

По степени общности мысли человѣчества, существуютъорудіяеяпередачи. 1) Война, религія, торговля и наконецъ106 образование книгопечатание.107 Со слов: Что приводит к единомыслию... кончая: книгопечатание. отчеркнуто чертою на полях.

Власть и мысль. Но власть, или насилие, владела мыслью, употребляла ее — имела свои орудия: 1) народность, 2) войну, торговлю. Мысль имела свои орудия. Проповедь, выбор, книгу. Чем общее, тем слабее орудия власти, тем сильнее орудия мысли.

Теперь время сознания этой силы. —

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.