7. Дневник помещика.

28 Мая. В 8-мь часов вечера я позвал к себе старосту Василья — молодого красивого мужика из богатых ямщиков, который ходит в синем казакине и говорит красноречиво, путая господские обороты с крестьянской речью, и Осипа Наумова, мужа моей кормилицы, бывшего старосту,231 В подлиннике: старосты известного за колдуна, хозяина и пчеловода. — Осипу Наумову лет 60, но на вид не более 40. Он приземист, очень белокур, глаза всегда смеются. Он умен, речист и гордится тем, что знает солнечные часы и планы, что не мешает ему быть вполне народным как в жизни, речах, так и приемах. — Я объявил им, что намерен отпустить всех крестьян по оброку, и созвал сходку для того, чтобы узнать, согласен ли будет мир на оброчное положение при следующих 2 -х условиях: 1) чтоб крестьянския земли все отмежеваны были к одному краю, и 2) чтоб дело я имел не с каждым отдельным крестьянином, а с обществом, при чем общество за недоимки обязано выставлять по урочной плате232 известное нужное число рабочих.

Василий сказал, что размежевку земли составить слишком затруднительно, на что я ответил, что затруднения не остановят меня. Осип сказал, что иметь дело с обществом невозможно, потому что найдется слишком много лежебоков. — Он не понял меня. Когда я объяснился лучше, он замолк. Я перешел к сходке. — Здраствуйте (я не знал, сказать ли ребята или друзья или мир и промычал что-то), сказал я и спросил, нет ли жалоб и довольны ли начальниками. — Все молчали, я смотрел на Матвея Егорова, богатого ямщика. — Так довольны, — повторил я. — Чтож... сказал кто-то. — Стало быть довольны, — повторил я опять после долгого молчания и перешел к изложению моего предложения. Когда я сказал, что даю еще по полдесятины на душу, двое поклонились. Я сказал, что дело не в благодарности (они перестали тотчас же), а в том, чтобы ответили мне на два вопроса. Когда *** я объяснял, как я понимаю мои отношения к обществу, многие изъявили одобрение. — Когда я говорил о перемежевке, В Василий объяснил, что та самая233 В подлиннике: те самые отходящая земля, 25 десятин, приступит к крестьянскому полю. Я ничего не понял и выразил ему это, но один из мужиков понял, что то была речь о земле барской в крестьянском клине, которая поступит в число 1/4 д десятины на душу. — Предоставив решить дело между собой, я ушел домой. Часа через 1 1/2 пришли Василий и Осип и объявил Василий, что насчет общества согласны, чтоб я положил сумму на всех и сказал, какую еще землю даю, чтобы они знали, сколько мне платить могут. Общинное начало не удивило их, они еще развили его. Насчет размежевки земли же они изъявляли свое несогласие, предполагая, что вся крестьянская земля будет переделяться между ними и между мной; причем Осип прибавил, что ежели я у них за С.234 Буква С. написана неясно и читается предположительно верхом землю отмежую, то они без хлеба останутся. Они видимо предполагали во мне умысел обобрать их. Когда я объяснил, что перемежевки не будет, исключая наивозможного сосредоточения в одно всей моей земли, они согласились. При этом я показал это, как я понимаю, на плане. Осип старался не столько понимать, что я говорил, сколько уколоть Василия его незнанием плана. О цене же я сказал, что прежде назначения её хочу определить все условия, и что тогда пусть сами скажут, что могут дать. Я купец, они покупатели. Это понравилось Осипу. Еще я сказал им передать миру, чтобы определили справочные цены работ, весьма неудачно объяснив необходимость не набавлять цены, тем, что я не буду брать их по высоким ценам зарабатывать оброк, и приказал старосте поговорить с владельцами всех долженствующих перемежеваться земель о их требованиях.

Они ушли, но я не вытерпел и в темноте подошел к забору, от которого мог слышать их речи. Объяснение перемежевки понравилось, говорили все вместе. Свеже навозные земли были одним затруднением; кто-то один сказал, что коли у кого отойдет навозная земля, то миром навозить ее, и все согласились. Владельцами перемежевывающихся земель оказались все и все согласились. Насчет справочных цен почти единогласно чрезвычайно умеренно назначили цены: пахоту 1 р. сер., косьбу крюком 50 к. с. и т. д. Доводом к тому, чтобы не набавляли лишнего, было то, что коли дорого назначить — будут работать чужие, и своим придется брать дешевле. Как они меня поправили!

Я подошел к ним; сняли шапки и замолкли. Говорил только староста, Осип и Резун, бездомовник, умный плотник, говорун, лет 60, но на вид 40, худощавый, остроносый, с бородой. Я требовал, что чтобы надели шапки, говоря, что с шапками голос пропал. Дружелюбно смеялись: цель сходки нравилась. Резун предложил взять земли на мальчиков. Осип нетерпеливо подернул плечом и отвернулся. Я сказал, что земли даю только те, которые находятся в владении. Поняли, что Резун бил на нечистое дело. —

Я предложил вопрос о том, сколько хотят сенокоса в одном месте, чтобы ни мне, ни миру обидно не было. Резун сказал, что половину дать им. Я ответил, что он судит скоро, чтоб подумал: цена оброка будет зависеть от того, сколько у них будет земли. Замолчали и звуки одобрения. Я простился и пошел, они тоже пошли, громко разговаривая. Завтра дадут ответ о сенокосе. —

29 Мая. В 9 часов мне сказали, что собралась сходка. Я пошел к ним и предложил вопрос о сенокосе. Вообще заметно было уныние, непохожее на вчерашнее расположение духа. О сенокосе мне сказали, что у них сена слишком мало и желали бы иметь больше, именно Арковск Арковский верх и т. д. Я пошел с Осипом смотреть на плане. Он многозначительно поводил пальцом и растолковал мне. Мы решили определить так, что я отдаю все покосы, исключая некоторых. Я вышел снова к ним из конторы и предложил вопрос235 о сене так: хотите взять по вольному контракту или нет, и какую назначите цену? Осип сказал: рублей 20, — как будто не понимая, в чем дело — предложил то есть 1/3 настоящей цены. Я снова ушел в контору, посоветовав им совещаться. Я с глаза на глаз объявил Василию цену, за которую я хочу отпустить. Он нашел цену небольшою. Сообщил ему мысль приобщить дворовых к общине. Он понял так, что крестьяне будут нанимать у дворовых. — Сообщил тоже Осипу о дворовых, ему понравилось. Осип сказал вдруг, что о сенокосе несогласны, не зная цены. Вышел к ним, объяснил о дворовых всем, обращаясь преимущественно к Резуну. Он вдруг сказал, что вообще отвечать общиной несогласны. Мы разошлись совсем. Они сказали, что с барщиной много довольны и жить хорошо, ежели бы я прибавил сенокоса и земли. Снова я спросил, как могут быть несогласны, не зная цены. Просили открыть цену. Я сказал. Молчание. Резун сказал: нельзя. Какой то дерзкий голос, с желанием уколоть меня, как мне показалось:236 этаким оброком нас всех раззорите. — Много голосов, все из бедных и бездомовных: за что общество будет отвечать за неимущих и полтора оброка платить? Я доказывал, что заработают барщиной, одной поденной работой в 1 1/2 раза больше. Умолкли. Я предложил советоваться и ушел. Вызвал старосту, прося его убедить их. Он обещал, как дело весьма для него легкое. Снова я пошел к ним. Уже толковали о том, сколько платить старикам без земли. Просили прибавить земли на мальчиков и убавить цены, я назначил каждый день сходки и ответ в Троицын день через 5 дней. —

3 Іюня. Троицын день *** . Сходки не было, потому что я не приказал старосте, а только сказал мужикам на сходке. Василий однако утром сказал мне, что мужики решительно несогласны, что Осип сказал, что и 10 р. не заплатить, а Резун один согласен. Вечером на Груман Груманте встретил Кирилу, Анисимова брата, в лесу и заговорил с ним; он сказал, что нынешний год тяжел падежем лошадей, и поэтому оброк невозможен. Потом подъехал к Осипу: он с сдержанной улыбкой умного человека, который проник, что его хотят надуть и не поддается, сказал, что придется платить по 150 рублей за нищих, что оброк велик и что староста угнетатель.

Встретил Резуна, тот сказал, что он не понимает упорства других, что он согласен и что надо поговорить еще. Потом подъехал к Даниле (богатый семейный мужик, из ямщиков, худой, бледной, неподобострастный, но добродушный и очень умный). Он подошел ко мне, когда я заговорил об оброке, с лицом выражаюицим стыд за меня, что я притворяюсь и лгу. Он отделался общими местами, говоря, что и за мной жить хорошо, что при папеньке моем за ними оброк тоже не стоял. Часов в 10 я пошел ходить с Васильем и рассказал ему весь свой план. Василий понял, не удивился и сказал, что он как пред Богом, так и передо мной, объяснит, что237 на сходке они имеют в разуме, что я хочу сделку сделать, теперь обязательство взять, так как знаю, что в коронацию всем будет свобода, и главное от этого не соглашаются. Они и не знали, что я намерен пересадить на оброк с осени. Но трудно будет разуверить в том, что я их обманываю. Завтра открою им свою мысль и допущу оброк хотя нескольких, ежели не захотят обществом.

5 Іюня. Нынче была сходка. Когда я спросил: желают ли на оброк обществом, долго все молчали и потом стали говорить, что дорого, и что некоторые пойдут может *** быть . Сказали только, что несогласны, когда я спросил: несогласны? Говорили, что хлеба нет и придется платить по 92 рубля, что некоторые пойдут. Я объяснил, что все дело решится только осенью. Молчание... Я вошел в контору и из окна начал говорить: что цель моя в том, чтобы они откупились. Молчание. Что произойти это не может раньше выкупа из Совета, 24 лет. Яков, — белобрысый бойкий мужик сказал, что никто не доживет до этого срока. Звуки одобренья. — Сказали, что оброк велик и что и так жить хорошо. Я предложил итти на оброк тем, которые хотят, и составить общество. Звуки238 звуки, вместе с предыдущими словами: согласились почти одобрения; но когда я сказал, что остальные пусть вместе с другими сделают условие — контракт, послышались испуганно-недовольные возражения, что может сдѣлать сделаться 239 В подлиннике: сделать болезнь и из всего общества 10 человек останется. Я сказал (необдуманно), что контракт нельзя сделать иначе, как когда все пойдут, а потом сказал, что можно и совсем, вообще изложил неясно. — Сначала напали бедняки, и из первых Яков, на то, что оброчным нечего ходить, ежели не все. Я объяснил, что каждый свободен; потом возразили, что пусть лучше останется на прежнем положении, а то кормить в голод некому будет, и выйдя из оброка я не приму его. — Возвратились к оброку, просили отсрочку до осени; когда я сказал, что нужно мои поля бросить, они предлагали нанять их. Я сказал им пункты условия, все изъявили неудовольствие и к подписке выражали страх. Потом я заметил, что ежели свобода будет дана общая, то условия контракта моего пусть будут недействительны. С ужасом восставали на всякое поползновение к подписке и обращались к оброку. Я сказал, что подписка для того, чтобы связать наследников. Они сказали, что им все равно и у Мараюшниковажить. — Даже те, которые были за оброк, замолкли. Стали льстить и врать официально. Вы наши отцы, нам хорошо. Резун вдруг предложил отдать им всю землю. Я предложил ему отдать мне свой армяк и сапоги. Засмеялись. Я возвратился к подписке. Оскорбленно говорили, что никак нельзя, как можно, отцы не делали, и дети пусть служат, как будто я предлагал им дать подписку в том, что каждый будет осквернять святыню. Данило, к которому я приступил, требуя объяснения отказа и объясняя его надеждой воли без выкупа, божился мошеннически, и все одобрительно подтверждали его слова, что они ничего не знают. Он сказал, что дети пусть тоже служат барину. — Да, я сказал, разве им не лучше будет? Нет, — ответил он, и все подхватили, — вольным жить хуже. И опять начали не то льстить; видно они испугались чего-то, чего — еще я не понял. — Я сказал, что все-таки пусть потолкуют, согласны ли на контракт, и кто согласен на оброк? Голос из толпы, что на оброк никто не пойдет, и все одобрительно молчали. Я отошел в сад и минут через 5 вернулся. Никого уже не было. Все разошлись молча, плотники толковали с старостой о сваях. Как будто нынешние мои слова были уже так глупы, что не стоили никако никакого внимания. Староста, с которым я после заговорил об этом деле, сообщил мне, что когда он начал говорить им, они и слушать не стали и разошлись молча. Староста, который на мою сторону клонит и, как богатый мужик, должен желать свободы, объяснял их несогласие действительно тем, что свободным хуже.240 В подлиннике: лучше (по описке). Он подтверждал это примерами. Завтра напишу черновое условие и дам им. —

6 Іюня. Вот черновой Договор, который *** я дал старосте и который он одобрил, с тем, чтобы дать его читать крестьянам. Староста объяснил мне, что они действительно ожидают вольной в Коронацию и что они боятся, *** что я их надую.

7 Іюня. Я велел собрать стариков. Староста же сделал весьма неудачный выбор. Влас, болезненный развратный старик. Мороз, добродушный плут, который отвечал мне, что он глух. Владимир,241 умный добрый, но тупой мужик, Резун, Осип и Данило. Староста им прочел еще прежде меня, я прочел снова. Резун говорил, что понимает, когда же я приступил с вопросами: хотят или нет? сказали, что лучше по старому, что мы готовы, — одним словом, не отвечали на вопрос. — Осип сказал, что хуже бы не было от того, что 3 дня; я доказывал нелепость его слов. Он сказал, что он стар, — с молодыми поговорите. Потом сказал, что начальства будет много. — Данило— злобной плутовской брюнет. Ямщик. Косится на других, когда говорит. Говорил, что они глупы, не понимают. — Лучше служить постарому, и что они не доживут воли. Наконец, когда я нападал на их недоверие и скрытность, Резун, которому между прочим, нужно от меня лошадь, сказал, что он скажет все: надеятся свободы, а я их свяжу подпиской.

Я прочел последний пункт, опять толковал, просил об одном, чтобы со мной советовались. Стали сговорчивей и обещались подумать. Воскресенье велел созвать общую сходку. — На этой сходке Резун снова, как будто обещая согласиться, просил прибавить земель, и все подтверждали.

Черн Черновое письмо Гр. Блудову. —

Ваше Сиятельство,

Граф Дмитрий Николаевич!

Уезжая из Петербурга я, кажется, имел честь сообщать Вам цель моей поездки в деревню. Я хотел242 хотел и снова восстановлено разрешить для себя в частности вопрос об освобождении крестьян, занимавший меня вообще. Перед отъездом моим я даже подавал докладную записку Т Товарищу М Министра В Внутренних Д Дел , в которой излагал те основания, не совсем подходящия к законам о вольных хлѣб хлебопашцах и обяз обязанных крест крестьянах , на которых я намерен был сделать это. Г-н Министр передал мне словесно через своего товарища, что он одабривает мой план, рассмотрит и постарается утвердить подробный проэкт, который я обещал прислать из деревни. — Приехав в деревню, я предложил крестьянам итти вместо барщины на оброк вдвое меньший, чем оброк в соседних деревнях. Сходка отвечала, что оброк велик и они не в состоянии будут уплатить его. Я предлагал заработки — несогласие. Я предложил им выйти в обязанные крестьяне работой по 3 дня в неделю, с прибавками земли, с тем, чтобы, по истечении243 В подлиннике: истечению 24 лет, срока выкупа именья из залога, они получили вольную с полной собственностью на землю. К удивлению моему они отказались и еще, как бы подтрунивая, спрашивали, не отдам ли я им еще всю и свою землю. — Я не отчаявался и продолжал почти месяц каждый день беседовать на сходках и отдельно. Наконец я узнал причину отказа, прежде для меня непостижимого. Крестьяне, по своей всегдашней привычке к лжи, обману и лицемерию, внушенной многолетним попечительным управлением помещиков, говоря, что они за мной счастливы, в моих словах и предложениях видели одно желание обмануть, обокрасть их. Именно: они твердо убеждены, что в коронацию все крепостные получат свободу, и смутно воображают, что с землей, может быть, даже и со всей — помещичьей; в моем предложении они видят желание связать их подпиской, которая будет действительна даже и на время свободы.

Все это я пишу для того только, чтобы сообщить вам два факта, чрезвычайно важные и опасные: 1) что убеждение в том, что в коронацию последует общее освобождение, твердо вкоренилось во всем народе, даже в самых глухих местах, и 2) главное, что244 понятие вопрос о том, чья собственность — помещичья земля, населенная крестьянами, чрезвычайно запутан245 В подлиннике: запутанно по согласованию с зачеркнутым: понятие в народе и большей частью решается в пользу крестьян, и даже со всей землею помещичьею. Мы ваши, а земля наша. Деспотизм всегда рождает деспотизм рабства. Деспотизм королевской власти породил деспотизм власти черни. Деспотизм помещиков породил уже деспотизм крестьян; когда мне говорили на сходке, чтобы отдать им всю землю, и я говорил, что тогда я останусь без рубашки, они посмеивались, и нельзя обвинять их: так должно было быть. Виновато правительство, обходя везде вопрос, первый стоящий на очереди. Оно теряет свое достоинство (dignité) и порождает те деспотическия толкования народа, которые теперь укоренились. Инвентари. Пускай только Прав Правительство скажет, кому принадлежит земля. Я не говорю, чтобы непременно должно было признать эту собственность за помещиком, (хотя того требует историческая справедливость), пускай признают ее часть за крестьянами или всю даже. Теперь не время думать о исторической справедливости и выгодах класса, нужно спасать все здание от пожара, который с минуты на минуту обнимет *** его . Для меня ясно, что вопрос помещикам теперь уже поставлен так: жизнь или земля. И признаюсь, я никогда не понимал, почему невозможно определение246 В подлиннике: определения собственности земли за помещиком и освобождение247 В подлиннике: освобождения крестьянина без земли? Пролетариат! Да разве теперь он не хуже, когда пролетарий спрятан и умирает с голоду на своей земле, которая его не прокормит, да и которую ему обработать не чем, а не имеет возможности кричать и плакать на площади: дайте мне хлеба и работы. У нас почему-то все радуются, что мы будто доросли до мысли, что освобождение без земли невозможно, и что история Европы показала нам пагубные примеры, которым мы не последуем. Еще те явления истории, которые произвел пролетариат, произведший революции и Наполеонов, не сказал свое последнее слово, и мы не можем судить о нем, как о законченном историческом явлении. (Бог знает, не основа ли он возрождения мира к миру и свободе). Но главное, в Европе не могли иначе обойти вопроса, исключая Пруссии, где он был подготовлен. У нас же надо печалиться тому общему убеждению, хотя и вполне справедливому, что освобождение необходимо с землей.


Печалиться потому, что с землей оно никогда не решится. Кто ответит на эти вопросы, необходимые для решения общего вопроса: по скольку земли? или какую часть земли помещичьей? Чем вознаградить помещика? В какое время? Кто вознаградит его? Это вопросы неразрешимые или — разрешимые 10 летними трудами и изысканиями по обширной России. —

А время не терпит, не терпит потому, что оно пришло исторически, политически и случайно. Прекрасные, истинные слова Г Государя , сказанные в М Москве , облетели все Государство, все слои, и запомнились всем, во первых, потому что они сказаны были не о параде и живых картинах, а о деле близком сердцу каждого, во вторых, что они откровенно-прямо-истинны. — Невозможно отречься от них, опять потому что они истинны, или надо уронить в грязь prestige248 *** обаяние, престиж трона, нельзя откладывать их исполнения, потому что его дожидают люди страдающие.

Пусть только объявят ясно, внятно, законом обнародованным: кому принадлежит земля, наход находящаяся в владении крепостных, и пусть249 назначать срок 6 м. в который объявят всех вольными, с условием оставаться впродолжение 6 месяцев на прежних условиях, и пусть под надсмотром чин чиновников , назначен назначенных для этого, прикажут составить условия, на которых останутся отношения крест крестьян с помѣщ помещиками , пусть допустят даже свободное переселение с земель и определят по губерниям minimum его. Нет другого выхода, а выход необходим. — Ежели в 6 месяцев крѣп крепостные не будут свободны — пожар. Все уже готово к нему, недостает изменнической руки, которая бы подложила огонь бунта, и тогда пожар везде. Мы все говорили: это много труда, обдумыванья, времени. Нет! время приспело. Есть 3 выхода: деньги! Их нет. Рассчетом уплатой — время времяни нет. И 3 — без земли. Можно после утвердить.250 Со слов: Мы все кончая: утвердить. — вписано карандашом, очевидно наспех, для памяти, фразы остались неотделанными, и потому общий смысл их не совсем ясен. Первая приготов приготовительная мера — объявление, нечего скрываться, все знают. —

10 Іюня. Была окончательная общая сходка. Долго молчали на мой вопрос: согласны ли? наконец один маленькой плюгавый бедняк заговорил за всех и объявил, что несогласны. Общее мычанье подтвердило. Резун объяснил причины, будто бы 1) что я не даю сенокоса и 2) что мальчики будут подрастать, земли понадобятся, и не откуда их будет взять, и 3) что по 24 лет им одних своих земель мало. * Я отвечал, что сенокосы дам и земли буду давать по требованию.

Опять жалобы на недостаток хлеба, сенокосов и поголовную работу, которая их раззорила совершенно. (По журналу не выходит 130 дней на тягло). Я сказал, что одно средство — подписка. — Вопль, что мы непротивничали, как служили, так и будем, не было бы хуже за больных отвечать. Я решил, что дело прямо невозможно и предоставил один оброк, осенью решится дело. —

* Опять является смутное понятие о их собственности на всю землю. — Потом я предложил земли; никто не хотел брать, говоря, что для этого нужно принуждать: очевидное противоречие с 2 -м доводом Резуна.251 Со слов: Опять является до Резуна вписано карандашом.

Мир, как правила детской игры, compétent252 *** сведущий в решении дел о сенокосах, но перенесите его в другую сферу, дайте ему другую задачу, задачу о выходе из помещичьей власти, он не только не решает, но сам уничтожается, и остаются невежественные бессмысленные единицы. Контракт с ними невозможен, я решил одно — оброк, для т того завести своих рабочих. Когда все будут на оброке, еще раз предложу контракт.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.