* 223.1889 г. Апреля 29. Москва.

Благодарствуйте за то, что известили. Поздравляю вас, милые друзья. Я очень быль рад. Не хочу верить, чтоб кормление не удалось. Ищите и в этом Царствия Божьего и правды его, а остальное приложится. Я верю этому и вы верите. A верите, так и будет все хорошо. Я жду кроме того облегчения для Гали от обнаружившейся причины. Напишите мне все подробно. Я еще в Москве. Ждал Пошину мать1 Варвара Васильевна Бирюкова (р. 9 февраля 1831 г., ум. 17 августа 1895 г.). О ней имеются записи в Дневнике Толстого от 29 апреля 1889 г.: « Бир Бирюкова прелесть доброты настоящей» и от 30 апреля 1889 года: «Пошел к В. В. Бир Бирюковой . Всё тоже — добрая женщина».и его. Теперь они здесь и нынче едут. И я должно быть скоро. Жена все противится этому браку,2 Толстой имеет в виду предполагавшийся брак П. И. Бирюкова и М. Л. Толстой. но я думаю, что тщетно. — Здесь еще Попов.3 Об этом приезде Е. И. Попова в Москву имеется запись в Дневнике Толстого от 24 апреля 1889. Е. И. Попов пробыл в Москве до 2 мая, когда вместе с Толстым пошел пешком в Ясную Поляну. В Дневнике Толстого от 29 апреля имеется запись «Попов болен сердцем, но кротче теперь. Готовится к смерти, очевидно приближаясь к богу». Как мне кажется, у него болезнь сердца, и он приближается к плотской смерти и, по мере приближения к ней, приближается к Богу. Он очень трогателен мне. Думал я и записал себе нынче вот что: В учении XII Апост Апостолов 4 «Учение двенадцати апостолов», памятник древней христианской письменности конца І-го или начала II века. О нем см. прим. к письму Толстого к Черткову от 15 февраля 1885 г., т. 85, стр. 142, 143. Текст, приводимый Толстым, взят из гл. II: «Не имей ненависти ко всякому человеку, но одних обличай, за других молись, а иных люби более души своей». См. «Труды Киевской духовной академии» 1884, ноябрь, стр. 371—372. сказано: Одних обличай, за других молись, а 3-х люби больше души своей. Мне всегда очень5 Зачеркнуто: ужасно. нравилось это подразделение людей по невольному отношению к ним, но самое подразделение не нравится. Я для себя выражаю это так: одним, сострадая, помогай. Это деятельность труда в области животной жизни и для потребности животн животной жизни. Других, молясь за них, т. е. перед Богом желая им блага, обличай. Это деятельность в области мирской жизни, славы человеческой. И 3-х люби больше своей души. Это в области божеской жизни. И это делается само собой. Видя божеское в других, не можешь не любить этого больше себя. Как бы хорошо было всегда ко всем людям относиться только по одному из трех. Ведь этого можно достигнуть.

Что дорогой брат Макар?6 Макар Прохорка, крестьянин Воронежской губернии, живший вблизи имения матери В. Г. Черткова, был арестован по обвинению «в кощунстве и в оскорблении его императорского величества». В начале девятисотых годов переселился в Семиреченскую область. Напишите. Ну целую вас с красными детьми.7 Толстой имеет в виду новорожденных: дочь Спенглеров и сына Чертковых. Сын В. Г. и А. К. Чертковых, неоднократно упоминаемый в дальнейшей переписке — Владимир Владимирович Чертков. Воспитывался дома, обучаясь у русских и английских учителей. После возвращения Чертковых из Англии в 1908 году, В. В. Чертков, живя на хуторе В. Г. и А. К. Чертковых Телятинки, начал интересоваться сельской кооперацией и затем специализировался в этой области. Впоследствии работал в Центросоюзе, Всекопромсовете и других кооперативных организациях. Прощайте пока. Любящий вас

Л. Толстой.

Печатается впервые. На подлиннике надпись черным карандашом рукой Черткова: «М. 30 Апр. 89 № 220». В этом письмо Толстой пишет Черткову, что «нынче» сделал запись своих мыслей о тексте из «учения XII апостолов»: «одних обличай, за других молись, а третьих люби больше души своей». Запись эта сделана в Дневнике Толстого 29 апреля, и потому это письмо должно быть датировано этим числом.

Толстой отвечает на письма Черткова от 19—20 и 25 апреля 1889 года. В первом из этих писем Чертков писал: «Вы сказали мне в одном письме, что, если христианин враждебно (не любовно) относится хоть к одному человеку, то всё пропало. Это верно, и в этом основное различие между христианским доброжелательством к людям и всяким другим. Таково должно было бы быть отношение всех людей между собой. В связи с этой истиной я часто думаю о том, что по отношению к внешней земной жизни, — к тому, чтò с ним случается из независящего от него, т. е. к тому, что Эпиктет называет “вне меня”, “непринадлежащим мне”, если человек желает чего-нибудь одного — хоть только одного, предпочтительно перед другим, то также его христианское равновесие нарушено. А между тем как трудно дойти до этого состояния. Будда говорит: вырвать с корнем всякие свои личные желания. И я понимаю, что действительно это состояние великой силы и приближения к совершенству. Но как это трудно и далеко! Я проверяю свое духовное состояние, прикидывая в своем воображении, насколько охотно и радостно я, если пришлось бы, сделал бы то, что делал Христос, т. е. пожертвовал бы всею своею личностью ради бога и всех людей. И с грустью чувствую при этом, как в сущности такая жертва своею личностью для меня не привлекательна. Я, говоря правдиво, т. е. говоря не о том, каким я хотел бы быть, а о том, каков я на самом деле есмь, вовсе не желал бы быть на месте Христа. Я желал бы иметь его силу любви к людям и его пренебрежение своей личностью, но не имею этого и сознаю в себе страшное противоречие между своим отвлеченным, духовным стремлением идти за Христом, и действительным стремлением всей моей совокупной личности, тянущим совсем в другую сторону. И от этого противоречия происходят постоянные несообразности в практической жизни. И знаете ли, что больше всего помогает мне освобождаться от давления желания блага своей отдельной личности? — Мысль о том, что она нереальна...» Далее Чертков сообщает об аресте крестьянина Макара Прохорки: «... вчера пришли власти — сотский и десятский, с грозною бумагою и забрали Макара к становому (35 верст отсюда). Что с ним дальше будет, мы еще не знаем. Жалко было видеть расставание с ним жены и детей его; но радостно то, что он пошел в духе смирения, любви, правдивости и преобладания над плотью... Здесь все тронуты, даже и те, кто не сочувствует непротивлению. Сотскому и десятскому было жалко его и совестно за себя. Были посторонние зрители, между прочим — аккуратный отставной солдат, заколовший на своем веку собственноручно шесть турок, моливших о пощаде, и недавно хваставший этим. Все присутствующие при аресте Макара, и солдат этот в том числе, чувствовали, что правда на стороне Макара, но не решались показать этого внаружу. Я высказал словами то, что мы все чувствовали, и все, даже этот солдат, после непродолжительных попыток софистики, проявили внаружу наше внутреннее согласие и умилились». В письме от 25 апреля 1889 В. Г. Чертков сообщал о рождении своего сына Владимира (р. 24 апреля) и о самочувствии А. К. Чертковой. Вместе с тем, он пишет, что обнаружилась причина желудочного заболевания А. К. Чертковой, от которого она страдала в течение нескольких лет.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.