* 149.1887 г. Июля 21. Я. П.

Устал я очень, милые друзья, и потому не осуждайте письмо. Милый друг П Павел И Иванович прожил у меня дня 4.1 П. И. Бирюков заехал к Толстому проездом из Петербурга в Воронежскую губернию к Черткову, который просил его приехать к себе в связи с делами издательства «Посредник». В «Дневнике» С. А. Толстой от 19-го июля 1887 г. имеется запись об этом пребывании П. И. Бирюкова в Ясной поляне. « Павел Иванович Бирюков тоже тут: он из лучших, смирный, умный и тоже исповедующий “толстоизм”». — «Дневники С. А. Толстой 1860—1891». М. 1928, стр. 145. А. К. Черткова писала Толстому 15 июля 1887 г., что Бирюков находится у них «уже третий день» — возможно, что он выехал из Ясной поляны 21 июля и, вероятно, это письмо Толстого было послано с ним. Очень радостно — все радостнее и радостнее с ним. Он вам все расскажет. Я немножко нездоров и все занят своим писанием о « Ж Жизни и см смерти ». И нынче утром, а вечером перед отъездом П Павла И Ивановича вновь перечел, желая сколько нибудь поправить повесть о Ю Юлии и П Памфилии ,2 «Повесть о Юлии и Памфилии» — так называет Толстой повесть «Ходите в свете, пока есть свет», которую Чертков послал ему 7 июля 4887 г. со своими вставками. Об этой повести см. комментарий к письму № 126. ну и прочел. Все очень плохо по форме — очень. Поправки ваши, разумеется, все на пользу. И прибавки можно оставить первые, но последняя, несмотря на то, что мне сначала, когда я ее читал отдельно, без связи со всем, мне очень понравилась, по моему, мешает впечатлению. Памф Памфилий должен с грустным лицом молчать на все речи и это сильнее. А на опровержение есть всегда опровержение и на доказательства — антидоказательства. Ну да делайте, как хотите. Вообще не стоит над этим трудиться. Целую вас всех. Как здоровье Ан Анны К Константиновны . Вы не пишете. Посылаю вам повесть Семенова3 «Повесть Семенова», которая была послана С. Т. Семеновым Толстому в Москву — повидимому, не вполне законченный и лишенный заглавии рассказ, который Чертков возвратил автору в сентябре того же года. Вероятно, об этом рассказе С. Т. Семенов писал Толстому 31 апреля 1887 г.: «я в настоящее время пишу еще один рассказ, который думаю окончить к 15 апреля». (АТБ) — не совсем хороша, даже совсем не хороша. Я хотел написать ему, да потерял его адрес. А послана эта повесть в Москву еще в Мае. — Еще повесть с письмом Желтова.4 Федор Алексеевич Желтов (р. 12 февраля 1859 г.), молоканин, о знакомстве с которым, повидимому, упоминает Толстой, не называя его по имени, в письме от 24—25 апреля 1887 г., № 143. Житель села Богородского, Нижегородской губернии, по ремеслу кожевник, познакомившись с Толстым и его друзьями, постоянно поддерживал с ними личную и письменную связь. Сотрудничал в издательстве «Посредник», написав листок «Перестанем пить вино и угощаться им» и рассказ «На Волге или злом горю не поможешь». Тип. И. Д. Сытина. М. 1888. «На сходке». М. 1896 и «Перед людьми». Тип. И. Д. Сытина, М. 1892. Ф. А. Желтов являлся одним из видных представителей молокан и был деятельным сотрудником молоканского журнала «Духовный Христианин». Письма Толстого к Желтову за 1887 год см. в т. 64. Этому я сейчас пишу. Это молоканин вполне христианского духа по письмам. Таланта художественного нет, но исправив повесть, сократив длинноты, я думаю, можно напечатать.

Ну прощайте. Что не еду к вам — жалею, но так, как жалеют о том, что невозможно по нравственным причинам.

Л. Т.

Полностью публикуется впервые. Два отрывка напечатаны в ТЕ 1913, стр. 55. На подлиннике надпись черным карандашом рукой Черткова: «Я. П. 21 июля 87 г.». Ответ на письмо Черткова от 7-го июля 1887 г. В этом письме Чертков благодарит Толстого за присланную ему в исправленном виде притчу (см. комментарий к предыдущему письму) и просит по мере печатания статьи «О жизни» высылать, если это возможно, корректурные листы. Далее Чертков просит узнать у Новоселова, работает ли он над рукописью о Будде, и выражает готовность сам за эту работу взяться, если Новоселов за работу эту не принялся и но может приняться энергично. Далее Чертков пишет: «Посылаю вам вашу статью “Ходите в свете”. Измененные места обозначены синим карандашом и номерованы для того, чтобы вы могли удобнее сравнить их с вашею первоначальною редакциею, помещенной на особых листах, приложенных при рукописи. Как я вам уже писал, большие вставки мои были вызваны сознанием потребности наметить возможность опровержения веских доводов врача против христианства. Цель моя была не убедить читателя, а только передать безразличному читателю, по возможности, впечатление, что в смысле рассуждения можно одинаково убедительно и нападать на христианство и защищать его. Чему читатель отдаст предпочтение, зависит не от убедительности рассуждений, а от него самого. Я постарался наметить возражения решительно на каждое обвинение врача против христианства, не внося от себя никаких новых вопросов в содержание изложенных бесед. Нужно ли было то, что я вставил, и, если нужно, хорошо ли исполнил это, я, разумеется, судить не могу, и меня очень интересует ваш отзыв. Повесть эта, хотя, как вы справедливо говорите, и не сильно художественная, но кажется мне весьма содержательной и нужною по важности всех тех вопросов, которых она касается, и по компактности мыслей. И эта форма изложения весьма удобная для ознакомления с нашим пониманием учения Христа людей, желающих узнать его, но не знакомых с ним и судящих о нем из третьих рук. Одно место — самый конец — в высшей степени сильно и тепло и производит на всех самое радостное впечатление. Мне хотелось бы поместить его отдельно в книжечку с “благочестивыми мыслями”, которою Галя хочет заняться по окончании “Цветника”. Пожалуйста, сообщите мне была ли Киликия республикою, подвластною римской империи, или она находилась под непосредственным управлением римского наместника. Соответственно с вашим ответом, я сделаю, где следует, изменения и, когда вернете мне рукопись, вставлю еще несколько примечаний, поясняющих слова, непонятные простому читателю. Очень прошу вас предоставить мне издание этой вещи, так как провести ее будет очень трудно, и у меня уже есть план, как это сделать с наименьшим риском. Для Софьи же Андреевны я переписал бы беловой экземпляр тотчас же по получении обратно от вас рукописи, и послал бы ей этот экземпляр безотлагательно вместе с тем оригиналом, который она мне вручила в Москве. Она могла бы печатать эту вещь независимо в полном собрании. А потому очень прошу вас вернуть мне возможно безотлагательно тот экземпляр, который я вам высылаю теперь ценной посылкою в Тулу.

Пока до свиданья или до следующего письма, дорогой друг, Л Лев Н Николаевич . Ужасно мне хочется вас видеть, и большую радость вы доставили бы нам всем, если бы навестили нас. Но я не решаюсь просить вас об этом».

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.