* ОПРЕДЕЛЕНІЕ РЕЛИГІИ — ВЕРЫ.
(1875—1876 гг.)
Слово религія-вѣра есть слово понятное и несомнѣнное для всѣхъ вѣрующихъ, но для невѣрующихъ, для людей не имѣющихъ религіи или полагающихъ, что они не имѣютъ ея, слово это требуетъ точнаго опредѣленія, для избѣжанія недоразумѣній. Слово это, и соотвѣтствующее ему понятіе какъ и бòльшая часть словъ отвлеченныхъ (которыхъ я называю метафизическими
метафизических
как слова: жизнь, сила, смерть, желанье и т. д., имеет два значения: значение личное (
Религия есть свод в одно согласное целое всех546
моих знаний
объяснений или ответов на те неизбежные и единственно интересные в жизни вопросы относительно547
личной и общей
жизни и смерти, на которые разум548
не может дать ответов. И свод такого рода,
Религия по этому определению не только не может противоречить данным разума549
З ач.: или знанию
или жизни, но всякое знание и всякий акт жизни550
В зачеркнутых словах: имеет целью автор зачеркнул только второе слово, но по ошибке оставил первое, вследствие чего текст всей фразы лишился общей связи.
основывается только551
на уяснении и содействии установлению общего
И так верования могут мне казаться ложными, но вера,
Но на наш.