* 856.1909 г. Октября 23. Я. П.

Посылаю вам, дорогой друг, Разговор (кажется) в окончательном виде.1 Новый рассказ Толстого «Проезжий и крестьянин».

К вчерашнему письму прибавлю то, что ваша догадка неверна: не ближайшее окружающее ввело меня в соблазн желания смерти, а общее безумие и самогубительство жизни, до такой степени противное той жизни, возможность кой которой я так живо чувствую. Не в оправдание, а в некот некоторое смягчение своей вины скажу только то, что была телесная причина этого подавленного состояния — печень. Смягчение же вины в том, что в прежнее время я в таком состоянии сердился на людей, осуждал, теперь же захотелось только, чтобы не осуждать, уйти от них. Знаю, что виноват, но это хоть немножко смягчает.

Ах, как хочется для себя исполнить ваше желание о худож художественном и сколько планов, да не знаю, могу ли еще.2 В дневниковых записях 21, 22 и 23 октября Толстой записал о намеченных сюжетах художественных произведений: «Записки священника», «Записки лакея», «Песни на деревне», «Сон о Генри Джордже». См. т. 57, стр. 155—158. Ну, это как Он хочет. Нарочно нельзя. Любовный привет Гале и всем вам.

Л. Т.

Дата на подлиннике карандашом рукой А. П. Сергеенко: «23 окт. 1909 г.» и карандашом рукой В. Г. Черткова: «Пол. 26 ок.».

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.