НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ

V.
* [О ХАРАКТЕРЕ МЫШЛЕНИЯ В МОЛОДОСТИ И В СТАРОСТИ.]

Когда мы молоды и не знаем всех бесчисленных сторон жизни, мы много думаем, не встречая препятствий и возражений самой жизни, которую мы не знаем; мы делаем сложные выводы, мы далеко заходим на пути мышления; мы умны и знаем это — и это даже правда. Но с годами (ежели мы не были ленивы душою), мы узнаем много новых сторон жизни, много различных взглядов, бесчисленное количество возражений на пути мысли, и на каждом шагу мы натыкаемся на непонятное, неразрешимое, необъятное. Мы мало думаем и много созерцаем.

Говорит, что с годами глупеют.

Думы молодости выражаются логической последовательностью слова, думы старости выше и потому вне области слова. В молодости только возможны планы пересоздания людей — воспитанием, новым экономическим или гражданским устройством общества; в старости же человек чувствует и над собой тот неумолимый закон природы, который царствует над растеньем и животным, и созерцает его. Весь труд жизни привел старика к этому. Глупее или умнее он стал, чем был в молодости? Глупее потому, что он ближе стал теперь к животному и растению, но мудрее потому, что он делается сознательным животным и растением.

Имеяй уши да слышит! Эту формулу говорит энтузиаст Христос, всякий раз как он возвышается на ту высоту мысли, когда нужно не думать, не спорить, т. е. не критиковать и не возражать, а всей всякой душой искать и ловить истину, как бы неясно она не выразилась, когда истина так высоко, что неудобно входит в рамку человеческих слов. —

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.