* ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1908 г.

1) Человек весь в грязи и не лезет из нее, а других учит, как им очищаться.

2) Faites ce que je d *** is , mais ne pas ce que je fais.233 [Делай, что я говорю, но не то, что я делаю.] Ср. «На каждый день», 16 мая, 3, т. 43, стр. 270.

3) Заставлять силой людей234 жить перестав переставать делать худое, всё равно ч что запрудить реку и радоваться, что река на время мелеет.235 Ср. «На каждый день», 16 мая, 2, т. 43, стр. 270.

Можно насилием на время заглушить му мудрость божию и в себе и в других, но добра нельзя сделать насилием.

4) Отчего револю революции и жестокос жестокость их — оттого, что насилие властвующих учит236 глупости суевер суеверию устройства насилием.237 Ср. «На каждый день», 16 мая, 5, т. 43, стр. 270—271.

6) Только тот, кый который не верит в бога, может верить в то, что насилием можно заставить человека делать не то, ч что он хочет.238 Ср. «На каждый день», 16 июня, 1, т. 43, стр. 330.

7) Суеверие устройства насил насилием тем ужасно, ч что оно преемственно.239 Ср. «На каждый денъ», 16 июня, 2, т. 43, стр. 330—331.

8) Если человек верит в бога в себе и людях, он не может насил насилием устраивать жизнь люд людей .240 Ср. «На каждый день», 17 июня, 2, т. 43, стр. 332.

9) Как только устраивать жизнь других насилием, непременно устраивать ее для своей выгоды.241 Ср. «На каждый день», 16 ноября, 9, т. 44, стр. 290.

10) Устроить всегда сначала только оправдание, а потом уж выставляется цель.242 Ср. «На каждый день», 15 сентября, 6, т. 44, стр. 157.

11) Только освободись люди от суеверия устройства, и государство станет невозможность невозможностью .243 Ср. «На каждый день», 15 сентября, 8, т. 44, стр. 158.

12) Была бы любовь, не могло бы быть госуд государственного насилия. Не было бы госуд государственного насилия, была бы любовь.244 Ср. «На каждый день», 15 сентября, 9, т. 44, стр. 158.

13) Главный соблазн устроительства в том, ч[то], будучи поставлено выше всех законов, он освобождается от245 внутре внутреннего личного совершенствования.246 Ср. «На каждый день», 16 декабря, 9, т. 44, стр. 356.

14) Если бы был поставлен вопрос, как сделать так, чтоб человек совершенно освободил себя от нравствен нравственной ответственности? то нельзя придумать другого средства, как суеверие о том, ч что человек может силою устраивать жизнь других людей.247 Ср. «На каждый день», 16 августа, 5, т. 44, стр. 99.

15) Суевер Суеверие это тем ужа ужасно , что при этой вере люди ценятся тем выше, чем они безнравственнее.248 Ср. «На каждый день», 17 февраля, 10, т. 43, стр. 91.

16) Хуже всего то, ч что это суеверие требует заглушения или извращения нравственного закона.

17) Отчего так извращено христианство и все веры, отчего так пала нравственность? Одна причина: вера в благодетельность насильнического устройства.

18) Суеверие это, как всякое суеверие, делает то, что то, во ч что верят, уже считается не подлежащим обсуждению. Так в государ государстве говорят о свободе, не позволяя себе касаться вопроса госуда государственного устройства.

19) Смерт Смертные каз казни , война признаю признаются необходимыми людьми, не могущими перенести мысль об мучительстве животных. Как это могло случиться? Одно средство — суеве суеверие устройства.249 Ср. «На каждый день», 16 августа, 2, т. 44, стр. 98.

20) Суеверия разрушают только страдания мучеников за правду. Так и в разрушении суеверия устроительства они могут, должны быть и есть. Но как ни страшны и жалки их страдания — их страдания 1/1000 тех, к которые вызывают суеверия.

21) Не револю революции , не союзы, не трактаты, не социалисты спасут людей от их главных бед государственного суеверия, а только признание суеверия суеверием и потому освобождение от него.

22) Про какое ни подумайте матерьяльное бедствие людей нашего времени, поищите его корни: оно в суеверии госуд государственного устройства.250 Ср. «На каждый день», 16 декабря, 6, т. 44, стр. 355.

23) Как много нужно для разрушения госуд государственного устройства извне и как мало изнутри. Только признание суеверия суеверием.251 Ср. «На каждый день», 16 декабря, 7, т. 44, стр. 355.

24) Всякое суеверие разрушается истинной верой. То же и с суеверием гос государственного устройства.252 Ср. «На каждый день», сентября, 7, т. 44, стр. 158

25) Как, казалось бы, трудно думать, что от того, что я выпью вина и хлеба, я получу святость, а люди верят. Но еще страннее думать, ч[то], если я заставлю людей253 притворяться, ч что они не хот хотят добр, то под страхом насилия исполнять то, ч что я хочу, то они станут луч лучше , но люди верят и в это.

26) Заставить людей силой делать то, ч что мне кажется хорошим, это самое лучшее средство внушить им отвращение к тому, что мне кажется хорошим.254 Ср. «На каждый день», 16 октября, 6, т. 44, стр. 222.

Всякий человек знает, что всякое насилие зло. И вот, чтобы отучить людей от насилия, мы ничего лучше не можем придумать, как то, ч что мы — люди, требующие к себе высш высшего уважения, — делаем для этой дели самые ужасные насилия: тюрьмы, казни.255 Ср. «На каждый день», 16 октября, 7, т. 44, стр. 222.

27) Человек, совершающий насилие, менее свободен, чем тот, к который терпит его.256 Ср. «На каждый день», 16 октября, 8, т. 44, стр. 222.

5 с [ентября]. Всё дело в том, чтобы переделать любовь к себе в любовь к богу, ко вс всему .

Если бы в человеке не было любви, не к себе, а ко всему, он бы был хуже скот скотины .

Ты говоришь: я не могу любить всех. Да ты попробуй. Скажи себе, что это можно. Всем

Если жизнь в настоящем, то какая же смерть? Умирая, я в том же положении, как и в продолжение всей жизни.

6 сент [ября]. 1) Как ни странны суеверия о том, что есть люди, к которым бог открыл всё257 что нужно знать людям о жизни в этом мире и о невидимом мире после смерти, или о том, ч что для блага людей им нужно как можно больше подробностей о вещественном мире и об его происхождении и о том, ч что с ним будет, или о том, что людям нельзя иначе жить, как только разделяясь на разные государства, т. е. что для их блага им необходимо выделяться с одной частью людей от всех остальных и враждовать со всеми остальными, и для этой цели нести самые тяжелые лишения, — как ни странны все эти суеверия, едва ли не страннее их всех то, по которому люди, не могущие знать каждый про себя, что с ним будет в каждый будущий год, день, час, верят, что они могут

знать, что258 с ними будет если они, многие, сойдутся вместе, [то, что] с ними будет в будущем, и, ради этого воображаемого будущего, несут величайшие лишения, бедствия и совершают величайшие преступления.

2) Ты говоришь, что если мы все поступим так — перебьем всех революционеров или всех властителей и установим такие или такие законы, то всё будет прекрасно. Но ведь когда ты устраиваешь одну свою жизнь, жизнь твоя никогда не складывается так, как ты хотел; а ты б был властен в ней, как же ты хочешь устроить жизнь тысяч, миллионов людей, к которые все живут по своей, а не по твоей воле?

3) Ты устраиваешь жизнь людей силою, потому силою, ч что есть много и много людей, иногда и большинство людей, к которые считают твое устройство ложным, дурным, как же ты можешь надеяться, что оно удержится? А для установления этого устройства ты губишь счастье людей и свою душу.

4) Понятно, ч что есть люди, к которым выгодно суеверие власти и к которые поэтому верят в возможность насильнического устройства жизни людей. Но ты подчиняешься этому устройству, как же ты не веришь голосу совести, бога, к который говорит тебе, ч что не надо выделять себя из друг других людей, не надо судить, казнить, воевать, давать на дурные дела деньги, — а делаешь всё это, п потому ч что веришь, ч что то, что делают люди для устройства твоей жизни, неизбежно, необходимо, а сам и понятия не имеешь о том, в чем это устройство. Какое удивительное суеверие.

5) Одни люди верят в то, ч что насилием можно устроить благую жизнь людей, п потому ч что другие люди верят в это. А почему все верят? Никто не знает. Стоит одному сказать: зачем? — и все скажут то же.

6) Понятно, что сильный человек покоряет слабого и двое покоряют одного, но отчего сильные люди и многие покоряются слабым и немногим? А только оттого, ч что они не сознают себя людьми, не сознают своей божественной природы и ее требований.

7) Не слушаешься отца матери, послушаешься барабанной шкуры, говорит пословица. Надо бы только заменить слова: отца матери словом: бога.

8) Всякое суеверие разрушается истинной верой. Так это особенно ясно видно в суеверии насильнического устройства....259 Ср. «На каждый день», 16 октября, 9, т. 44, стр. 222.

9) Все бедствия революции только от суеверия насил насильнического устр устройства . Вы хотите так устроить, а мы этак. Оба действуют по суеверию, и пока оба служат одному суеверию, нельзя убедить ни того, ни другого.260 Ср. «На каждый день», 16 декабря, 4, т. 44, стр. 356.

10) Люди придумывают всё, как им кажется, всё лучшее и лучшее устройство своей жизни, а им для их блага нужно одно, ч что им нужно, — не насил насильническое устройство, а ясное сознание того, что жизнь их будет только тогда хорошая, когда, сложится свободно.

11) Говорят: отказаться от насилия, будет беда, пострадаешь от насилия. Давно это можно бы б было говорить, если бы теперь люди не страдали от насилия, и так, ч что трудно себе представить больше.261 Ср. «На каждый день», 15 июня, 6, т. 43, стр. 330.

12) Но что же будет, если не будет насил насильнического устр устройства ?

Не знаю, так же, как не знаю и при насил насильническом устр устройстве , но знаю наверное, ч что не буду участвовать в насилии.

13) Все суеверия изживают изживаются , т. е. люди страдан страданиями приведены к262 сознанию ложности освобождению от суеверия. Так это совершается теперь с суевер суеверием нас насильнического устр устройства .

14) Хорошо б было вер верить в неизбежность нас насильнического устройства], когда люди знали одно свое государство, как это б[ыло] в Риме, как это263 теперь только в самых редких глухих местах. Вообще же б было в средн средние века, теперь же, когда все знают всё, ч что делается вез везде , и на других народах видят то, ч что делается в своем, трудно верить, ч что то насильн насильническое устр устройство , к которому я подчиняюсь, самое лучшее и необходимое.

15) Из К Круга Ч Чтения , 6 сент сентября , 6.

Есть ли в отд отделе собл соблазн возм возмездия из К Круга Ч Чтения 4 июля?

16) Из К Круга Ч Чтения нед недельное чт чтение Ламене 15 июля.

1) Всё неосновательно: а) как устроится, когда власть будет в ру руках народа? б) как разделить землю по работникам; в) нехор нехорошо ненависть, хорошо только то, ч что хорошо для всех.

2) Всё можно, п потому ч что насил насилие . Если вы можете, то и они могут. Почему вы лучше? После Луд Лудовпка б был Марат потом Нап Наполеон .

3) Главное же то, что вы хотите делать то самое, ч что вас возмущает. Вы в том же суеверии — устройст устройства .

4) Лишаете себя могущ могущества и дает даете справедливый повод репресс репрессиям .

В прелюб прелюбодеяние из М Мыслей М Мудрых л людей 2 сен сентября .

В правд правдивость из М Мыслей М Мудрых л людей 4 сент сентября .

В мысль из М Мыслей М Мудрых л людей 5 сен сентября .

В недобр недоброжелательство *** из М Мыслей М Мудрых л людей 6 сен сентября .

1

От гр греха самоотр самоотречение , от соблаз соблазна смирение, от суеверия правдивость.

2

Нельзя быть безгрешным, но можно быть всё меньше и меньше грешным.

3

Не б было бы грехо грехов , не б было жизни. Не б было бы освобождения от грехов, тоже не б было бы жизни.264 Ср. «На каждый день», 7 января, 3, т. 43, стр. 14.

4

Подумай, ч что ты безгрешный, и нет жизни.

5

Грехи сладки, но слаще всех грехов сознание греха и возможность освобождения.

6

Сознание своих грехов самое нужное дело. Перебирать свои грехи — в этом молитва.

7

Разница челове человека хорошей жизни от дурной не в том, ч что у одного много, а у другого мало грехов, а в том, ч что один знает, а другой не знает свои грехи, один борется, а другой не борется с ними.265 Ср. «На каждый день», 7 декабря, 2, т. 44, стр. 337.

8

Только тот, кто испытал это, знает, какое радостно-восторженное чувство испытывает человек, когда в первый раз поймет, ч что его дело в борьбе с собой.

9

Как всё трудно, когда полагаешь все беды вне себя, и как всё легко, когда поймешь, что всё в тебе.

10

Только тот, кто понял, ч что всё дело жизни в освобождении от г грехов , с соблазнов и с суеверий , не подпадает под новые г грехи , с соблазны и с суеверия , не зам заменяет одни другими, как это делает человек, непонимающий жизни.266 Ср. «На каждый день», 7 февраля, 4, т. 43, стр. 72.

11

Грехи сразу видны, но трудно отвыкать; соблазны труднее увидать, особенно п потому , ч что они заменяются один другим, но зато освобождение от них легче, чем от грехов. Суеверия труднее всего познаются, но зато, когда познали, уже навсегда уничтожаются.267 Ср. «На каждый день», 7 декабря, 8, т. 44, стр. 338.

12

Если человек говорит: сколько ни бейся с грехами, грехи всё будут, то он говорит то же, ч что говорил бы человек: что пахать, и сеять, и кормиться, сколько ни хлопочи, опять надо кормиться.268 Ср. «На каждый день», 7 декабря, 3, т. 44, стр. 337.

Государство.

1

Нельзя слушаться бога и государя и всякое начальство. Нельзя, п потому ч что бог велит всех любить, всем прощать, ни у кого ничего не отнимать, всех людей считать равными братьями. Государь и всякое начальство велят судить, наказывать людей, велят отбирать от людей их имущество и на эти деньги строить крепости, пушки, устраивать военные команды, велят самим идти в солдаты, учат убивать и убивать людей, велят одних людей почитать сверх всего, а других считать ни за что, а третьих вовсе считать врагами.

Стоит подумать об этом, чтобы видеть то, что нельзя быть слугой бога и царя. Мы не видим этого только п потому , ч что не хотим видеть; а не хотим видеть п потому , ч что боимся царя, а не боимся бога.

2

Оттого, ч что нельзя верить в бога и в начальство, а хочешь не хочешь надо верить в одн одного из двух — того или другого, все люди во всех государствах придумали себе такую веру, к которая скрыв скрывает зак закон бога, не согласный с законом правителей, а вместо закона поставлены чудеса рождения человек человека -бога, воскресения, искупления и разные обряды.

3

Люди хлопочут о том, чтобы освободиться от269 власти насилия государей, делают союзы, стачки, революции, но ничто не помогает и не может помочь, п потому ч что всё дело в том, ч что люди не верят в бога и закон его. Стоит людям только поверить в закон бога настоящий, тот, к который пря прямо противен всем законам государства, и без стачек, союзов и революций люди тотчас же станут свободны. Познаете истину, и истина освободит вас.

1

Большая бывает разница между жизнью такого человека, к который считает себя отделенным от всех людей, и такого, к который понимает, что все люди одно, ч что один бог живет во всех.

2

Тот, кто знает, ч что то же самое, ч что живет в нем, живет во всех, знает, ч что когда умирает он сам или другой человек, то это не значит то, ч что уничтожается человек, а только то, ч что то, *** что жило в умирающем, покинуло то тело, в к котором жило, но, как и прежде жило, так и теперь живет во всем.

3

270 Яблоки, груша, всякий плод Как различны кажутся нам, когда мы271 срываем думаем только об их вкусе и виде: мелкое, зеленое, жесткое лесное яблоко и крупное, румяное, нежное садовое. А то, что и в том и другом яблоке272 вечно то не умрет, то, от чего взялось и то и другое яблоко, одно и то же и в том и другом: яблочное зернышко. То же и в людях и во всем живом.

Суев Суеверие устр устроительства

1

Спасать людей — спасай себя.

2

Какое безумие.

Извращение вер.

Анекдот о гор.

1) Суеверие наук науки в том, ч что предполагают особенный способ и отдел знания, называемый наукой, и особые люди, занятые этим знанием, и непогрешимые.273 Ср. «На каждый день», 18 сентября, 3, т, 44, стр. 164.

2) Суеверие руководительства других людей. —

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.