*480 В подлиннике перед заглавием: О будущей жизни вне времени и пространства стоит: Ноябрь 17, 1875 г. К последующему. О БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ ВНЕ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА.
(1875 г.)
Есть очень мало людей — верующих и неверующих, которые, отрицая или признавая существование будущей жизни, ясно понимали бы то, чтò мы можем подразумевать под будущей жизнью.
1) Для матерьялиста. — Орган познавания времени — (мысль), орган познавания пространства (глаз, чувство, sens — вообще) уничтожены в мертвом. Поэтому и не может быть речи о будущем существовании во времени и пространстве. Но сознание времени и пространство составляет ли все то, что мы называем жизнью? Без сомнения — нет.
2) Для идеалистов. Будущая жизнь не может быть сознательным продолжением этой, ибо сознание и память — продукты481
мысли и
деятельности в
3) Для верующих. Будущая жизнь справедливо возвратит нас к патреархам.482
Так в подлиннике.
В
Нельзя достаточно повторять это рассуждение, ибо весьма трудно дойти до него. Дойдя же до него, объясняется все прежде необъяснимое в вопросе этой и будущей жизни.
Вопрос о том, когда и где начнется будущая жизнь, не имеет смысла, ибо словами: будущая загробная жизнь мы
Вопрос о том, есть ли жизнь для нас вне той формы, в которой мы ее понимаем? Есть ли в нашей жизни то, что не подлежит пространству и времени? Если оно есть, то оно есть, а есть в этом смысле значить — будет. —
Самые понятия пространства и времени сами себя уничтожают.
Если есть бесконечное время, то моя жизнь есть бесконечно малый момент времени. И вся моя жизнь здесь есть только момент (
Метафизическое объяснение жизни есть