** [О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ.]

Издатель «Детской Помощи», имея в виду написанную мною в 1882 г. статью в газетах о помощи бедным во время переписи, просил меня участвовать в его издании. В то самое время, как я получил это заявление, я доканчивал статью в «Русскую Мысль», служащую продолжением моей статьи о переписи. Я писал именно о том предмете, которому посвящено издание.

Я излагал в этой последней статье подробно те опыты, через которые я прошел вследствие моей попытки благотворительности во время переписи, и те выводы, к которым я пришел. Статья эта не могла быть напечатана. Попытаюсь еще раз вкратце изложить теперь некоторые из тех мыслей, особенно тех, которые относятся собственно к благотворительности.

Выводы, к которым я пришел относительно благотворительности, следующие:

Я убедился, что нельзя быть благотворителем, не ведя вполне добрую жизнь, и тем более нельзя, ведя дурную жизнь, пользуясь условиями этой дурной жизни, для украшения этой своей дурной жизни делать экскурсии в область благотворительности. Я убедился, что благотворительность тогда только может удовлетворить и себе и требованиям других, когда она будет неизбежным последствием доброй жизни; что требования этой доброй жизни очень далеки от тех условий, в которых я живу. Я убедился, что возможность благотворить людям есть венец и высшая награда доброй жизни и что для достижения этой цели есть длинная лестница, на первую ступень которой я даже и не думал вступать. Благотворить людям можно только так, чтобы не только другие, но и сами бы не знали, что делаешь добро, — так, чтобы правая рука не знала, что делает левая; только так, как сказано в учении 12 апостолов: чтобы милостыня твоя пòтом выходила из твоих рук, так, чтобы ты и не знал, кому ты даешь. Благотворить можно только тогда, когда вся жизнь твоя есть служение благу. Благотворительность не может быть целью, — благотворительность есть неизбежное последствие и плод доброй жизни. А какой же может быть плод на сухом дереве, у которого нет ни живых корней, ни живой коры, ни сучьев, ни почек, ни листьев, ни цвету?

Можно привесить плоды, как яблоки и апельсины на ленточках к рождественской елке, но елка не станет от этого живою и не будет родить апельсинов и яблок. Прежде чем думать о плодах, нужно укоренить дерево, привить и возрастить его. А чтобы укоренить, привить и возрастить дерево добра, обо многом надо подумать и над многим потрудиться, прежде чем радоваться на плоды добра, которые мы будем давать другим. Можно раздавать чужие плоды, навешенные на сухое дерево, но тут нет ничего похожего даже на добро. Надо многое и многое сделать прежде.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.