НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ

* VII.
О РЕЛИГІИ. 108 Первоначальное заглавие было: Можно ли доказывать религию.

Любопытна бы была книга, которая собрала бы все доказательства109 справедливости религии существования живого, свободного Бога, которые были делаемы со времени существования рода людского. Это была бы книга самая безбожная. Разнообразие приемов мысли для доказательств110 обличило бы слабость доказываемаго существования Бога огромно. Один из последних приемов доказательств кажется мне самым сильным, потому что, они говорят 111 Слова: они говорят зачеркнуты и по ошибке восстановлены. он главной своей основой берет человеческую природу; но в чем состоит его сила, в том же его и слабость.

Они говорят: во всех веках и везде человечеству представлялись вопросы: что я? Зачем я живу? Что будет после смерти? Сам ли независимо явился я и живу, или кто меня сделал и управляет мной?112 Могу ли я просить желаемаго Случайность ли управляет событиями, или есть в них мысль и власть высшая, и есть ли связь между мною и этой высшей властью и могу ли я просить ее — молиться? Еще есть такие же вопросы, и все эти вопросы они называют естественные задачи. Человечество везде и всегда пыталось разрешать эти вопросы. — Стало быть существование и попытки разрешения этих вопросов суть вечные свойства человеческой природы. —

Наука и вера только могут дать ответы. Но наука бессильна, вера — религия одна отвечает на них. — Рассуждение несомненно. Но что же делать человеку, который задает себе вопросы: зачем я живу, есть ли Бог и т. д., и не может удовлетвориться ответом, что есть живой Бог, и что живет он для будущей жизни? Он не удовлетворяется этими ответами не по упрямству, а по тысячам причин, доводов, которые, несмотря на все страстное его желание получить ответ, не позволяют ему допустить ответы о религии, не позволяют ему, может быть, по ложному, как они говорят, устройству его ума. Но что же ему делать? Что делать человеку, которому приходит страстное желание молиться и который вдруг с горечью вспоминает, что не кому молиться, что там ничего нет. А таких людей весьма много, и люди эти точно такие же люди, как и те, которые успокаиваются в вере будущей жизни и в молитве. Рассуждение, выше приведенное, не убедит их. Напротив, сознавая то, что они люди, а что свойство человеческой природы, находящееся в них, не привело их к религии, тогда как оно должно бы было это сделать, они усумнятся в самом рассуждении. Мало-того что усумнятся, они прямо признают его несправедливым, несмотря на его логичность. Как113 сытый больной человек признает несправедливым рассуждение, заставляющее его есть, когда ему не хочется и он не может принимать пищи.

Ошибка рассуждения заключается в следующем: — все человечество и всегда задает себе естественные задачи и пытается отвечать на них. Это несправедливо, как всегда несправедливо все то, что говорится о всем человечестве в пространстве и времени. Человечество и его жизнь в веках не есть понятие, а есть слово, имеющее целью намек на необъятное сцепление событий и мыслей и совершенно непостижимое. (Вследствии этого все выводы историков, говорящих о ходе человечества, суть слова и туманная умственная игра, не имеющая никакого значения; но об этом после.) Человечество есть одно из тех понятий, которые мы можем себе только вообразить, но владеть которым мы не можем; человечество есть ничто, и потому то, как скоро в наших мысленных формулах мы введем понятие человечества, мы точно также, как в математике, введя бесконечно малое или великое, получаем произвольные и ложные выводы. —

Человечество не задает себе и не пытается разрешать никаких задач. Люди, сколько мне известно, в известные периоды жизни, а не всегда задавали себе задачи и искали ответов, и главное, я сам задавал себе задачи и пытался на них отвечать. Вот что должно было сказать вместо «человечество», и вот причина, почему рассуждение пришло для неверующих к безвыходному положению. Сказав же, что известные мне люди и я сам в некоторые минуты жизни имели и имею имеют склонность ставить себе естественные задачи и искать на них ответы, сказав это, я выведу только то, что склонность эта свойственна людям, что многие живут, удовлетворяясь ответами религии; многие же довольствуются одними вопросами без ответов.114 Со слов: многие же до: ответов. зачеркнуто и снова восстановлено. Не довольствуясь ответами религии, остаются без ответа, что не составляет для них несчастья, так как вопросы эти представляются им не постоянно, но временно, и так как вопросы эти успокаиваются страстью, увлечением, трудом и привычкой удалять их. Есть люди и много, которые умирают, не думая о них. Кроме того я из наблюдения выведу то замечание, что участь и тех и других равна. Для людей верующих в самой вере есть тайное115 Можно прочесть: темное чувство сомнения, для неверующих в замен успокоительных ответов есть гордое сознание того, что человек сам себя не обманывает.

116 Абзац редактора.
Выведу я еще то, что религия сама по себе не есть истина, так как религий много есть, было и будет, а есть только произведение человеческого ума, отвечающее на известную склонность, как гадания, годания песни и т. п. . Нам говорят: религия все объяснила; допустив раз существование Бога, вы знаете все: как начался мир? человек? отчего разные языки, отчего радуга? что будет за гробом? и т. д. Это — правда. Все ясно, исключая самой религии, которая тем темнее, чем яснее все остальное. Религий много, и все они просят веры и снисхождения к неразумному основанию, все остальное представляют ясным. Я знаю сумашедшего священника, который говорит, что он Бог Деир, что мать его Гаргара разделила свет на два полушария, над которыми над одним он, над другим Картограй и т. д. У него сложная запутанная мифология, объясняющая начала всех вещей, и он сердится, когда допрашиваешь его о начале, но зато в простых вопросах жизни он с улыбкой показывает вам, как все явления жизни подтверждают его начала и как они ясны. — Для людей же, неудовлетворяющихся религиозными ответами, все явления жизни одинаково неясны, но зa то ни в одном нет более неясности, чем в другом. Почему ростет растение? какая сила сдерживает атомы? также неясно как то, что̀ будет за гробом и как явился первый человек. —

Кругъзнанійлюдскихъестьрѣдконанизанное ожерелье. Бусы — это наши знанія, накоторыянамърадостносмотрѣтьикоторыямыперебираемъсъгордостью, — черная нитка — этохаосъмысли —неизвѣстность, которыйнамъстрашенъ. Религіясъпервобытнымъпріемомътряхнетъожерелье, ивсѣбусывмѣстѣ; только унеяподърукой остаетсявъодномъмѣстѣбольшая доля черной нитки, на которую мы не должны смотрѣть, но за то между сдвинутыми бусами — красота, симетрія, инѣтъпромежутка для сомнѣнія. Невѣрующіеболѣеилименѣеискуснораздвигаютъна равные промежутки бусы, чтобы закрыть нитку, но она видна между каждыми двумя бусами. Задвинемъпромежутокъпередъглазами, тѣмъбольшеонъвъдругойсторонѣкруга.118 В конце текста написано в виде заглавия предполагаемой статьи и подчеркнуто: О либеральности века и конституции. —

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.