251.1890 г. Февраль. Я. П.

Ну, вот вам история. Надо поскорее рассказать, а то забуду.

1 Абзац редактора. Служил в сороковых годах в гвардейск гвардейском кавал кавалерийском полку воспитан воспитанник Пажск Пажского корпуса князь Касатский-Ростовцев. Он б был красив, молод, не бедень и любим товар товарищами и начальством. Жизнь он вел не распутную, как все, а все собирался жениться. —

И выбралъ онъ дѣвушку, но наканунѣ свадьбы онъ узналъ, что дѣвушка эта обманывала его, а б[ыла] любовницей важнаго лица, и ее выдавали за него замужъ, чтобы прикрыть грѣхъ. Онъ отказался. Дѣвушка заболѣла и черезъ годъ умерла въ чахоткѣ. Она любила его. Онъ б[ылъ] при ея смерти. Она каялась ему и просила его прощенья. А он чувствовал себя виноватым перед ней. Когда она умерла, он стал думать иначе о жизни и смерти. Он еще с молоду 18 лет б был очень набожен и хотел идти в монахи.2 Зачеркнуто: теперь Тогда его уговорили родные делать, как все, служить, и он поступил в полк. Теперь он вернулся к тем мыслям и чувствам, к которые были в нем тогда, но теперь он уже не сомневался в том, что он б был прав, когда хотел думать не о теле и мирской жизни, а о душе и о Боге, и решил выдти в отставку и посвятить свою жизнь служению Богу.

Он так и сделал. Отца у него не было. Мать сама б была набожна и, хотя3 Зач.: против отговаривала сына, боясь того, чтобы он не раскаялся в своем намереньи, в душе одобряла его. Касат-Ростов[цев Касатский-Ростовцев ] вышел в отставку, отрекся от мира и поступил в монастырь, известный строгостью жизни братии. Ему тогда только минуло 30 лет. Первое время ему4 Зач.: тяжело очень трудно б было в монастыре.5 Зач.: главная борьба его была с плотью похотью женской и с гордостью.Плотской похоти онъ боялся больше всего и постоянно вооружался противъ нея. Оружіемъ противъ нея б[ыло] у него то, чтобы, думая о женщинахъ, думать прежде всего объ умирающей, обманутой своей невѣстѣ такъ, чтобы ея образъ, вызывавшій въ немъ одну жалость, закрывалъ отъ него всѣ другіе женскіе образы; и 2-е то, чтобы никогда не видать женщинъ.6 Переделано из слов: с плотской похотью он справлялся так легко, как не ожидал этого. В воображении его была... Далее зачеркнуто: «но гордость смущала его. Он не гордился ни своим родом ни своим образованием, умом, красотой, но гордился тем, что он пожертвовал всем этим для Бога. И все окружающие, выхваляя его зa это, поддерживали в нем эту гордость». Над последними строками надписано и зачеркнуто: он смирялся перед всеми братьями и он думал, что победил гордость, но в душе своей он гордился именно своим смирением и тем, что он пожертво пожертвовал .

Он прожил в монастыре 7 лет и на 5-м году своей жизни б был пострижен в иеромонахи. На 7-м году его жизни с ним случилось, казалось бы, ничтожное событие, но такое, вследствие к которого он оставил монастырь.7 Зачеркнуто: и удалился в уедин уединенный скит уединен уединенную в келью, построенную в лесу не далеко от монастыря.

Случай, по к которому он оставил монастырь, б был такой: Великим постом он говел и б был в особенно радостном состояний духа, в к котором , как он говорил, он чувствовал близость Бога. Он стоял в один день у всенощной на обычном своем месте, когда монах, отец Никодим, подошел к нему и, поклонившись, сказал, что игумен, служивший в этот день, зовет его к себе в алтарь. Отец Сергий (такое имя в монастыре носил Кас-Рост[овцев Касатский-Ростовцев ]), всегда не любивший допускать разговоры во время службы, нынче особенно не желавший нарушать своего настроения, поклонился Никодиму и, исполняя обет монашеского послушания, тотчас же пошел, куда его звали.

В алтаре стоял настоятель в облачении и улыбаясь, говорил что-то с генералом, к которого сейчас же узнал О Отец С Сергий . Это б был бывший командир их полка. Генерал этот теперь занимал важное положение, и О Отец С Сергий тотчас же заметил, как О Отец И Игумен ласкался к нему. Вид этот оскорбил и огорчил О Отца С Сергия и чувство еще усилилось, когда он услыхал от игумена, что вызов его, От Отца Серг Сергия , ни на что другое не б был нужен, как только на то, чтобы удовлетворить любопытство генерала увидать своего прежнего сослуживца, как он выразился.

8 Абзац редактора. — Очень рад вас видеть в ангельском образе, сказал ген генерал , протягивая руку, — надеюсь, что вы не забыли старого товарища.

9 Абзац редактора. Все лицо иг игумена , среди седин красное и улыбающееся, как бы одобряющее то, что говорил ген генерал , выхоленное лицо генер генерала с самодовольной улыбкой, запах вина изо рта генер генерала и сигар от его бакенбард,10 Слова: запах вина изо рта генерала и сигар от его бакенбард вписаны между строк. все это взорвало От Отца Серг Сергия . Он поклонился иг игумену и сказал: — Вы призвали меня? Что вам угодно?

11 Абзац редактора. Иг Игумен ск сказал : — Да повидаться с ген генералом .

12 Абзац редактора. От Отец иг игумен , я ушел от мира, чтобы спастись от соблазнов.13 Зачеркнуто: Я не довольно силен, чтобы противиться искушению, если ж За что же вы здесь подвергаете меня им. Во время молитв и в храме Божием?

— Иди, иди,14 Переделано из: идите, идите, — вспыхнув и нахмурившись, сказал игумен.

На другой день б было объяснение, вследствие к которого О Отец С Сергий оставил монастырь. Он просил прощенья у иг игумена и братии за свою гордость, но вместе с тем, после ночи, проведенной в молитве, решил, что ему надо оставить монастырь.

От Отец Серг Сергий еще и в миру и особенно в монастыре сделал себе привычку решать все свои сомнения с Богом. Если ему надо б было на что решиться, он становился на молитву и до тех пор молился, пока сомнение уничтожалось, и он слышал (как он говорил), голос, к который произносил решение, к которое он должен б был принять. — Так б было и теперь. Голос сказал ему, что он должен оставить монастырь и поселиться в пустыне.

15 Абзац редактора. Он еще не знал, где и как он поселится, как чрез неделю после этого16 Зачеркнуто: одна старушка помещица архимандрит, посетивший монастырь, узнавши о случившемся, предложил Отцу Сергию поселиться в заброшенном скиту около его монастыря в другой соседней губернии. От Отец Серг Сергий принял предложение и поселился в одной из келий заброшенного скита. Нашлись люди, к которые захотели служить О Отцу С Сергию и стали доставлять ему пищу.17 Зачеркнуто: пищу О Отцу С Сергию приносили только хлеб

В уединен уединенной келье этой прожил О Отец С Сергий еще 7 лет. Сначала О Отец С Сергий принимал многое из того, что ему приносили, — и чай, и сахар, и белый хлеб, и молоко, и одежду, и дрова, но чем дальше и дальше шло время, тем строже и строже устанавливал свою жизнь О Отец С Сергий , отказываясь от всего излишнего, и наконец дошель до того, что не принимал больше ничего, кроме черного хлеба один раз в неделю. Все18 После слова: все написано случайно незачеркнутое слово что то, что приносили ему, раздавал бедным, приходившим к нему.

Все время свое О Отец С Сергий проводил в келье на молитве или в беседе с посетителями, к которых все становилось больше и больше. Выходил О Отец С Сергий только в церковь раза три в год, и за водой, и зa дровами, когда была в том нужда.

Посетителей стало приходить все больше и больше, и около его кельи поселились монахи, построилась церковь и гостинница. После 7 лет прошла далеко слава про Отца Сергия, как всегда преувеличивая его подвиги. Стали стекаться к нему издалека и стали приводить к нему болящих, утверждая, что он исцеляет их.

Первое посѣщеніе больного 14 лѣтн[яго] мальчика, к[отораго] привела мать къ О[тцу] С[ергію] съ требованіемъ, чтобы онъ исцѣлилъ его, б[ыло] для него тяжелымъ испытаніемъ. О[тц]у С[ергі]ю и въ мысли не приходило, чтобы онъ могъ исцѣлять болящихъ. Онъ считалъ бы такую мысль великимъ грѣхомъ гордости, но мать, приведшая мальчика, неотступно молила его, валяясь въ ногахъ, говорила: зa что онъ, исцѣляя другихъ, не хочетъ помочь ея сыну, каялась въ своихъ грѣхахъ, просила ради Христа; на утвержденія О[тца] С[ергія], что только Богъ исцѣляетъ, говорила, что она проситъ его только наложить руку и помолиться. О[тецъ] С[ергій] отказался и ушелъ въ свою келью.

Но на другой день (это б было осенью, и уже ночи были холодные), он выйдя из кельи за водой, увидал опять ту же мать с своим сыном, 14-летним бледным исхудавшим мальчиком,19 Зачеркнуто: страдавшим какой-то непонятной болезнью и услыхалъ тѣ же мольбы. О[тецъ] С[ергій] вспомнилъ притчу о неправедн[омъ] судьѣ и, прежде не имѣвши сомнѣнія въ томъ, что онъ долженъ отказатъ, почувствовалъ сомнѣніе; а почувствовавъ сомнѣніе, сталъ на молитву и молился до тѣхъ поръ, пока въ душѣ его не возникло рѣшеніе. Рѣшеніе б[ыло] такое, что онъ долженъ исполнить требованіе женщины, что вѣра ея можетъ спасти ея сына; самъ же онъ, О[тецъ] С[ергій], въ этомъ случаѣ ничто иное какъ ничтожное орудіе, избранное Богомъ. И выйдя къ матери, О[тецъ] C[ергій] исполнилъ ея желаніе, положилъ руку на голову мальчика и сталъ молиться.

20 Абзац редактора. Мать уехала21 Слово: уехала зачеркнуто очевидно по ошибке. с сыном, и через месяц мальчик выздоровел и по округе прошла слава о святой целебной силе старца Сергия, как его называли теперь. С тех пор не проходило недели, чтобы к О Отцу С Сергию не приходили, не приезжали больные. И не отказав одной, он не мог отказывать и другим, и накладывал руку и молился. И исцелялись многие, и слава О Отца С Сергия распространялась дальше и дальше.

Так дожил О Отец С Сергий до 50[-ти] летнего возраста. Он уже 20 лет был монахом; из к которых 7 л лет прожил в монастыре и 13 л лет в уединении. От Отец С Сергий имел вид старца: борода у него б была длинная и седа, но волосы, хотя и редкие, еще черные и курчавые.

На маслянице этого 20-го года жизни Сергия в монастыре, из соседнего города, после блинов с вином, собралась веселая компания богатых людей, мущин и женщин, кататься на тройках.22 Зачеркнуто: погода и дорога были прекрасны Компания состояла из двух адвокатов, одного богатого помещика, офицера и 4-х женщин. 2 были жены офицера и помещика, одна была девица, сестра помещика, и 4-я была разводная жена, красавица, богачка и чудачка, удивлявшая и мутившая город своими выходками.

Погода была прекрасная, дорога, как пол. Проехав 8 верст за город, остановились и началось совещание, куда ехать: назад или дальше.

— Дa куда ведет эта дорога? — спросила Маковкина, разводная жена, красавица.

— В Т., отсюда 12 верст, — сказал адвокат, ухаживавший за М Маковкиной .

Ну а потом?

— А потом на Л., через монастырь, где Касаткин живет.

— Касаткин? Этот красавец пустынник?

— Да.

— Медам! Господа! Едемте к Касаткину. В Т. отдохнем, закусим.

— Но мы не доспеем ночевать домой.

— Ничего, ночуем у Касаткина.

— Положим, там есть гостиница монастырская и очень хорошо. Я б был , когда защищал Махина.

— Нет, я у Касаткина буду ночевать.

— Ну уж это даже с вашим всемогуществом невозможно.

— Не возможно? Пари.

— Идет. Если вы ночуете у него, то я — чтó хотите.

— A discrétion.23 [На что угодно].

— И вы тоже.

24 Абзац редактора. — Ну, да, едемте.

Ямщикам поднесли вина. Сами достали ящик с пирожками, вином, конфектами. Дамы закутались в белые собачьи шубы. Ямщики25 Зачеркнуто: повернулись ухарски боком поспорили, кому ехать передом, и один, молодой, повернувшись ухарски боком, повел длинным кнутовищем, крикнул, и залились колокольчики, и завизжали полозья. —

Опубликовано по копии В. Г. Черткова в книге: Л. Толстой, «Полное собрание художественных произведений», т. XIV, Государственное издательство, М. -Л. 1930, стр. 211—212. По автографу публикуется впервые. Письмо хранится в АТБ. На подлиннике пометка Черткова с обозначением даты и места написания отсутствует.

Письмо не могло быть написано позднее, чем в мае 1890 г., так как Чертков в письме от 3 июня 1890 г. сообщал, что отправил Толстому одно его письмо с копией, причем из дальнейшей переписки Толстого с Чертковым ясно, что речь идет именно об этом письме.

Слова: «посылаю вам одно ваше письмо» наводят на мысль, что письмо это было получено Чертковым сравнительно давно. По сообщению Черткова, оно было написано после разговора, в котором Толстой поделился с ним мыслью написать повесть «О. Сергий», причем Чертков просил его записать сюжет этой повести возможно скорее. Слова письма: «надо поскорее рассказать, а то забуду» заставляют думать, что Толстой выполнил просьбу Черткова и сделал набросок начала повести «Отец Сергий», содержащийся в этом письме, в ближайшие дни после разговора с Чертковым. Толстой и Чертков в первой половине 1890 г. виделись друг с другом лишь один раз, когда Чертков пробыл в Ясной поляне с 28 по 30 января. Таким образом следует предположить, что письмо написано в начале февраля 1890 г. Это предположение подтверждается и тем обстоятельством, что единственная запись в Дневнике Толстого в период с января до конца мая 1890 г., связанная с сюжетом «О. Сергия», относится к 3 февраля. Вместе с тем оно совпадает с сообщением Черткова, записанным с его слов и напечатанным в примечаниях к первой публикации «Отца Сергия», в котором указывается, что это письмо было первым после того, как Чертков уехал от Толстого. См. «Посмертные художественные произведения Льва Николаевича Толстого» под редакцией В. Г. Черткова, т. II, изд. А. Л. Толстой, М. 1911, стр. 233—234.

Опасаясь, что повесть останется ненаписанной и желая втянуть Толстого в работу над нею, Чертков переписал полученное им письмо, оставляя между строками возможно больше места для дальнейших поправок, и возвратил Толстому переписанное вместе с подлинником. Этим объясняется то обстоятельство, что подлинник комментируемого письма отсутствует в архиве Черткова, где сохранились все письма Толстого, а находится в архиве Толстого.

См. т. 31.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.